В большинстве современных ведомственных ЦСС по техническим и экономическим причинам использование только связанного режима сети сигнализации, наиболее простого с точки зрения реализации, считается неприемлемым. Как правило, это обусловлено тем, что такой режим потребует образования полносвязной структуры сети СС 7, требующей большого расхода пропускной способности каналов и трактов ЦСС. Иногда корпоративная сеть сигнализации может строиться только для квазисвязанного режима, в которой сигнальная информация между SP передается через несколько STP средствами подсистемы SCCP. Но чаще в ведомственной сети могут быть применены элементы и связанного, и квазисвязанного режимов сигнализации с известными характеристиками, называемые типовыми структурными элементами СС 7.

Типовые структурные элементы CC 7 строятся по принципу иерархичности распределения STP. Естественно, для малых ведомственных ЦСС (число SP меньше 10) сеть сигнализации целесообразно строить в связанном или квазисвязанном режиме с одним уровнем иерархии. Если же числоSP велико, то сеть СС 7 организуется, как правило, в квазисвязанном режиме из двух иерархических уровней.

Естественно, с точки зрения простоты сеть STP с одним уровнем иерархии (рис. 3.3, а) является более предпочтительной. В данном примере каждый SP опирается пучками звеньев сигнализации на два STP, поэтому для обеспечения требуемой надежности сигнализации одноуровневая сеть STP должна быть максимально связной, а в идеале полносвязной.

Как показывает практика, для достижения большей структурной надежности сети сигнализации и обеспечения возможности построения большего количества сигнальных маршрутов необходим второй уровень иерархии STP (рис. 3.3, б). В данном случае каждый SP опирается пучками звеньев сигнализации на два STP первого уровня иерархии. Каждый STP первого уровня опирается пучками звеньев сигнализации на два STP второго уровня иерархии. Сеть STP второго уровня обычно является полносвязной.

Рис. 3.3. Примеры структур сетей СС 7 для квазисвязанного режима:

а – с одним уровнем иерархии; б – с двумя уровнями иерархии

Здесь следует отметить, что первый уровень STP ведомственной сети СС 7 по своей внутренней организации должен соответствовать местному уровню сети СС 7 ЕСЭ РФ. Соответственно, второй уровень сети STP строится по принципам, аналогичным федеральному уровню сети СС 7 ЕСЭ РФ.

В крупных корпоративных сетях СС 7 наряду с выделенными транзитными пунктами (STP) могут использоваться интегрированные пункты сигнализации (SP/STP). Очевидно, что в таких пунктах наряду с элементами подсистемы МТР имеются блоки SCCP, а также одна или несколько подсистем пользователей (TUP, MAP, ISUP, INAP и др.). При определении структуры сети СС 7 необходимо учитывать принцип соответствия, по которому обязательно должно обеспечиваться наличие сигнальных отношений между интегрированными пунктами сигнализации, имеющими одинаковые типы подсистем пользователей.

Фрагмент сети СС 7 с интегрированными и выделенными STP, изображенный на рисунке 3.4, показывает способ объединения выделенных элементов в структуру ведомственной сети СС 7 на втором (междугородном) уровне иерархии. Здесь выделенные STP обеспечивают в квазисвязанном режиме обслуживание сигнального трафика, поступающего от SP на АМТС. Интегрированные в оборудование УАК пункты SP/STP обслуживают сигнальную нагрузку в смешанном (связанном и квазисвязанном) режиме, т. е. несут на себе функции оконечных и транзитных пунктов одновременно.

Рис. 3.4. Фрагмент сети СС 7 с интегрированными и выделенными STP

Принцип унификации использования пучков сигнальных звеньев состоит в применении на сети СС 7 единых правил объединения типовых структурных элементов.

В [11] показан один из подходов к классификации пучков звеньев сигнализации с присвоением каждому типу своего условного наименования и краткого обозначения. Классификационным признаком типизации пучков звеньев сигнализации является их назначение и место в сети СС 7.

Важнейшими в структуре сети СС 7 являются пучки звеньев сигнализации между STP. Так, для обеспечения структурной надежности сети СС 7 транзитные пункты, как правило, объединяют в пары (mated STP), как показано на рисунке 3.5, а. В такой конфигурации при отказе либо перегрузке одного из STP вся сигнальная нагрузка будет обслужена его "соседом". По используемой международной классификации пучок звеньев сигнализации, соединяющий данные STP, обозначается либо условным именем cross, либо сокращенно– тип С.

Четыре полносвязных STP обеспечивают еще большие показатели надежности. В такой конфигурации при отказе либо перегрузке одного из STP существует несколько вариантов обслуживания сигнального трафика. Типовой структурный элемент из четырех полносвязных STP образует кластер STP (рис. 3.5, б), а пучки звеньев сигнализации в нем именуются bridge (тип В).

а

Рис. 3.5. Классификация пучков ЗС по их месту в структуре сети СС 7:

аcross; бbridge; вdiagonal; гaccess; дextended; еfully associated

В сети STP могут быть несколько уровней иерархии (рис. 3.1). Пучки ЗС, соединяющие STP разных уровней (рис. 3.5, в) обозначают как тип D (diagonal).

Оконечные пункты сигнализации SP обычно опираются на пару STP (рис. 3.5, г), что также диктуется соображениями структурной надежности сети СС 7. Соответствующие пучки звеньев в данном случае являются пучками доступа и имеют тип A (access).

В ряде случаев (например при большой нагрузке) некоторые SP могут быть соединены с двумя парами STP. При этом считают, что с ближайшей парой STP оконечный пункт связан пучками доступа типа А. При этом пучки ЗС к удаленной паре STP классифицируются (рис. 3.5, д) как тип Е (extended).

При организации связанного режима сигнализации SP могут быть соединены прямыми пучками звеньев сигнализации типа F (fully associated), как показано на рисунке 3.5, е. Такие ЗС обслуживают, как правило, значительный объем сигнального трафика.

Для построения структуры конкретной сети СС 7 перечисленных выше основных типовых структурных элементов может оказаться недостаточно. Тогда проектировщиками по своему усмотрению вводятся новые типы пучков ЗС. Так, в специальной литературе можно встретить следующие наименования структурных элементов сети СС 7:

  • пучок звеньев сигнализации типа Н, соединяющий выделенный STP с интегрированным SP/STP;
  • пучок звеньев сигнализации типа G, соединяющий между собой интегрированные SP/STP;

пучок звеньев сигнализации типа А/F, соединяющий оконечный SP с интегрированным SP/STP. Тип пучка A/F означает, что он может быть использован как пучок типа А в тех случаях, когда SP/STP выполняет по отношению к SP функции транзитного узла STP, и как пучок типа F в том случае, когда SP/STP функционирует как оконечный пункт сигнализации.

На рисунке 3.6 иллюстрируется наиболее целесообразный способ соединения SP с парами STPSP/STP. Здесь, в соответствии с принятой практикой, одна пара STPSP/STP для рассматриваемого SP условно является "своей", так как через них проходит основной маршрут передачи сигнального трафика. Другая пара STPSP/STP считается "смежной", так как она будет применяться при перегрузке (отказе) основного маршрута.

Рис. 3.6. Пример присоединения SP к выделенным и интегрированным STP

В отечественных сетях СС 7 показанный на рисунке 3.6 типовой структурный элемент используется достаточно часто. Пример построения сети СС 7 крупной ведомственной ЦСС представлен на рисунке 3.7.

Выделенные STP, расположенные в верхней плоскости, соединены между собой пучками ЗС типа В по принципу "каждый с каждым". Аналогично соединены между собой пучками ЗС типа G узлы SP/STP, расположенные в нижней плоскости. Каждому выделенному STP соответствует свой SP/STP, с которым он соединен прямым пучком ЗС типа Н. Узлы SP соединены со "своей" и "смежной" парами STPSP/STP пучками ЗС типа A/F и объединены в кластеры. На схеме иллюстрируется часто используемый на практике принцип нумерации кластеров SP: в кластер с индексом (XY) объединены несколько SP, для которых основной маршрут передачи сигнальной информации проходит через STP с номером X, а резервный – через STP с номером Y.

По аналогичной схеме строится междугородная сеть CС 7 ЕСЭ РФ (рис. 3.1).

Рис. 3.7. Вариант построения сети СС 7 крупной ведомственной ЦСС

Таким образом, при строительстве сети CС 7 любого уровня принято использовать типовые структурные элементы. Для каждого такого элемента проектировщикам известны характеристики надежности и применимые способы маршрутизации сигнального трафика.