3.1. Географическое положение Древнего Египта и периодизация его культуры
3.2. Религиозные представления в Древнем Египте
3.3. Представления о смерти и погребальный культ в древнем Египте
3.1. Географическое положение Древнего Египта и периодизация его культуры
"Даром Нила" - называл Египет Геродот, а египтяне Нил - "рекой, дающей жизнь". Это самая длинная река в мире, она течет только в пределах Египта на протяжении 1200 км. Нил определял всю жизнь Древнего Египта. Каждый год Нил выходит из берегов, дабы напоить измученную жаждой почву и удобрить ее илом. Нил не размывает почву Египта, а наоборот, наносит новые слои с высококачественными органическими и неорганическими удобрениями. Несмотря насухой и жаркий климат, река позволяла получать высокие урожаи зерна и овощей. Первых больших успехов древнеегипетская цивилизация и культура также смогли достичь только благодаря Нилу. Перед началом разлива Нила весь Египет отмечал праздник. В реку бросали плитки со списками даров, исполняли гимны. Известен "Гимн Нилу":
"Слава тебе, Хапи, выходящий из этой земли, Приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий поля, сотворенный Ра, Чтобы всех животных оживить… Любящий Геба, приводящий Непери, Заставляющий цвести мастерскую Птаха… Делает он праздник в храмах. Если он медлит, то замыкается дыханье… И миллионы людей гибнут… Когда же он восходит, земля в ликовании".
Нил считалсся божеством и его почитали под именем Хапи, но по существу, это гимн природе, которая обожествлялась в различных своих проявлениях.
С увеличением богатства земледельческих поселений росло могущество традиционных вождей, которые должны были обеспечивать защиту от нападений и организовывать завоевательные походы:
"Так пускай же все люди земли Восславят сына его, (Нила), Могущественного владыку, Заставляющего процветать Его берега".
Дружины этих вождей, получавшие за службу наделы земли, выделились в особую касту "земельной аристократии". Так на новом экономическом базисе, становым хребтом которого был Нил, постепенно возникла новая, специфическая для Египта политическая и идеологическая надстройка, более высокая и прогрессивная, чем любая иная в тогдашнем мире, за исключением Шумера в Месопотамии.
Эта эволюция началась в Египте еще в доисторический период, где-то на рубеже VI и V тысячелетий до н.э. и была достаточно сложной и медленной. Протекала она в условиях почти полной изоляции: Египет был отрезан от всего мира пустынями, морем. Этой изолированностью и объясняется весьма примечательное своеобразие египетского общества и египетской культуры, а также их отличие от общественного строя и культуры Месопотамии, не говоря уже об обществах и культурах на Инде и Янцзы.
Древние египтяне называли свою страну "Та-мери", что означает "любимая земля". Наше название "Египет" возникло из греческого "Айгюптос", которое, в свою очередь, образовалось из священного названия древнеегипетской столицы Меннефер, или Мемфис. Звучало оно как Хут-ка-Птах ("Усадьба души Птаха"). Нил египтяне тоже не называли "Нилом"; это название происходит от греческого "Нейлос". Египтяне называли эту реку "Итеру", т.е. "Река", так как других водных артерий в Египте нет.
Территория Египта населена с древнейших времен. Хотя египетский язык давно относят к числу мертвых, многие его слова живут в современных языках и культурах. К числу наиболее распространенных относятся "папирус", "оазис", "ибис", "базальт", "химия" и др.
Классовое общество и государство сформировались в Египте примерно в IV тысячелетии до н.э. С этим ранним возникновением классового общества и государства контрастирует последующее медленное развитие. Египтологи делят историю египетской цивилизации на большие периоды. Эта классификация включает три "царства". Деление истории на три периода: Древнее, Среднее и Новое царства, известно уже с XIII века до н.э.
Эпоху первых двух династий называют "архаической", именно на этот период приходится создание культа обожествления царской власти, а к периоду Древнего царства относят правление III-VI династий. Начало Древнего царства датируется примерно 2700 годом до н.э., конец - примерно 2270 годом до н.э. Африканская по происхождению древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо. Только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется более заметно.
Древнее царство было великой эпохой египетской истори - Египет является крупным государством, централизованной деспотией, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат. Первым властителем Древнего царства был Джосер, основатель III династии египетских царей.
Периоду Древнего царства свойственен стремительный рост каменного строительства, кульминационным моментом которого явилось возведение царских усыпальниц - огромных пирамид с поминальными храмами и "городами" гробниц вельмож. Скалистые предгорья Нила богаты строительным камнем разных пород. Египтяне первыми в мире стали использовать камень как строительный материал. Столицу теперь окружали десятки пирамид, рядом простирались огромные храмовые постройки с колонными залами и сотни роскошных гробниц сановников, пустыню пересекали дороги из гранита и известняка, среди святилищ возносились к небу обелиски с позолоченными остриями. Эти храмы, гробницы и святилища скрывали в себе бесчисленное множество художественных произведений. Все достижения египтян за время существования Древнего царства в области культуры - их собственное открытие и изобретение. Это касается и письменности - самого великого чуда, добытого из глубин египетской истории.
Однако блестящее развитие культуры и цивилизации в период Древнего царства находилось в остром противоречии с современным ему развитием социальных отношений. Противоречие между огромной концентрацией власти и богатства в руках верхушки египетского общества и полным бесправием обездоленных народных масс не могло остаться без последствий. Падение Древнего царства это подтвердило.
Из тьмы "переходного периода" Египет вынырнул спустя два долгих столетия, когда началась вторая великая эпоха его истории - Среднее царство (примерно 2070 - 1790 годы до н.э.). Объединение страны завершил царь Ментухотеп. Среднее царства оставило после себя достижения цивилизации и культуры, которые никак не назовешь "средними". Это касается в основном строительства. Продолжали также совершенствоваться оружия труда: наряду с каменными и медными теперь все чаще используются орудия из бронзы. Возникло производство стекла. Однако наиболее значительные памятники Среднего царства - тексты, навеки запечатленные на папирусе. Это научные трактаты: прежде всего в области математики, а также медицины и даже так называемые "Перечни слов", отдаленные предшественники энциклопедий, задачей которых было "перечислить все важные вещи на небе, на земле и на воде". Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало подъему Египетской культуры, развитию конкретного научного зания. Само приобретение знаний рассматривалось сугубо утилитарно - хотя и дарованное богами, это знание было необходимо только для достижения высокого социального и имущественного положения. "Нет должности, не подвластной начальнику, кроме (должности) писца, он (сам себе) начальник", - подчеркивалось в "Поучении Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пепи".
Новое царство существовало почти полтысячелетия (примерно с 1580 по 1090 год до н.э.). В этот период начинают широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткатцкий станок. Огромное значение для развития садоводства и огородничества имело изобретение водоподъемного сооружения – шадуфа.
Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела; развитием многожанровой литературы ("Сказка о двух братьях", "Правда и Кривда", "Сказка об обреченном царевиче", "Миф об истреблении людей", религиозная поэзия, многочисленные автобиографические надписи, любовная лирика). Новое царство было эпохой наибольшего государственного, экономического и культурного расцвета Древнего Египта. Однако в этот период не обошлось без проблем. Как раз в период наибольшего могущества и роста международного престижа Египта в стране возник глубокий внутренний кризис. Фиванские жрецы бога Амона, которые опираясь на свои привилегии и постоянно растущее богатство, постепенно создали некое государство в государстве, вступили в прямой конфликт с Аменхотепом IV (около 1400 года до н.э.). Борясь со жрецами за политическое господство в стране, царь, дабы сломить их могущество, запретил культ Амона и вместо него в согласии с древним почитанием Солнца ввел новый культ Атона - "Солнечного диска". Затем Аменхотеп IV ("Амон доволен") сменил свое имя на новое - Эхнатон ("Полезный Атону"). Прекращаются щедрые дары в храмы старых богов. По приказу царя в египетских надписях делаются попытки уничтожить не только имена богов, но и само понятие "бог". Слово это стремятся заменить словом "властитель", а знак бога - знаком, обозначавшим фараона. Само солнце на завершающем этапе реформы мыслится не как бог, а как царь. Отныне в мире правят только два царя: Солнце-Атон и его сын Эхнатон.
3.2. Религиозные представления в Древнем Египте
Свою цививлизацию египтяне изначально считали созданной богами. В "Мемфисском богословском трактате", творении жрецов бога Птаха, восходящем к эпохе Древнего царства, сказано: "Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец".
Существование государства не мыслилось египтянами без Маат- божественного Порядка и Истины. Боги-творцы уничтожают изначальных хаос, и в соозданном или человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Боги - не только творцы порядка и закона, но и создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое письмо понималось как "слово бога", и важнейшая роль принадлежала здесь богу Тоту - Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов.
Человек древних цивилизаций, качественно обособившийся от природы, оставался, однако, тесно связан с ней и не только генетически, но всей своей жизнью. Человек постоянно нуждается в природе как в необходимой предпосылке своего существования и, следовательно, обожествлял ее. Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда люди верили в тотем - покровителя племени. Божества египтян зооморфны: Анубис с головой шакала, павиан Тот - бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные также считались священными, их содержали при храмах, оказывали им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Вот как описывает это Геродот: "все животные, которые там есть, как домашние, так и дикие, считаются священными…. Для ухода за животными каждой породы назначены из египтян особые служители – мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследству от отца к сыну... Если кто-нибудь умышленно убьет какое-нибудь из этих животных, того карают смертью; если же – неумышленно, то платит пеню, установленную жрецами. А кто убьет ибиса или ястреба, должен, во всяком случае, умереть…Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах. Так вот в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других – нет, и с ними даже обходятся как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях".
Говоря о культе животных, нельзя не упомянуть о сфинксах - фантастических животных с телом льва и головой человека. Особо выделяется грандиозный сфинкс в Гизе у Больших пирамид, вырубленный из природной скалы при фараоне Хефрене.
3.3. Представления о смерти и погребальный культ в древнем Египте
Еще в древнейшую эпоху у египтян сложились представления об особых божествах - покровителях умерших. В период Древнего царства на первое место в качестве таких покровителей выдвигаются два божества, с образами которых отныне и связывается погребальный культ: солнечный бог Ра и умирающий и воскресающий бог растительности Осирис.
Центром, откуда распространялись солярные представления о царстве мертвых, был Гелиополис, средоточие культа Ра. Согласно этим представлениям, души умерших стремятся попасть в солнечную лодку Ра и вместе с ним совершать ежесуточное движение по небу.
Но гораздо большее значение имела в египетском погребальном культе фигура Осириса. Культ Осириса является одним из интереснейших египетских культов.
Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Он стал первым властителем египтян, вывел их из животного состояния, превратил в цивилизованных людей. Осирис, царствуя над Египтом, научил людей земледелию, садоводству и виноделию, использованию металлов, но был убит своим братом: богом Сетом, желавшим править вместо него. Сет устроил в честь Осириса пир и, предложил ему побиться об заклад, что он не сможет поместиться в большом сундуке. Только Осирис лег в сундук, как Сет захлопнул крышку, забил ее гвоздями и с помощью своих приятелей сбросил сундук в Нил, а течение унесло сундук в море. Богиня Исида узнала об этом преступлении, долго искала и нашла мертвого Осириса. Тогда Сет разрубил труп Осириса на куски и разбросал по всему Египту. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Агубиса, который собрал разрубленные Сетом (а по другим вариантам – рассыпавшиеся) члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его.
Исида родила Осирису сына Гора – единственного законного наследника Осириса, который воскрешает отца, дав проглотить тому свое око. Однако Осирис не возвращается на землю, а остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.
"Воистину, как живет Осирис, так живешь и ты", - читаем мы надпись в сотнях египетских гробниц. "Воистину, как не умер Осирис, так не умрешь и ты. Воистину, как не исчез Осирис, так не исчезнешь и ты". На протяжении многих тысячелений этот миф служил египтянам основанием для мумификации тел и гарантией вечной жизни. Для египетских царей этот миф представлял собой главный аргумент, поозволявший им миеновать себя "богами, правящими вечно", - они считали себя воплощением бога Гора на земле и бога Осириса - в загробном мире. Сам облик Осириса, его одежда и атрибуты – все это характеризует его как царя:
"Слава тебе, Осирис, Владыка вечности, царь богов! Многоименный, Дивный образами. Тайный обрядами в храмах, Это – дивный духом, первый в Бусирисе Великий пищей в Летополе, Владыка похвал а номе Бусириса, Обладатель яств в Гелиополе. Растут растения по воле его, И родит ему поле пищу. Покорно ему небо и звезды его, И открыты ему врата великие". Сложность образа Осириса ощущалась самими египтянами: "Сущность твоя, Осирис, темнее Ты – луна, находящаяся на небе, Ты делаешься юным, когда ты желаешь, Ты делаешься молодым, когда ты хочешь, И ты Нил великий на берегах в начале Нового года; Люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя, И я нашел также, что твое величество – это царь преисподней".
Покойный, уподобляющийся после своей смерти Осирису, говорит: "Я – Осирис…. Я живу как зерно, я расту как зерно…. Я – ячмень".
Осирис всегда изображался с тем или иным растением: лотосом, в кустах виноградника. Тексты пирамид называют Осириса "владыкой виноградной лозы". Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскресение Осириса. Праздненства эти продолжались 18 дней и включали в себя ритуальную пахоту и посев, а также обряды с фигурой Осириса, изготовленной из земли и зерна.
Если Осирис и Исида были главными фигурами земледельческих и похоронных верований, то в центре официального культа находился образ солнечного бога: сначала Ра, а потом сближенного с ним фиванского Амона. С солнцем жрецы старались связать так или иначе разные местныыые божества: Гора, Собека, того же Осириса и др.
Погребения додинастической (то есть доклассовой) эпохи в Египте ничем особенным не выделялись из числа аналогичных памятников в других странах. Но со времени первых династий погребальный ритуал заметно меняется, и, прежде всего, для царей. Могилы-гробницы делаются более обширными и сложными, возвышаются над уровнем земли, принимают форму каменной мастабы - невысокой усеюенной пирамиды, а с третьей династии - форму огромной пирамиды. Тело умершего царя стали подвергать сложной операции бальзамирования и превращать в мумию. Сложная техника мумификации, постепенно совершенствовавшаяся, имела целью предохранить тело от гниения и сохранить его возможно более продолжительное время.
Наиболее подробные сведения о мумификации в Древнем Египте мы получили от Геродота (который известен как первый греческий историк, названный в древности "отцом истории"), когда это искусство уже достигло своих вершин.
"Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования, примененный (при бальзамировании того), кого мне не подобает в данном случае называть по имени. Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий, – самый дешевый. Затем опрашивают (родных), за какую цену (и каким способом), те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются, и самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крюком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть – путем впрыскивания (растворяющих) снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана), и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечение же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают (его) повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене".
Каковы бы ни были первоначальные мотивы мумифицирования трупов, но в фараоновском Египте высокоразвитая техника бальзамирования и вообще сложность погребального ритуала уже несомненно были тесно связаны с весьма разработанными религиозно-магическими вверованиями, в частности с верованиями о посмертной судьбе души человека. По египетским верованиям, со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составные части его существа. Это - имя (рен); душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся в небо; сердце (аб), тесно связанное с душой - источник добра и зла в человеке; тень (кхаибит), существовавшая отдельно от тела; бессмертная душа (кху); бестелесное воплощение жизненной энергии человека (секхем); духовное тело, обиталище души (саху). И, наконец, таинственный двойник человека (ка), занимающий главное место во всем этом комплексе верований. Ка - невидимый двойник человека, некая абстрактная индивидуальность человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Обычно ка жил в гробнице вместе с телом, но мог по своему желанию свободно передвигаться и выходить на волю. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. Египтяне всегда строго следили за тем, чтобы в гробницах всегда оставалось вдоволь подношений, чтобы ка не приходилось покадать гробницу и бродить по свету, поедая отбросы и запивая их грязной водой.
Еще в древнейшие времена египтяне прибегали к услугам профессиональных жрецов для произнесения слов благого предзнаменования перед телом умершего. Позже те же самые слова стали записывать на том или ином материале и оставлять их в могиле усопшего, причем люди верили, что они могут обеспечить ему все блага в загробной жизни.
Вера древних египтян в "загробную жизнь" отражена в "Книге мертвых" - условное название свитка папируса, который насчитывает около 200 "глав", состоящих из молитв, магических заклинаний.
Чтобы достичь загробного блаженства, по учению жрецов, надо было знать много магических заклинаний. Их специально составляли для фараонов ("Тексты пирамид"), для знатных и богатых людей ("Тексты саркофагов"). Во II тысячелетии до н. э. на их основе был составлен сборник магических заклинаний - "Книга мертвых". История создания этого грандиозного собрания гимнов, священных формул и текстов уходит в глубину веков. Руководствуясь этим религиозно-магическим сборником, покойный преодолевал все препятствия на пути к достижению загробного блаженства. Умершего судил сам Осирис. Это происходило следующим образом: Осирис (царь и судья "Загробного царства") сидел на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью). Рядом находились 42 бога (очевидно, боги номов). В центре зала стояли весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивали сердце покойного. На одной чашечке весов находилось сердце, на другой – статуэтка богини Правды. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и статуэтка весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше статуэтки. Оправданного покойного отправляли в "загробный рай", грешника поедало чудовище – лев с головой крокодила. 110-я глава "Книги Мертвых" показывает, как умерший работает в загробном мире: пашет, погоняя пару запряженных в плуг быков, сеет, жнет, молотит, прогоняя быков по разбросанным на току колосьям, приносят жертву богу. Злаки там вырастают выше человеческого роста. Картина потусторонней жизни – была идеализацией земной. В зале покойный обращался с речью к Осирису, затем к каждому из 42 богов. Перед каждым из них он оправдывался в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи с перечислением 42 грехов в отрицательной форме ("я не делал зла"), так как египтяне верили в магию и считали, что если слово написано, то оно обращалось в действительность. "Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды, я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал…. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость…. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов…. Я чист, я чист, я чист, я чист …Чистота моя – чистота великого феникса в Гераклеополе, ибо я – ноздри Владыки Дыхания (Осирис), что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты Ока Хора (было утрачено Хором в битве с Сетом за трон Осириса, но магически восстановлено Тотом. Целое око Хор подносит в жертву Осирису, тем самым оживляя его) в Гелиополе – во второй месяц зимы, в день последний – в присутствии Владыки этой Земли. Да, я зрел полноту Ока Хора в Гелиополе!
Не случится со мной ничего дурного в этой стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих в нем, спутников великого бога".
Следующее заклинание говорилось при выходе из залы:
"Слава вам, боги. Я знаю вас. Я знаю ваши имена. Я не паду от вашего меча. Вы не поднимете против меня зла к этому богу, в свите которого вы состоите. У вас нет против меня обвинения, и вы скажете обо мне правду перед лицом Вседержителя, ибо я творил правду…. Я не оскорбил бога, и нет к мне обвинения со стороны современного царя. Слава вам, боги, находящиеся в зале обоюдной правды, в которых нет лжи, которые живете правдой…. Вот я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное. Я живу правдой, питаюсь правостью сердца. Я слушал, что говорят люди и что угодно богам. Я умилостивил богов тем, что им приятно…. Я совершал жертвы богам и заупокойные дары духам. Освободите меня, защитите меня, не говорите против меня перед лицом бога великого. Я чистый устами, чистый руками".
Запись вопросов и ответов на последнем суде являлись образцом "правил жизни" и представляла собой моральный кодекс древних египтян.
"Книга Мертвых" стоила дорого, бедные не могли ее приобрести; поэтому чтобы обрести загробное блаженство, они должны были жить праведной жизнью, которая выражалась в покорности господствующему классу. При погребении царей, сановников "Книгу Мертвых" клали в гробницы.
В связи с верой в "загробную жизнь" у древних египтян развилось представление о воздаянии. Эксплуатируемая часть населения возлагала земные страдания, с одной стороны, на получение загробного вознаграждения за свои земные страдания, с другой стороны, на то, что их угнетатели будут наказаны "владыкой правды". Жречество же использовало веру в загробное воздаяние для проповеди покорности, смирения с существующими порядками в государстве.
3.4. Искусство и литература Древнего Египта
Искусство великих цивилизаций Древнего Востока было поистине удивительным и величественным. Искусство Древнего Египта тяготело к грандиозным масштабам, к монументальным геометрическим формам. На заре истории, когда орудия были сравнительно примитивны, а кругозор человека ограничен, он создает культ гигантского и величественного. В этом, видимо, была известная историческая закономерность: ведь переход от первобытного строя к цивилизации был действительно гигантским переворотом. Впервые человек стал создавать "вторую природу": он возводит ирригационные сооружения, обрабатывает металлы, путешествует по морям, закладывает основы медицины и математики. Он начинает сознавать себя венцом природы. Никогда впоследствии не был с таким пафосом самоутверждения выражен в искусстве идеал исполина, победителя, как в древности.
Но переход к цивилизации не только раскрепостил человеческие силы, – он принес и порабощение человека человеком. Монарх, жрецы, знать – составляли верхушку общества, пользующуюся неограниченными правами. Царь считался собственником всей земли и государства, властелином жизни и смерти своих подданных. Каждый царь окружался ореолом божественности. Гордость этих древневосточных владык не знала предела. И все подвиги, весь героизм человечества, преодолевшего первобытную скованность, относились на долю тех, кто сумел завоевать, поработить себе подобных.
Искусство Древнего Египта было теснейшим образом связано с религией, прежде всего, обслуживало потребности религии. А так как религия была консервативна, то искусство на протяжении целых столетий оставалось в своих основных проявлениях почти неизменным. Это искусство отличает, прежде всего, стремление к реализму при сохранении условности, плоскостности изображений, ограничение красочной гаммы, как правило, лишь локальными тонами, неумение передавать светотень и перспективу, и неразрывная связь с культом. Архитектура, скульптура и живопись были подчинены установленным религией канонам. Искусство Древнего Египта - канонично.
Канон - исторически устойчивая система, регулирующая и организующая духовные структуры общественной жизни вообще, и религиозной и художественной в особенности. В искусстве канон возникает в процессе разрушения целостного, универсального мифологического сознания. В каноне общество стремится уже на уровнях складывающихся или уже сложившихся форм общественного сознания сохранить целостность и устойчивость структуры данной формы сознания. Проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как хранителя священных канонов, вершителя божественной воли. Так как в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем жизни вечной, то оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого, Древнеегипетское искусство выработало язык, отвечающий идее постоянства, - язык экономного, графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных , предельно обобщенных объемов. Еще в Древнем царстве сложились строго определенные типы изображений и статуй: стоящая фигура напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящая фигура - руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс также выпрямлен, взор также устремлен вдаль. Одни и тот же принцип рисунка и изображения сохранялся всегда. И все же египетское искусство нельзя назвать застывшим. Под покровом канонов в нем шел процесс внутреннего развития, и, как ни удивительно, в своих бесконечных повторах оно не утрачивало чувство жизни и природы.
Искусство Древнего царства - это египетская классика: оно монументально, спокойно и торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для египетского искусства вообще. Оно представлено рельефами, скульптурой ("Сельский староста", статуя царского писца Каи, раскрашенное изваяние "божественной" четы царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др.). Важнейшее место в архитектуре Древнего Египта занимали пирамиды. Сооружение этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространяющуюсчя на его подданных и после его смерти. Первую пирамиду около 2700 года до н.э. повелел построить правитель III династии Джосер, а ее архитектором был высший сановник Джосера Имхотеп. Имхотеп, согласно египетскому преданию, основоположник каменного строительства, он считался покровителем письменности и образования, был обожествлен.
Пирамиды Древнего Египта потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью. Самые поразительные сооружения такого рода - знаменитый ансамбль впирамид в Гизе. Это пирамиды Хуфу, или Хеопса (высота 146 метров), Хафра, или Хефрена, и, наконец, пирамида Менкаура, или Микерина. Перед ними - Большой сфинкс, их тысячелетний страж и неотъемлемая деталь пейзажа. Голова этого сфинкса - портрет самого фараона.
"Сфинкс улегся на страже святыни И с улыбкой глядит с высоты, Ожидая гостей из пустыни, О которых не ведаешь ты" (Н.Гумилев)
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, которые были не в силах повторить мастера последующих эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали при помощи канона: чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперед левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приемам изображения человека.
Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом.
Особый расцвет египетского искусства наступает в эпоху правителя Эхнатона в 14 в. до н.э. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, облик которой остается идеалом красоты до настоящего времени.
Благодаря верованиям и строгим канонам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий и произведения этого искусство по праву вошли в сокровищницу мировой культуры.
Древнеегипетская литература достигла высокого художественного совершенства. Литературные произведения облекались в строго ритмическую форму. Решающим, принципиально новым качеством египетской литературы является то, что она начинает твориться профессионально подготовленными к этому людьми. В Древнем Египте, как и в других странах древности, понятие авторства еще не утвердилось. Оно существовало лишь в дидактической литературе, вероятно, потому, что египтяне этот литературный жанр считали наиболее важным. Насколько осознавалась ценность писателя уже в то время можно судить по древнеегипетскому тексту II тыс. до н.э. В нем прославляются авторы поучений:
"…Они не строили себе пирамид из меди И надгробий из бронзы. Не оставили после себя наследдников, Детей, сохранивших их имена. Но они оставили свое наследство в писаниях, В поучениях, сделанных ими… Построены были лвери и дома, но они разрушились, Жрецы заупокойных служб исчезли, Их памятники покрылись грязью, Гробнгицы их забыты. Но имена их произносят, читая эти книги, Написанные, пока они жили, И память о том, кто написал их, Вечна…"
Вся литература, как и вся культура Древнего Египта глубоко пронизана религиозной идеологией, но, тем не менее, в ней возникают и развиваются самые разнообразные жанры: сказка, миф, гимны, повести, песни и др.
Своего наиболее яркого развития достигла художественная литература в период Среднего царства: в это время появляются произведения светского характера, повести и рассказы о приключениях путешественников в южных и азиатских странах. Примером являются литературные шедевры Среднего царства -"История Синухета" - "настоящий роман" - по словам Б.А.Тураева, "совершенно лишенный фантастического элемента", "Красноречивый поселянин" - сугубо книжное сочинение, содержащее обвинительные речи несправедливо обиженного крестьянина, которые он произносит по всем правилам египетской риторики.
Для позднейших эпох существования египетского государства литература Среднего царства была образцом, достойным подражания.