1.1. Исторический экскурс

1.2. Термины и определения

1.3. Международные и национальные стандарты

1.3.1. Международный Союз Электросвязи

1.3.2. Европейский Институт ETSI

1.3.3. Аспекты стандартизации в России

1.4. Структура ВСС РФ

1.4.1. Общее

1.4.2. Первичные сети

1.4.3. Вторичные сети

1.5. Статистика местных сетей

1.6. Зарубежные местные сети

1.1. Исторический экскурс

Принято считать, что развитие телефонной связи в мире началось в 1876 году, который был отмечен получением Александром Грэхемом Беллом патента на изобретение электромагнитного телефона. Из истории развития техники известно, что похожие изобретения были сделаны задолго до 1876 года. Но по ряду причин эти разработки не были официально зарегистрированы. Следуя общепринятым нормам патентоведения, Александр Грэхем Белл считается первооткрывателем телефонной связи.

Интерес к изобретению А.Г. Белла был проявлен учеными и инженерами многих стран и, в том числе, российским специалистами. В 1883 году русский инженер П.М. Голубицкий разработал усовершенствованный микрофон с угольным порошком. В 1885 году он предложил способ питания микрофонов телефонных аппаратов от центральной батареи. В 1887 году инженер К.М. Мосцицкий разработал автоматическую телефонную станцию (АТС) малой емкости. В мастерской Одесского университета в 1893 году был собран макет АТС с шаговыми искателями С.М. Бердичевским-Апостоловым и М.Ф. Фрейденбергом. Ими был получен патент на АТС с шаговыми искателями в Великобритании и США.

Первые телефонные станции были построены на ряде заводов Уфимской губернии в 1880 для частного применения. Городские телефонные станции появились в 1882 году в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе, а в 1885 году – в Киеве. Построенная на однопроводных коммутаторах московская телефонная станция к 1916 году достигла емкости 60 000 номеров.

Развитие кабельной техники началось несколько раньше, так как организация линий связи потребовалась при создании телеграфной сети. Опыт по организации телеграфной связи был использован и для создания телефонных сетей.

В 1882 году построена первая междугородная линия между Санкт-Петербургом и Гатчиной (ее длина составила 45 километров) для "переговоров высочайших особ" и слушания опер из Мариинского театра. Аппаратура русского изобретателя Е.И. Гвоздева нашла применение при организации телефонной связи между городами Одесса – Николаев (1893 год) и Ростов – Таганрог (1895 год). 31 декабря 1898 года состоялось официальное открытие телефонной связи между Санкт-Петербургом и Москвой – самой длинной в то время междугородной линии в Европе. В течение первой недели в сутки осуществлялось около 60 переговоров, но уже в следующую неделю нагрузка удвоилась.

К 1914 году в крупных городах России были созданы телефонных сети, сыгравшие значительную роль в социальной сфере и научно-техническом прогрессе страны. Их общая емкость превышала 230 тысяч телефонных аппаратов. Последовавшие затем I Мировая и, особенно, гражданская войны существенно затормозили развитие телефонной связи России.

История развития телефонной связи в России до и после 1917 года изложена достаточно подробно [1, 2, 3]. В этих работах – очевидно по идеологическим соображениям – прослеживается утверждение, что развитие телефонной связи началось, практически, только после 1917 года. Сравнение экстенсивных показателей уровней развития телефонной связи до 1917 года и в наши дни вряд ли уместно, но анализ темпов роста некоторых характеристик весьма показателен.

На рисунках 1.1, 1.2 и 1.3 показаны три графика, иллюстрирующих темпы роста номерной емкости, числа междугородных каналов и их суммарной протяженности соответственно. Для построения графиков использованы статистические данные, приведенные в [3]. Данные, соответствующие 1917 году для рисунка 1.1 и 1916 году для двух других рисунков, приняты за 100%. Это сделано для того, чтобы провести сравнительный анализ некоторых показателей, изложенный в разделе 5.1.

Ход кривых, показанных на всех трех рисунках, свидетельствует о том, что до 1917 года российская телефонная сеть развивалась весьма динамично.

Основные итоги уровня развития современных местных телефонных сетей будут изложены в разделе 1.6. По этой причине можно ограничиться качественными оценками, сформулированными – в соответствии с выбранным для данного раздела эфиграфом – в виде следующих семи тезисов:

  • по суммарной емкости местных телефонных сетей Россия занимает одно из ведущих мест среди всех государств-членов Международного Союза Электросвязи (МСЭ);
  • по телефонной плотности (число основных телефонных аппаратов на 100 или 1000 жителей) Россия значительно уступает всем развитым и многим развивающимся странам;
  • местные телефонные сети практически полностью автоматизированы и предоставляют своим абонентам ряд новых услуг электросвязи;
  • оборудование передачи и, особенно, коммутации по ряду показателей не соответствует рекомендациям МСЭ;
  • показатели качества обслуживания (вероятность потери вызова, длительность ожидания на различных этапах установления соединения) и качества передачи (шум и помехи в разговорном тракте, коэффициент ошибок по битам и т.п.) далеко не всегда отвечают требованиям абонентов ВСС РФ;
  • значительная доля технических средств местных телефонных сетей (коммутационные станции, системы передачи, линейно-кабельные сооружения) требует замены;
  • местные телефонные сети России вступили в фазу качественной реконструкции, которая постепенно приведет к созданию интегральной цифровой сети (ИЦС), известной по англоязычной аббревиатуре IDN (Integrated Digital Network).

1.2. Термины и определения

Почти все представленные ниже термины заимствованы, как правило, из четырех основных источников:

  • Государственные стандарты, определяющие основные термины по электросвязи [4, 5];
  • руководящие документы по Единой Автоматизированной Сети Связи (ЕАСС) страны (бывшего СССР), концепция создания которой составляет основу ВСС РФ [6, 7, 8];
  • рекомендации и другие материалы Международного Консультативного Комитета по Телеграфии и Телефонии (МККТТ) и Международного Консультативного Комитета по Радио (МККР), входящих ныне – смотри раздел 1.3 – в Сектор Стандартизации Электросвязи (ССЭ) при МСЭ;

Одним из основных в электросвязи может считаться термин "Первичная сеть". Обычно под первичной сетью понимается совокупность сетевых узлов (СУ), сетевых станций и линий передачи, образующая сеть стандартных каналов передачи и стандартных групповых трактов.

Термину "Первичная сеть" чаще всего ставится в соответствие англоязычный термин "Transmission Network", который можно дословно перевести как "Сеть передачи".

Приведенное выше определение первичной сети содержит, в свою очередь, три новых понятия, которые необходимо конкретизировать.

Сетевой узел – это комплекс технических средств, обеспечивающий выполнение следующих функций:

  • организация и транзит стандартных групповых трактов и стандартных каналов передачи;
  • переключение (в процессе управления первичной сетью) этих трактов и каналов, принадлежащих различным линиям передачи;
  • предоставление необходимого числа групповых трактов и каналов вторичным сетям.

Сетевая станция – это комплекс технических средств, обеспечивающий выполнение следующих функций:

  • организация и транзит стандартных групповых трактов и стандартных каналов передачи;
  • предоставление необходимого числа групповых трактов и каналов вторичным сетям;
  • соединение между каналами или групповыми трактами первичных сетей, относящихся к различным уровням ее иерархии.

Линия передачи – совокупность физических цепей, линейных трактов аналоговых или цифровых систем передачи, имеющих общую среду распространения сигналов, линейные сооружения и устройства их технического обслуживания.

Для конкретизации ко всем определенным выше понятиям иногда добавляют прилагательные, определяющие уровень иерархии первичной сети (магистральная первичная сеть, внутризоновый сетевой узел и т.п) или тип направляющей системы (кабельная линия передачи, радиорелейная линия передачи и т.п.).

Терминам "Сетевой узел" и "Сетевая станция" соответствует, более всего, англоязычный термин "Network Node". Понятие "Линия передачи" имеет несколько вариантов перевода, зависящих от способа ее реализации. Для группового тракта, например, наиболее точным будет термин "Group path", а для канала тональной частоты (ТЧ) – "Voice-Frequency Channel".

Под вторичной сетью обычно понимается совокупность коммутационных узлов и станций, оконечных абонентских установок и каналов, организованных на базе ресурсов первичной сети. В англоязычной технической литературе аналогичного термина не существует, но так как вторичные сети являются, как правило, коммутируемыми, то понятие "Switched Network" можно считать наиболее близким вариантом перевода термина "Вторичная сеть".

Термин "Телефонная сеть" трактуется как вторичная сеть, предназначенная для передачи телефонных сообщений. Телефонная сеть общего пользования (ТФОП) имеет однозначный перевод – Public Switched Telephone Network (PSTN). В зависимости от уровня иерархии ВСС РФ различают международную, междугородную, внутризоновые и местные телефонные сети; последний класс сетей является основной темой данной книги.

В качестве коммутационного оборудования на ТФОП используются телефонные станции и телефонные узлы. Телефонная станция (далее будут рассматриваться только автоматические телефонные станции – АТС) – это коммутационная станция, обеспечивающая подключение абонентов к ТФОП. Телефонный узел – это коммутационный узел, предназначенный для установления транзитных соединений на ТФОП.

В технической литературе слово "телефонный" ("телефонная") перед узлом (станцией) обычно опускают, но вводят дополнение, определяющее уровень иерархии (международный узел, междугородная станция и т.п.) или функциональное назначение (узел специальных служб, учрежденческо-производственная станция и т.п.).

1.3. Международные и национальные стандарты

1.3.1. Международный Союз Электросвязи

Необходимость разработки ряда национальных и международных стандартов в области электро- и радиосвязи стала очевидной достаточно давно. МСЭ, например, был создан более 100 лет назад. Его основная задача была сформулирована как разработка рекомендаций, обеспечивающих международные телекоммуникации.

Применительно к телефонии основные рекомендации разрабатывал МККТТ, являвшийся одним из специализированных комитетов МСЭ. Первая Всемирная конференция по стандартизации, состоявшаяся в марте 1993 года в Хельсинки, узаконила предложенную ранее новую структуру МСЭ. С 1 марта 1993 года упразднены три основные комитета МСЭ (МККТТ, МККР, МКРЧ), а их функции распределены между тремя секторами:

  • стандартизации электросвязи;
  • радиосвязи;
  • развития электросвязи.

Функции, которые выполнял МККТТ, и часть работ, входивших ранее в компетенцию МККР, перешли в ССЭ.

МККТТ был задуман как организация, занимающаяся изучением интерфейсов между национальными сетями телеграфной и телефонной связи, чтобы обеспечить оптимальный процесс установления соединений между абонентами разных стран. В самом начале развития электросвязи функции сопряжения между национальными сетями могли быть реализованы в международных коммутационных станциях. По мере модернизации сетей электросвязи и расширения их функциональных возможностей стандартизация охватила интерфейсы, реализуемые даже в терминальном оборудовании. Этот закономерный процесс эволюции системы электросвязи привел к существенному росту числа рекомендаций МККТТ.

Эти рекомендации разрабатывались восемнадцатью Исследовательскими Комиссиями (ИК), направление деятельности которых определяла и корректировала Пленарная Ассамблея МККТТ, собиравшаяся один раз в четыре года. При организации ССЭ число ИК сократилось до пятнадцати, хотя круг рассматриваемых вопросов расширился за счет некоторых аспектов радиосвязи. С точки зрения принципов построения и развития местных телефонных сетей наиболее существенными можно считать рекомендации следующих комиссий ССЭ:

  • ИК-2 "Общая эксплуатация сетей" (бывшая ИК-II МККТТ, имевшая такое же название);
  • ИК-3 "Техническое обслуживание сетей" (бывшая ИК-IV МККТТ, имевшая такое же название);
  • ИК-11 "Сигнализация и коммутация" (бывшая ИК-XI МККТТ, имевшая такое же название);
  • ИК-13 "Основные аспекты сети" (бывшая ИК-XVIII МККТТ, называвшаяся "Цифровые сети, включая ЦСИО);
  • ИК-15 "Системы и оборудование передачи" (бывшая ИК-XV МККТТ, имевшая такое же название).

В деятельности МККТТ было принято выделять четырехлетние исследовательские периоды. В течение каждого периода все ИК разрабатывали проекты рекомендаций, которые официально утверждались на Пленарной Ассамблее. Некоторые рекомендации нуждались в более оперативном одобрении МККТТ. В этом случае – с согласия Директора МККТТ – применялась так называемая процедура ускоренного одобрения рекомендации прямо на собрании той ИК, которая была ответственной за разработку данной рекомендации.

В зависимости от своего содержания рекомендация могла разрабатываться совместными усилиями нескольких ИК МККТТ и, даже, МККР. Организация таких совместных работ осуществляется созданием временных групп и посредством обмена документами. Эти принципы сохраняются и в ССЭ.

Собрания ИК проводятся обычно один-два раза в год. Все ИК делятся на рабочие группы, которые, в свою очередь, иногда разбиваются на рабочие подгруппы. По определенному кругу вопросов, изучение которых носит постоянный или долговременный характер, ИК назначает Специальных Докладчиков. Их функции заключаются в координации всех аспектов стандартизации порученного им вопроса. Специальные Докладчики ведут работу как на собраниях ИК, так и по переписке со специалистами, заинтересованными в разработке соответствующего вопроса.  Национальные Администрации связи и организации, являющиеся официальными членами МККТТ (ССЭ), вносят свои предложения по разработке и уточнению рекомендаций в виде стандартизованных по форме документов, называемых вкладами. Вклады, поступающие в секретариат ССЭ до оговоренного заранее срока, печатаются и официально рассылаются всем членам ССЭ. Вкладам, полученным секретариатом позже установленного срока, присваивается статус "Задержанный вклад". Эти документы получают только участники собрания ИК.

В течение собрания ИК рабочие группы и Специальные Докладчики анализируют все полученные вклады. Результатами проведенной работы являются отчеты рабочих групп, утверждаемые на пленарном собрании ИК. В этих отчетах могут содержаться проекты новых рекомендаций, уточненные тексты разработанных ранее рекомендаций, документы, направляемые на согласование в другие ИК ССЭ.

Некоторые аспекты построения и развития сетей электросвязи, косвенно связанные со стандартизацией, практически невозможно или нецелесообразно излагать в виде рекомендаций МСЭ. Подобные вопросы исследуются в специальных группах, обозначаемых англоязычной аббревиатурой GAS. Отчеты этих групп, работающих теперь под эгидой сектора развития электросвязи, представляют значительный интерес для специалистов по системно-сетевым вопросам создания первичных и телефонных сетей.

Министерство связи России стало правопреемником Администрации связи СССР в МСЭ. Ряд российских специалистов избраны Председателями ИК и Специальными Докладчиками. От лица Министерства связи России поданы проекты ряда рекомендаций, которые утверждены в прошедшем исследовательском периоде (1989 – 1992 годы).

1.3.2. Европейский Институт ETSI

В 1988 году в соответствии с так называемым "Зеленым Документом" (Green Paper) Комиссии Европейского Сообщества был основан Европейский Институт по Телекоммуникационным Стандартам ETSI (European Telecommunications Standards Institute). Целью создания ETSI (здесь и далее будет употребляться англоязычная аббревиатура, так как в отечественной литературе еще нет общепринятого названия этого института) считается ускорение процесса согласования технических характеристик, существенных для общеевропейских телекоммуникаций. Основная задача ETSI – разработка общих для Европы стандартов, гарантирующих совместимость национальных сетей связи и предоставляемых ими услуг.

Организационные, финансовые и правовые вопросы решает высший орган ETSI – Генеральная Ассамблея.

Главные технические вопросы стандартизации решаются Технической Ассамблеей ETSI. Разработка стандартов осуществляется двенадцатью Техническими Комитетами по следующим направлениям:

  • Современные методы тестирования;
  • Телекоммуникация для делового сектора;
  • Технические требования к оборудованию;
  • Специальная группа по связи с подвижными объектами;
  • Человеческие факторы;
  • Сетевые аспекты;
  • Системы поисковой связи;
  • Системы и оборудование радиосвязи различного назначения;
  • Наземные станции космической связи;
  • Коммутация и протоколы сигнализации;
  • Терминальное оборудование;
  • Передача и мультиплексирование.

Перечисленные двенадцать направлений охватывают очень широкий круг вопросов. Организация работы каждого из Технических Комитетов зависит от специфики исследуемого вопроса. Каждый Технический Комитет организует несколько Технических Групп (для вопросов, требующих постоянной работы), Временных Групп по конкретной задаче (для вопросов, возникающих периодически). Генеральная или Техническая Ассамблеи могут организовать Специальный Комитет для решения какой-либо новой, но четко сформулированной задачи.

Проекты стандартов, разработанные в рамках ETSI, рассылаются в определенные заранее национальные организации по стандартизации в области связи. Эти организации в течение семнадцати недель сообщают свое мнение по проекту стандарта в секретариат ETSI. Вся процедура согласования стандарта занимает, по крайней мере, сорок шесть недель; в особых случаях этот срок может быть сокращен. Специфическая процедура утверждения стандарта требует получения решений не менее, чем от половины упомянутых выше национальных организаций, а как минимум 71 процент полученных мнений должен быть положительным.

Телекоммуникационные стандарты – основной результат деятельности ETSI, но Технические Комитеты выпускают еще два вида документов:

  • Предварительные Европейские стандарты по связи (I-ETS);
  • Технические отчеты ETSI (ETR).

Предварительные стандарты содержат предварительный материал, публикация которого представляется ETSI целесообразной, хотя ряд аспектов рассматриваемой проблемы может требовать длительного изучения. Обычно предварительный стандарт выпускается сроком на три года. По истечении двух лет ETSI запрашивает у своих членов соображения о дальнейшей судьбе предварительного стандарта, который может быть доработан в обычный стандарт, заменен другим документом, отклонен совсем; возможен также вариант продления еще на два года статуса предварительного стандарта.

Технические отчеты ETSI содержат дополнительную информацию, которая, непосредственно, не является предметом стандартизации. Эти отчеты не проходят процедуру одобрения, принятую для стандартов ETSI. Решения о публикации такого рода документов принимаются на уровне Технического Комитета. Для специалистов по сетевым аспектам системы электросвязи эти документы, наравне с отчетами специальных групп GAS МСЭ, представляют большой практический интерес.

1.3.3. Аспекты стандартизации в России

Организацию работ по стандартизации основных элементов ВСС РФ можно условно разделить на два направления. Первое направление – разработка государственных стандартов, определяющих технические требования ко всему комплексу оборудования, используемому для построения ВСС. Эти стандарты имеют только косвенное отношение к принципам построения местных сетей и далее не рассматриваются.

Второе направление – разработка Руководящих Документов (РД) и Руководящих Технических Материалов (РТМ), определяющих основные принципы создания и развития ВСС. Эти документы не имеют статуса государственного стандарта, что, кстати, соответствует общемировой практике. Утверждение такого рода документов производится национальной Администрацией связи, функции которой в России выполняет Министерство Связи РФ.

Разработка РД по первичной и телефонной сетям выполняется специалистами научно-исследовательских институтов Министерства Связи. В силу исторически сложившегося распределения работ вопросы междугородной и международной связи относятся к компетенции Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), а проблемы местной связи – к компетенции Ленинградского (Санкт- Петербургского) отраслевого научно-исследовательского института связи (ЛОНИИС).

Основополагающим документом по системно-сетевым вопросам электросвязи всегда считался РД по ЕАСС. К настоящему времени выпущено уже несколько редакций РД по ЕАСС. В нескольких томах этого РД изложены принципы построения ЕАСС на территории бывшего СССР, включая следующие, существенные с точки зрения содержания данной книги, аспекты:

  • рекомендуемые структуры первичной сети на всех уровнях иерархии ЕАСС;
  • рекомендуемые структуры вторичных (телефонной, телеграфной и т.п.) сетей на всех уровнях иерархии ЕАСС;
  • планы нумерации на вторичных сетях;
  • системы управления первичной и вторичными сетями, принципы маршрутизации, используемые в ЕАСС;
  • надежностные и качественные показатели функционирования первичной и вторичных сетей;
  • рекомендуемое оборудование для всех уровней иерархии первичной и вторичных сетей ЕАСС;
  • прогноз вероятной эволюции по всем перечисленным выше направлениям и т.п.

Составлению РД о ЕАСС обычно предшествовал ряд научно-исследовательских работ, в процессе проведения которых специалисты стремились найти оптимальные решения по развитию отдельных подсистем ЕАСС. Организация разработки РД по ЕАСС подразумевала, что на базе этого документа должны составляться несколько других РД, детализирующих принципы построения основных вторичных сетей. В части телефонии вслед за очередной редакцией томов по ЕАСС начиналась разработка РД по ОГСТфС – "Общегосударственная система автоматизированной телефонной связи".

РД по ОГСТфС содержит более детальное описание основных принципов создания и развития телефонной связи. Этот документ относится ко всем уровням иерархии национальной телефонной сети. Некоторые особенности связи в сельской местности не нашли отражения в этом документе, что привело, в свою очередь, к разработке отдельного РД "Основные положения системы сельской телефонной связи". Этот документ весьма подробно освещает принципы построения структуры СТС, имеющиеся и рекомендуемые системы нумерации, используемые и перспективные системы телефонной сигнализации и т.п.

Первичная и телефонная сети в сельской местности имеют ряд специфических особенностей. Ресурсы СПС обычно используются для проводного вещания, телеграфной связи, организации арендованных линий, а функциональные возможности СТС – для построения внутрипроизводственных телефонных сетей (ВПТС), диспетчерских телефонных сетей (ДТС) и прочих атрибутов системы управления колхозов и совхозов. Эти причины послужили основанием для создания еще одного РД – "Принципы организации электросвязи в сельской местности".

С учетом того, что каждые пять лет необходимо вносить в текст всех РД некоторые уточнения, такое обилие документов, имеющих, фактически, статус отраслевых стандартов, требует больших затрат времени только на этапы их составления и согласования. Администрации связи развитых стран разрабатывают, как правило, единый документ, который с необходимой степенью детализации излагает существующие и прогнозируемые на 5 – 10 лет принципы построения системы электросвязи.

При разработке основных принципов построения национальной системы электросвязи целесообразно тщательно анализировать соответствующие международные рекомендации и стандарты. Можно перечислить несколько причин, подтверждающих справедливость этого утверждения:

  • во-первых, только соблюдение упомянутых рекомендаций и стандартов обеспечит надежную и качественную международную связи, в которой нуждается любая страна, стремящаяся к интеграции в международное сообщество;
  • во-вторых, эти рекомендации и стандарты представляют собой результаты работы международных исследовательских центров, какими являются, например, ССЭ и ETSI; не использовать созданный ими потенциал вряд ли разумно;
  • в третьих, ни использование импортной, ни экспорт собственной техники невозможны без внесения соответствующих коррекций в аппаратно-программные средства оборудования электросвязи для согласования его основных характеристик и требований национальной сети.

Ряд системных решений по ЕАСС и ОГСТфС не соответствует рекомендациям МСЭ и общепринятым международным нормам. Характерным примером могут служить существующие национальные системы телефонной сигнализации, спецификации которых не соответствуют ни одной из стандартизованных МККТТ систем обмена управляющими и линейными сигналами.

При закупке импортной техники передачи и, особенно, коммутации поставщики оборудования адаптируют его аппаратно-программные средства по техническим условиям, согласованным с Министерством Связи РФ. Стоимость работ по адаптации повышает цену на импортную технику связи. В условиях значительного импорта оборудования электросвязи это оборачивается существенными валютными потерями.

Чтобы не заканчивать раздел на пессимистической ноте, следует выделить наметившуюся положительную тенденцию использования международных рекомендаций и стандартов при цифровизации ТФОП.

1.4. Структура ВСС РФ

1.4.1. Общее

Существующая структура ВСС России была предопределена системными решениями, принятыми в руководящих документах по ЕАСС бывшего СССР. Эта структура была, вероятно, оптимальна на момент ее разработки, когда цифровая техника передачи и коммутации, а также современные направляющие системы, практически не использовались. По этой причине изложенные ниже положения следует воспринимать как констатацию существующих системно-сетевых решений. Новые системно-сетевые концепции будут представлены во второй, третьей и, частично, пятой главах.

1.4.2. Первичные сети

Для описания структуры ВСС России удобно использовать введенное выше разделение сетей на первичную и вторичные. Методика изложения этого вопроса и, отчасти, иллюстративный материал заимствованы из [9, 10]. Если читатель знаком с этими книгами, то он может без всякого для себя ущерба пропустить данный раздел; незначительные уточнения, введенные автором, не оправдают затрат времени на прочтение представленного ниже материала.

Первичная сеть ЕАСС создавалась, преимущественно, для реализации ОГСТфС, в основу которой был положен так называемый зоновый принцип. Зона – это территория, на которой абоненты всех местных телефонных сетей охвачены единой семизначной нумерацией. Границы зоны совпадают, как правило, с границами административно‑территориальной единицы (Автономная республика, край, область).

Центры зоны (например, областные центры) связаны между собой посредством стандартных линий передачи магистральной первичной сети. Первые линии передачи магистральной первичной сети создавались за счет строительства воздушных линий связи (ВЛС), уплотненных малоканальными аналоговыми системами передачи. Современные линии передачи магистральной первичной сети строятся на основе коаксиальных кабельных линий связи (КЛС) оптических кабелей (ОК), радиорелейных линий (РРЛ) и спутниковых каналов, уплотняемых цифровыми системами передачи (ЦСП) большой пропускной способности. Гипотетическая модель магистральной первичной сети приведена на верхней плоскости рисунка 1.4.

Внутризоновая первичная сеть соединяет центр зоны с районными центрами и, при необходимости, районные центры между собой. К внутризоновой сети также относятся линии передачи, территориально расположенные на ГПС, но предназначенные для организации связи через междугородную станцию. Внутризоновая первичная сеть состоит, таким образом, из двух видов линий передачи, организуемых в сельской местности и в пределах города. Эта классификация может быть полезна только с точки зрения характеристик технических средств, используемых в настоящее время на внутризоновой первичной сети. Это аспект внутризоновой первичной сети обсуждается в разделах 2.5 и 2.6 второй главы. Модель внутризоновой первичной сети показана на средней плоскости рисунка 1.4.

Местные первичные сети (ГПС и СПС) соединяют между собой местные сетевые станции (ССМ) и СУ, расположенные на территории города или сельского административного района. Существующие ГПС и СПС основаны на разных структурах и реализуются на совершенно различных типах систем передачи и направляющих средах.

Постулированный в руководящих документах по ЕАСС принцип создания единой первичной сети не удалось, в полном объеме, реализовать на практике. Сложившуюся ситуацию можно объяснить двумя основными причинами:

  • некоторые сети, принадлежащие Министерству связи, имели совершенно различные структуры, были созданы на совершенно различном оборудовании (например, ГТС и сеть проводного вещания в пределах города) и рациональное решение по их реализации на базе единой первичной сети отсутствовало;
  • ряд Министерств бывшего СССР (путей сообщения, нефтяной и газовой промышленности и т.п.) создавали свои первичные и, соответственно, вторичные сети, характеристики которых определялись спецификой функционирования предприятий своей отрасли.

Местные первичные сети, принадлежащие Министерству связи, были предназначены для организации телефонной связи. Незначительная часть каналов местных первичных сетей используется для организации телеграфной связи и арендованных линий, именуемых на профессиональном сленге связистов "прямыми проводами". Поэтому структура и пропускная способность местных первичных сетей определяются, в основном, требованиями соответствующих местных телефонных сетей. И даже сам термин "первичная сеть" редко употребляется специалистами по местной связи. Только внедрение ЦСП с высокой пропускной способностью и ОК узаконило выделение местных первичных сетей в качестве самостоятельного объекта исследования.

Принципы построения местных первичных сетей определяют основные характеристики услуг, предоставляемых абонентам всех вторичных сетей. Применительно к телефонии можно выделить следующие аспекты зависимости качества услуг местных сетей от характеристик соответствующих первичных сетей:

  • если число каналов, предоставляемых первичной сетью в каком-либо направлении, не соответствует числу каналов, определяемых параметрами телефонной нагрузки, то не выполняются нормированные показатели качества обслуживания вызовов (возрастает число потерянных вызовов, увеличивается длительность ожидания на отдельных этапах установления соединений и т.д.);
  • если оборудование систем передачи и линейно-кабельные сооружения не обладают требуемой надежностью, а структура первичной сети не может реконфигурироваться при существенных авариях, то абоненты местной телефонной сети могут на значительный период времени оказаться без связи;
  • если шумы и помехи в канале первичной сети превышают допустимые величины, то разборчивость речи может стать недопустимо низкой и неприемлемой для абонентов местных телефонных сетей.

Существующие структуры ГПС и СПС ориентированы либо на создание пучков соединительных линий (СЛ) между двумя коммутационными станциями (конфигурация типа "точка – точка"), либо на создание пучков СЛ между несколькими коммутационными станциями (конфигурация "точка – множество точек").

Гипотетические модели ГПС и СПС показаны на нижней плоскости рисунка 1.4.

На базе первичной сети ВСС РФ создаются все – или, по крайней мере, основные – вторичные сети общегосударственного назначения. Так как телефонная сеть по праву считается основной из сетей электросвязи, то оставшаяся часть раздела 1.4 будет посвящена именно принципам ее построения.

1.4.3. Вторичные сети

Если рассматривать ВСС РФ как составную часть всемирной телефонной сети, то в качестве исходной точки целесообразно рассмотреть принципы организации международной телефонной связи.

До недавнего времени доступ абонентов ВСС РФ к международной телефонной сети осуществлялся через единственную на всю страну автоматическую международную телефонную станцию (АМнТС), расположенную в Москве. Абоненты выделенных коммерческих сетей имеют специфический вид доступа к международной сети, но он, строго говоря, не имеет отношения к интерфейсам общегосударственной сети; краткий анализ подобных структур приведен в четвертой главе.

Качественная международная телефонная связь должна – с точки зрения экономики, политики и социальных аспектов – рассматриваться как одно из непременных условий интеграции России в мировое сообщество. Министерством связи разработана программа ввода ряда современных АМнТС в различных регионах России. Весной 1993 года новые цифровые АМнТС введены в Москве и Санкт-Петербурге. В ближайшее время АМнТС будут введены в эксплуатацию еще в нескольких городах.

Междугородная телефонная сеть России развивается за счет установки коммутационного оборудования, которое – в зависимости от выполняемых функций – можно классифицировать на узлы автоматической коммутации (УАК) и автоматические междугородные телефонные станции (АМТС). Рядом РД ранее предусматривалось использование двухступенчатой сети УАКов, которые обозначались как УАКI и УАКII. Исследования, проведенные в последние годы, показали целесообразность использования только УАКI; по этой причине индекс "I" далее опускается.

В каждой зоне устанавливается как минимум одна АМТС. Если этих станций несколько, то с функциональной точки зрения их совокупность можно рассматривать как единую АМТС. Для организации междугородной телефонной сети АМТС могут связываться между собой непосредственно или через УАК. Все УАКи должны быть связаны между собой по принципу "каждый с каждым". Они предназначены для пропускания избыточной нагрузки, а также для концентрации нагрузки от АМТС зоны, если организация непосредственных связей между АМТС не экономична.

Прямые пучки каналов между АМТС могут организовываться вне зависимости от их удаленности друг от друга, но при условии, что величина нагрузки достигает 8 -10 Эрл. В этом случае может эффективно использоваться 12-ти канальная первичная группа аналоговых систем передачи.

Каждая зона имеет трехзначный код АВС, а абонентам зоны присвоен семизначный номер авххххх. Для выхода на междугородную телефонную сеть используется индекс "8". Таким образом, для установления междугородного соединения абонент ВСС России после выхода на АМТС набирает 10 знаков. Связь абонентов различных местных сетей одной зоны осуществляется набором индекса внутризоновой связи "2" (после выхода на АМТС) и номера авххххх. Выход на международную телефонную сеть осуществляется набором индекса "10" после набора индекса выхода на АМТС. Гипотетическая модель междугородной телефонной сети показана на верхней плоскости рисунка 1.5.

Внутризоновая телефонная сеть обеспечивает связь местных телефонных с АМТС. Обычно в состав внутризоновой телефонной сети включают АМТС [6], относя ее, таким образом, к двум уровням иерархии ВСС РФ. На рисунке 1.5 АМТС показана только на уровне междугородной сети, что, по мнению автора, представляется более корректным. Структура внутризоновой сети для СТС и ГТС имеет достаточно существенные отличия; причем внутризоновая сеть на ГТС областного центра может отличаться от аналогичной сети города областного подчинения.

Эти вопросы более подробно изложены в третьей и четвертой главах. По этой причине в данном разделе приведен – на средней плоскости рисунка 1.5 – один из характерных примеров построения внутризоновой сети:

  • выход с ГТС на АМТС осуществляется по прямому пучку заказно-соединительных линий (ЗСЛ);
  • связь АМТС с ГТС осуществляется по пучку междугородных соединительных линий (СЛМ), проходящих через узел входящего междугородного сообщения (УВСМ);
  • взаимодействие АМТС с СТС осуществляется по прямым пучкам ЗСЛ и СЛМ, включенным в центральную станцию (ЦС) сельского районного центра.

ГТС и СТС детально изучаются в третьей главе и ряде разделов других глав. По этой причине на нижней плоскости рисунка 1.5 показан один из возможных (для каждой сети) вариантов:

  • ГТС, районные АТС (РАТС) которой связаны по принципу "каждая с каждой";
  • СТС, имеющая в своем составе оконечные станции (ОС), включенные непосредственно в ЦС и через узловую станцию (УС).

Абонентскую сеть не принято изображать как один из элементов структуры первичной и телефонной сети.

После того, как обозначены основные контуры ВСС России, целесообразно до детального описания отечественных ГПС и ГТС, СПС и СТС кратко проанализировать основные статистические данные по уровню развития местных первичных и телефонных сетей.

1.5. Статистика местных сетей

Общая площадь России составляет примерно 17,1 миллиона квадратных километров [11], а численность населения – 148 миллионов человек. Среди них порядка 109,2 миллиона (74%) составляет городское население; 38,8 (26%) миллиона человек проживает в сельской местности.

С точки зрения построения ВСС территория России делится на 72 зоны, в которых расположены 1045 городов и 1846 сельских административных районов. Среднее число этих районов в одной зоне (области) равно, таким образом, 26. Эта величина имеет довольно большой разброс. В Мурманской области число сельских административных районов и, соответственно СТС, равно 4, а в Алтайском крае – 64. Площадь каждой зоны также характеризуется значительной дисперсией: от 15 тысяч квадратных километров (Калининградская область) до 3103,2 тысячи квадратных километров (Республика Саха). Существенны также отличия и в численности населения отдельных областей. Наиболее полное представление о подобных величинах дает, как известно из математической статистики, соответствующая функция распределения (ФР).

На рисунке 1.6 показана ФР площади (в тысячах квадратных километров), занимаемой зонами ВСС РФ. ФР численности населения (в тысячах человек) представлена на рисунке 1.7. Наконец, ФР числа сельских административных районов показана на рисунке 1.8.

В таблице 1 приведены значения математического ожидания и коэффициента вариации для трех исследуемых характеристик. Поведение ФР и численные значения коэффициентов вариации исследуемых величин в совокупности с географическими и климатическими особенностями России позволяют сделать важный и весьма неутешительный для специалистов вывод: универсальный сценарий дальнейшей эволюции местных сетей ВСС России не существует.

Таблица 1

Характеристика

Математическое ожидание

Коэффициент вариации

Площадь, тысяч кв. км

235,5

2,15

Население, тысяч человек

1890

0,97

Число сельских Административных районов

25,2

0,45

Приведенные выше статистические данные содержат косвенную информацию для системно-сетевых решений, относящихся к дальнейшей эволюции местных первичных и телефонных сетей. Статистические данные, характеризующие существующий уровень развития местных сетей, содержатся в специальных формах отчетности Госкомстата России. Все приведенные ниже данные взяты именно из этих форм, составленных раздельно по городской и сельской связи.

Общее число телефонных станций, принадлежащих Министерству Связи России (здесь и далее приводятся статистические данные на 1 января 1992 года) и установленных в городах, составило 6503. Их суммарная монтированная емкость равна 18,35 млн номеров. Разделив эти величины на число городов, можно оценить некую усредненную ГТС как сеть емкостью 17560 номеров, состоящую из 6,2 АТС. Для большинства специалистов по системно-сетевым проблемам ГТС, которые в качестве модели обычно рассматривают сети Москвы и Санкт-Петербурга, подобные величины представляются чем-то абстрактным.

Одна из особенностей развития связи в России – наличие значительного числа ведомственных сетей, созданных Министерством Путей Сообщения, Министерствами, вошедшими ныне в качестве Государственных Комитетов в Министерство Топлива и Энергетики, и т.д. Суммарная емкость этих сетей достаточно велика. Выход на ВСС России имеют 2,87 млн абонентов ведомственных сетей, которые, естественно, входят в нумерации местных телефонных сетей. Суммарная номерная емкость российских ГТС составляет, таким образом, 21,22 млн номеров. Среднюю емкость ГТС можно в этом случае оценить величиной 20306 номеров.

Большинство телефонных станций (98,6%), эксплуатируемых в городах России, автоматические. Примерно 63% всех абонентов ГТС подключены к АТС координатной системы. Доля абонентов, имеющих доступ к ГТС посредством современных цифровых АТС, составляет 6,6%; остальная часть абонентов подключена к морально устаревшим станциям декадно-шаговой системы.

Самым существенным показателем уровня развития телефонной связи считается телефонная плотность, определяемая числом телефонных аппаратов (ТА), приходящихся на 100 (или 1000) жителей. Для ГТС этот показатель составляет 19,4 ТА/100 жителей. Для городов развитых стран это очень низкий показатель, но он коррелируется с основными показателями развития экономики страны [12]. Такая величина телефонной плотности служит хорошим объяснением огромной – более 10 миллионов – очереди неудовлетворенных заявок на подключение к ТФОП. Число таксофонов (менее двух на 1000 жителей) также существенно ниже аналогичного показателя в развитых странах.

На ГПС используются преимущественно КЛС, реже РРЛ, но еще примерно 350 тысяч км линий передачи используют ВЛС. Около 55% всех уплотненных СЛ образованы за счет использования ЦСП. В общей протяженности кабеля доля ОК составила (в одноволоконном исчислении) 2,5%. Чуть более 350 тысяч каналов ГПС было использовано в качестве арендованных линий ("прямых проводов").

Общее число сельских телефонных станций, принадлежащих Министерству Связи России, составило 27008, что в четыре раза больше, чем городских АТС. Их суммарная монтированная емкость равна 3,68 млн номеров. Разделив эти величины на число сельских административных районов можно по аналогии с ГТС получить характеристики усредненной СТС как сети емкостью 2000 номеров, состоящую из 14,6 АТС. Эти величины (в отличие от вычисленных для ГТС) уже существенно ближе к тем моделям, которые обычно используются специалистами по системно-сетевым проблемам СТС.

Емкость ведомственных сетей, осуществляющих взаимодействие с ТФОП на уровне сельских сетей, равна 111 тысячам номеров, что позволяет оценить суммарную емкость СТС величиной 3.79 млн номеров.

 Большинство сельских телефонных станций (99,1%), – автоматические. Примерно 99,4% всех абонентов СТС подключены к АТС координатной системы; остальная часть абонентов подключена к квазиэлектронным коммутационным станциям.

Телефонная плотность на СТС составляет 9,8 ТА/100 жителей, что может рассматриваться как очень низкий показатель развития связи в сельской местности. Интересно, что по числу таксофонов на 1000 жителей СТС несколько превосходит ГТС. Число неудовлетворенных заявок на подключение к ТФОП, с другой стороны, существенно ниже (по сравнению с ГТС) и составляет 842 тысячи заявлений. Число поданных заявок на установку ТА и в городе и в селе не учитывает так называемый "отложенный спрос" (deferred demand) [13]. По этой причине приведенные величины очередей следует рассматривать как нижние границы потенциального уровня роста местных сетей. Для сельской местности, кроме того, могут возникнуть дополнительные стимулы развития электросвязи, обусловленные процессами существенных качественных изменений в сельскохозяйственном производстве.

Около 80% всех линий передачи СПС уплотнены системами передачи. Из всех уплотненных каналов СПС примерно 43% образованы посредством ЦСП.

Протяженность ВЛС составила 484503 км, а суммарная длина подвешенных на опорах проводов – 3208781 км. Протяженность КЛС, включая кабельные вставки, составила 1378342 км (или 74% от воздушных и кабельных линий в сумме), а общая длина жил в эксплуатируемых кабелях – 10604066 км (или 77 % от воздушных и кабельных линий в сумме).

Большая проблема в технической эксплуатации СПС заключается в том, что очень часто линии передачи повреждаются при проведении различных работ сторонними организациями. в 1991 году число таких повреждений составило 6498. Большинство сельских АТС имеют только одно направление связи – к вышестоящей станции. Поэтому такое число повреждений эквивалентно ситуации, когда каждая четвертая станция СТС оставалась без связи с ТФОП не по вине эксплуатационного персонала.

В заключение целесообразно привести несколько цифр, характеризующих ГТС Санкт-Петербурга и СТС области.

На 1 января 1992 года в Санкт-Петербурге было установлено 237 АТС, что составляет примерно 3,6% от численности телефонных станций на всей территории России. Монтированная емкость ГТС достигла 1,82 миллиона номеров, т.е. практически каждый десятый абонент телефонной сети России – житель Санкт-Петербурга.

Удельный вес АЛ, включенных в координатные АТС, немного превосходит среднестатистический: 65% против 63%. Численность абонентов Санкт-Петербурга, подсоединенных к современным цифровым АТС, существенно выше по сравнению с большинством российских городов и приближается к 20%. И по телефонной плотности (примерно 36 ТА на 100 жителей) Санкт-Петербург почти в два раза превосходит среднюю по России величину.

Суммарная монтированная емкость областных СТС на 1 января 1992 года достигла величины 282,6 тысяч номеров. По телефонной плотности, равной 16,2 ТА на 100 жителей, сельские сети Санкт-Петербургского региона примерно в 1,8 раза превосходят среднестатистическую российскую СТС. Исследование ряда структурных характеристик СТС, расположенных в Санкт-Петербургском регионе, изложено в [14]. Эти исследования показали, что между СТС различных регионов России могут существовать существенные отличия по основным характеристикам, относящимся к структурам сельских первичной и телефонной сетей.

1.6. Зарубежные местные сети

Все изложенное ниже не следует рассматривать ни как аналитический обзор принципов построения зарубежных местных сетей, ни как дополнение предыдущего раздела статистическими данными, характерными для развитых стран. Во-первых, ни для первой, ни для второй задач автору не удалось получить исходные данные в необходимом объеме, а во-вторых, такую задачу он перед собой и не ставил.  Включение раздела 1.6 в состав данной главы преследует две основные цели: обрисовать на весьма скромном объеме анализируемых источников общие принципы построения местных сетей в развитых странах и отметить (если удастся) характерные черты их эволюции, имеющие практическое значение для ВСС России.

Относительно городских первичных и телефонных сетей наиболее интересная информация была, вероятно, представлена в статье, посвященной модернизации Лондонской телефонной сети [15]. Эта ГТС покрывает площадь 2927 квадратных километров, что эквивалентно квадрату с ребром 54 километра. Емкость Лондонской телефонной сети на 1990 год составляла 4,6 миллиона номеров, что, при численности населения столицы Великобритании в 8 миллионов человек, соответствует телефонной плотности 57,5 ТА на 100 жителей.

ГТС большой емкости всегда разбиваются на телефонные районы. Лондонская сеть делится на 6 телефонных районов [15]. До модернизации столичной сети в качестве коммутационного оборудования РАТС (в оригинале – Local Exchange) широко использовались декадно-шаговые и координатные станции. В 248 специальных зданиях были установлены 500 таких РАТС.

Первичная сеть была построена преимущественно на многопарных кабелях связи, хотя процесс применения ЦСП начался задолго до модернизации Лондонской сети. Значительная доля пучков СЛ была, таким образом, организована по двухпроводным физическим цепям. Фактически именно с первичной сети и началась модернизация системы связи в Лондоне.

Отличительной чертой новой первичной сети авторы статьи [15] считают объединение десяти крупных СУ за счет прокладки ОК, состоящего из 96 оптических волокон. Уплотнение ОК осуществляется за счет применения ЦСП с пропускной способностью 140 и 565 Мбит/с. Для соединения СУ использована кольцевая структура первичной сети. Эта первичная сеть обеспечивает каналами как телефонную сеть общего пользования, так и непрерывно возрастающие потребности других сетей и систем электросвязи.

С учетом статистики пропускаемого трафика первичная сеть Лондона реализована в виде двух колец. За счет полупостоянных соединений цифровых трактов в коммутационных полях СУ реализуется необходимая структура СЛ, связывающих между собой коммутационные станции ГТС. Каждый из семи коммутационных узлов внешнего кольца соединен с каждым из трех коммутационных узлов внутреннего кольца.

Все эти коммутационные узлы выполняют функции как РАТС, так и транзитной станции. Концентраторы, в которые включены абоненты Лондонской ГТС, посредством кольцевой первичной сети соединяются со своей опорной станцией (в оригинале используется достаточно специфический термин: Processor Site). Опорная станция имеет доступ к нескольким коммутационным узлам, что обеспечивает высокую надежность сети и возможность гибкой маршрутизации трафика при авариях или перегрузках на отдельных участках ГТС.

В 1980 году, когда емкость Лондонской ГТС составляла 3,29 миллиона номеров, в качестве коммутационного оборудования использовались преимущественно декадно-шаговые (77,5%) и координатные (16,7%) АТС. Первая цифровая коммутационная станция (System X) была введена в 1985 году и обслуживала только 3500 АЛ. План модернизации Лондонской сети предусматривал полное замещение всех аналоговых АТС цифровыми к середине 1992 года. Такой подход был основан на необходимости улучшения технико-экономических показателей телефонной связи и создания основы для введения перспективных услуг электросвязи и, в первую очередь, услуг ЦСИО.

При модернизации Лондонской телефонной сети изменился и план нумерации. В Лондоне были образованы две зоны с префиксами доступа 071 и 081, что аналогично двум кодам ABC и, соответственно, двум зоновым сетям в отечественной терминологии. Префикс 071 используется судя по схеме, приведенной в [15], для абонентов центральной части Лондона. Подобное решение, основанное на выделении нескольких кодов ABC для одного города, используется, например, в Нью-Йорке, для которого выделено семь таких префиксов. Существуют и другие решения; для Парижа, например, введена восьмизначная система нумерации. Возможные варианты изменения плана нумерации представляют большой практический интерес для двух городов России – Москвы и Санкт-Петербурга, где уже возникли аналогичные проблемы.

Между городскими сетями России и развитых стран существует много общего, обусловленного, в первую очередь, сходными принципами градостроения. По этой причине значительная часть накопленного в развитых странах опыта может быть непосредственно использована при разработке проектов модернизации ГТС в России. Существенные отличия в принципах организации сельской связи в развитых странах, объясняемые как способом организации производства, так и совокупностью географических факторов, обуславливают более осторожное отношение к возможности применения соответствующих системно-сетевых решений к российским условиям. Но обозначившейся переход от колхозно-совхозной системы к фермерским хозяйствам позволяет использовать опыт развитых стран по модернизации сельской связи по крайней мере при разработке перспективных системно-сетевых решений.

Традиционная практика телефонизации в сельской местности бывшего СССР сводилась к установке ОС в колхозе, совхозе или каком-либо другом сельскохозяйственном предприятии. Эта коммутационная станция выполняла в определенном смысле две функции: сельской АТС общегосударственной телефонной сети и УПАТС, которая служила базой для ВПТС данного предприятия [7].

Выбор оптимальной емкости ОС осуществлялся, скорее, в интересах ВПТС. По этой и ряду других причин современные СТС используют ОС сравнительно малой емкости.

Подобное решение и в эпоху развития координатной техники не являлось оптимальным. В 70-х годах сельские сети США (страна с существенно более низкой поверхностной плотность сельского населения) строились на базе АТС, имеющих среднюю емкость на порядок выше [16]. В условиях цифровизации СТС это отличие (судя по данным, приведенным в [17] в части модернизации сельской сети в Великобритании) достигает уже двух порядков. Эти соотношения можно также подтвердить и расчетами на моделях СТС, рекомендованных МСЭ [18, 19].

Целесообразность внедрения цифровых АТС большой емкости на любых уровнях иерархии национальной сети в настоящее время рассматривается как очевидный факт, подтвержденный практикой. Но применительно к СТС у многих специалистов остается уверенность в целесообразности разработки цифровых коммутационных станций малой емкости. Это мотивируется тем обстоятельством, что часто даже минимальная емкость существующей координатной АТС, составляющая 50 номеров, используется далеко не полностью.

Такая позиция, по мнению автора, объясняется в большинстве случаев подменой понятий. Ситуация, которую целесообразно было бы сформулировать как необходимость предоставления услуг электросвязи малой группе абонентов, трактуется как необходимость установки АТС малой емкости.

Структуры СПС, предложенные в [17, 18, 19], очень похожи на структуры ГПС. Эта тенденция, правда не так отчетливо, прослеживается и в отношении структур телефонных сетей. Сближаются и принципы создания перспективных абонентских сетей.

Перспективы развития абонентских сетей определяются ведущей тенденцией эволюции электросвязи – переходом к широкополосной ЦСИО. Передача информации в широкополосной ЦСИО будет, по все видимости, осуществляться по ОК. Доведение ОК до терминального оборудования абонентов может с точки зрения предоставления услуг широкополосной ЦСИО рассматриваться как оптимальное техническое решение. Также очевидно, что с экономической точки зрения доведение ОК до терминального оборудования, когда основная доля оконечного оборудования представлена обычными ТА, не может рассматриваться как разумный подход.

Предлагаемая трактовка проблемы использования ОК на абонентской сети носит, безусловно, упрощенный характер. Ряд возможных стратегий применения ОК на абонентской сети (FITL – Fiber In The Loop) может быть представлен по крайней мере пятью направлениями, известными по англоязычным аббревиатурам FTTB, FTTH, FTTF, FTTC, FTTO [20, 21, 22]. Эти концепции отличаются местом доведения ОК до точки или устройства абонентской сети, в которых осуществляется его сопряжение с кабелем, состоящем из металлических жил. Расположение соответствующего интерфейса и обозначается последней буквой перечисленных выше аббревиатур: B (Building) – здание дома, H (Home) – помещение абонента и т.д.

Использование ОК на участке абонентский терминал – коммутационная станция привело к существенным изменениям принципов построения абонентских сетей, которые не претерпели каких-либо серьезных изменений практически с момента создания ГТС и СТС. Новые принципы реализации доступа абонентских терминалов к коммутационным станциям целесообразно рассматривать с учетом общих тенденций эволюции первичной сети, возможных вариантов предоставления услуг широкополосной ЦСИО и т.п. По этой причине анализ перспективных вариантов развития абонентских сетей будет выполнен во второй, третьей и четвертой главах.

В конце этой главы – как, впрочем, и во всех последующих главах – автор считает целесообразным в лапидарном стиле подвести некоторые итоги и, по возможности, сформулировать наиболее существенные выводы.

Список литературы

1. "Связь". – Большая Советская Энциклопедия, Том 23, М.: "Советская Энциклопедия", 1976, с. 93 -95.

2. "Телефонная Связь". – Большая Советская Энциклопедия, Том 25, М.: "Советская Энциклопедия", 1976, с. 402 -403.

3. Развитие связи в СССР. Под ред. Н.Д. Псурцева. – М.: Связь, 1967 г., 479 с.

4. ГОСТ 22348-77 "Единая автоматизированная сеть связи. Термины и определения". – М.: 1977, 16 с.

5. ГОСТ 19472-80 "Сети телефонные. Термины и определения". – М.: 1983, 29 с.

6. Руководящий документ по общегосударственной системе автоматизированной телефонной связи (ОГСТфС). Книга I. – М.: Прейскурантиздат, 1988, 448 с.

7. Основные положения по организации электросвязи в сельской местности. Книга 1. – М.: Прейскурантиздат, 76 с.

8. Основные положения системы сельской телефонной связи. – М.: Радио и Связь, 1986, 168 с.

9. Давыдов Г.Б., Рогинский В.Н., Толчан А.Я. Сети электросвязи. – М.: Связь, 1977, 360 с.

10. Теория сетей связи: Учебник для вузов связи / Рогинский В.Н., Харкевич А.Д., Шнепс М.А. и др.; Под ред. В.Н. Рогинского. – М.: Радио и Связь, 1981, 192 с.

11. Российская Федерация в цифрах. Краткий статистический справочник. – М.: Финансы и Статистика. 1990, 254 с.

12. Кудрявцев Г.Г., Варакин Л.Е. Экономические аспекты развития телефонных сетей. – Электросвязь, 1990, N 1, с. 2 – 7.

13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2 т. Пер. с англ. 11-го изд. Т. 1 – М.: Республика, 1992, 399 с.

14. Дмитриева С.А., Соколов Н.А. Структурные характеристики сельских телефонных сетей. Сборник научных трудов ЦНИИС "Сети с интеграцией служб", 1990, с. 18 – 24.

15. B. Haigh, W. Medcraft "Modernisation of the London Network", British Telecommunications Engineering, Vol. 9, August 1990, pp. 20 – 25.

16. R.E. Mosher. Bell and Rural Telecom in U.S. – Telephony, March 12, 1979, pp. 42 – 52.

17. K. Sutclife, A.E. Hayes, K. Newbegin. The Modernisation of the Rural Network. – British Telecommunications Engineering, Vol. 9, Jan. 1991, pp. 291 – 298.

18. CCITT. Supplement to the Handbook on Rural Telecommunications, Vol. II, Geneva, 1990, 290 p.

19. CCITT. Supplement to the Handbook on Rural Telecommunications. Vol. III, Geneva, 1989, 116 p.

20. B.K. Snelling. The Haves and Have Nots of the Information Age. – British Telecommunications Engineering, Vol. 10, Jan. 1992, pp. 291 – 296.

21. H. Shinohara, I. Yamashima, T. Miki. Evolution Scenario for the Integrated Fibre-Optic Subscriber System. – Telecommunication Journal, N 3, 1993, pp. 109 – 118.

22. S. Rozental, J. Griffin, W. Gille. Optical Fibre in the Customer Access Network. – Telecommunication Journal of Australia, Vol. 42, No 2, 1992, pp. 13 – 21.

23. Аваков Р.А., Шилов О.С., Исаев В.И. Основы автоматической коммутации. – М.: Радио и связь, 1981, 288 с.

24. Максимов Г.З., Пшеничников А.П., Харитонова Е.Н. Автоматическая сельская электросвязь. – М.: Радио и связь, 1985, 232 с.

25. В.Б. Булгак. Стратегические аспекты развития электросвязи в Российской Федерации. – Электросвязь, N 1, 1993, с. 2 – 3.

26. Толмачев Ю.А. Первая Всемирная конференция по электросвязи. – Вестник связи, N 5, 1993, с. 4 – 5.

27. Куштуев А.И. Международный Союз Электросвязи: структура, значение, функции. – Электросвязь, 1993, N 2, с. 6 – 8.

28. Г.Б. Давыдов, Н.В. Волчкова. Пути развития электросвязи в России. – Электросвязь, 1993, N 11, с. 10 – 15.

29. Юзжалин А.С., Москвитин В.Д., Куренкова Н.А. Основные организационно-технические положения ЕАСС. – Электросвязь, 1992, N 7, с. 4 – 8.

30. В.Г. Дедоборщ, М.А. Жарков. Выделенная цифровая коммутируемая сеть ЕАСС. – Электросвязь, 1992, N 7, с. 11 – 13.