2.5.1. Диалектические противоположности

2.5.2. Диалектика количественных и качественных изменений

2.5.3. Диалектическое отрицание и его роль в развитии

2.5.4. Размышления к вопросу о диалектическом развитии

2.5.1. Диалектические противоположности

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике - плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные заряды; в механике -притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления процессов изменения, развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой шкале занимают "предельные", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диалектических противоположностях бессмысленно говорить вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов. Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития как и в обществе (где это обнаруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единство - и - борьба противоположностей" и "диалектическое противоречие" заключают в себе одно и то же содержание.

Правда, надо учитывать, что если в слово "борьба" не следует понимать буквально. Нелепо было бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство - и - борьба противоположностей".

В истории культуры издавна существовали концепции, в которых признавалась такая полярность (борьба противоположностей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоуравновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. Основополагающие полярности, так называемые бинарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и левого, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза".

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульсацию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и развития всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрешение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.

Сформулированный и немецкими философами Г.Гегелем и К.Марксом закон единства и борьбы противоположностей стал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материального мира. 'Знание его имеет основополагающее значение для понимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной действительности, раскрытие их природы - важнейшее требование всякого научного исследования и практического действия.

Развитие самых различных предметов и явлений действительности говорит о том, что противоположные стороны не могут мирно сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предметах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания. Утверждение о том, что решающим в развитии является борьба противоположностей, вовсе не умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противоположные стороны существуют в едином предмете или явлении.

Как подчеркивал К. Маркс, прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, прежде всего между производительными силами и производственными отношениями. Последнее в классово- антагонистических обществах находит свое выражение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социальной революции, замене старого общественного строя новым.

Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, они представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития действительности. Такова суть диалектического закона единства и борьбы противоположностей.

2.5.2. Диалектика количественных и качественных изменений

Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым, причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко.

Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость. Коварна граница перехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры меняет их агрегатные состояния.

Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.

Рассмотрим подробнее основные понятия.

Качество - такая определенность предмета (явления, процесс) , которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество. Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволяет нам определять, различать их. Чем отличается, например, живое от неживого? Способностью вступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размножаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством. Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягучесть и другие признаки холода, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности - его качеством.

Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития иди интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т.д.

Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же количества в известных пределах не приводит к заметному преобразованию предмета.

Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамки, в которых предмет остается самим собой, "Нарушение" меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. В познании и практической деятельности исключительно важно учитывать единство количественной и качественной сторон явления. Как было сказано, изменение количества в известных пределах не приводит к изменению качественного состояния предмета. Но стоит только выйти за эти пределы, "нарушить" меру, как ранее казавшиеся несущественными количественные изменения обязательно приведет к коренным качественным превращениям. Количество перейдет в качество. В процессе развития, писал К. Маркс, "чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия".

Переход количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира.

Мало того, само развитие есть прежде всего переход количественных изменений в качественные, поскольку именно в процессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от старого к новому.

Чтобы раскрыть всеобщий характер этого закона, покажем его действие в различных областях действительности. Широко распространенным появлением закона перехода количественных изменений в качественные являются многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в газообразное и т.д.). Закон перехода количественных изменений в качественные особенно ярко проявляется в химических процессах. Периодически закон химических элементов Д.И. Менделеева останавливает, что качество химических элементов зависит от количества положительного заряда ядра их атома.

В объективной действительности имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс: возрастание количества под влиянием качественных изменений. Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Качественное изменение, в отличие от количественного, выражается понятием скачка. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, социальные революции.

2.5.3. Диалектическое отрицание и его роль в развитии

В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием. Термин "отрицание" в философию ввел Г. Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие абсолютной идеи.

К. Маркс и Ф. Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.

Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое полностью, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

Таким образом, для материалистического понимания отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не воспринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не механически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Материалистическая диалектика требует критического отношения к прошлому опыту человечества, указывает на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а критически переработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень.

Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникновением нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым - новейшим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, преодолевается, и так без конца. Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым.

Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низших только то, что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приобретает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического развития.

Прогресс осуществляется во всех областях действительности. Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное развитие на нашей планете. Как мы уже говорили, исходным материалом для образования планет Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газопылевая материя, содержащая простейшие химические вещества. В ходе развития природы эти вещества становились все сложнее и сложнее. В результате возникла живая, органическая природа. Живые организмы также развивались от простого к сложному. От доклеточных форм - к клетке, из одноклеточных - к более сложным животным, эволюция которых привела к появлению человекоподобных существ, а позднее и человека. С возникновением человека начинается процесс общественного развития. Последовательными этапами прогрессивного развития общества явились первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй.

Важнейшей особенностью прогресса в обществе является нарастание темпов развития. Процесс возникновения человека начался примерно миллион лет назад. Если учесть, что современный человек существует всего несколько десятков тысяч лет, то можно представить себе, какими медленными темпами шел процесс становления человека. Более быстро шло становление рабовладельческого и феодального обществ, хотя и оно затянулось на тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее. Утверждение прогрессивного характера развития представляет собой главную, но не единственною черту закона отрицания отрицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобразный процесс с определенным повторением пройденных степеней, с известным возвратом к прошлому.

Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности. Одним из самых ярких проявлений этой особенности развития в неживой природе является периодический закон химических элементов, открытый Д.И. Менделеевым. Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной жизни. Первой формой общественной организации был первобытнообщинный строй. Это было бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и т.д.

Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с построением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших. Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.

2.5.4. Размышления к вопросу о диалектическом развитии

Несомненно то, что при всем разбросе мнений, реальное мышление всегда тяготело к установке, что существуя, любая вещь сама временно становится или исчезает. Можно согласиться с выводом, который делают современные исследователи. Мир - это непрерывно изменяющийся, возникающе - исчезающее бытие, а бытие возможно лишь как изменение. При таком раскладе дел материалистическая диалектика устаревает (становится вершиной метафизики). По мере того, как человечество от открытия и преобразования форм естественного мира переходит к проникновению в глубь материи и изобретению искусственной реальности (виртуальной), диалектика утрачивает свое влияние вместе с заменой природы техникой, вещно-событийной среды информационно-знаковой, а образцов и понятий моделями и символами.

При этом на первый план выходит понятие становления. Диалектика трансформируется в синергетику, подчеркивают исследователи. И. Пригожин публикует свою монографию "От существующего к возникающему". Точнее - "От бытия к становлению". От бытия - вот суть синергетики как теории структурного, а не субстратного моделирования мира.

В настоящее время в качестве теории самоорганизации (теории универсальной эволюции) синергетика претендует на всеобщий метод познания. Вытекающий из нее эволюционизм - на новое универсальное мировоззрение. Синергетика имеет дело с системами самой разной природы - физическими, биологическими, техническими, социальными и др. Именно с системами как взаимодействия отношений и элементов, а не с вещами. Порядок возникает из хаоса - таково главное утверждение синергетики. Вопрос - что такое бытие? - превращается в вопрос - что такое хаос? Главный тезис синергетики (как не вспомнить о греческой мифологии) осмысливается как "порядок из ничего" - самоорганизация (самовозникновение). Тогда хаос из порядка - самоуничтожение. Главное. Самоорганизация не предполагает какого-либо фундамента ни материального, ни духовного, ни в виде бытия.