1.1. Сущность, методы, принципы и функции управления
Менеджмент – это совокупность принципов и методов управления производственной деятельностью предприятий с целью повышения эффективности производства.
Цель менеджмента – это max получение прибыли, повышение эффективности производства, повышение ассортимента и качества услуг связи.
Основная функция – принятие решения.
Менеджер – это специалист любой профессии, обучающий управлению.
Сущность управления.
Управление – это непрерывная система взаимодействия управляющей подсистемы на управляемую с целью повышения эффективности управляемой подсистемы.
Рисунок 1.1. Взаимодействие управляющей и управляемой систем
Управление общественным производством включает:
1. управление предприятием;
2. управление отраслью;
3. управление хозяйством в целом.
На каждом уровне управления решаются свои задачи:
- задача снабжения производства материалами, сырьем;
- задача организации производства как процесса;
- изучение рынков сбыта и реализация товаров и услуг.
Решением таких задач занимается менеджер предприятия. Он должен знать производство, экономику, основы и законы управления и уметь работать с людьми. Эффективность менеджмента обеспечивается соединением пяти факторов производства: капитала, материалов, информации, людей и организации. Самым главным из них является человеческий фактор. Человек – это не только средство для достижения цели, но также и цель менеджмента. Для повышения эффективности, производительности труда человека менеджером должны быть созданы благоприятные условия.
Процесс управления может быть представлен в следующем виде.
Рисунок 1.2. Процесс управления
Функции управления.
Функции управления – это виды деятельности по управлению по направлениям, осуществляемым работниками для выполнения целей предприятия.
1. Планирование – это направление усилий на достижение поставленной цели.
Рассматривается несколько вариантов развития, выбирается лучший и разрабатываются планы:
- текущие;
- перспективные (на 5 лет);
- стратегические (на 10 лет и более).
2. Организация процесса труда включает:
- структуру предприятия;
- подбор кадров;
- расстановку их по рабочим местам;
- распределение функций между работниками (делегирование полномочий и ответственности);
- повышение квалификации кадров;
- организация технологического процесса.
3. Мотивация – это создание внутреннего побуждения к действию, к работе.
4. Контроль предполагает:
- установление стандарта;
- учет и сравнение достигнутого с ожидаемым или со стандартом;
- коррекция отклонения.
Управление – это непрерывный процесс. Каждая функция управления требует принятия решения и обмен информацией, коммуникации, что связывает между собой вышеперечисленные функции.
Функции управления выступают как форма, а методы управления – как содержание процесса управления.
Методы управления.
Методы управления – это способы воздействия на людей для достижения целей предприятия.
1. Экономические методы.
Экономические методы связаны с общественным строением, формой собственности, ситуацией в стране, и нежелательно, чтобы это было связано с политикой. Периодически на каждом этапе развития страны выделяются основные методы хозяйствования, характерные для данной конкретной ситуации, положения дел в стране. Например,
- самостоятельность предприятий;
- самоокупаемость;
- самофинансирование;
- стимулирование труда;
- разработка системы кредитования;
- разработка системы налогообложения;
- конкурентоспособность;
- изучение спроса и предложения и т. д.
Экономические процессы имеют большой инерционный период, поэтому для экономического воздействия необходима разработка норм и нормативов длительного действия (стабильность нормативов). В основе экономических методов лежат экономические законы и экономические интересы трудящихся.
2. Организационно-распорядительные (административные) методы.
К организационным методам относятся:
- регламентирование, которое осуществляется через Конституцию РФ и Гражданский кодекс РФ, кроме этого на каждом предприятии разрабатывается своя дополнительная документация;
- нормирование – система нормативов всех видов: нормы расходов на материалы и запасные части, электроэнергия, нормы амортизации, нормы труда (нормы выработки и нормы обслуживания); нормы управления: нормативы численности управленческого персонала, сроки предоставления отчетности,
- инструктирование – порядок действия при выполнении определенной работы.
К распорядительным методам относятся:
- приказы по предприятию, отрасли – это распорядительные документы, которые издаются начальником и обязательны для выполнения;
- распоряжения – издаются зам. начальника и могут быть обжалованы у начальника;
- устные указания – используются при оперативном управлении производством (оперативная, действенная форма распоряжения).
3. Социально-психологические методы.
От этих методов зависит мотивация труда работников, а следовательно, и результат работы предприятия. К таким методам относится:
- система премирования работников;
- социальная поддержка работников;
- повышение их квалификации;
- увеличение активности;
- создание нормального здорового психологического климата в коллективе.
Принципы управления.
Принципы управления четко сформулированы в общем виде для всех сфер деятельности (для всех отраслей), но каждое предприятие на каждом этапе своей деятельности концентрирует внимание на определенных принципах управления.
Существуют следующие принципы управления:
1) принцип демократического централизма, т. е. сочетание централизованного руководства и самостоятельности предприятий;
2) п. единства политического и хозяйственного руководства (политические задачи определяются с учетом состояния экономики страны);
3) п. планового ведения хозяйства (в настоящее время не действует, т. к. сейчас план должен быть гибкий, динамичный на определенный период, удобный предприятию, а раньше устанавливались период, темпы развития, пропорции);
4) п. материального и морального стимулирования и их правильное сочетание;
5) п. научности управления (использование научных и технических достижений для построения всей системы управления);
6) п. ответственности;
7) п. подбора и расстановки кадров (в настоящее время этому уделяется намного больше внимания, чем раньше);
8) оптимальное сочетание отраслевого и территориального планирования (отраслевой принцип по отношению к административным единицам, субъектам РФ необходимо совершенствовать, т.к. стартовые уровни разные; совершенствование и укрепление данного принципа - социологизация);
9) преемственность хозяйственных решений при разработке планов (стратегические решения могут быть выполнены только на совокупности оперативных решений, которые необходимы в текущий период времени);
10) п. иерархичности управления;
11) п. регулирования;
12) п. экономичности и эффективности производства (интегральный, действует при эффективном выполнении вышеперечисленных принципов).
1.2. Совершенствование структуры управления в отрасли связи
Периодически в связи с изменением внешних условий в экономике страны, в экономике отдельных отраслей необходимо осуществлять реорганизацию предприятий как способ приспособления к меняющимся условиям внешней среды.
К структуре управления отрасли в целом и предприятий в частности предъявляются требования:
1. Оперативность управления (быстрая реакция на какие-либо изменения);
2. Надежность управления (достоверность информации и оптимальные сроки предоставления информации);
3. Оптимальность управления. Оптимальная структура управления обеспечивает при определенных (заданных) затратах на управление максимальную эффективность.
Совершенствование структуры управления идет по нескольким направлениям:
- изменение структуры управления с сокращением численности управленческого персонала;
- применение вычислительной техники и автоматизация рабочих мест управленческого персонала, что позволяет автоматизировать процесс накопления, хранения и тиражирования информации;
- улучшение организации труда.
В отрасли связи происходит постоянное совершенствование структуры управления. В настоящее время она имеет следующий вид.
Рисунок 1.3. Структура управления в отрасли связи
ТЦМС – территориальный центр магистральных связей
ТУМС – технический узел магистральных связей
МРК – межрегиональные телекоммуникационные компании, их 7:
1. АО “Электросвязь” Московской области “Москва”
2. Санкт-Петербуржская телефонная сеть + телефонная сеть Ленинградской области
3. АО “Электросвязь” “Кубань” с центром в г. Краснодаре
4. Приволжская “Электросвязь” с центром в г. Нижний Новгород
5. Уральская “Уралсвязьинформ” с центром в г. Пермь
6. Сибирская с центром в г. Новосибирск
7. Дальневосточная с центром в г. Владивосток