3.3.1. Классификация перспективных требований

3.3.2. Специфика требований к системе электросвязи

3.3.3. Анализ возможных сценариев

3.3.1. Классификация перспективных требований

Шесть очевидных требований, предъявляемых пользователями к телефонной сети по мере ее эволюции, заключаются в следующем:

- повышение емкости ТФОП до того уровня, когда все заявки на подключение к местным телефонным сетям будут удовлетворяться в приемлемое для потенциальных абонентов время;

- доведение показателей качества обслуживания вызовов до общепринятых норм за счет повышения пропускной способности ТФОП и введение услуг, ориентированных на снижение интенсивности повторных попыток;

- улучшение показателей качества передачи речи и другой информации, использующей ТФОП как транспортную систему;

- повышение надежности телефонной связи несмотря на отказы ее отдельных элементов;

- расширение спектра предоставляемых (платных и бесплатных) услуг;

- постепенное снижение тарифов на услуги всех видов телефонной связи.

Последний тезис отражает естественное желание пользователя любой системы, но применительно к электросвязи – одной из немногих отраслей экономики, характеризуемых устойчивым снижением тарифов [40] – это требование абонентов ТФОП выполняется. По мере стабилизации экономики России аналогичные процессы начнутся и в тарифной политике предприятий связи ТФОП.

Перечисленные выше шесть требований абонентов к перспективной телефонной сети носят, в определенном смысле, всеобщий характер. Они, в той или иной степени, существовали и существуют во всех странах. Последнее (седьмое) перспективное требование носит частный характер; оно проявляется только на этапе существенных структурных изменений в национальной экономике. Эти изменения порождают, в свою очередь, весьма специфические черты в процессах эволюции электросвязи. Изложенные ниже соображения могут рассматриваться как попытка анализа перспективных требований к телефонной сети, обусловленных, в конечном итоге, процессами, происходящими в экономике страны.

3.3.2. Специфика требований к системе электросвязи

Одна из особенностей современного этапа развития системы электросвязи в России заключается в быстром формировании спроса на самый современный уровень информационного обслуживания. Этот процесс можно объяснить появлением нескольких групп абонентов, для которых характерны разные требования к услугам связи. Руководствуясь интуицией, можно предположить, что на начальном этапе эволюции системы электросвязи численность этих групп будет обратно пропорциональна уровню информационного обслуживания. Для наглядности эту гипотезу можно назвать пирамидой услуг.

Для одной, вероятно самой многочисленной, группы абонентов услуги существующей ТФОП (за исключением показателей качества обслуживания вызовов и передачи речи) отражают как сегодняшние, так и перспективные требования к системе электросвязи. Характерным примером представителя этой группы может служить владелец ТА, установленного в квартире. Основание пирамиды услуг составляет, таким образом, та совокупность функциональных возможностей ТФОП, которая характеризуется англоязычной аббревиатурой POTS (см. начало раздела 3.2).

Верхушка пирамиды услуг будет отражать ту совокупность функциональных возможностей электросвязи, которая доступна абоненту в развитых странах. Гипотетическая модель требований абонента может быть представлена следующими примерами услуг:

- автоматическая (при желании – через оператора) телефонная связь с любой точкой планеты, устанавливаемая как в стационарном положении (обычный или бесшнуровой ТА, монетный таксофон, таксофон с кредитными карточками, персональный радиотелефон и т.п.), так и в движении (например, с терминала, принадлежащего к сотовой сети);

- передача факсимильных сообщений и данных (со средней скоростью) через модемы по телефонной сети;

- передача данных и сообщений электронной почты (E-mail) по специализированной сети ПД с коммутацией пакетов;

- система персонального поиска (Paging), ориентированная на использование вызываемым абонентом специализированного миниатюрного терминала;

- передача визуальной информации (услуги Multimedia, видеоконференцсвязь и т.п.);

- передача телеметрической информации самого широкого назначения;

- создание арендованных линий различной пропускной способности.

При существующем уровне развития телефонной связи реализация подобных услуг может осуществляться по нескольким вариантам, которые можно объединить в три сценария:

- ускоренное развитие всей ТФОП;

- создание выделенных коммерческих сетей, поддерживающих все или часть из требуемых услуг;

- организация наложенных цифровых коммерческих сетей, являющихся частью ТФОП и поддерживающих все требуемых услуги.

Все три укрупненных сценария имеют свои преимущества и недостатки.

Если абстрагироваться от реальной технической и, главное, финансовой ситуации, то сценарий ускоренного развития ТФОП был бы оптимальным со многих точек зрения.

Теоретическая идея реализации данного сценария укладывается в достаточно простую схему:

- быстрая цифровизация ТФОП приводит к тому, что по телефонной плотности, показателям качества обслуживания, характеристикам передачи и т.п. телефонная сеть в России выходит на уровень связи, достигнутый развитыми странами;

- технические решения, способные поддерживать современные услуги связи, полностью соответствуют тем направлениям модернизации ТФОП, которые приняты в мировой практике;

- цифровая ТФОП в процессе модернизации аппаратно-программных средств начинает предоставлять услуги ЦСИО (узкополосной, а затем и широкополосной), Интеллектуальной Сети и т.п.

3.3.3. Анализ возможных сценариев

Реальная сторона технической и финансовой ситуации оставляет этот сценарий как чисто теоретическую модель. Эта модель, тем не менее, является полезной, так как именно к ней должен стремиться принимаемый к реализации сценарий развития связи.

Сценарий, основанный на создании выделенных коммерческих сетей, строго говоря, уже начал реализовываться в ряде крупных городов России. Основным стимулом для создания выделенных коммерческих сетей послужил интенсивный рост спроса на услуги международной телефонной связи. Международный трафик существенно превысил пропускную способность соответствующих коммутационных станций и каналов связи. Для качественного обслуживания все возрастающего международного трафика необходима существенная модернизация коммутационных станций, относящихся к местному (городскому и сельскому), междугородному и международному уровням иерархии телефонной сети.

Решение подобной задачи требует значительного времени и связано с существенными инвестициями. Определенная часть так называемых деловых абонентов, деятельность которых связана с международной активностью, не может ждать окончания проведения работ по модернизации всей ТФОП. Сложившаяся ситуация привела к организации ряда выделенных сетей, основная задача которых – обеспечение приемлемого обслуживания международных вызовов.

В общем виде принципы построения подобных сетей могут быть представлены следующим образом:

- формируется группа абонентов, готовая оплачивать международные вызовы по установленным оператором сети тарифам (ранее одним из условий пользования услугами выделенной сети была оплата в СКВ);

- подключение к коммутационному оборудованию выделенной сети осуществляется либо через местную телефонную сеть (если качество ее функционирования на данном участке является приемлемым), либо посредством арендованных линий;

- коммутационное оборудование выделенной сети подключается к международной коммутационной станции, находящейся, обычно, в той стране, компания которой входит в данное совместное предприятие;

- международные каналы между выделенной сетью и международной коммутационной станцией организуются посредством проводных, радиорелейных или спутниковых каналов.

В пределах одного города может быть организовано несколько таких сетей. Подобные выделенные сети, на первый взгляд, играют положительную роль, так как обеспечивают определенной группе деловых абонентов услуги международной телефонной связи. С другой стороны создание подобных сетей представляет собой классический пример процесса, именуемого понятием BYPASS [41].

Схема инвестиций, направляемых на развитие телефонии, подчиняется т.н. «Правилу двух золотых треугольников», проиллюстрированному на рисунке 3.1. Первый треугольник изображает инвестиции, необходимые для создания телефонных сетей, принадлежащих к различным уровням иерархии ТФОП. Второй треугольник показывает доходы, получаемые от сетей различных уровней иерархии. «Правило двух золотых треугольников» основано на том, что доходы, получаемые за счет обслуживания международного и междугородного трафика, частично реинвестируются в развитие и модернизацию местных сетей. Последние, расширяя число абонентов и предлагая новые услуги, способствуют росту международного и междугородного трафика. Процесс, таким образом, повторяется, приобретая, конечно, новые количественные и качественные оттенки.

Выделенная сеть – по своей природе – ориентирована на определенный (замкнутый) круг пользователей. По этой причине получаемые доходы не реинвестируются в развитие ТФОП за исключением путей, определяемых налоговой системой. Не останавливаясь на детальном анализе всех последствий BYPASS можно сделать следующий вывод: создание выделенных сетей не может рассматриваться как долговременная программа поддержки современных услуг связи.

Создание наложенных коммерческих сетей может рассматриваться как разумный компромисс между двумя предыдущими сценариями. С одной стороны, современные услуги связи предоставляются на коммерческой основе именно тем абонентам, которым они нужны. С другой стороны, наложенная коммерческая сеть является неотъемлемой частью ТФОП, входит в национальную систему нумерации и – самое главное – не имеет тех отрицательных последствий, которые свойственны BYPASS.

Основные принципы создания наложенной коммерческой сети могут быть представлены следующей последовательностью:

I. Методом опроса, рекламы и т.п. определяется группа абонентов, желающая подключиться к цифровой коммерческой сети и готовая оплачивать по анонсируемой системе тарифов предоставляемые услуги электросвязи. Производится соответствующая обработка полученных данных и прогнозируются основные характеристики сети: рост числа абонентов, их расположение в черте города, потребность в новых услугах и т.п.

II. Проектируется соответствующая первичная сеть, которая будет связывать коммутационные станции коммерческой наложенной сети. Скорее всего, первичная сеть будет основана на ОК, проложенных по кольцевой схеме. В качестве сетевых узлов первичной сети будут, вероятно, использованы ЦКУ и МВК. Гипотетическая структура первичной сети передачи представлена на рисунке 3.2. При выборе модели предполагалось, что целесообразно установить 6 ЦКУ для ввода 6 коммутационных станций. Подключение концентраторов или УПАТС условно предполагается посредством МВК. Для предложенной модели показаны только МВК, включенные в первый ЦКУ.

III. Проектируется собственно наложенная сеть, состоящая из цифровых коммутационных станций, концентраторов, УПАТС и оборудования поддержки их функционирования. За счет установления полупостоянных соединений в коммутационных полях ЦКУ образуется требуемая структура наложенной сети. Для предложенной модели показана связь коммутационных станций по принципу «каждая с каждой» и подключение концентраторов и УПАТС к станции по радиальной схеме – рисунок 3.3.

IV Определяются правила взаимодействия коммерческой сети с ТФОП на всех уровнях ее иерархии: городская, междугородная и международная. Выход на ТФОП может осуществляться через одну, две или, даже, все коммутационные станции, что определяется сравнением затрат на реализацию возможных вариантов. Нумерация абонентов коммерческой сети должна входить в план нумерации соответствующей местной телефонной сети.

V. Разрабатывается план долговременной эволюции коммерческой сети в части расширения ее емкости и введения новых услуг. Вопрос о том, какие из новых услуг и когда должны быть поддержаны коммерческой сетью требует самостоятельного изучения.

VI. С финансовой точки зрения на основании «Правила двух золотых треугольников» механизм функционирования коммерческой сети ориентирован на реинвестицию значительной части дохода от международной связи в развитие местной сети . Такое решение, по крайней мере на первом этапе, обеспечит рациональное развитие коммерческой сети и, в конечном итоге, значительно большую прибыль.

VII. Конечная цель эволюции коммерческой сети может рассматриваться как ее полная интеграция с ТФОП, когда последняя будет полностью цифровизована и способна поддерживать требуемые пользователями услуги.

Преимущества создания цифровых выделенных сетей на коммерческой основе имеет ряд аспектов:

- доходы от междугородного и международного трафика частично реинвестируются в развитие местной телефонной сети, что позволяет избежать отрицательных последствий BYPASS;

- пользователи выделенной сети являются, фактически, абонентами ТФОП и, следовательно, имеют доступ ко всем услугам, которые обеспечиваются последней;

- коммерческая сеть является хорошим полигоном для ТФОП, например в части прогнозирования реального спроса услуг и изменений трафика.

Сценарий создания коммерческих наложенных сетей не противоречит главным принципам модернизации ТФОП. Поэтому рассмотренное в этом разделе специфическое перспективное требование к местным телефонным сетям не должно привести к какому-либо новому нестандартному системному решению.