Понятие о грамматике. Место грамматики в системе языка
Понятие о грамматике. Место грамматики в системе языка
Термин грамматика употребляется в 2 значениях:
1) грамматический строй языка, включающий средства и правила изменения слов и их соединения в сочетания и предложения;
2) наука о строе и законах языка.
В грамматике выделяют морфологию и синтаксис.
Если в фонетике основной единицей является фонема, в лексике – слово, то грамматическая единица означает более широкое понятие — сюда относится и морфема, и слово, и словосочетание, и предложение.
Слова одновременно относятся и к лексическому, и к грамматическому уровням языка. Но если в лексикологии слова рассматриваются с точки зрения значения, употребления, происхождения, то в грамматике изучаются общие свойства слов.
Основные свойства слов группируются в классы, которые обладают своими особенностями формообразования, взаимоотношений и связей с другими языковыми единицами.
Синтагматические и парадигматические связи языковых единиц
Синтагматические (линейные) отношения между соседствующими элементами.
Парадигматическими (нелинейными) являются отношения между разными проявлениями одной и той же грамматической единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова.
Парадигма слова – это совокупность форм его словоизменения. Парадигма слова стол: стол, стола, столу, стол, столом, о столе, столы, столов, столам, столы, столами, о столах.
Понятие о морфологии
Морфология изучает образование форм слов.
Понятие морфология можно представить с разных сторон:
1. Это средства и правила образования слов, система с грамматическими категориями.
2. Раздел грамматики, в котором дается описание образования форм слов, а также грамматических классов слов (частей речи).
Форма слова — это форма, которую получает конкретное слово при склонении, спряжении или образовании сравнительной степени, сохраняя свое лексическое значение, но приобретая новое грамматическое: картина (ГЗ ж. р., ед. ч., И.п.) – картины (ГЗ мн. ч., И./В. п.), рисуют (ГЗ мн. ч., 3 л., наст. вр.) – рисовал (ГЗ ед. ч., м.р., прош. вр.), яркий (м. р., ед. ч., И. п.) – ярче (сравн. степ. прилаг.).
Грамматическое значение рассматривает слово с определенной частью речи, а внутри нее с определенной грамматической категорией (рода, числа, падежа), определяет возможности изменения слова и его сочетания с другими словами.
Грамматическая форма слова объясняет слово с точки зрения определенной части речи, а внутри нее с определенной грамматической категорией (рода, числа, падежа), определяет возможности изменения слова и его сочетания с другими словами.
Формы слова могут быть синтетические (простые) и аналитические (сложные).
Синтетическая — это форма, в которой одновременно заключено и грамматическое, и лексическое значение.
Аналитическая — сочетание знаменательного слова и специального служебного слова, выступающее как единое целое. В качестве служебных слов выступают глагол-связка быть, формообразующая частица бы, слова более, менее, самый.
Кроме них, существуют еще супплетивные формы слова, образуемые от разных корней (человек – люди, ребенок – дети).
В русском языке существуют грамматические формы, которые образуют сложные грамматические категории. Например, внутри категории рода имен существительных выделяются формы мужского, женского и среднего рода; внутри изъявительного наклонения - формы синтаксических времен.
Все грамматические категории находятся в тесном взаимодействии друг с другом и обнаруживают тенденцию к взаимопроникновению. Например, глагольная категория вида тесно связана с категорией времени; категория числа имени существительного тесно связана с категорией числа других частей речи; категория лица связывает глаголы и местоимения.
Морфология изучает образование форм слов. Под формообразованием понимают:
1) словоизменение, т.е. присоединение к основе слова различных окончаний;
2) образование соотносительных форм, представляющих собой формы разных слов. Сюда относится образование видовых форм глагола с помощью приставок и суффиксов (красить – покрасить, прыгать - прыгнуть) при неизменности их лексического значения; а также образование форм страдательного залога при помощи постфикса – ся.
Части речи
Части речи изучаются морфологией.
Часть речи — наиболее крупные грамматические классы слов, которые характеризуются 3 главными признаками:
1. Широкое грамматическое значение (существительные обозначают предмет в широком смысле слова)
2. Система грамматических категорий (у существительных – род, число, падеж).
3. Общая роль в предложении (существительные чаще в предложении выполняют роли предложения и дополнения, глаголы - сказуемого).
По частям речи все слова делятся на 2 большие группы: знаменательные и служебные слова. Отдельно стоят междометия.
Знаменательные — это слова, которые называют предметы, их действия, признаки или указывают на них и выступают в роли членов предложения. К ним относятся существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия и слова категории состояния.
Служебные — слова, не имеющие лексической самостоятельности, и используются для связи слов, предложений и частей предложений. Среди служебных частей речи выделяют предлоги, союзы и частицы.
Междометия — не относятся к знаменательным или к служебным словам, а служат лишь для выражения чувств.
Классификации частей речи в русском языке
Современное учение о частях речи в РЯ базируется на классификации В. В. Виноградова.
В основе его учения лежит многоступенчатая классификация слов.
На первой ступени лежат части речи (знаменательные слова), частицы речи (служебные слова), модальные слова и междометия.
На втором этапе в системе знаменательных слов выделяются имена. На третьем происходит конкретизация знаменательных и служебных слов.
В дальнейшем его система трансформировалась.
Сейчас в системе частей речи, предложенной в «Русской грамматике»-80, выделено 10 частей речи, в ней 2 уровня обобщения. Эта система представлена в большинстве школьных учебников.
В основе образования новых классов слов является процесс перехода слов из одной части речи в другую. Следствием процессов переходности является синкретизм.
Синкретичными называются такие слова, которые совмещают в своей грамматической структуре (в категориальном значении, морфологических и синтаксических свойствах) признаки 2 и более частей речи.
В РЯ выделяют 2 пути образования синкретичных слов.
Первый путь называется диахронным, это длительный путь развития, формирование в ходе развития языка новых классов или разрядов слов. Притяжательные прилагательные Алексеев, Петров, Иванов сын стали фамилиями.
Второй путь – это путь индивидуального перехода слова из одной части речи в другую, происходит расщепление исходного слова на 2: рядовой случай – знакомый рядовой; шел мимо, шел мимо дома; ранней весной, влюбилась весной.
В результате действия процесса перехода из одной части речи в другую в русском языке возникают синкретичные части речи, объединяющие в своей грамматической структуре свойства других частей речи.