Общие положения
При устройстве временных вставок кабель следует прокладывать по земле, по опорам существующих воздушных линий связи, радиофикации, деревьям и кустам, по дну небольших рек и других водных преград. При затоплении местности кабель может быть проложен в обход водной преграды. При пересечении железной или шоссейной дорог ВОКВ следует прокладывать в резервных каналах. При отсутствии резервного канала следует:
- на пересечении шоссейной дороги оборудовать воздушный переход ВОКВ, с расстоянием от нижней точки ОК до полотна шоссейной дороги не менее 5,5 метров;
- на пересечении железной дороги ВОКВ прокладывать под рельсами вдоль шпалы;
- на пересечении грунтовой дороги кабель ВОКВ прокладывать в канале, прорытом через дорогу на глубину 150-200 мм и присыпать грунтом.
Прокладка ВОКВ через небольшие реки (шириной до 100 метров) и другие водные преграды может быть осуществлена в соответствии с [12]. Подвеска кабеля ВОКВ на опорах существующих линий предварительно должна быть согласована с владельцами этих линий.
При прокладке ВОКВ при температуре ниже минус 10°С во избежание повреждения ОК следует применять меры к его прогреву перед прокладкой (например, в кузове отапливаемой автомашины, в котловане, накрытом брезентом и т.д.). После организации временной схемы восстановления линии передачи ВОЛП с помощью ВОКВ организуются мероприятия по охране ВОКВ с использованием людских резервов и необходимых транспортных средств на период проведения АВР. В целях обеспечения большей надежности работы ВОКВ рекомендуется при наличии возможности заглублять ВОКВ и ВЗМ в грунт не менее, чем на 0,25 метра.
После каждого использования ВОКВ она должна быть очищена от загрязнений, намотана на барабан или смотана в бухты, доставлена к месту штатного хранения и проверена.
Прокладка и монтаж одноэлементной ВОКВ
После визуального обнаружения локального места повреждения линейного ОК для организации временной связи с помощью ВОКВО выполняются следующие основные мероприятия:
- откапываются две траншеи длиной не менее 5 метра , начало которых находится на расстоянии около 10 метров от места повреждения ОК (рис.4);
- отрытый ОК разрезается на расстоянии около 10 метров в каждую сторону от места повреждения, очищается от загрязнений и заводится в ЛИОК или палатку;
- концы линейного ОК вводятся в разветвительные муфты и монтируются согласно инструкции на соответствующую муфту.
- одновременно с выполнением вышеуказанных работ разматывается одноэлементной ВОКВ длиной 50 метра (или конечные отрезки многоэлементной ВОКВ длиной по 30 метров каждый);
- концы ОК вставки освобождаются от защитных кожухов и вводятся в разветвительные муфты (третьи вводы муфт используются для ввода ОК постоянной вставки);
- посредством вводного устройства, штатно установленного на ОК ВОКВО, выполняется крепление и герметизация кабеля в линейной муфте;
- производится монтаж линейного ОК и кабеля ВОКВО, а также их волокон с помощью сварки или механических соединителей;
- после восстановления необходимого числа волокон линейного ОК с помощью ВОКВО измеряются общие потери в линейном тракте с комплектов оптических тестеров;
- при обеспечении необходимых параметров в соединениях и установлении соответствия измеренного затухания энергетическому потенциалу системы, производится включение оборудования линейного тракта.
Прокладка и монтаж многоэлементных ВОКВ
Необходимость использования многоэлементных ВОКВ определяется обстоятельствами, изложенными выше. Отсутствие возможности определить места повреждения линейного ОК визуальным путем предусматривает две схемы организации временной связи.
Согласно первой схеме необходимо с концов регенерационного участка с помощью рефлектометра определить места повреждения линейного ОК. Для средней длины регенерационного участка (порядка 100 км) ошибка в определении расстояния рефлектометром среднего класса в середине - самом “слабом” месте участка (L » 50 км) будет составлять:
ds = ± (2 м + 2,0х10-5 L) = ± 3 м
Данная величина погрешности должна учитываться при определении мест установки разветвительных муфт. В установленных местах выполняется откопка ОК и котлованов для разветвительных муфт. Откопанный ОК разрезается, его концы очищаются от загрязнений и вводятся в линейные разветвительные муфты. Дальнейший порядок монтажа линейного ОК и ОК ВОКВМ аналогичен рассмотренному ранее.
Одновременно выполняются работы по прокладке и монтажу промежуточных отрезков ВОКВМ. Путем последовательного наращивания строительных длин ВОКВМ обеспечивается перекрытие поврежденного участка ОК значительной протяженности. Детально вопросы прокладки и монтажа ВОКВМ-1 и ВОКВМ-2 изложены в соответствующих инструкциях, входящих в состав комплектации этих изделий.
Применение данной схемы организации временной связи целесообразно по времени и трудозатратам лишь при проведении работ в летнее время и при легком составе грунта.
Вторая схема предусматривает развертывание ВОКВМ между линейными муфтами, ограничивающими участок повреждения ОК. Линейные муфты откапываются, вскрываются, сростки “рабочих” волокон демонтируются. С двух сторон поврежденного участка оптическим рефлектометром выполняются измерения с целью уточнения мест повреждений ОК. Одновременно выполняется прокладка и стыковка отрезков ВОКВМ. Целесообразно вести размотку и стыковку отрезков ВОКВМ двумя бригадами с двух сторон участка. Оптические кабели ВОКВМ вводятся в линейную муфту и фиксируются с помощью вводных устройств. Далее волокна линейного ОК соединяются с ОВ вставки посредством СМ или же сваркой.
Согласно данным хронометража, время стыковки отдельных отрезков составной ВОКВ одним работником составляет для механического соединителя 3-5 минут; для соединения двух вилок СОР - 1,5 минуты. Время монтажа двух отрезков 8-ми волоконного ОК с помощью СОР (с учетом ввода, закрепления ОК в МЗВ и укладки волоконных модулей) 15 мин. Общее время прокладки, монтажа и измерений смонтированной ВОКВС длиной 4,5 км (5 барабанов с ОК по 900м в каждом) - 2,5 часа.
При организации временной связи по второй схеме к преимуществам этой схемы следует отнести:
- отсутствие необходимости в монтаже линейных разветвительных муфт;
- повышение точности определения мест повреждения ОК за счет подключения рефлектометра к ОВ в демонтируемых муфтах.
Эффективность применения данной схемы существенно повышается при проведении АВР на линиях передачи, оптический кабель которых проложен в защитных пластмассовых трубах. Линейные муфты таких линий размещаются в специальных смотровых устройствах (пунктах оперативного доступа). Это существенно уменьшает объем земляных работ, выполняемых для подключения к ОК.
Недостатком данной схемы является проводимый демонтаж линейных муфт, ограничивающих участок повреждения ОК, и необходимость восстановления нарушенных рабочих волокон линейного ОК, а также самих муфт.
После монтажа ВОКВМ производятся контрольные измерения и последующее подключение оборудования линейного тракта.