2.1. От Платона до Конта

2.2. Основные социологические теории и имена классической социологии XIX – XX веков

Вопрос об истоках социологии в отечественной научной литературе обсуждается весьма активно.

Большинство авторов прослеживает историю социологической мысли со времен Платона и Аристотеля. Однако эту позицию не разделяют Ж.Т.Тощенко и ряд других авторов, утверждая, что "социология означает качественный этап в истории человечества, когда не просто люди, а каждый человек становится субъектом исторического процесса, чему положили начало великие буржуазные революции. Именно с этого периода начинается осмысление роли человека".

Теперь задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос об исходных началах социологии. Надо сказать, что и этот сюжет в нашей литературе вызывает дискуссии.

Осмысление роли и места человека в обществе есть элемент сущностной характеристики исторического процесса. Разве не об этом свидетельствует творчество Лао Цзы, Конфуция, сюжеты древних мифов, религиозных систем, философских учений? "Познай самого себя" – эта фраза была выбита на храме Аполлона в Дельфах, имела вполне познавательный контекст. Она и сегодня звучит весьма актуально.

Социальные мотивы отчетливо прослеживаются в творчестве всех мыслителей, но особенно ярко – в творчестве Платона и Аристотеля.

2.1. От Платона до Конта

Приступая к изучению этого параграфа, обратите внимание на книгу "История социологии". Прочтите введение: "Проблема человека и общества" (30, С. 5 – 32), и постарайтесь уяснить основные социологические взгляды досоциологического периода.

Великий греческий мыслитель Платон (428 – 348 до н.э.): ученик Сократа и учитель Аристотеля, предвосхитил некоторые проблемы социологического знания. Отождествляя общество и государство, он обратил внимание на значение и роль разделения труда. Своеобразная платоновская "социальная стратификация" представляла трехклассовую структуру: высший класс – мудрецы, управляющие государством; средний класс – воины, охраняющие его от смуты и беспорядка; низший – ремесленники и крестьяне, обеспечивающие всех товарами и продуктами. Высший класс, по Платону, должен быть лишен собственности, поскольку он обладает огромными привилегиями и постоянно злоупотребляет властью. "Только в таком государстве, – утверждает он, – будут править те, кто на самом деле богат: не золотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетельной и разумной жизнью. Если же бедные и неимущие добиваются доступа к общественным благам, рассчитывая урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру, – власть становится чем-то таким, что можно оспаривать, и подобного рода…. внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан".

Аристотель (484 – 322 до н.э.) – ученик Платона и наставник Александра Македонского. Развивая взгляды своего учителя, он критически осмыслил их, и поставил под сомнение. Помните: "Платон мне – друг, но истина – дороже!" Выяснив социальные взгляды древнего мыслителя, прежде всего, обратите внимание на метод его познания – анализ с расчленением целого на части и выявление функциональных особенностей последних. Далее. Человек, семья, селение, государство – суть элементы единого целого. Похоже на социальную систему, – как вы считаете? А его мысль о том, что "всякое государство – продукт естественного возникновения", и требование рассматривать "предметы в их природном, а не в извращенном состоянии" разве не подводит нас к идее социального факта? Основу этой "естественности" Аристотель находит в самой совокупности "социальных" и "экономических" связей. Первые выступают как отношение господства и подчинения, вторые – как отношения собственности. Проявление этих связей прослеживается на всех уровнях социальной системы. Не оставляет без внимания мыслитель и разделение общества на классы. Опорой порядка он считает средний класс, выделяя кроме него еще богатую плутократию и лишенный собственности пролетариат. "Стабильность государства обеспечена тогда, – полагает Аристотель, – когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении; эгоистические интересы богатых ограничены, а средний класс оказывается многочисленнее и сильнее, чем два других". Несовершенства общества, – утверждал древний мыслитель, – исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них, – любовь к деньгам. При коллективной собственности все, или большинство, бедны или озлоблены. Не менее опасно и чрезмерное неравенство людей. А посему, закон должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов".

Досоциологический этап, начало которому положили два великих грека, охватывает период средневековья, эпоху Возрождения, разложения феодальных отношений и замену их капиталистическими. Используя книгу "История социологии" (30, С. 12 – 32), постарайтесь проследить трансформацию взглядов на общество: от теологических концепций Августина Блаженного (354 – 450) и Фомы Аквинского (1225 – 1274), до начала становления социологии как науки в середине XIX столетия. Этапными явлениями на этом длинном пути были: гуманистические взгляды Данте Алигьери (1265 – 1321), Франческо Петрарки (1304 – 1374), "свободной воли" и "государственности" Никколо Макиавелли (1469 – 1527) и Жана Бодена (1530 – 1596); критицизм и утопические идеи совершенствования существующего общества Томаса Мора (1478 – 1535) и Томаза Кампанеллы (1568 – 1639); натурализм Томаса Гоббса (1578 – 1679) и теория естественного права Джона Локка (1632 – 1704); каскад идей идеологов буржуазных революций: Шарля Луи Монтескье, Дени Дидро, Офри де Ламерти, Клода Адриана Гельвеция…

В результате изучения этого параграфа попытайтесь аргументировать вывод о том, что становление социологии как науки стало ответом на процессы мучительного перехода средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни.

Обретение собственного имени – социология – это не факт рождения, а свидетельство взросления, консолидации и автономизации веками накопленных опыта и знаний об объекте, который обозначается понятием "общество".

2.2. Основные социологические теории и имена классической социологии XIX – XX веков

Для изучения этого раздела темы лучше всего обратиться к учебникам российских авторов, опубликованным в 1998 и 1999 годах:

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. – М., 1998. – С. 13 – 53.
  2. Возникновение и развитие социологии //Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 1999. – С. 8 – 14.
  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. Тема 2. – М., 1999. – С. 20 – 22.

Естественно, можно использовать и других авторов, но при этом имейте в виду, что в современных изданиях учтены изменения, которые произошли в социологической науке за предыдущие годы. Большинство авторов связывают появление социологической науки с именем французского социального мыслителя Огюста Конта (1798 – 1857). Именно он ввел в научный оборот термин "социология", став таким образом "крестным отцом" науки об обществе. Но является ли он действительным родителем социологии, – вопрос до сего времени спорен и зависит от двух обстоятельств.

Во-первых, как относится к социологическим взглядам его непосредственных предшественников и, прежде всего, Сен-Симона.

Во-вторых, можно ли рассматривать его взгляды как систему, т.е. совокупность суждений, связанных логическими аргументами, описывающих общество как социальную реальность. То, что идеи Сен-Симона об организации жизни общества были социологическими, не вызывает сомнения. Однако положительно ответить на вопрос: "Описывают ли они общество как социальную целостность?" – весьма проблематично. А взгляды О.Конта, – являются ли они системой? Попробуем проследить это вместе.

  1. Мысль о том, что общество в своем развитии эволюционизирует и проходит ряд стадий, высказывались многими философами, и в том числе Сен-Симоном. Но именно О.Конт представил ее в форме закона трех стадий интеллектуального и социального развития: теологической, метафизической и позитивной. Первая продолжалась до 1300 года. В этот период все явления и процессы рассматривались как результат многочисленных действий сверхъестественных сил, которые теологическое сознание олицетворяло с властью племенных вождей, военных, аристократов. Вторая охватывает период с 1300 по 1800 годы. Метафизика объясняла начало и природу всех вещей их сущностью, точнее: умозрительным абстрактным описанием объективного мира. Третья стадия начинается с 1800 года, и характеризуется тем, что на смену абстракциям приходит объяснение на основе наблюдения за реальностью и выявления устойчивых связей между элементами объективной реальности. Характеризуя этот период, О.Конт писал: "В позитивном состоянии человеческий разум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной, и от познания внутренних причин явления, и всецело сосредоточивается, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, на изучении действительных законов" (36, С. 554).
  2. В основу построения социологии как науки О.Конт положил идею "социальной системы" – признание общества как определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции.
  3. В своей системе О.Конт выделяет две части: социальную статику и социальную динамику, которые изучают синхронные действия законов функционирования и развития общества. При этом, если статика должна систематически исследовать связи между элементами социальной системы и факторы, обеспечивающие социальный порядок, то динамика анализирует перемены в системе, фундаментальные свойства которой остаются неизменными.
  4. Основным условием существования социального организма О.Конт считает разделение труда, на основе которого постоянно усложняется социальная структура общества, возникают новые социальные группы и классы. Важнейшую роль среди них играет семья, распад которой равносилен гибели общества.
  5. Очерчивает О.Конт и предметную область социологии. Она охватывает у него не отдельные общества, а общество как человечество, общество как систему в прошлом и настоящем, т.е. всю совокупность социальных отношений. Именно, исходя из специфики предметной области социологии, он и определяет ее место в системе научного знания вообще: в системе наук, располагая их по степени сложности, ставя на вершину своеобразной пирамиды социологию, которая выступает в качестве методологической основы всех общественных наук, превращаясь в своеобразный компедиум.

В процессе становления социологии выдающуюся роль сыграл английский мыслитель Герберт Спенсер (1820 – 1903). Как сторонник эволюционистского направления, он аргументирует необходимость автономизации социологического знания тем, что общество – часть природы, и потому подчиняется в своем развитии закону "естественной причинности". Являясь, по существу, продолжателем контовских взглядов, он дистанцируется от них, утверждая: "Конт предлагает описывать реальную и необходимую филиацию идей. Я предлагаю описывать необходимую и реальную филиацию вещей. Конт претендует на то, чтобы объяснять генезис знаний о природе. Моя цель – объяснить … генезис явлений, составляющих природу" (30, С. 49).

Г.Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель органического направления, стремился развить социологию как естественную науку, и его теория общества основывается на особой эволюционной теории, которая содержит в себе как идею органического развития, так и идею борьбы за существование. Г.Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, а человек и общество возникли из органического мира. Он предложил свое понимание всеобщего закона эволюции, относящегося как к природе, так и к обществу и, именно исходя из него, стремился строить социологию как естественную науку. По его мнению, в природе господствует всеобщий закон эволюции – закон сохранения энергии, которая в своем движении меняет формы, являясь при этом постоянной. В этом движении она становится все более гетерогенной и сложной. Жизненный процесс представляет собой всего лишь особый вид проявления этой всеобщей закономерности; этот же принцип действует также и в человеческом обществе, которое является постоянным и переходит лишь из одной формы в другую. Как и организм, общество растет, становясь все более гетерогенным путем дифференциации органов и функций, вследствие чего возрастает взаимозависимость членов общества. Общество как организм состоит из клеток (индивидов), однако живет больше, чем эти клетки – индивиды. Согласно Г.Спенсеру, в обществе между отдельными его органами существует разделение труда, подобно тому, которое присуще органам живого существа.

Фазы в развитии общества Г.Спенсер объясняет на основе биологического закона борьбы за существование. По его мнению, социальная эволюция начинается с орды, которая является наиболее простой и в то же время гомогенной общностью. На этой ступени первоначальная дифференциация выступает как результат борьбы за существование между ордами, ведущей к созданию в них военной организации.

Центральным понятием социологии Спенсера является дефиниция "социальный институт". Он не дает ее строгое определение, но подчеркивает, что социальные институты возникают в ходе эволюции общества как результат объективных процессов. В этой связи основной задачей социологии является изучение синхронного взаимодействия социальных институтов.

Внимательно рассмотрите спенсеровскую типологизацию социальных институтов. Она и сегодня не утратила своей актуальности.

Первый тип: домашние институты – семья, брак.

Второй тип: политические институты.

Третий тип: обрядовые (церемониальные) институты.

Четвертый тип: церковные институты.

Пятый тип: профессиональные, промышленные институты.

Теория социальных институтов Г.Спенсера представляла попытку системного исследования общества, все элементы которого представляют единое целое, а функционирование каждого из них зависимо от всех других и от разделения компетенции, сфер влияния и ответственности. Устойчивость любого общества определяется согласованностью деятельности основных социальных институтов. В противном случае начинается распад и разложение социального организма.

Огромное влияние на развитие мировой социологической мысли оказало марксистское направление. Учение К.Маркса (1818 – 1883) и Ф.Энгельса (1820 – 1895), являвшихся современниками Ш.Фурье, О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма (1858 – 1917) и других ярких мыслителей, имеет некоторые общие черты с их теориями, однако наиболее значимыми и принципиальными являются различия с ними. По-видимому, не случайно К.Маркс никогда не называл себя социологом.

Прочтите §1.3 в книге "История социологии" (30) и постарайтесь вычленить основные моменты, характеризующие марксову специфику объяснения социальных процессов и социальных взаимодействий.

  1. Как марксизм понимает и объясняет положение человека в обществе?
  2. Какие он выделяет основные социальные силы в обществе, и чем определяется динамика их взаимодействия?
  3. Как марксизм толкует науку об обществе, и каково ее предназначение?
  4. Какие средства он предлагает, чтобы "переделать мир"?

Видное место в истории развития социологической науки занимают взгляды Эмиля Дюркгейма (1858 –1917). Исследуя традиции позитивизма, заложенные Сен-Симоном и О.Контом, но дистанцируясь от них, он известен афоризмом о необходимости "относиться к социальным фактам как к вещам", т.е., как к объективной реальности, внешней по отношению к индивидуумам. Познакомьтесь с основными положениями его теории, используя книгу "Истории социологии" (30, С. 132 – 143). Постарайтесь ответить на вопрос: что означают, и как следует понимать дюркгеймовские принципы социологического познания:

  • специальных законов общественного развития не существует, и все социальные явления подчиняются общим для всей действительности законам;
  • система социологических знаний должна строиться по образцу и подобию естественных наук;
  • методы социологии должны быть точны и строги, а социальные явления необходимо описывать количественно;
  • социология должна быть свободна от ценностных суждений, поскольку основным критерием научности является объективность.

Опираясь на свои взгляды, Дюркгейм сформулировал принципы социологического познания. Что они декларируют? Найдите ответ на этот вопрос, используя рекомендованную литературу.

Не менее яркую страницу в истории социологии занимает творчество немецкого ученого Макса Вебера (1864 – 1920). Поэтому западные авторы обычно считают его одним из великой троицы социологов.

Оригинальность взглядов М.Вебера заключается в том, что он поставил под сомнение правомерность использования в качестве базовых (основных) такие понятия, как "общество", "народ", человечество", "коллективное". Как вы думаете, с чем это связано? Как можно подтвердить или опровергнуть правомерность такого подхода к изучению и описанию общества? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в рекомендованной литературе.

При изучении социологических концепций М.Вебера обратите внимание на его позицию по отношению к личности как основе социологического анализа, а также на то, что он считал основной задачей социологии изучение поступков людей, их ценностей как мощных факторов, влияющих на социальные процессы. Именно с этих позиций М.Вебер разрабатывал свою теорию "понимающей социологии" и концепцию "идеальных типов".