3.4.1. Первые представления о Вселенной
3.4.1. Первые представления о Вселенной
Человек издавна стремится не только зрительно воспринять окружающий его мир, но и дать подходящее объяснение тому, что увидел. Для этого он использует те знания, которые были накоплены им самим и предшествующими поколениями. Но, часто случается так, что человеческий разум ещё не владеет теми навыками и сведениями, с помощью которых он мог бы понять некоторые явления. И тогда он использует свою фантазию, придумывая то, чего не хватает для полной картины мира. Случается даже и так, что вновь придуманное, хоть и не основывается ни на каких фактах, всё же соответствует действительности, в чём убеждаются последующие поколения людей, уже владеющие необходимыми средствами для познания таинства.
Многие тысячи лет люди смотрели в ночное небо и пытались понять, почему это светящиеся точки не падают, каждую ночь занимая своё место на небесной сфере? Почему это Солнце и Луна появляются всегда с одной стороны, а исчезают с другой? Одни просто смотрели, другие же старались дать всему своё, наиболее достоверное, на их взгляд, объяснение. Позже люди научились писать и таким образом оставлять свои наблюдения потомкам для того, чтобы они уже не начинали всё сначала.
Очень долгое время исследователи были твердо уверены, что Земля - центр Вселенной, к тому же этот факт подтверждала уже зародившаяся религия, стремящаяся уверить всех в божественном предназначении Земли, единственности её как носителя жизни. Шло время, религия крепла, подбирая учение, подходящее для её целей. Найдя таковое, она стала яростно его пропагандировать и уничтожать всех инакомыслящих. Особенно это проявилось в Средние Века в Европе, где властвовала "святая" римская инквизиция. Её опорным учением стала геоцентрическая система мира Птолемея: неподвижная Земля находится в центре Вселенной, вокруг неё вращаются Солнце, Луна и ещё несколько планет; завершает всё сфера звёзд, столь же неподвижная, как и Земля.
Геоцентрическая система мира долгое время была основной и непоколебимой. Однако были и другие системы, появившиеся в Древнем Китае, Индии, Греции и прочих развитых цивилизациях. Но все они, так или иначе, не смогли занять столь же привилегированного положения.
3.4.2. Гелиоцентрическая система мира
Н. Коперник (1473-1543) - один из величайших деятелей мировой науки и культуры. Особенно велик его вклад в астрономию, в частности в разрушение прежних ложных представлений о геоцентрическом строении Вселенной.
Главным трудом научной деятельности Н. Коперника стала его книга "Об обращении небесных сфер", изданная в самом конце его жизненного пути. В предисловии было объявлено, что утверждение мыслителя о движении Земли - это только условное допущение, принимаемое для удобства математических расчётов движения планет. Что же касается реального устройства Вселенной, то оно раскрывается в откровении, т.е. в Библии, и астрономия, как и наука вообще, в этом не компетентна. Между тем для Н.Коперника движение Земли и центральное положение Солнца во Вселенной было безусловной, объективной реальностью, что подтверждается всем содержанием книги. Основной задачей, которую поставил перед собой Коперник, работая над книгой "Об обращении небесных сфер", было создание теории планетных движений.
Оставаясь в рамках давно сложившихся физических представлений и рассматривая свидетельство чувственного опыта как нечто безусловно достоверное, Коперник мог бы пойти по пути своих предшественников и ещё более уточнить, а, следовательно, и усложнить и без того чрезвычайно сложную геоцентрическую систему мира. Но, как мыслитель эпохи Возрождения, для которого целью науки было не только описание, но и объяснение действительности, Коперник не мог встать на этот путь. Свобода научного исследования, долгие века признаваемая еретическим заблуждением, для Коперника, как и для других титанов эпохи Возрождения, была той незыблемой основой, которая позволяла смело отказываться от старого и отжившего и совершить революционный переворот в науке.
В античной науке и науке Средневековья Н. Коперник имел предшественников, высказывавших в общей форме мысли и догадки о движении Земли. Такими были Филолай и Аристарх, Бируни и Н. Кузанский. Но никто до Коперника не мог дать обоснование этой идеи и превратить смелую догадку в разработанную теорию.
Н. Коперник обосновал суточное вращение Земли вокруг своей оси и тем самым объяснил смену дня и ночи, а также вращение небесной сферы. Коперник установил, что запутанность видимых движений планет с их попятным движением и "петлями" является следствием ложного представления о неподвижности Земли в пространстве и о движении Солнца и планет вокруг Земли. Отказ от этого ложного мнения, признание Солнца центром планетной системы привели Коперника к правильному объяснению кажущейся запутанности видимых движений планет. Меркурий и Венера не отходят далеко от Солнца потому, что действительно являются ближайшими к нему планетами и их орбиты расположены внутри орбиты Земли. Марс, Юпитер и Сатурн (остальные планеты не были ещё известны во времена Коперника) движутся вокруг Солнца на больших расстояниях, чем Земля. Петли, описываемые планетами, являются результатом отражения годичного обращения Земли вокруг Солнца. При этом, как следствие, оказывалось, что петли тем меньше, чем дальше планета. Путём геометрических рассуждений Коперник смог определить расстояния планет от Солнца в единицах радиуса земной орбит, и притом довольно точно. Получило естественное объяснение явление, совершенно непонятное в рамках геоцентрической теории, а именно - периодические изменения блеска планет с течением времени в значительных пределах; причина этого кроется в непрерывном изменении расстояний между Землёй и планетой, обращающихся вокруг Солнца с разными периодами. Правда, изменение блеска планет зависит не только от изменения их расстояния от Земли, но и от фазы планеты, те. от доли освещённого Солнцем полушария планеты, видимой в данное время с Земли. Однако этот факт, весьма значительный у нижних планет - Меркурия и Венеры, не имеет большого значения в изменении блеска остальных (верхних) планет. Таким образом, и изменение блеска планет свидетельствовало в пользу теории Н. Коперника.
В гелиоцентрической системе Коперника сохранилось ещё представление о сфере неподвижных звёзд: как и прежде, признавалось, что все звёзды находятся на чрезвычайно больших, но одинаковых расстояниях от Земли.
Коперник подчёркивал, что Вселенная, даже и ограниченная сферой звёзд, настолько грандиозна по сравнению с Землёй, что представляется наивным предположение о вращении всего необъятного "космического целого" вокруг его ничтожной доли - Земли. Коперник, в частности, утверждал, что отношение расстояния от Земли до Солнца к расстоянию до неподвижных звёзд меньше, чем отношение радиуса Земли к расстоянию от Земли до Солнца.
Появление книги Коперника означало переворот не только в астрономии. Оно имело огромное значение и для развития материалистической философии.
В учении Коперника с особой убедительностью раскрывалась необходимость критического отношения к данным чувственного опыта. В системах мира Аристотеля и Птолемея всё основывалось на том, что видимые явления природы, в частности видимые движения небесных тел, без всякой критики принимались за реальные явления, реальные движения. В системе мира Коперника оказывалось, что видимые движения небесных тел не всегда совпадают с их реальным движением, что представления о движении относительны. Так, для наблюдателя, находящегося на движущейся Земле, кажется, что он, вместе с Землёй, неподвижен, а движется небесный свод, движутся вокруг Земли Солнце и планеты. В то же время обитатель любой из этих планет по тем же причинам считал бы, что он со своей планетой неподвижен, а другие небесные тела, в том числе и Земля, движутся вокруг его планеты.
Таким образом, из учения Коперника с необходимостью следовало, что критическое отношение к данным восприятия, их проверка при помощи наблюдений и математического анализа является необходимым условием для строгого научного познания природы и, в первую очередь, строения видимой Вселенной. Следовательно, учение Коперника должно было стать и действительно стало мощным стимулом для развития теории познания - основного раздела философии, исследующего возможности, средства и методы познания человеком окружающего его мира.
Однако, углубляя революционное учение Коперника, последователи его должны были сделать следующий шаг - признать, что Солнце является центром лишь планетной системы, звёзды же являются небесными телами, подобными нашему Солнцу и расположенными на различных расстояниях от него в бесконечной Вселенной. В последней четверти XVI века учение Н. Коперника развивал и пропагандировал замечательный итальянский философ Дж. Бруно (1548-1600).
3.4.3. Система мира Дж. Бруно
В мировоззрении Бруно сочетались учение Коперника, низводившее Землю на положение одной из планет солнечной системы и утверждавшее, что эта система при её центральном положении во Вселенной всё-таки ничтожна по сравнению с самой Вселенной, и учение, автором которого был Н. Кузанский (кардинал Н. Кребс, 1401-1464). Основное в этом учении - утверждение бесконечности Вселенной, из которого следует и невозможность принятия Земли центральным телом Вселенной, ибо бесконечное мировое пространство имеет "свой центр повсюду, а окружность нигде". Земля - только одно из материальных небесных тел. Таким образом, Кузанский отвергает воспринятое схоластами у Платона и Аристотеля положение о полной противоположности небесного и земного.
В начале своих космологических рассуждений Бруно даёт дополнительное обоснование теории Коперника о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Он говорит также и о том, что это движение имеет естественный характер, вследствие "внутреннего начала", а не получают импульс о неподвижного Перводвигателя Аристотеля, как утверждали схоласты. Выводы о самодвижении всего во Вселенной не могли бы иметь место в рамках пусть даже и гелиоцентрической, но ограниченной в пространстве системы. В этом месте Бруно делает поправку в учении Коперника и говорит о бесконечной Вселенной, в которой, исходя их относительности пространства, нет места и для фиксированного центра мира. Таким центром не может быть ни Земля, ни Солнце. Вне Вселенной нет ничего, ибо она представляет собой всё сущее, всё Бытие. Она вечна, не сотворена Богом, неподвижна. Неподвижность Вселенной следует понимать лишь как невозможность перемещения её в другое место, ибо такого места, такой пустоты вне её не существует; в самой же Вселенной постоянное изменение, непрерывное движение и развитие происходят вечно.
Во Вселенной всё подвержено развитию, изменению и гибели, вечна только сама Вселенная, но каждый из составляющих её миров, и наша Земля, и Солнце. солнечная система и иные бесчисленные миры не властны уйти от этого всеобщего закона: миры рождаются и умирают, и невозможно, чтобы они были вечны, коль скоро они изменяются и состоят из подверженных изменению частей.
Одним из следствий учения о физическом единстве Вселенной явилась мысль о существовании жизни во Вселенной, в том числе и разумной жизни на других небесных телах. Не следует представлять себе формы жизни во Вселенной тождественными земным.
Во времена Бруно мысли, которые он высказывал, считались не просто запретными, но абсурдными, и поэтому он не получил признания в широком кругу читателей. Однако им были положены основы для нового понимания картины мира и создана богатейшая пища для умов последующих исследователей, доказавших (хотя и до сих пор не полностью) правильность его рассуждений.
3.4.4. Взгляды на устроение Вселенной И. Ламберта
Научно-философская деятельность И. Ламберта (1728-1777) была, как и его жизнь, непродолжительной, но чрезвычайно разносторонней. Ламберт был выдающимся математиком-геометром и физиком. В 1760 г. он опубликовал труд "О блеске неподвижных звёзд и их расстояниях". В этом труде Ламберт сделал попытку определить расстояние до звёзд первой величины (которые он условно рассматривал как ближайшие) путём сравнения их блеска с блеском Сатурна, отражающего свет Солнца. Ламберт пришёл к выводу, что это расстояние составляет не менее 425.000 астрономических единиц. В этом же труде Ламберт впервые высказывает мысль о том, что Млечный Путь - не звёздная система, а более сложное образование, слагающееся из ряда звёздных систем, к одной из которых принадлежит Солнце.
Большое значение имели оптические исследования Ламберта, в частности его работы по определению отражательной способности (альбедо) и закономерностей изменения блеска различных тел. Впоследствии эти работы сыграли известную роль в развитии фотометрии планет.
В 1761 г. в Аугсбурге вышла в свет книга Ламберта "Космологические письма об устройстве Вселенной". В ней и были изложены его космологические воззрения.
Основная идея Ламберта заключается в том, что Вселенная представляет собой бесконечную "иерархическую лестницу", или, иначе говоря, бесконечную геометрическую прогрессию космических систем. Солнце с окружающими его планетами и кометами рассматривается как система первого порядка. Обширное скопление звёзд, одним из рядовых членов которого является Солнце, составляет систему второго порядка. Её устройство аналогично строению системы первого порядка: движение составляющих эту систему звёзд совершается вокруг исполинского центрального Солнца, находящегося в центре системы. Млечный Путь, представляющий собой совокупность таких обширных скоплений звёзд, образует систему третьего порядка, обращающуюся вокруг сверхколоссального центрального тела. Но и систем, подобных Млечному Пути, во Вселенной бесчисленное множество. Такими системами, удалёнными на гигантские расстояния, Ламберт считал туманности, видимые в различных областях неба. Совокупность множества млечных путей составляет систему четвёртого порядка, тоже управляемую центральным телом, размеры и массу которого трудно даже представить себе. Далее можно говорить о системах пятого, шестого и последующих порядков.
Легко заметить, что космологические воззрения Ламберта (в позднейшей литературе получившие наименование системы мира Ламберта) в полной мере отражали механистическую направленность научной мысли того века: вопрос об устройстве последующих звеньев космической иерархии решается путём простой аналогии с солнечной системой. Ламберт не предполагал, что в системе, объединяющей огромное количество звёзд, их движение должно подчиняться более сложным закономерностям, чем движение планет в солнечной системе. Вместе с тем, в системе Ламберта нашла яркое отражение мысль о целесообразности установленных в природе порядков- плоская вольфовская телеология, согласно которой кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца.
Ламберт жил в то время, когда идея множественности обитаемых миров пропагандировалась многими учёными и имела широкое распространение, но вместе с тем отражала именно вольфовскую телеологию, для которой обитаемость планет, обращающихся вокруг бесчисленных звёзд, была оправданием существования тех и других. Считалось очевидным, что планеты призваны быть обиталищами жизни. звёзды - давать свет и тепло для её поддержания. Центральные же солнца системы второго, а тем более третьего порядка, согласно взглядам Ламберта, могут и даже должны быть тёмными, поскольку этим телам нет необходимости что-либо освещать. Этим телеологическим допущением объяснялось и то обстоятельство, что центральные солнца, несмотря на свои колоссальные размеры, не выделяются на звёздном небе.
Но не механистические аналогии, упрощающие действительную картину устройства Вселенной, и не телеологические наслоения, отражавшие метафизическую сторону мировоззрения автора, являются основным началом в системе мира Ламберта. Наиболее ценно в системе мира Ламберта то, что в ней уже заложена и для своего времени глубоко развита идея структурной бесконечности Вселенной, подтверждённая в ходе дальнейшего развития науки.