Истоки делового этикета
Этикетом обычно называют правила поведения, принятые в данном обществе. Сам термин имеет французское происхождение и вошел в международный обиход в XVII веке. Гостям Людовика XIV вручались карточки "этикетки" с правилами поведения при дворе. Этикет стал способом существования аристократии.
Но рождения термина не следуют отождествлять с возникновением этого специфического института общественной жизни. Этикет как свод правил общения людей между собой, поведения каждого человека в обществе складывался исторически и наследовал обычаи и традиции многих народов древности.
Правила поведения у самых разных народов мира, несмотря на внешние различия, имеют сходные черты. Общими являются некоторые жесты приветствия, позы высокой престижности, определенные способы выражения эмоций, гостеприимство, обмен подарками. Многие черты поведения имеют ритуальные истоки. Можно сказать, что этикет - это ритуал, лишенный жестокости и обязательности. Этикет, как и ритуал, организует поведение человека. Ключ к проблеме происхождения культуры поведения дает изучение исторической связи этикета и ритуала.
Предполагается, что ритуал предшествовал этикету, а этикет, в свою очередь, формируется на основе ритуала.
Некоторые стереотипы поведения начали складываться в период первобытного стада. Одним из признаков отделения человека от животных стали почтительное отношение к старикам и захоронение покойников.
В матриархальном родовом обществе проявились такие нормы поведения, как самоотверженное отношение к труду и к боевой защите, правила приветствия сородичей и соплеменников, традиции воспитания и обучения, отвращение к кровосмесительным бракам, гостеприимство.
Нравственные нормы изменились с переходом к патриархату. Высшей добродетелью стало преклонение перед властью отца. У всех народов при патриархальном строе утвердился многозначительный свадебный церемониал, в котором запечатлена назидательная нравственная символика. У восточных славян соединение рук молодых означало передачу девушки в собственность жениху, удар жениха по спине невесты плеткой символизировал неограниченную власть мужа над женой, разувание жениха невестой - беспрекословную покорность жены мужу.
Возникновение имущественного неравенства привело к тому, что нормы поведения, общие для всех членов общества, ранее стали раздваиваться. С одной стороны - презрительное отношение к бедным родственникам, спесивость и заносчивость, а с другой - почтительность, кротость и повиновение перед старейшинами.
Это противоречие углублялось появившимися различиями в содержании и уровне воспитания. Трудолюбие перестает быть добродетелью, а становится уделом беднейших.
В эпоху распада родового строя нравственные нормы сливались с религиозными. Религия не могла не оказывать влияние на поведение и нравы людей. Правильное поведение всегда было условием спасения человеческой души. Изучая религиозные доктрины, можно многое понять о национальных этикетных традициях народов мира.
Развитие нравственных норм и правил находили свое отражение как в фольклоре, так и в письменных памятниках различных стран и народов. впервые зафиксированные в письменной форме нормы поведения были обнаружены в древнем Шумере. Шумеры считали, что высокие моральные качества были дарованы людям богами.
Образцом поведения в Древней Греции через мифотворчество объявлялись поступки богов. В "Одиссее" Гомер описывал нравы богов и героев. огромное влияние на умы людей в период античности оказывали философы, чье поведение, повседневная жизнь, манеры становились этикетным кодексом для учеников и последователей. Понимание красоты как неотъемлемого качества самой жизни, самого мира природы и вещей было основным постулатом античности. Но прекрасное характеризовало не столько предмет, сколько красоту отношений, возникающую между вещами и явлениями. Это относилось и к личной, и к общественной жизни. Древнегреческий философ Аристотель обращался и к этике деловых отношений. Он писал о моральных основах прибыли, торгов, ростовщительства. Его рассуждения о справедливой цене могут рассматриваться как своеобразное наставление для предпринимателей.
С упадком античной культуры переосмысливались нормы поведения человека в обществе. Единственной целью человеческого существования провозглашалось наслаждение. В то же время, прослеживалась логическая взаимосвязь, которая вела от наслаждения к пресыщенности, от пресыщенности к извращенности.
С укреплением императорской власти в Древнем Риме вырабатывались особые правила обращения к монарху и регламентирующие жизнь двора. Византийский император Константин стал внедрять иерархические отношения среди аристократии и ввел титулы, которые были обязательны при обращении к лицам, принадлежавшим к знати.
В эпоху средневековья придворный этикет формировал нормы и правила галантного поведения, многие из которых сохранились и лежат в основе современного этикета. В XVIII в. вышли специальные книжные руководства по поведению "Манеры за столом" и "Дисциплина клерикалис". Придворный этикет самым строжайшим образом регламентировал всю дворцовую жизнь. Заранее было определенно, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии аудиенций, обедов, прогулок, балов.
Воспитанность, культура, учтивость и умение держать себя в обществе были уделом избранных. Просветители XVIII в. рассматривали придворный этикет как средство власти.
В жизни простого народа господствовали вековые традиции, которые переплетались с законами и обрядами, привнесенными христианской религией.
Допетровская Россия берегла свой патриархальный мир от влияния западной цивилизации. Наиболее ярко русский быт и свод обычаев нашли свое отражение в изданном в XVII в. сборнике правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении светской власти и церкви, семьи и слуг. "Домострой", первоначально написанный Сильвестром, содержал, прежде всего, правила поведения в повседневной домашней жизни, которая и была в то время основной формой общения. В то же время, он предписывал обучать детей грамоте, ремеслам и торговле. В "Домострое" провозглашалось основное правило межчеловеческого общения: "Чего сам не любишь, того и другому не делай".
Эпоха Петра I решительно изменила жизненный уклад русских людей. По его распоряжению была переведена и издана книга "Юности честное зерцало, или показ к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Книга была предназначена, прежде всего, для молодых дворян и учила их, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. В общении же со слугами предлагалось быть недоверчивыми и презрительными. Весьма желательным считалось для дворян вести беседы на иностранных языках, во-первых, чтобы их можно было отличить от "незнающих болванов", а, во-вторых, чтобы разговор был непонятен прислуге.
Новые обычаи и правила резко отличались от патриархальных устоев. В допетровской России общение между людьми было крайне ограничено и зачастую замыкалось узким семейным кругом. В XVIII в. все изменилось. В новой столице устраивались всевозможные праздники, театральные представления, празднества. К участию в светской жизни наравне с мужчинами допускались и женщины. Принудительно вводилось обязательное ношение европейского платья.
Одной из ключевых фигур, способствующих преобразованиям Петра, был фельдмаршал Б.П. Шереметьев. Он бывал при иностранных дворах в качестве посла русского монарха. Возвратившись в Россию, он подавал пример "утонченности в нравах", которые старался распространить между своими соотечественниками. Он первым из русских предстал перед Петром во французском кафтане с Мальтийским крестом на груди и с осыпанной бриллиантами шпагой.
Следует отметить, что изменения коснулись, в основном, внесемейной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным подчинением старшему мужчине.
Одним их основным актов Петровских реформ стало учреждение коллегионального управления.
Учреждения XVIII в. отличались от учреждений предыдущего периода способом их создания: объявления закона или реформы.
Генеральный регламент, утвержденный 28 февраля 1920 года определил задачи, функции, структуру коллегий. Кроме того, этот документ устанавливал нормы поведения людей, возникающих в ходе государственной службы.
Генеральным регламентом предписывалось присягать на должность. Главным мерилом "благопристойности" чиновника являлась честная и верная служба государю. Закон определял внутренний распорядок работы коллегии, устанавливал внутренние часы для служащих. Обязательность его исполнения регулировалась системой штрафов. Чиновники имели право на четырехнедельный отпуск летом, зимой с 25 декабря по 7 января, в первую и последнюю неделю поста, пасхальную неделю. Посетителям нельзя было входить в зал заседаний без предварительного доклада вахмистра. Доклад полагалось делать стоя, но чинам выше полковничьего предлагали стул.
Регламент изложил требования к убранству зала заседаний. Пол покрывали дорогим ковром, стол застилали хорошим сукном, перед каждым членом коллегии стояла чернильница со всеми письменными принадлежностями. Стол секретаря находился справа от основного, а нотариуса - слева. Особо оговаривалось, что для царя не сооружался особый престол.
Президента коллегии не было принято встречать у входа. Когда президент приходил или уходил, служащие должны были приветствовать его вставанием и отдать честь.
Президент же не только следил за надлежащим исполнением служебных обязанностей, но и надзирал за внешним видом и костюмом чиновников, за манерами их поведения на службе и даже в быту. Недостойное поведение могло наказываться отнятием чина.
Порядок прохождения службы был закреплен Табелем о рангах 1722 года. Им была упорядочена система назначений, отрегулировано производство в чины, правила титулования. В "табеле" нашли свое отражение складывающиеся нормы служебного этикета.
Закон требовал, чтобы каждый чиновник одевался в соответствии со своим служебным положением "не хуже и не лучше". Позднее эти правила были распространены и на жен чиновников. В 1742 году был издан специальный указ, позволяющий только "особам первых пяти классов" носить шелка, парчу, кружева.
Одним из требований делового общения является соблюдение этикетных норм в деловой переписке. Начиная с XVIII века формы многих документов определялись законодательно. В XIX веке создавалось множество письмовников, содержащих образцы писем на все случаи жизни. Руководства по этикету рекомендовали включать искусство вести переписку в программы образования представителей всех классов.
Писать неразборчиво считалось неприличным. В письмах к титулованным особам титул подписывался в первой или во второй строке письма. Личное местоимение "Вы" всегда писалось с большой буквы. Проявлением хорошего тона считалось обязательное указание адресата и даты письма.
Правила написания адресата определялись соподчиненностью должностных лиц и учреждений. В переписке равных учреждений и низших с высшими адресат начинался с предлога "в"; "В 1 Департамент Министерства внутренних дел". В отношениях высших присутственных мест с низшими адресат писался в дательном падеже.
При адресовании документа вышестоящему лицу перед его должностью и фамилией указывался титул. При переписке равных между собой лиц и старших с младшими титул опускался.
События февраля и октября 1917 года резко изменили не только социально-экономическую жизнь России, но и сложившиеся веками обычаи и традиции. Ломке подвергся и светский этикет столичной жизни, и служебный этикет государственных учреждений, и старосветские нравы русской глубинки. правила пролетарского этикета чаще всего происходили из принципа от противного в соответствии с революционной идеей "кто был никем, тот станет всем". Но такое радикальное отношение к этическим нормам было достаточно ограниченным во времени.
Бюрократические начала, лежавшие в основе служебного этикета, вписались в стиль работы советского государственного аппарата. Выход Советского Союза на международную арену в начале 20-х годов вынудил советских дипломатов и высших партийных функционеров приобщаться к европейскому стилю общения.
С течением времени Россия все больше открывается для контактов. Все больше число сограждан сталкивается с необходимостью повседневно общаться с представителями самых различных государств. Это предопределило взаимопроникаемость этикетных норм. Одновременно, упрощаясь и демократизируясь, они стали универсальным языком общения.
Правила этикета всегда были и останутся выражением духа времени, отражением социальных устоев. Меняется жизнь, меняется и внешнее поведение, но поведение, основанное на принципах морали, целесообразности действий, эстетизме, учете традиций и обычаев, должно входить в круг интересов любого человека и помочь ему достойно справиться со многими сложностями.
Приемы в деловых отношениях
Важную роль в сфере деловых отношений играют различного вида приемы. Они проводятся для развития и укрепления деловых контактов, являются продолжением служебной деятельности, ее особой формой. Приемы организуются в честь важных событий, торжественных и юбилейных дат, в связи с пребыванием в стране иностранной делегации, партнеров по бизнесу, подписания договоров и соглашений, проведения конференций, симпозиумов, ярмарок, выставок и презентаций.
Деловым людям, и прежде всего руководителям, приходится периодически присутствовать на тех или иных приемах, а также организовывать их, привлекая для подготовки и проведения сотрудников своего учреждения, в том числе, порой, и своего секретаря-референта. Это требует знания правил организации приемов, а также этикета, которого должны придерживаться их участники.
Организационно приемы подразделяются на дневные и вечерние, с рассадкой или без рассадки гостей за столом. Основными видами приемов считаются: "Бокал шампанского", "Бокал вина", "Завтрак", "Обед", "Обед-буфет", "Ужин", приемы типа "А ля фуршет", "Коктейль", а также специальные "чайные" и "кофейные" приемы.
В данной лекции мы рассмотрим особенности наиболее почетного приема, которыми является "Обед". Традиционно обед начинается в период от 19.00 до 21.00, проводится с рассадкой за столом, длится два - два с половиной часа, часть из которых гости проводят за столом, а остальное время в гостиной.
Подготовка и приглашение на прием
Приемы требуют большой подготовительной работы. Должен быть в зависимости от цели и повода определен вид приема, составлены списки приглашенных, продуман план проведения приема, разосланы приглашения, определен порядок рассадки гостей за столом, составлено меню, обеспечены сервировка стола и обслуживание гостей, подготовлены речи и тосты.
После того как определены все составляющие приема, рассылаются приглашения. Бланки печатаются типографским способом, а имена и фамилии приглашенных вписываются от руки или на машинке. В приглашении содержаться все необходимые сведения: кто приглашает, в честь чего проводится прием, указывается вид приема, место, дата, время проведения, форма одежды. В приглашении указывается, если гость или гостья приглашаются с супругой или с супругом.
Рассылают приглашения по почте или с нарочным не позднее, чем за полторы - две недели (за исключением экстраординарных случаев).
Если в приглашении на обед и вообще на прием с рассадкой содержится пометка "R.s.v.p." - "просьба ответить" - необходимо это сделать как можно скорее. Если в приглашении указан номер телефона, можно позвонить. Если нет - ответить письменно. В высшей степени невежливо оставлять устроителей в неведении относительно вашего присутствия на приеме. Заблаговременная рассылка приглашений является проявлением уважения к планам гостей, а вовремя посланный ответ дает возможность хозяевам в случае, если приглашенный не может прийти, не нарушая правил приличия, направить приглашение другому человеку.
Передавать полученное приглашение кому-либо не разрешается.
Форма одежды
Приглашение на официальный, торжественный обед обязывает гостей быть одетыми соответственно протоколу. Для мужчин это означает - темный костюм (темно-синий, черно-серый, черный), белая рубашка, галстук, черные кожаные полуботинки или туфли на гладкой подошве, длинные носки черного цвета или в тон к костюму. Для женщин - нарядное элегантное платье или костюм, соответствующие аксессуары, обувь, сумка.
Если в приглашении указано - "Черный галстук" ("Cravate noire" или "Black tie"), это значит, что мужчины должны быть в смокинге, а дамы в вечернем туалете. Крайне редко на приглашении делается пометка "Белый галстук" ("Cravate blanche" или "White tie"), что означает - белый галстук-бабочка, фрак. Даме в таком случае полагается надеть вечернее длинное платье. Не рекомендуется надевать много ювелирных украшений.
Правила рассадки за столом. Сбор гостей
На приемах типа "Завтрак", "Обед", "Ужин" места за столом определяются заранее. Гостей рассаживают в соответствии с их служебным рангом или общественным положением, в порядке протокольного старшинства. Главное правило рассадки: на самых почетных местах, справа и слева от хозяина приема сидят самые почетные гости. Рекомендуется чередовать мужские и женские имена. Супругов не сажают рядом, женщин - на торцевые места, если там не сидят мужчины. Учитывается знание языков соседей по столу, однако двух иностранцев из одной страны не сажают рядом. Последние места за столом занимают сотрудники своего учреждения, но не женщины.
Обслуживание начинается с почетного гостя и руководителя - хозяина приема, затем обслуживают всех гостей поочередно.
На больших приемах, чтобы приглашенные могли без затруднения найти свои места за столом, в гостиной у входа в банкетный зал вывешивается план-схема с указанием мест (фамилия, имя) каждого гостя. Гости уточняют также фамилии соседей по столу.
Иногда в этих же целях вручают рассадочные карточки со схемой стола, а на больших приемах - и с номерами столов.
На обеденном столе у каждого прибора раскладываются кувертные карточки с именем и фамилией гостя.
Если вы хотите познакомиться с теми, с кем будете сидеть рядом, не забудьте, что младших представляют старшим, мужчин - женщинам, приглашенного соотечественника - иностранному гостю, близких знакомых - менее близким. Если вас некому представить, можете представиться сами. Знакомиться и знакомить полагается до того как сели за стол. С соседями по столу вы можете вступать в застольную беседу и без официального представления. Мужчинам не следует забывать, что они должны во время всей трапезы оказывать внимание даме, которая сидит справа от них.
На обед с рассадкой опоздания недопустимы. Приходить следует строго к указанному часу. Время отводимое для съезда гостей, очень непродолжительно. Гостей встречают хозяева приема.
Для создания приятной атмосферы, в гостиной предлагается первое угощение - аперитивы (aperitif - франц.). В качестве аперитива подают разлитые в бокалы: сухое, полусухое шампанское, белое вино, шерри, белый вермут, соки, минеральную воду. Крепкие алкогольные напитки не подаются.
В банкетный зал гости входят после приглашения.
Сервировка стола, меню
Для официального обеда стол традиционно накрывают белой скатертью, украшают цветами, декоративными овощами, фруктами. В украшении стола могут допускаться вариации. Главное, чтобы во всем царила симметрия, чтобы убранство и сервировка соответствовали таким основополагающим принципам этикета, как целесообразность и удобство, эстетизм и гигиенизм.
Большое значение для успеха обеда имеет составление меню. Выбор блюд опирается на национальные традиции. Но, если присутствуют иностранные гости, нужно обязательно учесть их религиозную принадлежность, а также гастрономические традиции страны, из которой они прибыли. Предупредить о том, что будет подано на стол - форма вежливости. Поэтому на столе выставляют или раскладывают меню.
Как правило на официальном обеде подаются две-три холодные закуски, первое горячее блюдо (суп, бульон), второе горячее рыбное блюдо. После этого - десерт. В заключение - чай, кофе.
В процессе обеда предлагают алкогольные напитки. Основной показатель для их выбора - вкусовое соответствие каждому блюду. На официальных обедах придерживаются классических правил. К закускам предлагают водку, горькие настойки, херес, мадеру. К первым блюдам - херес, мадеру, портвейн. К горячим кушаньям из рыбы - белые сухие виноградные вина, к мясу - красные столовые, к десерту - десертные вина. Шампанское подают после десерта. следует сказать, что шампанское (только не сладкое) по своим качествам относится к тем редким винам, которые на торжественном обеде могут подаваться вместо всех других вин. В конце обеда к черному кофе могут быть поданы коньяк или ликер, а к чаю - коньяк, ром или ликер.
Сервировка места гостя
Перед каждым гостем ставят большую сервировочную (подставочную) тарелку, на нее закусочную, меньшего размера. На закусочной тарелке размещают большую салфетку. Перед началом еды салфетку следует аккуратно развернуть и, сложенную вдвое, расстелить на коленях.
Слева от сервировочной тарелки - маленькая тарелочка для хлеба и пирожков. На нее кладут специальный нож для масла.
С двух сторон сервировочной тарелки раскладывают столовые приборы. Слева - три вилки, справа - три ножа и ложку для супа. Никогда одновременно не кладут на стол более трех приборов. Если что-нибудь из приборов понадобится дополнительно, их принесут одновременно с новыми блюдами.
Пользуются приборами от края к центру. Обед начинается с закусок, поэтому сначала берут малые закусочные вилку и нож, расположенные дальше всего от тарелки. Затем - рыбные вилку и нож, лежащие посередине. После этого, для мясного блюда используют большой обеденный прибор, который лежит прямо около тарелки. Столовую ложку кладут между закусочным и рыбным ножом. Все ножи укладываются лезвием к тарелке, вилки и ложки выпуклой частью в низ.
Впереди сервировочной тарелки устанавливают "хрусталь". Для каждого напитка специальный бокал или рюмка. В первом ряду справа налево ставят: рюмку для водки или настойки, рюмку для крепкого вина (мадерную), бокалы для белого и красного столовых вин, а за ними во втором ряду - фужер для воды и бокал для шампанского. Такой порядок расстановки бокалов профессионалы называют "сервировка на шесть хрусталей". Могут быть варианты.
За винной посудой над тарелкой горизонтально раскладывают десертный прибор: вилку, нож, ложку. Вилку - ручкой влево, нож и ложку ручкой вправо, чтобы удобно было их брать. Иногда десертные приборы приносят вместе с десертными блюдами.
Приборы для соли и специй расставляют на столе из расчета один прибор на три-четыре человека.
Если на столе не стоят пепельницы, это означает, что курить нельзя.
Обслуживание на "обеде"
На официальных, торжественных обедах обслуживают официанты. Если гостей много, кушанья разносят на больших блюдах. Официанты подходят с левой стороны. Гости с помощью раздаточных вилки и ложки кладут себе порцию на тарелку. Своими приборами для этой цели пользоваться нельзя. Все порционные блюда официанты ставят перед гостями, подходя к ним с правой стороны. С той же стороны наливают все напитки. Время от времени официанты подходят к каждому гостю и спрашивают: "Еще вина?". Вы можете ответить: "Благодарю, достаточно". Закрывать при этом бокал рукой не нужно.
Во время паузы в еде нож и вилку нужно наклонить вправо и влево ручками на стол, а другим концом положить на край тарелки. Если вы собираетесь продолжать еду, прибор нужно положить на тарелке крест-накрест. Если вы положите вилку и нож параллельно на правой стороне тарелки, это означает, что с этим блюдом вы покончили. Тарелку после окончания еды не отодвигают от себя, она должна оставаться на месте, пока ее не уберет официант. Он же унесет и использованные приборы.
За столом необходимо ориентироваться на окружающих, учитывать общий темп обеда и заканчивать еду так, чтобы не задерживать других.
Из-за стола все поднимаются после того, как встанет хозяин приема.
Речи и тосты на "обеде"
На приемах, организованных по официальному поводу, может иметь место обмен речами и тостами. Первое слово предоставляется хозяину, второе (ответное) - главному гостю. На официальном обеде речи и тосты произносятся после десерта, когда налито шампанское. Однако в последнее время речами и тостами все чаще обмениваются в самом начале приема.
Во время произнесения речей и тостов не полагается наливать вино, есть, разговаривать.
Чокаться на официальных приемах не принято.
Застольная беседа
Приемы предоставляют их участникам прекрасную возможность для контактов и новых знакомств. Существенную роль в этом играет умение вести застольную беседу.
Обед на шесть-восемь персон более всего благоприятствует общей беседе. За столом с большим числом гостей как правило беседе поддерживают трое или четверо людей, сидящих рядом. Не рекомендуется заводить разговор с гостем, сидящим через стол, через соседа, не вовлекая его в общий разговор. невежливо, увлекшись разговором, поворачиваться к собеседнику всем корпусом, потому что в результате этого вы другому соседу повернетесь спиной.
Незыблемое правило сводится к тому, что во время застолья вы должны обменяться хотя бы несколькими репликами, фразами с каждым из своих соседей. Как пишет Эмили Пост в своей книге "Этикет": "Вы просто обязаны так поступить, и выбора у вас нет". Так нужно вести себя и в том случае, если вы не знакомы, если ваш сосед (соседка) не вызывает у вас ни особой симпатии, ни интереса.
Неплохим поводом к началу разговора могут послужит еда, напитки, погода, театральные новости, что-то актуальное в общественной жизни, что у всех на слуху. Беседы на профессиональные темы могут быть интересны только тем, кто занят одним и тем же делом, на других они нагоняют скуку. Следует избегать острых разговоров о политике, религии, национальных проблемах. Плохим тоном считается злословие, критика в адрес хозяев, подаваемых блюд, использование старых шуток и анекдотов, разговоры о деньгах, доходах, скандалах, болезнях и другом, что может испортить настроение и аппетит вашему собеседнику.
Последите за своим голосом, не говорите громко. Помните, что приветливое выражение лица, заинтересованный, доброжелательный взгляд расширяют возможности светского общения, каковым является разговор за столом. Внимательно слушайте собеседника, не перебивайте его.
Если вы рассчитываете обсудить с кем-либо что-то важное для себя, своего дела, не начинайте разговор об этом за едой, перенесите беседу в гостиную. Поинтересуйтесь, расположен ли ваш собеседник к обсуждению серьезных вопросов в праздничной обстановке. Лучше - приятной, непринужденной беседой создайте предпосылки для будущих контактов, договоритесь о встрече. Не рекомендуется долго занимать собой одного собеседника - у него могут быть на приеме свои интересы. Если вы работаете в организации, которая устраивает прием, помните о цели и значении приема, не забывайте уделять внимание гостям.
Этикет обращает внимание также на процедуру ухода приема. Первым прием покидает главный гость - инициатива за ним. Лишь после этого начинают расходиться другие гости. Задерживаться на приеме дольше времени, указанного в приглашении не рекомендуется. Однако неблагоприятное впечатление производят случаи, когда гости уходят все сразу, после ухода главного гостя. Этикет рекомендует расходится постепенно. Приглашенные на прием сотрудники учреждения провожают гостей в соответствии с поручением, которое они получают еще при подготовке приема.
Прощаясь, гости и хозяева благодарят друг друга за проведенный вместе вечер, выражают друг другу добрые пожелания.