К организации технического обслуживания АТС предъявляются следующие требования:

  • точное выполнение установленных правил и норм;
  • контроль за прохождением соединений;
  • быстрое выяснение и устранение повреждений.

Для выполнения этих требований при обслуживании станционного оборудования ГТС используются следующие методы: профилактический, статистический и восстановительный.

Профилактический метод включает в себя такие виды работ, как:

  • текущее обслуживание;
  • планово-профилактические осмотры и проверки;
  • текущий ремонт оборудования;
  • капитальный ремонт.

Достоинство профилактического метода заключается в том, что при использовании его по обслуживанию ненадежного оборудования, удается предупредить выход из строя тех или иных устройств. Эффективно использовать этот метод можно при обслуживании декадно-шаговых АТС.

Текущее обслуживание в этом случае предусматривает следующие виды работ:

  • круглосуточный контроль над работой станций с помощью визуальной и звуковой сигнализации;
  • устранение мелких повреждений (замена предохранителя, блокировка вышедших из строя приборов ДШИ);
  • ведение журнала учета повреждений, в который заносится время обнаружения повреждения, время устранения повреждения.

Профилактика выполняется по плану в соответствии с нормативами. На декадно-шаговых АТС профилактика в основном связана с регулировкой декадно-шаговых искателей. Эти работы, как правило, проводятся, когда нагрузка на станции небольшая, т.е. в ночное время.

Текущий ремонт проводится ежедневно в соответствии с записями в журнале повреждений.

Капитальный ремонт проводится один раз в 8 - 10 лет.

Недостатком профилактического метода является большая трудоемкость, связанная с выполнением профилактических работ. Кроме того, регулировка исправного на данный момент прибора может привести к выходу его из строя. Для устранения этих недостатков на АТС ДШ используется автоматическая проверочная аппаратура (АПА).

В настоящее время с помощью автоматической проверочной аппаратуры (АПА) осуществляется проверка всего станционного оборудования в течение одной ночной смены, что значительно уменьшает трудовые затраты по обслуживанию АТС. По программе, задаваемой нажатием кнопок, измерительно-испытательное устройство АПА подключается к входам проверяемых приборов. В каждом цикле работы АПА имитирует все этапы установления соединения, контролируя его. Предусматривается выборочная, либо сплошная проверка. В этом случае задается только номер статива, с которого должна начаться проверка, все остальные переходы делаются автоматически. Для проверки станции 10000 номеров по полной программе требуется 12 - 14 часов. Печатающее устройство фиксирует все направления действия проверяемых приборов, отмечая номер статива и прибора, а также шифр повреждения. С помощью АПА определяется до 30% повреждений, однако, они являются самыми сложными.

Статистический метод обслуживания станционного оборудования ГТС включает в себя работы: текущее обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт.

В основе статистического метода лежит статистика наблюдений за работой устройств станции. На основе статистических данных о работе станции рассчитывается число непрохождений за месяц ее работы и по рассчитанному числу непрохождений составляется диаграмма работы АТС на следующий месяц. Число непрохождений за i дней.

где i – частота непрохождений, определенная соотношением общего числа непрохождений (m) к общему числу наблюдений (N);
ni – число наблюдений за i дней;
Δi = tσ/vni – ошибка выборочного наблюдения в i-ый день (t – коэффициент, определяющий степень отклонения ошибки; σ – среднеквадратическое отклонение);
Мi – число непрохождений за i дней.

Рисунок 9.1. Диаграмма работы АТС

Рисунок 9.1. Диаграмма работы АТС

После того, как диаграмма построена, приступают к наблюдениям за работой станции. Полученные числа непрохождений от обследования 1000 соединений ежедневно нарастающим итогом откладывается на диаграмме. Если точка попадает в I зону, то оборудование работает очень хорошо и наблюдения на несколько дней можно снять, если во II зону, то оборудование работает нормально, в допустимых пределах, наблюдения следует продолжать, если в III зону, то оборудование работает плохо, число непрохождений больше верхнего допустимого предела, поэтому следует проводить текущий ремонт оборудования.

Трудовые затраты при статистическом методе значительно меньше, чем при профилактическом, так как отсутствуют работы, связанные с профилактикой оборудования. Однако этот метод можно использовать при обслуживании достаточно надежного работающего оборудования, а именно, при обслуживании координатных АТС. Текущий контроль за работой станции ведется с помощью автоматической контрольно-испытательной аппаратуры (АКИА). При этом место повреждения определяется с точностью до соответствующего устройства. В самом устройстве повреждение определяется с помощью полуавтоматической аппаратуры. Восстановительный метод обслуживания станционного оборудования предусматривает те же виды работ, что и при статистическом. В основе восстановительного метода также лежит статистика наблюдений. Однако при контроле за работой станции используется программный контроль, дающий возможность абсолютно точно определить вышедший из строя элемент. Этот метод используется при обслуживании цифровых станций.