Термин конвергенция, часто применяемый при описании эволюционных процессов в различных областях, в последнее время стал широко использоваться в телекоммуникациях. Европейской комиссией конвергенция определяется как возможность различных сетевых платформ обеспечивать практически одинаковый набор услуг или объединение оконечных устройств, таких, как телефон, персональный компьютер и ТВ-приемник в виде единого терминала.

В телекоммуникациях рассматривается три аспекта конвергенции [24]:

1) конвергенция услуг обеспечивает новые расширенные функциональные возможности для пользователей;

2) конвергенция процессов позволяет провайдерам услуг работать с оборудованием различных производителей и различными технологиями с тем, чтобы предлагать экономически эффективные услуги;

3) конвергенция сетей означает конвергенцию технологий, которая определяет возможность конвергенции различных сетевых услуг.

В течении многих лет информационные и телекоммуникационные технологии развивались как два различных направления. Тем не менее, в последнее время термин «конвергенция» стал появляться в контексте эволюции в информатике и телекоммуникациях, которые касаются процессов развития и интеграции услуг и сетей, замещения старых технологий новыми и т. п. Имеется ряд областей в телекоммуникациях, где конвергенция в настоящее время наиболее заметна.

Конвергенция услуг телефонии и передачи данных, где традиционная телефонная сеть представляет одного участника процесса конвергенции, а сеть передачи данных – другого. Это справедливо как для сетей общего пользования (ТфОП/ЦСИО и Интернет), так и для корпоративных сетей (УАТС, локальные сети и Интернет на базе интеллектуальной периферии IP). В области сетей общего пользования услуги на базе IP-технологии можно эффективно (с экономической точки зрения) предоставлять через линии доступа ТфОП/ЦСИО. Это определяет первый этап конвергенции, а именно взаимодействие ТфОП/ЦСИО с Интернет на границе телефонной сети. Далее необходимо обеспечить услуги телефонии между пользователями Интернет и пользователями ТфОП/ЦСИО. Это можно рассматривать как второй этап конвергенции. В долгосрочной перспективе в результате может быть создана сеть, обладающая достоинствами как ТфОП/ЦСИО, так и Интернет, и поддерживающая все услуги с одинаково хорошим качеством.

Другим важным направлением конвергенции является конвергенция фиксированных и подвижных сетей FMC (Fixed/Mobile Convergence). В связи с ограниченным ресурсом нумерации всемирной сети и неэффективностью сосуществования параллельных сетей примерно одинаковой емкости, была разработана концепция UMTS (Universal Mobile Telephone System) в целом для всемирной сети, которая предусматривает создание комбинированных станций, обеспечивающих для пользователей услуги как фиксированной, так и подвижной связи.

Примером, где конвергенция ведет к усилению мощности услуг, является компьютерная телефония (CTI – Computer/Telephony Integration). Здесь возможности компьютера добавляются к функциональности УАТС для улучшения и оптимизации технологических процессов в операторских центрах обработки вызовов (Call Centers), для которых характерны высокие нагрузки. Другим примером усиления мощности услуг являются мультемедийные коммуникации, где в процессе сеанса связи для передачи информации могут использоваться голос, видео, графика и звук.

Таким образом, процесс конвергенции определяется стремлением объединить все направления телекоммуникаций и информатизации, для взаимовыгодного использования ресурсов с целью предоставления качественно новых услуг пользователям.