4.5.1. Доступ к новым сервисным службам
4.5.2. Сопряжение с коммерческими сетями связи
4.5.3. Передача данных на местных телефонных сетях
4.5.1. Доступ к новым сервисным службам
На местных телефонных сетях в соответствии с принципами создания ТФОП организуются различные сервисные службы [14]. Часть предоставляемых ими услуг являются обязательным и для ГТС и СТС. Доступ к экстренным службам: пожарной охране, милиции, скорой медицинской помощи и аварийной службы газовой сети, - осуществляется по двухзначным номерам 01 - 04 соответственно. Эти номера должны, согласно руководящему документу по ТФОП [2], быть едиными для всех местных сетей.
Предприятия Министерства связи организуют ряд собственных сервисных служб, которые предоставляют следующие услуги: справки о номерах телефонов абонентов местной сети, прием телеграмм по телефону, служба точного времени и т.п. Рекомендуемый план нумерации этих служб приведен в [2]. Но на некоторых ГТС и СТС используется план нумерации сервисных служб Министерства связи, имеющий отличия от рекомендуемого. Обычно эти планы основаны на двух- и трехзначной нумерации сервисных служб.
Сервисные службы, называемые в [2] ведомственными, обычно имеют трехзначную нумерацию. Эти службы обеспечивают следующие услуги: информация ГАИ, заказ билетов на самолеты, поезда и автобусы дальнего следования, справки по этим же видам транспорта, информация о погоде и т.п.
Все перечисленные виды сервисных служб объединены рядом общих признаков, основным из которых можно считать возможность установления соединения и получения необходимой информации с обычного телефонного аппарата. Используя доступ через ТФОП, могут быть организованы услуги получения информации из различных банков данных.
Классическим примером такого решения может считаться система Minitel, широко используемая во Франции [15]. К началу 1993 года на французской сети насчитывалось 6,3 млн терминалов Minitel [16]. Используя терминал Minitel, который Администрация связи обычно предоставляет бесплатно, абонент может самостоятельно (без помощи оператора) обращаться во многие банки данных для получения самой различной информации. Столь внушительное число терминалов, работающих на французской ТФОП, может служить хорошим доказательством популярности подобных услуг.
Очевидно, что к перечисленным видам сервисных служб будут добавляться новые, доступ к которым может быть организован как через ТФОП, так и посредством других вторичных сетей. В данном параграфе рассматриваются только те виды сервиса, доступ к которым обеспечивается местными телефонными сетями. Более того, из всей совокупности вопросов, касающихся организации доступа к сервисным службам, анализируются только два аспекта:
- организация пучков СЛ между коммутационными станциями и узлами, которые обеспечивают необходимые абонентам услуги;
- перспективный план нумерации, обеспечивающий оптимальный доступ к сервисным службам.
На рисунке 4.10 для гипотетической ГТС показаны существующий и перспективный варианты доступа к сервисным службам. Существующий вариант (верхняя часть рисунка 4.10) изображен не полностью. Не представлены некоторые варианты подключения сервисных служб, описание которых может быть найдено, например, в [14]. Существенное отличие перспективного варианта (нижняя часть рисунка 4.10) заключается в следующем:
- доступ к некоторым сервисным службам будет по-прежнему осуществляться через УСС, но число служб с подобным доступом, по всей видимости, уменьшится (N < M);
- доступ к некоторым сервисным службам, пронумерованным от 1 до K, будет осуществляться через коммутационную станцию местной сети (РАТС2 на рисунке 4.10);
- к ряду сервисных служб, имеющих на рисунке 4.10 номера с 1 по L, доступ будут организован через АМТС;
- от УСС в дополнение к входящим пучкам СЛ, организуются исходящие пучки СЛ, что может потребоваться для реализации некоторых новых услуг.
Вариант доступа через коммутационные станции местной сети может, в свою очередь, рассматриваться с трех точек зрения:
- организация связи со службами, имеющими полный номер данной местной сети, что широко используется и в настоящее время [2];
- выход по сокращенному двух- или трехзначному номеру на сервисные службы, расположенные в зоне обслуживания своей РАТС;
- выход по сокращенному двух- или трехзначному номеру на сервисные службы, расположенные на местной сети или, даже за ее пределами, что обеспечивается за счет последующей маршрутизации поступившего вызова.
Размещение сервисных служб на АМТС может оказаться целесообразным на этапе создания Интеллектуальной Сети. Подобный вариант будет изложен в разделе 5.4. Организация исходящих от УСС пучков СЛ к коммутационным станциям местной сети может оказаться эффективным средством введения ряда новых услуг. Исходящий пучок СЛ может быть также полезен при реализации одного из вариантов предоставления услуг Интеллектуальной Сети, который будет рассмотрен в том же разделе 5.4.
Перспективный план нумерации, обеспечивающий эффективный доступ к экстренным и сервисным службам, может быть разработан только как составная часть новой системы нумерации на ВСС РФ. Некоторые соображения можно, тем не менее, проанализировать до проведения такой серьезной работы.
Первая из наиболее существенных проблем заключается в целесообразности сохранения префикса "0" для выхода к экстренным и/или сервисным службам. Сама формулировка этой проблемы объясняется рядом соображений, из которых можно выделить три основных момента:
- к двум цифрам номера местной сети (8 и 0), которые не могут использоваться в качестве первой цифры абонентского номера, может добавиться еще одна, если - по примеру ТФОП некоторых развитых стран - будет выделен еще один префикс, используемый для выхода на оператора;
- упомянутый префикс выхода на оператора обычно является цифрой "0", а унификация систем нумерации национальных сетей электросвязи - особенно доступов к подобным услугам ТФОП - представляется весьма перспективной;
- интеграционные процессы в организации экстренных служб (характерным примером может служить доступ к "Службе спасения", по единому номеру 911 на североамериканской ТФОП, приведенный в разделе 3.2) могут позволить уменьшить число необходимых сокращенных номеров.
Эти три аргумента свидетельствуют о целесообразности пересмотра плана нумерации в части выхода на экстренные и сервисные службы, но, с другой стороны, существует ряд причин, препятствующих большинству изменений. В настоящее время достаточно сложно оценить положительные и, особенно, отрицательные последствия введения новых номеров для экстренных служб.
По этой причине вместо конкретных предложений можно только констатировать, что проблема оптимального доступа к существующим и перспективным сервисным службам и введение соответствующего плана нумерации подлежат тщательной разработке.
4.5.2. Сопряжение с коммерческими сетями связи
За достаточно короткий период своего существования коммерческие сети прошли несколько этапов развития. Эта эволюция коммерческих сетей может рассматриваться на модели, показанной на рисунке 3.1, - "Правило двух золотых треугольников". Изложение сути этого "Правила ..." и последствий BYPASS приведено в третьей главе. По этой причине в данном параграфе рассмотрены два аспекта развития коммерческих сетей:
- изменение принципов функционирования коммерческих сетей, вызванных логикой их развития и технической политикой Министерства связи;
- влияние этих изменений на принципы сопряжения коммерческих сетей с местными телефонными сетями.
Большинство известных автору коммерческих сетей было создано для предоставления услуг международной связи, для которой характерны - область "A" на рисунке 3.1 - минимальные инвестиции и максимальные доходы. В крупных городах возникло несколько таких сетей, что объясняется естественным следствием формирования рынка соответствующих услуг. Конкуренция стимулирует подключение новых абонентов, что приведет, в конечном счете, к росту международного трафика. Единственный способ решения этой задачи - инвестиции в развитие междугородной (область "B" на рисунке 3.1) и местных сетей (области "C" и, частично, "D" на том же рисунке) на той территории, которая обслуживается данной коммерческой сетью.
Используя в качестве модели рисунок 3.1, принципы функционирования коммерческих сетей могут быть представлены постепенным расширением сферы обслуживания и, соответственно, инвестиций по схеме: "A - B - C - D". Подобные принципы эволюции коммерческих сетей справедливы для всех стран, где темпы формирования спроса на международную связь существенно превышают возможности национальной ТФОП.
Международный трафик в развитых странах обслуживается коммутационными станциями, принадлежащими либо государству (в лице Министерства связи), либо ограниченному числу операторов, получивших соответствующую лицензию. Министерством связи России принята программа, предусматривающая установку ряда международных коммутационных станций [17]. В Москве и Санкт-Петербурге такие АМнТС, построенные на базе цифрового коммутационного оборудования, уже введены в коммерческую эксплуатацию.
Введение АМнТС означает, что условия функционирования коммерческих сетей существенно изменяются. Это явление объясняется тем, что административными и/или экономическими методами международный трафик направляется через АМнТС. Такая тенденция прослеживается на примерах эволюции многих национальных ТФОП. Для коммерческих сетей появление АМнТС означает, что сфера их деятельности уменьшается за счет исключения области "A".
Подобная эволюция коммерческих сетей отражается на принципах их сопряжения с местными сетями. На начальном этапе формирования коммерческие сети либо не имели никакого стыка с ВСС РФ, либо использовали следующие варианты сопряжения:
- на уровне местных первичных сетей, арендуя ее каналы или тракты;
- на правах АЛ с серийным исканием для выхода на оператора коммерческой сети;
- на правах УПАТС, выполняющей, одновременно, функции международной коммутационной коммерческой сети;
- на правах АМТС, если коммерческой сети выделен код ABC из свободных зоновых кодов ВСС РФ.
Общим для этих вариантов сопряжения признаком можно считать отсутствие в планах нумерации коммерческих сетей префиксов выхода на междугородную ("8") и международную ("10") сети. Введение в эксплуатацию АМнТС приводит к следующей модификации плана нумерации коммерческих сетей:
- в пределах коммерческой сети может быть сохранена принятая ранее система нумерации;
- выход на международную сеть осуществляется при наборе префиксов "8-10", что может быть реализовано либо как абонентская процедура, либо эти префиксы генерируют аппаратно-программные средства коммутационного оборудования коммерческой сети.
Хотя международные и междугородные коммуникации весьма существенны для коммерческих сетей, достаточно важной функцией может считаться и связь в пределах местной сети. Это объясняется двумя факторами:
- многие ГТС и СТС не обеспечивают приемлемое для определенных групп абонентов качество обслуживания вызовов и передачи информации;
- в рамках существующих ГТС и СТС не всегда возможна поддержка некоторых услуг электросвязи.
Модель, позволяющая проиллюстрировать варианты сопряжения коммерческих сетей с местными телефонными сетями, показана на рисунке 4.11, где показаны гипотетическая ГТС, на территории которой функционируют две коммерческие сети. Первая из этих сетей состоит из двух островов, пронумерованных латинскими цифрами I и II, а вторая представляет собой целостную структуру. Острова первой коммерческой сети взаимодействуют между собой через ГТС. Остров I имеет прямой пучок СЛ ко второй коммерческой сети, а остров II взаимодействует с ней только через ГТС.
С учетом ряда факторов, из которых наиболее существенными представляются интеграционные процессы коммерческих сетей и ТФОП, целесообразно использовать общий - на данной местной сети – план нумерации. В этом случае обе коммерческие сети и их составные части (острова I и II) могут подключаться к ГТС следующим образом:
- на правах УПАТС, соединяемой (в зависимости от ее емкости) с РАТС или с узловым оборудованием ГТС;
- на правах РАТС, если такое решение допустимо с учетом резерва номерной емкости;
- на правах узлового района, если это позволяет система нумерации данной местной сети;
- комбинированным способом, представляющим сочетание перечисленных выше вариантов.
Коммерческие сети создаются на базе цифрового коммутационного оборудования. По этой причине подключение коммутационных станций коммерческих сетей необходимо осуществлять с использованием правил создания "наложенных сетей", изложенных в третьей главе. Поперечные связи типа "Остров I - Вторая коммерческая сеть" организуются за счет функциональных возможностей коммутационных станций с программным управлением по выбору маршрута на основе анализа кодов любой значности.
Варианты взаимодействия местных телефонных сетей с коммерческими сетями, которые имеют отличный от данной ГТС или СТС план нумерации, могут быть основаны либо на доступе через АМТС, либо за счет специфических сценариев использования резервной номерной емкости. В целом, эти решения не могут считаться перспективными.
Период времени, в течение которого коммерческие сети будут широко использоваться, оценить достаточно сложно. Услуги, поддерживаемые ими в настоящее время, могут быть обеспечены в рамках ТФОП в ближайшие десять - пятнадцать лет. Но за это время некоторые коммерческие сети смогут предложить новые виды обслуживания, что обеспечит им весьма длительный период существования. С учетом этих соображений при разработке нового плана нумерации на ВСС РФ целесообразно учесть требования коммерческих сетей как одного из элементов местных сетей электросвязи.
4.5.3. Передача данных на местных телефонных сетях
Текущий этап развития электросвязи характеризуется существенным ростом спроса на различные услуги ПД. Отсутствие общегосударственной сети ПД породило создание множества специализированных сетей различного назначения [18]. Иногда эти сети используют ресурсы ТФОП. В данном параграфе кратко рассматриваются особенности местных телефонных сетей, существенные с точки зрения обмена данными. Анализ принципов организации сетей ПД, изложенный, например, в [19, 20, 21] и других публикациях, не входит в намерения автора. Тем не менее, приведенный ниже материал не требует от читателя специальной подготовки по дисциплине "Передача данных".
Среди различных вариантов реализации услуг ПД обычно рассматривается несколько аспектов использования ТФОП. Необходимо отметить, что большинство сценариев организации ПД через ТФОП следует рассматривать как временные решения. С другой стороны, ряд сценариев реализации услуг ПД подразумевает непременное использование отдельных фрагментов ТФОП. Чаще всего эти варианты связаны с использованием абонентской сети и местных телефонных сетей.
Применительно к местным телефонным сетям можно выделить следующие основные аспекты использования ТФОП для услуг ПД:
- организация коммутируемых соединений между оконечным оборудованием данных (терминалами);
- обеспечение доступа через ГТС и СТС к центрам коммутации пакетов;
- использование существующих АЛ для подключения к концентраторам или мультиплексорам сети ПД с коммутацией пакетов при размещении последних в зданиях АТС.
Эти аспекты будут существенно изменяться в процессе цифровизации местных телефонных сетей и, особенно, по мере реализации услуг ЦСИО. Можно выделить две противоположные тенденции в использовании ТФОП для ПД. Первая тенденция заключается в том, что по мере цифровизации ТФОП улучшаются показатели качества обслуживания вызовов и передачи информации. Это, в принципе, позволяет более широко использовать ТФОП для обмена данными. ТФОП, с другой стороны, остается сетью с коммутацией каналов, а большинство пользователей ПД ориентируются на коммутацию пакетов [19]. Принципиальная разница в методах распределения информации стимулирует снижение обмена данными через ТФОП.
Дальнейшая эволюция ТФОП связана с реализацией услуг ЦСИО. Первый этап создания ЦСИО принято называть "сценарием минимальной интеграции" [22]. Данный сценарий предусматривает использование ЦСИО как транспортной системы для выхода на сеть ПД. Реализация "сценария максимальной интеграции" [22] подразумевает, что услуги обмена данными в режиме коммутации пакетов будут предоставляться в рамках ЦСИО. Такой уровень эволюции ЦСИО может, вероятно, привести к снижению числа пользователей, обменивающихся информацией через специализированные сети ПД с коммутацией пакетов.
Подробный анализ подобных тенденций представляет одно из важнейших направлений системных исследований. Приведенные выше рассуждения преследую только одну цель: убедить читателя, что ТФОП будет и далее использоваться для организации ПД. Этот вывод, в свою очередь, требует решения нескольких проблем, касающихся возможностей ТФОП по поддержке услуг ПД.
Трафик абонентов ПД - в отличие от телефонной нагрузки - характеризуется широким разбросом требований, предъявляемых к сети:
- допустимое время установления соединения может колебаться от долей секунды до нескольких часов;
- время передачи информации может составлять от нескольких секунд до нескольких часов и, даже, суток;
- допустимая вероятность необнаруженной ошибки колеблется от долей процента до величины, составляющей одно искажение на несколько миллиардов переданных битов;
- коэффициент готовности сети, составляющий от привычной величины порядка 0,999 до уровня 0,99999 и выше;
- вероятность установления соединения (и передачи) информации по неправильному адресу изменяется от долей процента до одного подобного события на несколько миллиардов соединений.
Существующий уровень развития ТФОП и, даже, ее перспективные функциональные возможности не могут обеспечить реализацию всех возможных требований систем ПД. Поэтому абоненты ПД должны сразу оценить потенциальную возможность и целесообразность использования ТФОП в целом или ее элементов для обмена данными.
Если пользователи ПД пришли к положительному выводу, то на этапе конкретной реализации соответствующего проекта необходимо решить следующие вопросы:
- влияние телефонной нагрузки на характеристики качества обслуживания абонентов ПД для элементов ТФОП, входящих в коммутируемые тракты для обмена информацией;
- влияние нагрузки, создаваемой пользователями услуг ПД, на качество обслуживания абонентов ТФОП;
- качество передачи дискретной информации по отдельным элементам ТФОП.
Изменения реального трафика, создаваемого абонентами ТФОП и пользователями ПД, принадлежат к классу весьма сложных вероятностных процессов. Характеристики качества передачи информации для двух фиксированных точек ТФОП также являются вероятностными величинами, зависящими от времени суток, выбранного коммутационными станциями маршрута, конкретного канала в пучке СЛ и т.п. Использование (полностью или частично) ТФОП для предоставления услуг ПД связано, таким образом, с проведением достаточно большого объема измерений. Эти измерения необходимо проводить в различные часы, дни и, даже, месяцы.
Ряд измерений, проведенных на ГТС Санкт-Петербурга, практически совпадают с результатами, приведенными в [23]. В совокупности проведенные измерения позволяют оценить возможность использования ТФОП для ПД. Самые общие выводы, справедливость которых необходимо уточнять практически на каждой местной телефонной сети, сводятся к следующим тезисам:
I. При установлении коммутируемых соединений в пределах цифровой телефонной сети могут быть поддержаны услуги по ПД со скоростями до 4800 ... 9600 бит/с. Коэффициент ошибок в аналоговых местных сетях может опускаться до 0,01 при наличии в установленном соединении декадно-шаговых АТС, но его среднее значение лежит в диапазоне 0.005 - 0,00005.
II. Использование существующих АЛ из-за соединения жил кабелей различного диаметра, ответвлений, функционирования охранной сигнализации на частоте 18 кГц и т.п. в ряде случаев существенно ограничивает возможности по организации ПД.
III. На ряде пучков СЛ между коммутационными станциями ГТС существует запас емкости, позволяющий организовать ПД без ущерба для качества обслуживания абонентов местной сети; но имеются и направления, для которых появление даже нескольких абонентов ПД может существенно ухудшить обслуживание телефонной нагрузки.
Вопрос использования ТФОП для ПД в целом распадается, таким образом, на ряд задач, ответы на которые могут быть получены после проведения измерений характеристик качества передачи и обслуживания по известным методикам.
4.5.4. Обмен факсимильными сообщениями по ТФОП
Факсимильная связь становится одним из основных видов обмена документальной информацией. Получение факсимильных сообщений стало настолько важным аспектом информационного обеспечения различных сфер человеческой деятельности, что широкое применение находят не только стационарные терминалы, но и портативное оборудование, позволяющее осуществлять передачу и прием информации в движущихся автомобилях [24].
Рынок факсимильной техники расширяется впечатляющими темпами. За период с 1990 года по 1993 год парк факсимильных аппаратов удвоился и составил примерно 10 миллионов терминалов [25]. Одновременно происходят весьма существенные качественные изменения в принципах построения факсимильных аппаратов, что отражается на принципах и, отчасти, возможностях использования ТФОП для документальной информации.
Довольно долгий период своего развития факсимильная связь ориентировалась на использование ТФОП. Процедура обмена факсимильными сообщениями предусматривала установление соединения по алгоритму, принятому для ТФОП, а после получения сигнала "Ответ" активизировались протоколы, свойственные факсимильной связи. После завершения сеанса передачи факсимильного сообщения осуществлялись процедуры отбоя и разъединения, выполняемые коммутационным оборудованием ТФОП. Нумерация всех АЛ, к которым официально подключены факсимильные аппараты, входит в план нумерации ТФОП.
Такой принцип организации факсимильной связи приемлем для оборудования, относящегося в классификации МСЭ и ETSI к терминалам группы 3 или более ранних модификаций. Терминалы группы 3 позволяют качественно передавать факсимильные сообщения, если соблюдаются следующие условия:
- установленный тракт передачи обеспечивает нормированные величины характеристик канала ТЧ;
- исходный документ имеет относительно небольшой объем (не превышает несколько страниц формата А4);
- не требуется высокая разрешающая способность для передачи текста с мелким шрифтом, фотографий и т.п.;
- независимо от цветности исходного документа допускается получение черно-белой копии.
Потребность определенной группы пользователей в обмене документами больших объемов с высокой разрешающей способностью и за короткое время привела к разработке факсимильной аппаратуры группы 4, ориентированной на передачу по B-каналу с пропускной способностью 64 кбит/с в рамках ЦСИО. Переход к ЦСИО позволяет передавать одну страницу формата А4 за 3 - 5 секунды при стандартной разрешающей способности и за 15 секунд, если необходимо обеспечить очень высокое качество обмена информацией.
Обмен цветными факсимильными сообщениями будет обеспечиваться следующим поколением факсимильной техники - терминалами группы 5. Ресурсы передачи для этих терминалов могут быть обеспечены только доступом к ЦСИО на первичной скорости, определяемым структурой 30B+D. Концепция широкополосной ЦСИО также предусматривает поддержку услуг по обмену факсимильными сообщениями. На этом этапе эволюции ЦСИО качество передаваемой информации будет, вероятно, идентичным с типографским, а время передачи существенно сократится.
Функциональные возможности ТФОП не могут обеспечить обмен сообщениями между терминалами как 4-ой, так и 5 -ой групп. Но и с точки зрения терминалов других групп ТФОП имеет ряд недостатков. Причины, ограничивающие обмен факсимильными сообщениями по ТФОП и передачу данных, совпадают.
Эти причины в совокупности с новым направлением развития персональных компьютеров (использование так называемых факс-плат или факс-модемов для передачи документальной информации методами, апробированными для ПД) могут значительно изменить степень использования ТФОП для факсимильной связи. Прогноз дальнейшего расширения этих двух методов поддержки услуг факсимильной связи показан на рисунке 4.12 [25].
Широкое использование персональных компьютеров для передачи факсимильных сообщений отражает общую тенденцию развития неречевых терминалов на базе вычислительной техники. В [26] приведены следующие данные, подтверждающие справедливость этого тезиса: к 1991 году в Европе число неречевых терминалов, построенных на базе персональных компьютеров, составило 32,5% от их общего парка. Эти же причины стимулируют высокие - примерно 30% в год - темпы роста выпуска персональных компьютеров.
Дополнительный стимул использования персональных компьютеров для факсимильной связи заключается в том, что стоимость факс-модема, как правило, существенно ниже, чем факсимильного аппарата [26].
В заключение следует упомянуть еще об одной – достаточно новой - возможности поддержки услуг факсимильной связи на ТФОП. Пользователям факсимильных аппаратов хорошо известно, что установление соединений и обмен документами в пределах местной телефонной сети не представляется сложной проблемой. Трудности возникают, как правило, при установлении междугородных и международных соединений и в течение передачи документа. Выходом из такой ситуации может стать вариант передачи документа к одному из специальных узлов, именуемому факс-сервером [27]. Находясь, обычно, на одной местной сети факс-сервер и терминал оперативно обмениваются документами, передаваемыми с высокими качеством. Факс-сервер передает сообщение на терминал вызываемого абонента, используя дополнительные возможности по установлению соединения и повышению достоверности передаваемой информации.
4.5.5. Подача программ вещания
Подача программ вещания с точки зрения сетевых вопросов организуется, в настоящее время, двумя основными способами:
- по специализированной сети, создаваемой исключительно для проводного вещания (ПВ);
- с частичным использованием ресурсов местных первичных сетей.
Первый способ широко используется в городской черте. Второе решение получило достаточно широкое распространение в сельской местности, что объясняется естественным стремлением объединить дорогостоящие линейно-кабельные сооружения. Это направление, в последнее время, развивается весьма успешно, так как цифровизация местных первичных сетей создала благоприятные условия для создания цифровых каналов вещания [28]. Следующий этап эволюции ПВ будет, очевидно, заключаться в организации цифровых трактов от студии до абонентского терминала. Такой способ построения системы ПВ может быть реализован как в рамках ЦСИО, так и при полной цифровизации первичной сети, включая ее абонентский участок.
В настоящее время объем и, главное, качество ПВ уступает эфирному вещанию на УКВ. Авторы работы [29] считают, что существующее положение может быть исправлено за счет повышения качества каналов и оборудования, более широкого применения трехпрограммного вещания и предоставления дополнительных услуг пользователям системы.
Концепция дальнейшего развития ПВ - равно как и принципы модернизации всех вторичных сетей - нуждается в пересмотре. Это обусловлено всей совокупностью технических и экономических процессов, характерных для системы электросвязи. В данном параграфе рассматривается только один вопрос - варианты поддержки услуг ПВ при цифровизации СТС. Изложенные ниже соображения могут быть использованы и на цифровых ГТС. Выбор СТС в качестве анализируемой модели объясняется тем, что проблема обеспечения услуг ПВ оказалась связанной с выбором направлений адаптации импортной цифровой коммутационной техники для ее использования в системе сельской связи.
При внедрении цифровых коммутационных станций возникает ряд проблем по обеспечению услуг передачи нетелефонной информации. Аналогичные проблемы для электромеханических систем АТС, включенных по цифровым трактам, в настоящее время реализованы за счет технических решений, которые не могут быть использованы в современных цифровых коммутационных станциях. Данное положение обусловлено следующими основными обстоятельствами:
- отсутствие в составе цифровой коммутационной станции оборудования АЦП (как отдельного конструктивного элемента);
- отсутствие физического стыка, в котором один или несколько ОЦК могут быть предоставлены пользователям для передачи нетелефонной информации без создания специализированных абонентских комплектов;
- нецелесообразность ориентации на 0-ой канальный интервал для передачи цифровой информации со скоростью до 8 кбит/с, так как эта пропускная способность планируется для процедур технического обслуживания, а в настоящее время рекомендуется заполнять соответствующие биты единицами и т.п.
Подача программ вещания и передача другой нетелефонной информации для соответствующих абонентов, расположенных в зоне обслуживания цифровой коммутационной станции, может осуществляться за счет функциональных возможностей ЦКУ или МВК. Но большинство сельских цифровых коммутационных станций или их концентраторов будут располагаться не на узлах СПС, а на сетевых станциях. Будучи оконечными пунктами СПС сетевые станции могут не содержать ЦКУ или МВК. В этом случае подача программ вещания и передача другой нетелефонной информации может осуществляться на основе двух вариантов - (а) и (б), показанных на рисунке 4.13. В правой части рисунка - для обоих рассматриваемых вариантов - показан только цифровой тракт от смежной АТС. Тип этой коммутационной станции не принципиален для любых сценариев организации ПВ и передачи другой нетелефонной информации.
Первый вариант основан на включении оборудования ПВ на правах АЛ. Интерфейсы между обычными абонентскими комплектами, которые предназначены для подключения телефонных и им подобных терминалов, и цифровым коммутационным полем стандартизованы рекомендациями МСЭ серии Q.500 [30]. На рисунке 4.13 эта группа интерфейсов обозначена римской цифрой "I". Подключение оборудования ПВ (оно показано в виде черного квадрата) требует разработки специализированного абонентского комплекта и, по всей видимости, введения определенных коррекций в программное обеспечение коммутационной станции.
Каналы вещания делятся на три класса [28]: высшего с полосой пропускания 15 кГц, первого с полосой пропускания 10 кГц и второго с полосой пропускания 6,4 кГц. В зависимости от технических средств, обеспечивающих преобразование соответствующих сигналов в цифровую форму, каждый из перечисленных каналов вещания может занимать разное число ОЦК. Это означает, что специализированный для ПВ интерфейс будет, в свою очередь, иметь несколько модификаций. Совокупность этих новых для телефонии интерфейсов обозначена римской цифрой "II".
Если передача нетелефонной информации осуществляется по этому же варианту, то число новых интерфейсов значительно увеличится. На рисунке 4.13 терминалы, передающие нетелефонную информацию обозначены закрашенным наполовину квадратом.
Второй вариант не требует никаких переделок в аппаратных средствах цифровой коммутационной станции. В ее программное обеспечение необходимо внести следующие коррекции:
- ОЦК, используемые для ПВ и передачи другой нетелефонной информации, не должны использоваться для установления соединений в ТФОП, включая запрет на подключения оператора;
- система тарификации, свойственной телефонной связи, не должна распространяться на эти ОЦК;
- методы диагностики СЛ, используемые на данном типе коммутационного оборудования, как правило, не должны распространяться на ОЦК, выделенные для ПВ и передачи другой нетелефонной информации.
Рассматриваемый вариант основан на последовательном включении в тракт первичной ЦСП устройства выделения ОЦК. Это устройство должно включаться по стандартизованному МСЭ стыку G.703 [31]. Выделенные ОЦК передаются в оборудование ПВ и другим потребителям. Один или несколько ОЦК могут, в свою очередь, вторично уплотняться аппаратурой DCME.
Привлекательность второго варианта заключается в том, что устройство выделения каналов может, в перспективе, быть заменено ЦКУ или МВК. Если разрабатывать это устройство как элемент ЦКУ или МВК, то оно может быть дооборудовано необходимыми аппаратными и программными средствами до современного СУ. Первый вариант может быть реализован в рамках ЦСИО, но только на совершенно ином качественном уровне. Идеология ЦСИО подразумевает унификацию стыка пользователь-сеть, что будет обеспечено изменением интерфейсов обеих групп (I и II на рисунке 4.13).
Изложенные варианты не исчерпывают всех возможных решений, касающихся поддержки услуг ПВ за счет ресурсов первичной и телефонной сетей. Но рассмотренные сценарии свидетельствуют о возможности более полной интеграции ПВ с первичной и другими вторичными сетями электросвязи.