5.1. Финансы и финансовая система

5.2. Государственный бюджет

5.3. Налоги и налоговая политика

5.4. Тест 5. Финансовая система. Государственный бюджет

5.5. Вопросы для самоконтроля знаний

5.6. Задачи и упражнения

В рыночной экономике воспроизводственные процессы (производство, потребление, сбережения, инвестиции) могут осуществляться только посредством широкого использования финансового механизма.

5.1. Финансы и финансовая система

Финансы относятся к числу широко распространённых, обобщающих экономических категорий, характеризующих денежные отношения.

Признаки финансов.

Как и ряд других понятий, финансы не могут быть определены посредством лишь одного признака. Они аккумулируют в себе, по крайне мере, три признака. Под финансами понимают деньги и денежные средства, используемые как один из экономических ресурсов. Денежную форму ресурсов производства и потребления именуют финансовыми ресурсами. Это первая сторона финансов.

Вторая сторона финансов связана с широко распространённым термином "финансирование", понимаемом как обеспечение воспроизводственного процесса денежными средствами.

Третья, определяющая сторона финансов, лежащая в основе выделения их как специфической категории, заключается в том, что финансы представляют механизм распределительных отношений.

Финансы органично связаны с деньгами, но это не адекватные понятия. Деньги - материальная основа (субстанция) финансов. Не все денежные отношения являются финансовыми. Последние охватывают лишь ту их часть, которая выражает отношения общественного воспроизводства.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе производства, распределения и перераспределения стоимости валового национального продукта, используемые государством и предприятиями на удовлетворение материальных и социальных потребностей, расширение производства.

Финансовая система.

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то распределение денежных ресурсов происходит прежде всего между различными субъектами хозяйствования. В общей совокупности, образующих финансовую систему, выделяются три крупных сферы (не считая домашних хозяйств): финансы предприятий, учреждений и организация; система страхования; государственные финансы. Так возникает система взаимосвязанных финансовых связей и денежных потоков, представляющих возможность осуществления общественного воспроизводственного процесса.

Рис. 5.1. Денежные потоки между участниками финансовой системы

Рис. 5.1. Денежные потоки между участниками финансовой системы

За каждый из указанных на рисунке стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений, участвующих во взаимодействии производства, потребления, накопления.

Функции финансов.

Сущность финансов, как экономической категории выражается в их функциях. Функции - проявление сущности, специфический способ выражения присущих категории свойств. Исходя из реальной роли, которую выполняют финансы в воспроизводственном процессе можно выделить четыре их наиболее характерных функций: воспроизводственная, распределительная и перераспределительная, стимулирующая, учётно-контрольная.

Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы обеспечивают воспроизводственный процесс на уровне предприятия и общества в целом (бюджет, кредит, денежное обращение). Главное здесь централизованные и децентрализованные ассигнования.

Распределительная функция состоит в распределении и перераспределении финансовых ресурсов между государством, предприятиями и населением, сферами, отраслями, регионами.

Стимулирующая функция финансов выражается в том, что через государственный и местный бюджеты, специальные фонды поддерживается и поощряется разнообразная хозяйственная деятельность.

Учётно-контрольная функция проявляется в том, что финансы становятся универсальным орудием учёта и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением национального продукта.

Рыночной экономики присуще саморегулирование, характеризующееся тем, что методы формирования финансовой базы в различных народнохозяйственных звеньях вырабатываются и используются самими участниками производства. Рыночный механизм, обеспечивает лишь частичное перераспределение средств. В этих условиях государство использует финансовый механизм для достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. Под финансовым механизмом подразумеваются формы, способы организации денежных ресурсов, которые применяются с целью создания условий, наиболее благоприятствующих экономическому развитию.

Определяющее место в системе общегосударственных финансов принадлежит бюджету.

5.2. Государственный бюджет

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет выражает экономические отношения, связанные с образованием централизованного фонда денежных ресурсов государства и его использованием на цели расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения коллективных и индивидуальных потребностей населения.

Бюджет и бюджетная система.

Бюджетная система образует один из элементов в целом экономической системы, воплощающий базисный способ финансового регулирования экономики. Бюджет - это смета правительственных доходов и расходов по источникам поступления и статьям использования. Государство осуществляет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов,. их распределению и перераспределению, использованию для выполнения имманентных функций - политических, экономических, социальных. При государственном устройстве (а иное пока немыслимо) обязательно должны формироваться централизованные денежные ресурсы. От других звеньев финансовой системы бюджет отличается тем, что это центральная область движения финансовых ресурсов (от 1/3 до 2/3 ВНП перераспределяется в разных странах через бюджет); для бюджета характерно безвозмездное изъятие и безвозмездное предоставление финансовых ресурсов.

Бюджетная система состоит из нескольких звеньев: федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

Параллельно с государственным и местным бюджетами формируются и другие денежные ресурсы, необходимые государству т.н. внебюджетные фонды. В современных условиях это фонды государственного страхования; пенсионный фонд; государственный фонд занятости населения; фонд здравоохранения. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а с учётом уровня управления они могут быть государственными и региональными.

Доходы и расходы бюджета.

Государственный бюджет представляет баланс доходов и расходов. В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, возникающие между плательщиками денежных средств и государством.

Разнообразные по видам, доходы в соответствии с их социально-экономической природой и источником формирования, делятся на две больших группы: налоги, получаемые с юридических лиц (предприятий и организаций), а также налоги с населения. Подавляющая доля доходной части бюджета (более 90%) формируется именно за счёт налогов с предприятий и организаций.

Расходы бюджета выполняют функции политического, социального, хозяйственного, государственного регулирования. С учётом общественного назначения бюджетные средства выделяются:

а) на социально-культурные мероприятия; б) на нужды народного хозяйства; в) оборону; г) управление и др.

Главное место в бюджетных расходах занимают социальные статьи (пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение, культура). В этом проявляется основополагающая цель бюджетной политики - стабилизация, укрепление и приспособление социально-экономического строя к меняющимся рыночным условиям. За счёт бюджетных ассигнований финансируются также приоритетные федеральные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики. Структура расходов и доходов, удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом. Разнообразные доходы государства в соответствии с социально-экономической природой и источником формирования подразделяются на три большие группы:

- налоги; - займы в форме государственных облигаций, приносящие заимодателям проценты; - эмиссия денег.

На долю налоговых приходится 90% в бюджет страны.

Доходы в % 1996 Расходы Государственная поддержка отраслей народного хозяйства - 20,9
Из них налог на прибыль - 33,6 Социально-культурные мероприятия - 14,6

Трансферты - экономические ценности, передаваемые одним участником другому в одностороннем порядке, от другого участника операции не поступает взамен ничего, что может иметь экономическую стоимость.

Доходы государственного бюджета Российской Федерации в 1998 году достигли 367,5 млрд. рублей, а расходы - 499,9 млрд. рублей. В 1999 году доходы должны составить 473,8 млрд. рублей. Расходы - 573 млрд. рублей. превышение расходов над доходами - 100 млрд. рублей.

В бюджете на 2000 год предусмотрены доходы в сумме 797,2 млрд. рублей, расходы 855,07 млрд.руб. Обьем ВВП заложен в сумме 5,35 трлн.рублей, его рост должен составлять 1,5%. Если не брать во внимание расчеты по государственному долгу, то доходы бюджета должны превысить его расходы на 3,18%.

Идеальное исполнение госбюджета - полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, тогда как превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит отражает негативные изменения в национальном воспроизводстве, фиксирует их результат.

Причин бюджетного дефицита может быть довольно много: спад общественного производства; рост предельных издержек, возросшие затраты на финансирование ВПК; ведение войн; неоправданные социальные программы и т.д. Бюджетный дефицит до 10% от суммы доходов считается допустимым, тогда как более 20 процентов достигает уже критической точки. Бюджетный дефицит РФ в 1995 году составил 43%, в 1999 году планируется 21%. Результатом бюджетного дефицита становится государственный долг. Государственный долг (внутренний и внешний) тяжёлым бременем ложится на денежные ресурсы государства. Суммарный объём внутреннего долга в 1998 году составил 500 млрд. рублей, что более 20% ВВП. Внешний долг России превысил 125 млрд.долл. Уже в настоящее время обслуживание долга приближается к 25% ежегодных расходов госбюджета. Общая сумма долга 51 страны России - 112 млрд. долларов. Но почти все эти долги "безнадёжные". Советский Союз оказывал финансовую помощь по идеологическим соображениям, но попытки построения социализма ни одно государство к процветанию ни привели. Ни один из пяти крупнейших должников практически не платит своих долгов (Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик, Эфиопия). Единственным исправным плательщиком в последнее время остаётся Индия, погашающая до 1 млрд. долларов ежегодно. Технические кредиты странам СНГ также можно записать в разряд "безнадёжных" долгов.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении, государство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия бюджетного дефицита - государственные займы и увеличение размеров налогообложения. Третий путь - дополнительный выпуск денег. Первое направление ведёт к росту государственного долга, второй - к ухудшению положения производителей и потребителей, третий - к инфляции. Всё это необходимо учитывать при проведении государственной политики.

Укрепление бюджетной системы и преодоление дефицита должно, прежде всего, опираться на развитие производства, активизацию предпринимательства, сокращение неоправданных военных и административно-управленческих расходов.

5.3. Налоги и налоговая политика

Для выполнения присущих государству народнохозяйственных функций требуются финансовые ресурсы. Необходимую сумму для покрытия расходов оно получает преимущественно путём сбора налогов. Налоги - обязательные платежи в госбюджет или внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определённых законодательными актами. С экономических позиций налоги представляются главным инструментом перераспределения денежных средств, осуществляемых государственными органами для обеспечения тех лиц, предприятий, программ, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить её из собственных источников. Решая проблему налогов, государство определяет какие средства предприятий и населения будут изыматься и использоваться в коллективных интересах. Это довольно сложная задача. Ещё великий французский мыслитель Монтескье заметил: "ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остаётся...".

Сущность и функции налогов.

Как экономическая категория налоги:

- это обязательные платежи, взимаемые государством с предприятий, организаций и населения; - они преимущественно служат удовлетворению общественных потребностей; - взимание налогов (ставки, сроки) осуществляются в установленном законом порядке; - налог - основной инструмент перераспределения созданного в обществе валового национального продукта.

Налоги выполняют три важнейших функции:

а) экономическую (фискальную); б) социальную; в) регулирующую.

Во всех формациях налоги обязательно выполняют экономическую (фискальную) функцию, т.е. обеспечивают финансирование общественных расходов.

Социальная функция означает, что посредством дифференциации налогов поддерживается социальное равновесие, сглаживается неравенство между отдельными группами населения.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что изменяя налоговые ставки, государство может создавать или уменьшать стимулы к производственной деятельности, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать в целом на фонд потребления.

При налогообложении следует придерживаться принципов справедливости и эффективности. Принцип справедливости провозглашает: "те, кто по существу равны, должны облагаться одинаковым налогом. Равенство для равных, неравенство для неравных". Эффективность означает - налоги призваны содействовать развитию общественного производства, не подрывать его основы, не ухудшать материальное и социальное положение трудящихся, а побуждать стремление к получению больших доходов.

Типы и виды налогов.

Чтобы выполнять функции справедливости и эффективности, устанавливаются различные типы и виды налогов.

По экономическому назначению различаются:

- прогрессивные; - регрессивные; - пропорциональные типы налогов.

Налог считается прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Подобный налог предполагает относительное и абсолютное возрастание его величины по мере увеличения дохода (подоходный налог с населения).

Налог становится регрессивным если его средняя ставка понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог приносит большую абсолютную, но меньшую относительную сумму. Этот налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Пропорциональный налог предполагает неизменной средней налоговой ставки, независимо от размера самого дохода (налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость).

Детальное разделение налогов по видам зависит от объекта налогообложения или непосредственно его целевого характера.

До российских экономических преобразований основными видами налогов были: налог на прибыль, налог с оборота, налог с продаж, прогрессивный налог с населения. С 1992 года были отменены налоги с продаж и с оборота, вместо которых введены налог на добавленную стоимость и акцизы.

Система налогов России не слишком отличается от её налога в странах Запада. Пять главных налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы, подоходный налог, таможенные пошлины) обеспечивают более 83% налоговых поступлений и более 75% доходов бюджетной системы РФ. Ещё 6,5% доходов поступает за счёт налогов на природные ресурсы и имущество. Неналоговые доходы - доходы от федеральной собственности и приватизации. Согласно Закону РФ "Об основах налоговой системы" общее допустимое количество налогов составляет 43, хотя их действительное количество приближается к 60.

Налог на добавленную стоимость представляет форму изъятия в бюджет части прироста стоимости продукта, которая создаётся на всех стадиях производства товаров и услуг и вносится по мере их реализации. Налог на добавленную стоимость составляет 20% и формирует примерно 40% доходной части бюджета. Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает высокую стабильность денежных поступлений и в незначительной степени зависит от рыночной конъюнктуры.

Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) составляет основную часть их выплат. Обложению подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В 1993 году установлена ставка 32% на прибыль. Подобная ставка в основном совпадает с величиной, принятой в развитых западных странах.

Акцизы - один из видов косвенных налогов, включаемых в цену товара и оплачиваемых потребителями. Стоимость подакцизных товаров состоит из издержек производства, прибыли, сумм акцизов. Они включаются в цену тех товаров, которые считаются предметами роскоши (ювелирные и меховые изделия, фарфор, хрусталь, меховые изделия и др.), либо государство заинтересовано в ограничении их потребления (винно-водочные, табачные изделия).

Налоги с населения носят прогрессивный характер. Основная часть личных доходов облагается 12% ставкой. Низкие доходы вовсе не облагаются налогами, т.е. устанавливается необлагаемый минимум.

Таблица 5.1. Шкала подоходного налога с населения

Совокупный годовой доход Подоходный налог
До 50 тысяч рублей 12%
51-150 тысяч рублей 20%
Свыше 150 тысяч рублей 35%

В процессе осуществления экономических реформ российская система налогообложения физических лиц значительно трансформировалась. Налоги должны уплачивать все граждане, денежный доход которых превышал установленный законом необлагаемый минимум. С ростом доходов налоговая ставка прогрессивно возрастает.

В государственном бюджете на 1996 г. различные виды налогов составят в доходах примерно такие величины: НДС - 40%, налог на прибыль - 18%, акцизы - 13%, доходы от внешнеторговой деятельности - 9%, подоходный налог с населения - 1,5% и т.д.

Основной аспект налоговых проблем связан с уклонением от уплаты налогов вообще. Сумма недоплат в федеральный бюджет в середине 1998 года составила около 355 млрд. рублей (с пениями и штрафами). Эта величина почти ровна М2 или полутора объёмам налогов, уточнённых предприятиями и организациями в 1997 году. По различным оценкам, государство недополучает от 30 до 40% налоговых сумм, на которые оно могло рассчитывать.

Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

Динамизм налоговой системы обусловлен не только изменением её видов, но в ещё большей степени - подвижностью самих налоговых ставок. Налогоплательщик стремится минимизировать налоговую ставку, а налогополучатель - максимизировать. Необходимо добиваться оптимизации взаимоперекрещивающихся интересов.

Американский экономист и математик Артур Лаффер доказал, что более низкие ставки вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Изображение подобной зависимости, получившей в экономической теории название "кривой Лаффера", приведено на рисунке 5.2.

Рис. 5.2. Кривая Лаффера

Рис. 5.2. Кривая Лаффера

Очевидно, что при ставке Х = 0, доход "Y" также равен нулю, ибо государство не будет получать налогов, следовательно, и доходов. Столь же очевидно, что при налоговой ставке "Y" = 100%, предприятия, у которых государство полностью изымает доход в бюджет, производственную деятельность прекращает.

При росте налоговых ставок, доходы государства будут возрастать. Но это не может продолжаться бесконечно.

Согласно "кривой Лаффера" до точки "М" большее значение налоговой ставки обеспечивает возросшую величину налоговых поступлений (до 40-50%). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приводит к снижению стимулов производства и уменьшению поступлений в бюджет. Налоговые ставки составляют в США 30-35% ВНП, в Англии - 40%, в Германии - около 45%. В России налоговые платежи вместе со всеми другими видами отчислений составляют более 50% валового национального продукта.

Сторонники А. Лаффера в США в 1982 году способствовали принятию конгрессом нового закона, позволившего не только упорядочить налоговую систему, но и существенно снизить налоги, а также обеспечить другие стимулы для роста сбережений и инвестиций. После 1982 г. экономика США развивалась устойчивыми темпами в среднем 3-3,5% в год. Резко сократилась инфляция, и с тех пор её темп находился в пределах 3-4% в год. Существенно сократилась и реальная норма безработицы. Реформы Р. Рейгана показали,. что у государства, которое живёт за счёт налогов, есть некий предел, за которым наступает деградация экономики.

Совершенствование налоговой системы и непосредственно самого налогообложения является одним из наиболее существенных направления реформирования экономики, повышения эффективности её функционирования.

5.4. Тест 5: Финансовая система и государственный бюджет

  1. Государственный долг - это сумма предшествующих:
    1. Государственных расходов.
    2. Бюджетных дефицитов.
    3. Бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.
    4. Бюджетных излишков за вычетом бюджетных дефицитов.
    5. Расходов на оборону.
  2. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг?
    1. Сокращение производственных возможностей национальной экономики.
    2. Снижение уровня жизни.
    3. Перераспределение национального богатства между членами общества.
    4. Увеличение совокупных национальных расходов.
    5. Все предыдущие ответы верны.
  3. Растущий внешний спрос на американские государственные облигации, вызванный более высокой процентной ставкой в США:
    1. Увеличивает внешний долг США и международную ценность доллара.
    2. Увеличивает внешний долг США и уменьшает международную ценность доллара.
    3. Сокращает внешний долг США и увеличивает международную ценность доллара.
    4. Сокращает внешний долг США и уменьшает международную ценность доллара.
    5. Все предыдущие ответы неверны.
  4. Когда международная ценность национальной валюты растёт, тогда:
    1. Наблюдается тенденция к увеличению экспорта.
    2. Наблюдается тенденция к сокращению импорта.
    3. Наблюдается тенденция к сокращению чистого экспорта.
    4. Все предыдущие ответы верны.
    5. Не происходит изменений в объёмах экспорта и импорта.
  5. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:
    1. Будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла.
    2. Будет усиливать колебания в рамках экономического цикла.
    3. Не будет оказывать никакого влияния на объём производства и уровень занятости.
    4. Будет способствовать ослаблению инфляции.
    5. Будет стимулировать совокупный спрос.
  6. Государственный долг выступает как обязательство государства перед налогоплательщиками. Это вызвано тем, что:
    1. Только платежи процентов представляют собой экономическое бремя.
    2. Официальные данные преуменьшают размеры государственного долга.
    3. Основная масса государственных облигаций принадлежит гражданам страны и национальным фирмам.
    4. Государственный долг равен сумме активов государства.
    5. Граждане являются получателями трансфертных платежей.
  7. При прочих равных условиях, крупный бюджетный дефицит в период полной занятости приводит к:
    1. Превышению экспорта над импортом.
    2. Сокращению международной ценности национальной валюты.
    3. Инфляции, обусловленной ростом издержек.
    4. Росту реальной процентной ставки.
    5. Снижению реальной процентной ставки.
  8. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
    1. Сумма активов государства превышает размеры его обязательств.
    2. Сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений.
    3. Расходы государства уменьшаются.
    4. Сумма налоговых поступлений сокращается.
    5. Обязательства государства превышают его активы.
  9. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том, что:
    1. Сокращается неравенство в доходах.
    2. Возрастают стимулы повышения эффективности производства.
    3. Часть национального продукта уходит за пределы страны.
    4. Возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода.
    5. Все предыдущие ответы верны.
  10. Проблемы, связанные с растущим государственным долгом, имеют меньшее значение для экономики по сравнению с проблемами сокращения объёма производства и роста безработицы. Это утверждение отражает точку зрения сторонников:
    1. Ежегодно балансируемого бюджета.
    2. Бюджета, балансируемого на циклической основе.
    3. Функциональных финансов.
    4. Эффекта вытеснения.
    5. Кривой Лаффера.
  11. Ярко выраженная антиинфляционная политика предполагает:
    1. Повышение уровня налогообложения и сокращения государственных расходов.
    2. Сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов.
    3. Рост налогов и более высокий уровень государственных расходов.
    4. Снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов.
    5. Постоянство уровня и государственных расходов, и налоговых поступлений.
  12. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется:
    1. Политикой, основанной на количественной теории денег.
    2. Монетарной политикой.
    3. Деловым циклом.
    4. Фискальной политикой.
    5. Политикой распределения доходов.
  13. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧНП, оно может:
    1. Снизить налоги.
    2. Снизить государственные закупки товаров и услуг.
    3. Уменьшить трансфертные платежи.
    4. Снизить уровень бюджетного дефицита.
    5. Верны ответы 1и 4.
  14. Какой из аргументов используется в Кейнсианской теории макроэкономического равновесия для доказательства необходимости государственного вмешательства в экономику посредством фискальной политики:
    1. Кейнсианская школа считает, что государственное вмешательство обеспечивает более эффективное развитие экономики.
    2. Если цены стабильны, то нет уверенности, что рынок обеспечивает макроэкономическое равновесие в условиях полной занятости.
    3. Нестабильность развития частного сектора порождает многие макроэкономические проблемы.
    4. Только государство может принимать во внимание общественные интересы.
    5. Все предыдущие ответы верны.
  15. Манипуляции с государственными расходами и налогами для достижения желаемого равновесного уровня дохода и производства относятся:
    1. К кредитной политике.
    2. К политике, основанной на кейнсианской функции потребления.
    3. К политике, ориентированной на дефляционный разрыв.
    4. К кейнсианской фискальной политике.
    5. Все предыдущие ответы верны.

5.5. Вопросы для самосконтроля знаний

  1. Охарактеризуйте сущность финансов и структуру финансовой системы.
  2. Каковы основные функции финансов? Поясните значимость каждой из них.
  3. В чём состоят различия между финансами и деньгами?
  4. Выясните содержание, структуру и функции государственного бюджета.
  5. Почему существует федеральный и местные бюджеты? Каковы основы их формирования?
  6. Почему государство вынуждено прибегать к займам? В каких формах они осуществляются?
  7. Какие экономические функции выполняют различные типы и виды налогов?
  8. "Поскольку люди, и выплачивая налог, не изменяют своей привычке курить, и поскольку бедные также курят, налог на сигареты практически не отличается от налога на хлеб". Согласны ли Вы с этим? Как Вы полагаете, что должно быть сделано в этом отношении, если данное положение справедливо?
  9. Что такое "кривая Лаффера"?
  10. Коротко оцените основные проблемы в реформировании и осуществлении российской налоговой политики.

5.6 Задачи и Упражнения

1. Валовой национальный продукт в условиях полной занятости составляет 20 млрд. долл. Фактический объём ВНП равен 16 млрд. долл. Сумма налогов составляет 10% от величины ВНП. Государственные расходы на товары и услуги равны 1,8 млрд. долларов.

а) определите, сводится ли государственный бюджет с дефицитом или излишком и установите его размеры;

б) определите, как изменится сальдо государственного бюджета в условиях достижения полной занятости.

2. Правительство получило заём у иностранных банков в размере 1 млрд. долл. по годовой ставке 8%. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн. долл ежегодно.

а) приведёт ли этот заём к увеличению государственного долга страны и в каком размере?

б) вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны?

Рис. 5.3. Финансы в системе макроэкономических отношений

Рис. 5.3. Финансы в системе макроэкономических отношений

Рис. 5.4. Функции финансовой системы

Рис. 5.4. Функции финансовой системы

Государственный бюджет.

Таблица 5.2

Доходы Расходы
Налог на прибыль предприятия Финансирование экономики
Местные налоги Оборона
Неналоговые доходы Плата по долгам государства
Налог на добавленную стоимость Социально-культурные расходы
Доходы от внешнеэкономической деятельности Управление
Рентные платежи Прочие расходы
Подоходный налог с населения Кредиты и помощь другим государствам

Налоги.

Изъятие в пользу государства части дохода самостоятельно хозяйствующего субъекта, заранее определённой и законодательно установленной.

Рис. 5.5. Принципы построения налоговой системы

Рис. 5.5. Принципы построения налоговой системы

Рис. 5.6. Типы и виды налогов

Рис. 5.6. Типы и виды налогов

Рис. 5.7. Налоги

Рис. 5.7. Налоги

Рис. 5.8. Кривая Лаффера

Рис. 5.8. Кривая Лаффера