Из предыдущего занятия вы узнали, что Интернет, это глобальная компьютерная сеть, к которой может подключиться любой желающий, где бы он ни находился.
Основная информация представлена в интернете в виде гипертекстовых документов. Гипертекстовый документ это документ содержащий гипертекст.
Гипертекст это такой текст, в котором некоторые слова или фразы, графические изображения или части графического изображения являются одновременно и ссылками на другой документ. Такие ссылки называются гиперссылками. Щелчок мышкой по гиперссылке приведёт к вызову того документа, на который указывает эта гиперссылка. Таким образом, можно связать воедино любое количество документов, что собственно и делается в интернете, к тому же использование гиперссылки для получения нового документа вместо набора его URL–адреса намного эффективнее.
После того как связь с интернетом установлена, можно запускать браузер и набирать в нем URL-адрес. Какой? А вот это и есть проблема. Поскольку в интернете многие миллионы сайтов, то перебрать все подряд за обозримое время не представляется возможным. Для решения этой проблемы были созданы поисковые сайты, которые ищут документы по указанным вами признакам и сообщают вам их адреса.
Конечно, адреса поисковых сайтов надо знать наизусть. На самом деле, поисковых сайтов много, но достаточно знать несколько наиболее популярных. Например, эти:
www.yandex.ru
www.google.ru
www.bing.com
www.rambler.ru
www.yahoo.com
После того, как загрузится начальная страница поискового сайта, можно обнаружить на ней строку для ввода ключевых слов и рядом с этой строкой кнопку типа «Поиск», «Search» и т.д.
Ключевые слова – это те слова, которые должны быть в разыскиваемом вами документе. Если вы хотите узнать всё про собачку спаниеля, то и надо набрать в строке поиска слово «спаниель». После нажатия на кнопку «Поиск» надо ждать, пока на экране появиться список из найденных документов. Этот список состоит сплошь из гиперссылок на найденные документы и можно сразу кликать по ним мышкой, хотя лучше делать так. Подвести указатель мышки к интересующей вас гиперссылке и щелкнуть ПРАВОЙ кнопкой. Появиться контекстное меню, в котором надо выбрать пункт «Открыть гиперссылку в новом окне». Пока интересующий вас документ будет открываться в новом окне, вы можете продолжить изучение списка найденных документов. Если же вы просто щелкните по гиперссылке левой кнопкой, то список найденных документов исчезнет и на его месте будет загружаться запрошенный документ.
В каждой поисковой системе приняты собственные соглашения и ограничения на условия поиска, с которыми можно ознакомиться на сайте поисковой системы. Эти соглашения скрываются, как правило, за кнопкой типа «Расширенный поиск», «Advanced Search». Пользуясь расширенными возможностями поиска можно конкретизировать свой запрос, задав определённые параметры поиска. Для примера рассмотрим возможности расширенного поиска системы Altavista.
Если запрос состоит из нескольких слов, то в Altavista этот запрос будет обрабатываться в соответствии со следующими правилами.
Несколько слов, набранных через пробел, обозначают запрос, соответствующий логической операции «ИЛИ» между словами. Это означает, что на такой запрос будут выданы ссылки на все страницы, содержащие хотя бы одно из перечисленных слов, содержащие два из перечисленных слова и т.п. Как правило, таких ссылок бывает очень много. Например, на запрос «психология импринтинг» (без кавычек конечно) было получено около двух миллионов ссылок.
Несколько слов, заключённых в кавычки, воспринимаются системой как единое целое. Т.е. в ответ на такой запрос будут выданы ссылки на страницы, содержащие именно такую строку. Предыдущий запрос, с теми же словами, заключёнными в кавычки, содержал уже только несколько сотен ссылок.
Если между словами стоит знак плюс, то это соответствует логической операции «И» между словами. На такой запрос будут выданы страницы, в которых содержаться все указанные слова, но они не обязательно будут стоять вместе.
Эффективность поиска в интернете в значительной мере зависит от опыта и кругозора пользователя. Когда вы ищете материалы по определённой тематике, ни в коем случае не следует полагаться на результаты первого запроса. Обязательно надо попробовать несколько запросов с различными сочетаниями терминов. Попробовать воспользоваться несколькими поисковыми сайтами. Очень часто на сайтах бывает своя поисковая система, поэтому попав на такой сайт, надо обязательно воспользоваться возможностью его поисковика.
Контрольные вопросы
1. В каком виде представлен основной объём информации в сети Интернет?
2. Каков механизм действия гиперссылки?
3. Перечислите наиболее популярные поисковые сайты?
4. Перечислите основные поисковые сайты русскоязычной части интернета?
5. Как правильно работать с результатами запроса поисковой системы?
6. В чём заключаются дополнительные возможности формирования запроса на поиск по сравнению с обычной строкой запроса?
7. От чего зависит эффективность поиска информации в сети Интернет?
8. Каковы основные идеи повышения эффективности поиска информации в сети Интернет?