2.6.1. Понятие виртуальности и виртуальной реальности

2.6.2. Временной аспект виртуальной реальности

2.6.3. Виртуальная философия

2.6.4. Психологическое в виртуальности или виртуальное в психологии

2.6.1. Понятие виртуальности и виртуальной реальности

Во второй половине XX века человечество узнало, что такое виртуальная реальность. Идея виртуальности возникла почти одновременно, с разницей около 20 лет, сразу в нескольких сферах науки и техники. В квантовой физике были открыты виртуальные частицы, которые обладали рядом особых, отличных от других элементарных частиц, свойств существования. В области компьютерной техники появилось понятие виртуального объекта (например, виртуальная память). В самолетостроении была разработана виртуальная кабина самолета, особым образом, посредством головного шлема, представляющая летчику информацию о полете и боевой обстановке. В психологии были открыты виртуальные состояния человека. И, наконец, был придуман термин "виртуальная реальность", ставший возможным благодаря стремительной компьютеризации человечества.

Такая реальность создается влиянием интерактивного стереоскопического изображения на пользователя. При этом у человека возникают совершенно новые, никогда еще не переживаемые, ощущения и восприятия. Сегодня в результате активной рекламной компании по продвижению виртуальных систем на рынок термин "виртуальная реальность" стал в массовом сознании ассоциироваться именно с компьютерами, породив идею "киберкультуры" и реальное движение "киберпанк". Это в своем роде новое философское направление, рассматривающее отношение к реальности как объективной, так и новой, не исследованной, виртуальной.

Представляется интересным рассмотрение данного явления, представляющего собой целый "мир" со своими правилами и законами существования, с философской точки зрения. Актуальность и значимость этого изучения не вызывают сомнений. Кроме того, сущность нового явления, столь безудержно захватившего многие умы, не была определена в полной мере до сих пор ни в психологии, ни в философии. Исходя из этого, цель данной работы видится в определении понятия новой категории, ее особенностей, свойств и характеристик. Также необходимо проанализировать психологический аспект виртуальности, и, наконец, наиболее важно пояснить исследуемый термин, как философское понятие.

Для того чтобы оценивать виртуальность разумно рассмотреть некоторые аспекты этого явления и его особенности, а также учение, которое посвящено данному явлению.

Иногда виртуалистику понимают как новую научную дисциплин, воспринимая термин "виртуалистика" по аналогии с названиями таких наук, как кибернетика, генетика. На этом основании строят критику виртуалистики, требуя "предъявить" объект изучения. Но любая из наук, право на существование которой уже признано, имеет дело не с отдельным объектом, а, по крайней мере, с совокупностью разнородных объектов, принадлежащих той или иной реальности. Правда, вопросы о своем объекте подчас пытаются разрешить и признанные науки. Но это точно так же, как если бы механика и термодинамика спорили о том. что является "истинным" предметом физики.

Виртуалистика не является наукой. Виртуалистика представляет собой подход, который может быть использован в любой научной дисциплине. Принципиально нового в признании существования реальностей разного типа, т.е. несводимых друг к другу, в рамках одной и той же науки нет. Например, в физике признается существование и вещества, и поля, существование взаимодействия разного типа (сильного и слабого и т.д.)

Виртуалистика любит парадоксальные выражения, и вполне будет уместно определить сложившуюся в ней ситуацию как устойчивое неравновесие. С одной стороны, представления о виртуальной реальности, виртуальных событиях, объектах, состоянии психики - давно и прочно распространились во многих и очень разных областях знания, как теоретического, так и прикладного. Они нашли применение в связи с конкретным опытом, внедрились в области новейших технологий, прошли даже иногда практическую проверку. Однако с, другой стороны, все наличные материалы свидетельствуют, что эти представления о виртуальной реальности все время упорно остаются лишь именно представлениями или интуициями, лежащими в области противоречивого и туманного.

Наиболее простой способ дать общее или основное понятие виртуальной реальности это обратится к теоретической физике, где искомые свойства представлены наиболее наглядно. "Виртуальным фотоном" в квантовой физике называется объект, наделенный всеми теми же характеристиками, что и реальный, "физический" фотон, однако не удовлетворяющий некоторым существенным условиям и ограничениями на эти характеристики конкретно, его энергия не обязательно является положительной, а его масса не обязательно является нулевой. Аналогично определяется понятие любой "виртуальной частицы". "Виртуальная" траектория — траектория, по которой могла бы двигаться виртуальная частица; т. е. она также наделена теми же свойствами "физической" траектории, однако освобождена от ряда условий и ограничений, определяющих последнюю. И так далее. На другом полюсе психологическая виртуальная реальность есть особого рода образ реальности, тем или иным способ формирующаяся в сознании: в отличие от обычных образов, продуктов сознания и воображения, он выступает как среда деятельности человека - иными словами, человек воспринимает себя как пребывающий в данной реальности.

Из этих примеров, число которых нетрудно было бы увеличить, выступают первые необходимые признаки. Виртуальная реальность, виртуальные явления характеризуются всегда неким частичным или "недовоплощенным" существованием, характеризуются недостатком, отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной эмпирической реальности. " Им присуще неполное существование, не достигающее устойчивого наличия и присутствия" (Хорунжий С. С. Род или нерод?//Вопросы философии. 1990, № 6, С. 54). И эти особенности весьма значимы для задачи философского анализа виртуальной сферы.

Для любого классического философского учения ("дискурса сущности") вся сфера виртуальности неотличима от чистого несуществования, т.е. является невидимою.

Итак, виртуальная реальность не может быть рассмотрена только лишь с точки зрения эссенциальной, восходящей к Аристотелю, философии. Более обширный анализ явления возможен философией с новым подходом, где бы устранялось господство сущности, формы, устойчивого привязывания к наличиствованию.

Классическое учение Аристотеля рассматривает некую триаду начал: возможность-энергия-действительность (энтелехия). Вся триада есть упорядоченное целое, которое описывает, как возможность посредством энергии претворяется или оформляется в действительность или осуществленность. Это целое представляет собой, очевидно, произвольный элемент происходящего в реальности ("событие"). Тем самым триада несет в себе ядро или "атом" философского описания реальности.

Главным элементом неоднозначности выступает центральная составляющая триады - энергия. Находясь в растворе между потенцией и энтелехией, энергия может занимать различные положения, сближаясь с одним или другим из крайних начал. Философии, что возникают при

этом, крайне различны. Рассмотрим сначала ситуацию, когда энергия отчетливо отделена от обеих границ триады. Именно в этом случае перед нами классический эссенциализм. Доминирующим началом в триаде является, а затем и во всем дискурсе служит действительность (энтелехия), а, следовательно, и сущность, поскольку оба начала связаны прямой и обоюдной связью (по Аристотелю, "сущность, как форма есть энтелехия, а энтелехия, в свою очередь есть сущность, находящаяся в состоянии осуществленности " ).

Возможен, далее, и такой подход, где энергия предельно приближена к энтелехии (действительности). Здесь главным, фундаментальным, свойством энтелехии и сущности признается их зависимость с энергией. "Всякая сущность энергийна" - можно сказать в этом случае. Но принимается и обратное; фактор сущности требует, чтобы всякое действие и энергия служили реализации известных законов и эссенциальных начал, т. е. всякая энергия сущностна. Два эти тезиса в совокупности могут рассматриваться как эссенциально - энергийный дискурс, учение или философский подход. Чистый и яркий пример его неоплатонизм.

Чтобы увидеть, действительно ли виртуальная реальность возникает или может возникнуть с точки зрения энергийного вопроса, нам необходимо рассмотреть, раскрыть ее сущность и строение - выявить ее начала и отношения в сфере бытия. Основной составляющей вопроса становится энергия, когда она отделена от сущности. Она имеет особую природу действия: существует лишь в действии, но не существует "сама по себе". У нее нет устойчивого "прибывания" в реальной реальности. Она представляет собой не имя, но глагол.

Энергия как высказывание о бытии есть, очевидно, бытие-в-действии, бытие-в-деле, но, прежде всего это не есть имя бытия. Это глагольное высказывание, говорящее не о том, какое, а о том каким образом совершается бытие. Затем, это - предельно общее высказывание. Тут нет никакого указания, каким же образом совершается бытие, а есть только констатация: бытие свершается, оно предполагает действие, оно имеет "измерение действия". Энергия, таким образом, и есть "действенное" измерение бытия.

2.6.2. Временной аспект виртуальной реальности

Очевидно, одно качество, которым должна обладать виртуальная реальность и которого нет у реальности реальной - энергия и события, которые описывают первую должны не иметь длительности, протяженности. Событие может не иметь связи с формой лишь в том случае, если оно еще не обрело формы, если у него "не было времени сформироваться". Если же оно имеет длительность, у него неотъемлемо возникают и форма и другие элементы реальной реальности.

Но что значит "у события нет длительности"? Это значит, что оно имеет бесконечно малую длительность, то есть, является моментальным, совершается в миг - в промежуток времени бесконечно краткой протяженности. В свою очередь, "бесконечная малость" и "бесконечная краткость" означают несоизмеримость с обычной, конечной протяженностью, какой обладает любой интервал на оси времени. Стало быть, у "не длящегося" (виртуального) события его время или "миг" не включается во временной порядок, но оказывается изъятым из него. то есть изъятым из реальности сущности. Этот "миг" по отношению к другим подобным событиям обладает особой индивидуальностью. Он принципиально единственен, неповторим и не воспроизводим, он не сливается ни с обычным, длящимся временем, ни с другими "мигами".

Можно сделать вывод о том, что виртуальные события (или, равносильно, их энергии) образуют новый тип временного порядка - новую структуру. Порождается совокупность несвязных, несоотносимых и непротяженных временных элементов.

Обнаруживая феномен не - длящихся событий, характеризуемых лишь определенной энергией, философия в своей сфере открывает факт нового дискурса. Возникает вопрос о соотношении и взаимосвязи времени и энергии. "Чистая "свободная" энергия в своей определенности исключает время как протяженность и пребывание"'. В философии же такие явления описывались не раз. Ближе всего в этом смысле идеи позднего Хайдеггера, который во "Времени и бытии" и в ряде заметок, посвященных энергии, говорит о событиях, лишенных длительности, устойчивого пребывания. Он тоже отмечает, что такие события отчуждены от сущности, поскольку быть сущностью значит пребывать .Уже достаточно ясно, что необналичиваемые, незавершенные, события обладают теми свойствами, которых мы ожидаем от виртуальных событий. В связи с этим полезно определить, что подразумевается под термином "завершенность". В обычном, аристотелевском понимании, завершенность означает актуализованность, достигнутость определенного телоса, воплощенность определенной сущности - энтелехии - и имеет своим главным предикатом наличествование. Сравнить реальную, сущностную, реальность и реальность виртуальную можно уподобив виртуальные события мерцанию (сверх интенсивной вспышке), а события, имеющие определенное "наличествование", ровному свечению.

2.6.3. Виртуальная философия

Если сравнить мнения средневекового и современного человека о семени, из которого вырастает дерево, то они не будут совпадать даже в мельчайших особенностях. "Человек настоящего" попытается объяснить феномен с научной, механической точки зрения. В ход пойдут такие термины, как химическая реакция, ДНК, электроны и так далее. Но такие объяснения явно не удовлетворят оппонента. "Человек прошлого", предполагая существование в семени некой абсолютной силы, задаст огромное количество вопросов, которые, в конечном счете, или приведут в тупик, или окончательно разозлят нашего современника.

Понятие виртуальности могла бы сопоставить два столь различных суждения, дав право на существование каждому из них.

Категория виртуальности активно разрабатывалась еще в схоластике. и необходима она была для разрешения проблем схоластической философии, в том числе возможности сосуществования реальностей разного уровня, образования сложных вещей из простых.

Например, Николай Кузанский в своей работе "О видении бога" писал так: "...я гляжу на стоящее передо мной большое и высокое ореховое дерево и пытаюсь увидеть его начало. Я вижу телесными глазами, какое оно огромное, раскидистое, зеленое, отягощенное ветвями, листвой и орехами. Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывало в своем семени не так, как я сейчас его разглядываю, а виртуально: так я найду невероятную силу. В ней начало, дающее бытие всякой силе. Эта абсолютная и все превосходящая сила дает всякой семенной силе способность виртуально свертывать в себе дерево" (Носов Н.А. Виртуальная реальность//Вопросы философии. 1990, № 10, С. 156).

Как видно из этого текста, Николай Кузанский принципиально иначе рассуждает, чем современный ученый. Если последний причины роста ищет в условиях и более низких уровнях реальности, чем уровень семени, - в ДНК, биохимических реакциях, физических законах, то Николай Кузанский - в более высоких уровнях реальности, применяя при этом категорию виртуальности.

Для еще одного философа, Фомы Аквинского, категория виртуальности также является принципиально важной. С ее помощью он разрешал проблему сосуществования реальностей разного уровня и проблему образования сложного из простых элементов. В частности он рассматривал сосуществование души мыслящей, души живой и души растительной: "... следует признать, что в человеке не присутствует никакой иной субстанциональной формы, помимо одной только субстанциональной души, и что последняя, коль скоро она виртуально содержит в себе душу чувственную и душу вегетативную... "( Носов Н.А. Виртуальная реальность//Вопросы философии. 1990, № 10, С. 157).

Возможно, в рассмотренных высказываниях категория "виртуальность" не полностью совпадает с тем понятием, которое мы ожидаем обсудить, но в большинстве своем она отражает основные и главные свойства философского термина.

Схоластика в сравнении с учением Аристотеля стала рассматривать установление определенной связи, посредством virtus, между высшей и низшей реальностями. Здесь возникает некий новый смысл виртуальности, если в данном случае подразумевается именно это. Аристотель же разработал структуру категорий для одной только реальности, субстанциальной - пассивной, неразвивающейся, существующей в абсолютном, т.е. в собственном, не связанном с высшей реальностью, времени и пространстве. Но схоластика рассматривала лишь две реальности, субстанциональную и божественную, а этот подход нельзя считать созданием полной и независимой иерархии реальностей, т. к. два объекта всегда можно считать все же зависимыми подчиненными друг другу. Итак, в данный период виртуальность определялась через многообразие миров, реальностей.

Во многом развитие средневековой философии и затем философии Нового времени определялось отношением к промежуточной реальности:

есть она или ее нет. Так называемая научная картина мира, возникшая в Новое время, исключила божественную реальность, переименовав божественные законы в законы природы, тем самым провозглашалось существование одной реальности - природной. Но при этом оставлялась идея силы (схоластического virtus), имея общекосмический масштаб.

Новоевропейская философия не приняла утверждений Платона. Он утверждал, что идеи являются зримыми. Для философии же Нового времени идеи это мыслительные понятия. Платон говорил не о предельной реальности, а о реальности следующего уровня, объекты которой для людей, вне нее находящихся, действительно, только интеллектуально познаваемы, но для людей в ней находящихся, являются реальными предметами.

Итак, если мы признали существование нескольких уровней реальности, то должны признать, с одной стороны, несводимость реальностей к друг другу, иначе бы все сводилось к одной или двум предельным реальностям, а с другой стороны, найти, чем же они друг с другом связаны, иначе мы вынуждены будем решать проблему построения сложного объекта из нескольких простых, когда есть несколько достаточно простых реальностей и их нужно объединить в нечто единое.

Справедливости ради следует сказать, что такой подход был предложен еще в IV в., ранневизантийским философом (и не только философом) Василием Великим, который в своей работе "Шестоднев" утверждал идею того, что некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сводиться к законам существования порождающей реальности. На основе этой идеи он интерпретировал акт творения мира и построил модель порождения мира и актуального его существование.

Принципы отношения между разными уровнями реальностей рассмотрены у другого великого византийца - Исаака Сирина, который утверждал, что соотношение уровней реальностей определяется не их абсолютным статусом, а теми усилиями, которые человек предпринимает, для того чтобы раскрыть, а точнее породить в себе реальность следующего уровня. Исаак Сирин предложил модель, названную принципом матрешки: количество и типы реальностей определяются активностью самого человека, и по направлению движения к предельным реальностям, как "вверх", так и "вниз", человек может проходить в принципе бесконечное промежуточных реальностей.

Идея виртуальности, в той или иной мере, рассматривала античная философия, восточная, византийская. Термин "виртуальность" стал активно использоваться в последнее десятилетие в современной философской науке, а также в других сферах человеческой деятельности.

Следует заметить, что применительно к виртуальной реальности изменяет свое содержание и смысл, требует пересмотра подавляющее большинство философских понятий. Возьмем, к примеру, термин "возникновение" - и тут же увидим, что в его обычном смысле. виртуальные события не возникают и не могу возникнуть.

2.6.4. Психологическое в виртуальности или виртуальное в психологии

Несомненно, виртуальная реальность имеет более жесткую связь с субъективной, чем объективной реальностью, так как все, что лежит вне области бытия, прежде всего, воспринимается личностно, т. е. непосредственно человеком, субъектом.

Психологическая виртуальная реальность есть отражение характера восприятия образа. Если образ воспринимается привычным способом, то процесс восприятия не рефлексируется. Если образ воспринимается непривычным способом, легче или труднее, чем обычно, то характер восприятия рефлексируется, осознается как особое событие, соответственно, легкости и приятности или трудности и неприятности самоощущения. При этом человек может полностью переключится на свои самоощущения, перейти в виртуал, который бывает двух видов:

  • гратаул (от латинского - привлекательный) при легком восприятии образа;
  • ингратаул (от латинского - непривлекательный) при трудном восприятии.

Виртуал, в отличие от других психических понятий, типа воображения, характеризуется тем,что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность.

В работе Н.А. Носова "Виртуальная реальность" выделено восемь свойств виртуального события. Кратко рассмотрим их.

Непривыкаемость. Сколько бы раз данное событие не возникало, каждый раз оно переживается как необычное и непривычное.

Спонтанность. Никто в своих описаниях не говорит о точном моменте возникновения данного события. Нет временной границы довиртуального и послевиртуального режима. Всегда идет речь о себе уже в новом режиме. Виртуал возникает неожиданно и ненамеренно. Возникновение виртуала не контролируется сознанием и не зависит от воли (намерений и желаний) человека.

Фрагментарность. У человека, находящегося в виртуале, появляется ощущение какой-то отделенности, отдельности частей своего тела от себя (в таком случае говорят, например, о том, что руки не слушаются или же, наоборот, руки все делают сами). Виртуал порождается фрагментом человеческой деятельности, а переживается всем человеческим существом.

Объективность. О чем бы человек ни говорил - об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затмении сознания и т.п., он говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, эти мысли, эти действия, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия. Рассказ идет о том, что происходит с человеком, о том, чему он оказывается подвластным.

Изменение статуса телесности. В виртуале человек выходит из обычной реальности и переходит в другую, необычную реальность. Фактически это есть обретение другой телесности.

Изменение статуса сознания. В виртуале меняется характер функционирования сознания. В гратуале ("приятном " восприятии) сфера деятельности человека расширяется - человек легко схватывает и перерабатывает весь необходимый объем информации. В ингратуале сфера деятельности уменьшается - информация усваивается и перерабатывается с трудом.

Изменение статуса личности. В виртуале человек совсем иначе оценивает себя и свои возможности. В гратуале деятельность совершается без волевых усилий со стороны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама собой. Деятельность становится самодействующей силой. В ингратуале, напротив, осуществление деятельности возможно только с помощью напряжения волевых усилий. Она "не идет", "сопротивляется", тело человека "не слушается" его и т.п.

В разных конкретных случаях каждое из этих свойств может проявляться с различной степенью интенсивностью.

Категория "виртуальность" заставляет по-новому взглянуть на старые представления, в частности, об объективности "реального" мира. Известно, что если взрослому человеку, который от рождения слеп, восстановить зрение, то первое время он не видит ни цвета, ни предметов, а только более или менее плотную серую пелену. И лишь со временем и опытом формируется способность видеть предметы "как они есть". Это означает, что зрительная система лишь поставляет человеку сенсорные стимулы, а человек сам строит из них образы предметов, а также переживания и чувства, сопровождающие восприятие этих объектов. Это в свою очередь означает, что образ объективного мира является виртуальным, со всеми характеристиками виртуальной реальности, т.е. мы сами "разворачиваем" в своем подсознании "полный", виртуальный образ, со всеми сопутствующими впечатлениями, того, что нам представляет реальная реальность.

С другой стороны, если поместить человека в условия, когда в значительной мере сокращается доступ к нему чувственной стимуляции от внешнего мира, т.е. материала, из которого строится виртуальный образ мира, то нарушается работа психики в целом. Этот факт доказывает, что виртуальный образ мира не может существовать самостоятельно и независимо от константной реальности. Об этом же свидетельствует и эффект "крушения мира", возникающий при кратковременной невесомости, когда человеку кажется, что сейчас весь мир рушится, показывающий, что при нарушении константной реальности виртуальная тоже нарушается.

Принятие идеи виртуальности приводит к тому, что психика рассматривает ее как сложное образование, т.е. включающее в себя разнородные реальности, несводимые не только к непсихическим реальностям, но и друг к другу.

Существует обширное поле осмысления виртуальности. Философии и культурологии еще предстоит раскрыть, сколь тесно и глубоко идеи и представлении о виртуальности сплетены с сегодняшними процессами. Явно, эти процессы отражают нарастающую тенденцию к восприятию реальности человеком - как реальности многомерной. Несомненно, что все эти виды реальности весьма близки к чертам реальности виртуальной, если не прямо принадлежат ей. В известном смысле, мы уже близимся к появлению "виртуалистского мировосприятия" и человека, ориентированного на виртуальность, ориентированного на всех уровнях своей деятельности, начиная с телесного. В сфере компьютерных технологий и масскультуры, моментально - дискретных, вспыхивающих и сменяющихся блоков, аппарат человека весь перестраивается и настраивается на виртуальность, входит в особый виртуальный режим. И последствия этого еще не оценены в полной мере.

Приобщенность человечества к виртуальной реальности имеет и приобретения и опасные стороны. Так расширяется опыт, и способности человека, - но расширяются они за счет погружения в частичную, недовоплотившуюся и недооформившиюся реальность. Возникают симптомы энергетического упадка человека и мира - упадка не количественного, а качественного. В своем развитии они потенциально приводят к появлению типа "человека виртуального", который стремится замкнуться в горизонте виртуальной реальности, с трудом его покидает и вырабатывает специфические "виртуальные" стереотипы поведения и деятельности, к примеру, "виртуальное творчество", разлив которого мы уже наблюдаем: творчество без принятия ответственности и притязаний на истинность. Это еще предстоит осмыслить нашему обществу.

Что же касается связи между реальным миром и виртуальным, то несмотря на большое количество различий, существует одно четкое и непоколебимое звено между виртуальной и реальной реальностью это - ЧЕЛОВЕК.