При выборе оптимального варианта трассы прокладки волоконно-оптического кабеля исходят из того, что линейные сооружения являются наиболее дорогой и сложной частью сети связи, поэтому при проектировании особое внимание должно быть обращено на уменьшение удельного веса расходов на строительство и эксплуатацию, эффективную и надежную работу.
В зависимости от конкретных условий на загородном участке трасса прокладки ОК выбирается на различных земельных участках, в том числе в полосах отвода автомобильных и железных дорог, охранных и запретных зонах, а также на автодорожных и железнодорожных мостах, в коллекторах и тоннелях автомобильных и железных дорог.
Трассы магистральных и внутризоновых ОК выбираются, как правило, вдоль автодорог общегосударственного или республиканского значения, а при их отсутствии – вдоль автодорог областного местного значения.
Полосы земельных участков для строительства ВОЛП вдоль автомобильных дорог следует размещать:
- в придорожных зонах существующих автомобильных дорог, по возможности, вблизи их границ полос отвода и с учетом того, чтобы вновь строящиеся ВОЛП не вызывали необходимость их переноса в дальнейшем при реконструкции автомобильных дорог;
- на землях наименее пригодных для сельского хозяйства вследствие загрязнения выбросами автомобильного транспорта;
- с соблюдением допустимых расстояний приближения полосы земель связи к границе полосы отвода автомобильных дорог различной категории (определяется условиями перспективного развития конкретной автомобильной дороги и требуемого уширения ее полосы отвода).
При отсутствии дорог трассы, при соответствующем обосновании, должны проходить по землям несельскохозяйственного назначения или по сельскохозяйственным угодиям худшего качества. При этом необходимо обходить места возможных затоплений, обвалов, промоин почвы, с большой плотностью поселения грызунов.
Если возникает необходимость в выборе трассы по пахотным землям, то в проекте организации строительства следует учитывать ограничение времени производства строительно-монтажных работ в период между посевом и уборкой сельскохозяйственных культур.
В проекте должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению повреждений пересекаемых подземных коммуникаций при строительстве.
В условиях Сибири, Дальнего Востока и Севера, где дорожная сеть развита слабее, оптические кабели допускается прокладывать в отдалении от дорог.
В особо неблагоприятных условиях местности в придорожной зоне – переувлажненные грунты (болота, трясина) глубиной более 2 м, неустойчивые (подвижные) грунты и оползневые участки, застроенность, стесненные условия горной местности, допускается размещение и прокладка кабеля в полосе отвода автомобильных дорог, а в исключительных случаях – по обочине автомобильной дороги. При прокладке кабеля по обочине автомобильной дороги на насыпи он должен располагаться в теле насыпи на расстоянии от ее края не менее глубины прокладки кабеля.
Выбор трассы прокладки магистрального или внутризонового ОК на загородном участке следует проводить в следующей последовательности:
- по географическим каратам или атласу автомобильных дорог необходимо наметить возможные варианты трассы;
- нанести на чертеж варианты трассы с указанием масштаба, наиболее крупных и важных коммуникаций (автомобильный и железные дороги, на селенные пункты, реки и др.);
- сравнить варианты по показателям: длина, количество переходов через препятствия удобство строительства и эксплуатации.
К проекту прилагается ситуационный план трассы на загородном участке (рис.4.1), на котором наносятся все возможные варианты трассы, а ОПЗ приводятся их сравнения и обоснование выбранного варианта.
Ситуационный план трассы линии передачи на загородном участке следует выполнять на карте в масштабе 1:50000 или 1:100000. На плане показывают: проектируемую линии передачи; границы и наименования административных делений территории, по которой проходит линия передачи; пересечения с реками, магистральными продуктопроводами, водоводами, силовыми кабелями, магистральными кабельными линиями передачи, железными дорогами, ЛЭП напряжением 35 кВ и выше; электрифицированные железные дороги (при их сближении с линей передачи); марку кабеля. Основные показатели вариантов трассы (если они имеются) показаны в таблице 4.1.
Таблица 4.1. Характеристика вариантов трассы
Характеристика трассы |
Ед. измер. |
Кол-во единиц по вариантам |
||
вар. №1 |
вар. №2 |
вар. №3 |
||
1. Общая протяженность трассы: - вдоль автомобильных дорог; - вдоль железных дорог; - вдоль грунтовых дорог; - бездорожье. 2. Способы прокладки кабеля: - кабелеукладчиком; - методом задувки в пластмассовую трубку; - вручную; - в канализации. 3. Количество переходов: - через судоходные реки; - через несудоходные реки; - через железные дороги; - через автомобильные дороги. 4. Число обслуживаемых регенерационных пунктов |
км км 1 пер. 1 пункт |
Данные для заполнения таблицы 4.1 определяются на основании изучения материалов, изысканий на местности в районах прохождения трассы.
При расчете потребного количества прокладываемого ОК необходимо предусмотреть запас с учетом неровности местности, выкладки кабеля в котлованах, колодцах и др. Нормы расхода ОК на 1 км трассы приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2. Нормы расхода волоконно-оптического кабеля
Место прокладки кабеля |
Количество кабеля на 1 км трассы, км |
в грунт в коллекторе в кабельной канализации |
1,02 1,02 1,057 |
Необслуживаемые регенерационные пункты (НРП) следует располагать вдоль трассы ВОЛП, по возможности, в непосредственной близости от оси прокладки кабеля, как правило, в незаболоченных и незатапливаемых паводковыми водами местах.
В городах и крупных населенных пунктах ОК, как правило, прокладываются в телефонной кабельной канализации или в коллекторах. При наличии метро кабели могут прокладываться в его тоннелях.
При отсутствии в канализации свободных каналов в проектах нужно предусмотреть строительство новой или докладку каналов в существующей кабельной канализации.
При выборе трассы кабельной канализации нужно стремиться к сокращению числа пересечений с уличными проездами, с автомобильными и железными дорогами. Трасса кабельной канализации должна проектироваться на уличных и внутриквартальных проездах с усовершенствованным покрытием.
Смотровые устройства (колодцы) кабельной канализации проектируются:
- проходные – на прямолинейных участках трасс, в местах поворота трассы не более чем на 150, а также при изменении глубины положения трубопровода;
- угловые – в местах поворота трасс более чем на 150;
- разветвительные – в местах разветвления трассы на два (три) направления;
- станционные – в местах ввода кабелей в здания станции.
Типы смотровых устройств (колодцев) определяются емкостью вводимых труб или блоков с учетом перспективы развития сети и должны соответствовать требованиям, приведенным в [70]. Расстояние между колодцами не должно превышать 150 м. В проектах рекомендуется предусматривать типовые железобетонные колодцы.
Пример трассы прокладки ОК в кабельной канализации представлен на ситуационном плане трассы на городском участке (рис. 4.2). На городском участке план трассы выполняют в масштабе 1:10000 или 1:5000. На плане показывают: существующую и проектируемую кабельную канализацию, ее емкость и номера кабельных колодцев; трассу прокладки проектируемого кабеля связи (в канализации и грунте); длину участков трассы; тип кабеля.
Для практической реализации линейной части проекта составляется план трассы кабельной линии передачи на загородном участке, который выполняют на инженерно-топографическом плане в масштабе 1:2000 (при прохождении трассы через населенные пункты – в масштабе 1:1000). На этом плане показывают: трассу прокладки кабеля связи и троса (для защиты кабеля от ударов молнии) с указанием размеров до постоянных местных ориентиров и указанием пикетажа; марки кабеля и троса; пикеты; наименования землевладельцев и землепользователей и границы их территорий; профили переходов через второстепенные автомобильные дороги, овраги, каналы, ручьи, трубопроводы и другие преграды при выполнении работ открытым способом с указанием глубины заложения кабеля; необслуживаемые регенерационные пункты с указанием их номеров; предупреждающие надписи об осторожности проведения работ на пересечениях кабеля связи с подземными коммуникациями (при необходимости).
План кабельной канализации или кабелей связи (в грунте) на городском участке выполняют на инженерно-топографическом плане в масштабе 1:500. В населенных пунктах без подземных коммуникаций допускается применять масштаб 1:1000. На плане показывают: трассу проектируемой кабельной канализации (кабелей), проектируемые наземные и подземные линейно-кабельные сооружения связи с указанием размеров до постоянных местных ориентиров; участок, подлежащий шурфованию (при отсутствии сведений о величине заглубления подземных коммуникаций); разрез траншеи (выполняют при отсутствии продольного профиля) с указанием глубины заложения кабельной канализации (для нетиповых блоков при прокладке труб или прокладке бронированных кабелей); количество каналов (емкость блока) кабельной канализации; номера и типы колодцев (в т.ч. колодцев для размещения НРП); расстояния между колодцами.
Продольный профиль кабельной канализации выполняют при наличии по трассе большого количества подземных коммуникаций в масштабе 1:500 по горизонтали и 1:100 по вертикали.
На продольном профиле изображают блок кабельной канализации, указывают глубину его заложения и пересечение с другими подземными коммуникациями.
План и продольный профиль кабельного перехода через транспортные и другие сооружения выполняется на инженерно-топографической подоснове в масштабе 1:500, продольный профиль – в масштабе 1:100 по горизонтали и по вертикали, или в масштабе 1:200 – при применении устройств горизонтально-направленного бурения (ГНБ). План и продольный профиль приводят, как правило, на одном листе, при применении ГНБ – на отдельных листах. На плане показывают: размеры от перехода до указателей километров или пикетов, а при их отсутствии до постоянных местных ориентиров; котлованы для горизонтального бурения, точки входа и выхода буровой головки УГНБ, угол бурения; количество, длину, диаметр и материал труб; марку кабеля.
Правила выполнения чертежей рабочей документации линейных сооружений связи при проектировании подземных и воздушных линий передачи изложены в [68], которыми следует пользоваться при проектировании ВОЛП.