Основой технической эксплуатации является техническое обслуживание [2, 4]. Эксплуатационно-техническое обслуживание ВОЛС предусматривает выполнение эксплуатационным персоналом следующих основных функций: охранная работа; техническое обслуживание и профилактика; контроль за техническим состоянием; ремонт; аварийно-восстановительные работы; реконструкция; измерение параметров; защита ОК с металлическими покровами от внешних влияний; контроль герметичности ОК, содержащихся под избыточным давлением.

Техническое обслуживание ВОЛС обеспечивает:

  • бесперебойное действие всех обслуживаемых сооружений, а также подготовку их к работе в особо сложных условиях;
  • содержание всех сооружений в пределах действующих норм и технических условий, а также всемерное улучшение их технического состояния;
  • четкое выполнение действующих правил, руководств и инструкций по вопросам технической эксплуатации;
  • повышение рентабельности предприятий, систематическое снижение трудовых и материальных затрат на содержание обслуживаемых сооружений;
  • внедрение новой техники, передовых методов и научной организации труда;
  • ведение эксплуатационно-технического учета;
  • проведение разъяснительной работы по обеспечению сохранности линейных сооружений.

В зависимости от характеристики трассы кабельной линии, наличия и состояния дорог в разное время года, технической оснащенности участка и т. п. применяются следующие методы организации обслуживания линейных сооружений ВОЛС: централизованный, децентрализованный (участковый) и комбинированный.

Централизованный метод предполагает сосредоточение всего персонала кабельщиков-спайщиков в месте дислокации КУ, моторизованный осмотр трассы, ремонт и профилактику специализированными бригадами, использование радиостанций для связи бригад с КУ.

Децентрализованный метод применяется в случае, когда невозможно организовать моторизованный осмотр трассы. При этом подлежащая обслуживанию трасса разбивается на участки, на каждом из которых, т.е. в непосредственной близости, дислоцируется персонал.

Комбинированный метод предполагает организацию обслуживания одной части трассы централизованно, а другой — участковыми монтерами.

Содержание кабельных линий связи включает в себя техническое обслуживание и ремонт.

Техническое обслуживание подразделяется на текущее (повседневное и периодическое) и планово-предупредительное.

При текущем и планово-предупредительном обслуживании осуществляется:

  • технический надзор за состоянием трассы и выполнение правил охраны средств связи;
  • технический надзор за всеми сооружениями и действием устройств автоматики, сигнализации и телемеханики;
  • проведение профилактических работ;
  • контроль за электрическими и оптическими характеристиками кабеля;
  • устранение выявленных неисправностей;
  • обеспечение аварийного запаса кабеля, арматуры и материалов (в том числе кабеля облегченной конструкции) для быстрого устранения повреждений на линии;
  • содержание в исправном и работоспособном состояние механизмов, транспорта, приборов, приспособлений, инструментов и спецодежды, необходимых для проведения планово-профилактических и аварийно-восстановительных работ;
  • устранение аварий и повреждений;
  • проведение охранно-разъяснительных работ;
  • установка предупредительных знаков;
  • подготовка линейных сооружений к работе в зимних условиях и в период паводков;
  • ведение технического учета и паспортизации;
  • предотвращение повреждений, связанных с выполнением работ по подрыву льда, раскопке грунта, очистке дна водоемов, строительству сооружений в зоне кабельной линии.

При осуществлении технического надзора в процессе эксплуатации необходимо:

  • оповещать местные органы власти, организации, предприятия и стройки, на территории или вблизи которых проходит трасса, о месте прокладки кабеля и о необходимости выполнения ими правил сохранности средств связи;
  • проводить разъяснительную работу среди населения, работников строительных и других организаций и предприятий, расположенных по трассе кабельной линии, о соблюдении мер предосторожности при работах в охранной зоне кабеля;
  • вручать уведомления этим организациям и частным лицам о прохождении подземных кабелей с предупреждением об ответственности за сохранность кабеля при выполнении работ;
  • устанавливать предупредительные знаки в местах сближения кабеля с другими наземными и подземными сооружениями и в зонах ожидаемых строительных работ;
  • осуществлять непрерывный надзор в местах производства земляных и других работ в охранной зоне кабеля и принимать меры его защиты от повреждений;
  • предотвращать размывы и обвалы грунта по трассе кабеля;
  • следить за состоянием замерных столбиков, сигнальных и предупредительных знаков, КИП и других устройств и устранять замеченные недостатки.

Рис. 7.1. Замерные столбики (надписи и условные обозначения выполняются черной (красной) краской на светлом фоне, головка столбика красится в красный цвет)

Рис. 7.1. Замерные столбики (надписи и условные обозначения выполняются черной (красной) краской на светлом фоне, головка столбика красится в красный цвет)

Для обозначения на местности кабельной трассы и муфт, а также запрещения в охранной зоне ОК несогласованных с эксплуатационными организациями раскопок и других работ на трассе устанавливаются железобетонные замерные столбики, предупредительные указательные знаки, плакаты и шлагбаумы. Замерные столбики (рис. 7.1) размещаются на междугородных ли ниях на расстоянии 0,1 м от кабеля с полевой стороны в местах монтажа муфт, на поворотах трассы, на прямолинейных участках трассы на расстоянии один от другого не более 250—300 м, на переходах через водные преграды вблизи выхода кабеля из воды, а также на пересечениях с автомобильными и железными дорогами, подземными коммуникациями разного назначения, с воздушными и кабельными линиями. Установка замерных столбиков на пахотной земле недопустима. В таких случаях они выносятся в направлении дороги за пределы пахотной или окультуренной земли и устанавливаются в местах, где обеспечивается их целостность. Расстояние от замерного столбика к муфте обозначается на лицевой стороне столбика и регистрируется в паспорте трассы кабельной магистрали.

В населенных пунктах, где по местным условиям установка замерных столбиков невозможна, для обозначения мест расположения муфт на стенах домов, оград или других постоянных сооружений крепятся указательные знаки с обозначением номера муфты и расстояния к ней (рис.7.2).

Для обозначения пересечений и сближении трассы ВОЛС с воздушными ЛЭП, связи и проводного вещания, расположенных от кабеля на расстоянии меньше половины высоты опоры, на опорах устанавливают плакат с обозначением расстояния к кабелю (рис. 7.3). Плакат прикрепляется к опоре со стороны проложенного кабеля.

В местах проведения земляных работ, а также в других опасных местах устанавливаются типовые предупредительные знаки (рис. 7.4).

Для запрещения постоянных и временных несогласованных проездов и пересечений трасс ВОЛС транспортными средствами устанавливаются шлагбаумы (рис. 7.5).

Рис. 7.2. Указательный знак обозначения места расположения муфты

Рис. 7.2. Указательный знак обозначения места расположения муфты

Рис. 7.3. Образец плаката на местах пересечений и сближений

Рис. 7.3. Образец плаката на местах пересечений и сближений

Рис. 7.4. Предупредительный знак

Рис. 7.4. Предупредительный знак

Рис. 7.5. Шлагбаум

Рис. 7.5. Шлагбаум

Рис. 7.6. Информационный запрещающий знак для установки на подводных переходах

Рис. 7.6. Информационный запрещающий знак для установки на подводных переходах

Для предупреждения судоводителей о пересечении судового хода подводным кабелем (в этом месте запрещается пользоваться якорями, лотами, цепями-волокушами, проводить землечерпальные работы без согласования с эксплуатационными предприятиями связи) на берегах устанавливаются запрещающие информационные знаки: «Якорь не бросать !» (рис.7.6). Запрещающий знак состоит из сигнального щита и опоры для его крепления. Сигнальный щит изготовлен в форме диска диаметром 150, 200 или 300 см. Диск имеет белый цвет и красную окантовку, символ якоря черного цвета перечеркнут диагональю красного цвет. Ночью или при плохой видимости этот знак освещается часто мигающим желтым сигнальным светом.

Примеры установки запрещающих знаков на водных переходах приведены на рис. 7.7.

Как отмечалось выше, для обозначения на местности трассы ВОЛС с кабелем без металлических элементов используются кроме указательных маркерных знаков также мерные ленты или кабель (рис. 7.8), пассивные маркеры и др.

Рис. 7.7. Установка информационных запрещающих знаков на подводных переходах

Рис. 7.7. Установка информационных запрещающих знаков на подводных переходах:

а-при ширине перехода больше 500 м; б-при ширине перехода меньше 500 м

Рис. 7.8. Маркерный кабель

Рис. 7.8. Маркерный кабель:

а-виды маркерного кабеля; б-расположение маркерного кабеля