Советские люди, вынесшие тяжелейшие тяготы военного времени, надеялись, что победа коренным образом изменит их жизнь. Они верили, что отпадет надобность в политических и идеологических ограничениях. Но режим не собирался идти на уступки: ему нужно было скрыть от народа истинных виновников просчетов коллективизации, беззакония, военного поражения 1941 г. Возникает настоятельная потребность “поставить на место” целое фронтовое поколение, вышедшее из войны победившим и прозревшим.

На"иболее громким в этом плане было “ленинградское дело” (1948 г.), когда арестовали и тайно расстреляли председателя Госплана Н.А. Вознесенского, Предсовмина РСФСР М. Родионова, секретаря ЦК ВКП(б) А. Кузнецова, главу Ленинградской партийной организации П.С. Попкова и др. Они были обвинены в стремлении создать новую компартию РСФСР и противопоставить ее ВКП(б), перенести столицу Российской Федерации в Ленинград. Затем началась борьба с космополитизмом, представителями творческой интеллигенции. По сфабрикованному делу о Еврейском антифашистском комитете суду были преданы 15 человек. Их обвинили в шпионаже в пользу США, создании контрреволюционной организации и участии в ее работе.

13 января 1953 г. ТАСС сообщил об аресте группы кремлевских врачей. Как было объявлено, медики ставили своей целью путем вредительского лечения сокращать жизнь активным деятелям Советского государства. Но уже 4 апреля газеты опубликовали сообщение, в котором говорилось: “Проверка показала, что обвинения... являются ложными, а документальные данные, на которые опирались работники следствия, несостоятельными”.

Культ личности и вся система оказали в послевоенные годы отрицательное влияние на развитие ряда научных направлений: биологию, генетику, кибернетику, обществоведение.

Вмешательство властей, идеологический контроль особенно жестко осуществлялся в научных исследованиях по истории, философии, политической экономии, языкознанию, сферах духовной жизни. В 1946—1948 гг. под руководством Сталина и Жданова развернулись идеологические кампании по “наведению порядка” в литературе, музыке, кинематографии, драматургии. Любое проявление оригинальности, которое, по мнению властей, говорило об отходе от коммунистической идеологии, осуждалось.

Гонениям подвергались такие деятели культуры, как поэтесса А. Ахматова, писатели М. Зощенко, А. Платонов, Ю. Герман, композиторы Д. Шостакович, Ю. Шапорин, С. Прокофьев, В. Мурадели, А. Хачатурян, кинорежиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Козинцев.

Почему социалистическое государство оказалось столь нетерпимым к творчеству ученых и деятелей науки и искусства, отчего “научная идеология” была столь враждебна ко всему новому, что не укладывалось в привычные рамки, почему масса людей была охвачена манией подозрительности, откуда эта рабская преданность вождю? Ответ на эти и другие вопросы нужно искать в природе сталинизма. “По сути, сталинизм является коллективным идолопоклонничеством огромных масштабов. Система поселилась внутри нас, поселилась в умах, завладела душами, вживилась в сокровенное "Я" наших личностей”', — писал Л. Карпинский в статье “Почему сталинизм не сходит со сцены” в сборнике “Иного не дано”.

В разгар обожествления личности Сталина состоялся XIX съезд партии (октябрь 1950 г.), который подвел некоторые итоги и наметил перспективы дальнейшего движения вперед “по сути мирного развития и постепенного перехода от социализма к коммунизму”.

Констатируя крупный успех в выполнении четвертого пятилетнего плана, секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков в отчетном докладе съезду обратил внимание делегатов на неритмичность работы многих промышленных предприятий, низкое качество и высокую себестоимость изделий. Прозвучала критика в адрес “отдельных руководящих работников”, форсирующих массовое сселение деревень в крупные поселки. Справедливые в принципе претензии ЦК сопровождались укорами тех руководителей, которые пробовали выдвигать на первый план задачи бытового устройства в колхозах “в ущерб общественному производству”. Элементарные потребности сельских тружеников, самостоятельность принятия решения сельхозартели, по существу, были объявлены “тормозом в развитии сельского хозяйства”.

Особое место в отчетном докладе ЦК было отведено положению в ВКП(б). В числе главных болезненных явлений назывались зажим критики снизу, загнивание и даже разложение отдельных звеньев аппарата, подбор кадров по признаку личной преданности, недооценка идеологической работы. Однако в качестве вывода был выдвинут тезис, который обесценил все, сказанное прежде: “Конечно, такого рода явления не имеют у нас широкого распространения. Наша партия крепка и здорова как никогда”.

И.В. Сталин выступил только с заключительным словом, где шла речь о “борьбе за мир”. Но фактическое содержание показывало, что он рассматривал СССР, зарубежные компартии как “ударные бригады” мирового революционного процесса и подчеркнул, что есть все основания надеяться на победу компартий в капиталистических странах.

Со смертью Сталина (март 1953 г.) закончилась целая эпоха, в которой развивалась система, опиравшаяся на аппарат насилия, поэтому обновление жизни страны растянулось на долгие годы. Наиболее влиятельными фигурами в руководстве стали Л. Берия, Г. Маленков и Н. Хрущев.

Объективная ситуация сложилась благоприятно для Н.С. Хрущева: ему доверяли высшие военные руководители, часть партаппарата, что и позволило провести акцию против Берии, имевшего неограниченную власть над МВД и МГБ. В стране началась десталинизация, которая еще не означала ликвидации тоталитаризма: общество к этому не было готово.

Под личным контролем Н.С. Хрущева ликвидировали ГУЛАГ, он призывал сталинское окружение “покаяться перед народом за 1937 год”, в этом и были главные противоречия между ним и консервативными силами накануне XX съезда КПСС. Общество нуждалось в преодолении иллюзий, осмыслении пройденного пути, самооценке.