В русском языке слова могут образовываться с помощью морфологического и неморфологического способов.
При образовании слов морфологическим способом участвуют морфемы. При образовании слов неморфологическим способом морфемы не участвуют. Основа производящего слова не меняется. Может измениться часть речи, лексическое значение, раздельное написание замениться на слитное.
Существуют следующие разновидности неморфологического способа образования слов.
1. Переход одной части речи в другую – конверсия. Часто прилагательные и причастия становятся существительными. Например: дежурный ученик – слово «дежурный» - прилагательное. Дежурный вымыл доску - прилаг. перешло в существит. Учащаяся молодежь – слово «учащийся» - причастие. Внимательные учащиеся – причастие употреблено в значении существительного.
Однако конверсия не всегда сводится к субстантивации. Например: Оглянись вокруг – «вокруг» - наречие. Оглянись вокруг себя – наречие стало предлогом. Всматриваюсь в течение реки в течение пяти минут. В первом случае «в течение» - сущ. с предлогом, во втором – предлог.
2. Слияние словосочетания из двух слов в одно. Часто прилагательные и причастия сливаются с наречиями. Слово при этом может приобретать характер термина. Сравним: дико растущие на склонах гор кусты – это словосочетания, состоящее из причастия и наречия; дикорастущие кусты – это уже одно слово – термин в ботанике.
При неморфологическом способе слияния, в отличие от морфологического, слова сливаются целиком, без всяких изменений и перестановок; соединительные гласные не участвуют. Так в рассмотренном выше примере «дикорастущие» О является суффиксом наречия. А при образовании слова «сумасшедший» слились предлог С, существительное в родит. падеже УМА и причастие СШЕДШИЙ (первоначально было словосочетание – с ума сошедший человек).
3. Слово приобретает новое значение. При этом само слово не меняется. Например, слово «ЯСЛИ» первоначально означало кормушку для молодого домашнего скота. Позднее этим словом стали называть детские учреждения для самых маленьких. Еще примеры: СПУТНИК – 1) попутчик, сопровождающий в пути; 2) космический корабль. ПИОНЕР – 1) первооткрыватель; 2) член детской школьной организации в 20-80 годы ХХ века.
Среди способов образования новых слово особое место занимает АББРЕВИАЦИЯ – образование сложносокращенных слов. Сложносокращенные слова называются АББРЕВИАТУРАМИ.
Существуют аббревиатуры 2-х типов: инициальные и слоговые.
Инициальные в свою очередь делятся на буквенные – складываются первые буквы – и звуковые – складываются первые звуки.
Примеры буквенных аббревиатур: МГУ, МПК, ВДНХ.
Примеры звуковых аббревиатур: вуз, МАИ, ГАИ.
Слоговые аббревиатуры могут образовываться 2-мя способами:
1) сложение сокращённых основ: Госснаб, продмаг, универмаг.
2) сложение сокращённой основы с целым словом: сбербанк, культтовары, физкультура.
Существуют аббревиатуры смешанного типа. Например: завуч – зав – сокращённая основа слова «заведующий» уч – первые звуки слов «учебной» - у, «частью» - ч. Следовательно, это инициально - слоговая аббревиатура.