Звук речи. Общее понятие

Звонкие и глухие согласные

Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии и орфографические правила

Отступления от основного принципа русской орфографии и орфографические правила

Понятие текста. Признаки текста

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса

Омонимы

Морфологический способ образования слов

Морфемный состав слова

Определение рода имён существительных

Грамматическая категория числа

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Местоимение

Грамматические признаки местоимений

Грамматические признаки лица и рода глагола

Сложные предложения. Типы сложных предложений

Словосочетание — лексико-синтаксическая единица языка. Виды словосочетаний

Классификация второстепенных членов предложения

Предложение как основная синтаксическая единица русского языка. Классификация предложений

Типы сказуемых. Составные глагольные и составные именные сказуемые

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащие. Простое глагольное сказуемое

Спряжение глаголов. Определение спряжения глаголов

Неморфологический способ образования слов

Однородные члены предложения. Знаки препинания между ними

Падежи. Способы определения падежа

Лексика активного и пассивного запаса

Общие сведения о лексикографии. Основные типы словарей современного русского языка

Односоставные и двусоставные предложения. Типы личных односоставных предложений

Односоставные безличные предложения

Звук речи. Общее понятие

Звук — наименьшая единица звучащей речи. Звуки речи служат для образования  значимых единиц языка: морфем и слов.

Чтобы образовать звук, необходимы колебания выдыхаемого воздуха и работа речевого аппарата. (Речевой аппарат — это комплекс органов человека, которые участвуют в образовании звуков).

Все звуки делятся на гласные и согласные, с артикуляционным  и функциональным  отличием между ними.

Артикуляционное —  при образовании гласных звуков воздух свободно проходит через рот, не встречая преград. В этом случае голосовые связки колеблются, образуя голос.

При образовании согласных звуков воздух преодолевает преграды, образованные щелью органов речи. В результате чего образуется шум. Когда голосовые связки колеблются, образуются звонкие согласные, если они спокойны — глухие согласные.

В итоге можно сказать, что гласные звуки состоят из голоса, а согласные – либо только из шума, либо из шума и голоса.

Например, при образовании звука «б» воздух разрывает смычку между губами, голосовые связки колеблются – это смычный губной звонкий звук; при образовании звука «с» воздух проходит через щель между кончиком языка и передней частью нёба, при этом голосовые связки находятся в спокойном состоянии – это щелевой переднеязычный зубной глухой звук.

Функциональное — отличие между гласными и согласными звуками состоит в том, что гласные звуки являются слогообразующими, а согласные нет.

В результате — в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Современный русский язык состоит из 42 звуков: 6 гласных и 36 согласных.

Звонкие и глухие согласные

Все звуки делятся на гласные и согласные. Звуки образуются при помощи органов речи. Отличительный признак согласных звуков — наличие или отсутствие голоса при их произношении.

СОГЛАСНЫЕ — можно представить в виде пар по глухости-звонкости.

Всего 11 пар:

Б - П, Б’- П’, В - Ф, В’- Ф’,  Г- К,  Г’- К’,  Д - Т,  Д’- Т’ , З - С, З’- С’ , Ж - Ш.

Кроме парных согласных, существуют непарные по глухости-звонкости согласные.

Непарные звонкие – это сонорные, при произношении которых голос преобладает над шумом.

Сонорных согласных  9: Л, Л’, М, М’,  Н, Н’, Р, Р’ ,  j.

Непарных глухих согласных 5: Х, Х’, Ц, Ч’ ,  Щ’.

ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Парные по глухости звонкости согласные могут оглушаться или озвончаться. Оглушение – это замена звонкого согласного парным глухим. Оно происходит на конце слов и перед глухими согласными. Например: воз - вос, повозка -павоска.

Озвончение – это замена глухого согласного парным звонким. Оно происходит перед парными звонкими согласными кроме В, В’. Например: сбор – збор.

ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ

Главным отличительным признаком согласных является наличие или отсутствие палатализации — дополнительная средненёбная артикуляции, суть которой заключается в том, что при произнесении мягких согласных средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

Именно по этому признаку согласные делятся на твёрдые и мягкие. В мягких согласных присутствует палатализация.

Согласные образуют пары (по твёрдости-мягкости). Всего 15 таких пар:

Б-Б’, В-В’, Г-Г’,  Д-Д’, З-З’,  К-К’,  Л-Л’, М-М’,  Н-Н’, П-П’, Р-Р’, С-С’, Т-Т’, Ф-Ф’, Х-Х’

Остальные согласные являются непарными (по твёрдости-мягкости).

Непарные твёрдые: Ж, Ш, Ц.

Непарные мягкие: Ч’, Щ’, j .

Возможно смягчение твердых согласных.

Смягчение – это замена твёрдого согласного парным мягким. Подобная мягкость называется позиционной.

Как правило, смягчаются твёрдые зубные согласные  д, т, з, с, н перед мягкими зубными или нёбными согласными ч’, щ’. Например: кость - кос’ т’, жэн’щ’ ина.

Не следует путать позиционную мягкость с исконной мягкостью, которая обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.

Чтобы не ошибиться между позиционной мягкостью и исконной в написании Ь, нужно слово изменить так, чтобы последующий согласный стал твёрдым. Если мягкость исчезает, то она позиционная, и Ь не пишется. Например, кость - ко с’ т’ - косточка - костьч’ ка. Если мягкость сохраняется, то она исконная, и Ь пишется. Например: Кузьмич - Куз’ м’ ич  - Кузьма - Куз’ ма.

Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии и орфографические правила

Орфография – это свод правил написания слов. В русской орфографии 5 разделов:

1. передача буквами фонемного состава слова;

 2. слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей;

 3. употребление строчной и прописной букв;

 4. правила переноса;

 5. графические сокращения.

Главным принципом русской орфографии является ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП (МОРФО-ФОНЕМАТИЧЕСКИй ПРИНЦИП), смысл которого заключается в том, что одна и та же буква в морфеме обозначает фонему как в сильной, так и в слабой позиции.

На фонематическом принципе базируются следующие орфографические правила:

• безударные гласные в корне слова, проверяемые сильной (ударной) позицией: вода –  водный; посветить фонарём – свет.

• парные по глухости - звонкости согласные, проверяемые сильной по этому признаку позицией (перед гласными, сонорными и «В»): гриб – грибы, повозка – возить.

• непроизносимые согласные: солнце – солнечный; здравствуй – здравие.

• написание мягкого знака при исконной мягкости и отсутствие его при позиционной мягкости.

Для определения типа мягкости, нужно изменить слово так, чтобы последующий согласный стал твёрдым.

Например: В письме – письмо – мягкость звука С’ сохранилась, следовательно, это исконная мягкость, обозначаемая на письме Ь.

Другой пример: Бантик – бант – мягкость звука Н’ перед твёрдым согласным Т не сохранилась. Следовательно, это позиционная мягкость – смягчение твёрдого Н перед мягким Т’ «Ь» в этом случае не пишется.

Можно проверять сильной позицией не только корни, но и окончания:

• безударные окончания существительных проверяют ударными окончаниями в том же склонении: на машине – на земле; на морозе – на столе; к дочери – к печи.

• безударные окончания прилагательных проверяют ударным окончанием вопроса: синюю кофту – какую?; синяя кофта – какая?

Фонематический принцип действует и в написании суффиксов и неизменяемых на письме приставок.

Например, при произношении слова «ОТДЫХАТЬ» в приставке в результате озвончения и редукции произносятся звуки [д] и [а], однако это не меняет написания приставки. При проверке гласного можно использовать слова «ОТКЛИК», для проверки согласного – «ОТЫГРАТЬ». В первом слове в сильной (ударной) позиции находится гласный звук, во втором – согласный (перед гласным).

Также проверяются и суффиксы. Например, в суффиксе «ЛИВ» буква «И» пишется как в ударной, так и в безударной позиции. Сравним: «СИРОТЛИВЫЙ» - «ТАЛАНТЛИВЫЙ».

Отступления от основного принципа русской орфографии и орфографические правила

Отступлением от фонематического принципа являются орфограммы, основанные на традиционном, фонетическом и дифференцирующем написании.

Традиционное (историческое) написание — слабая позиция по тем или иным причинам не может быть проверена сильной. Такие орфограммы можно разделить на две группы.

         1. Словарные слова, в которых слабая позиция не может быть проверена сильной, т.к. сильной позиции нет: собака, вокзал – в безударном положении произносится звук А – слабую позицию нельзя проверить сильной (ударной) – буква «О» пишется по традиции. Перед звонким З в слове «вокзал» произносится звук Г, подобрать проверочное слово, где бы этот согласный оказался перед гласным сонорным согласным или [ В], нельзя – буква «К» пишется по традиции.

         2. Слова с историческими чередованиями гласных в корне слов. Здесь слабая позиция не может быть проверена сильной позицией по следующим причинам:

А) имеются две сильных (ударных) позиции. К примеру: в корнях ЗОР-ЗАР без ударения принято писать букву А, тогда как под ударением может быть и А, и О: ЗОРЬКА – ЗАРЕВО. Здесь традиционное написание, т. к. проверка невозможна.

 Б) Буква в слабой позиции пишется не по сильной (ударной) позиции, а наобот. Например: у корней ГОРГАР в сильной позиции А, а в слабой (безударной) — О. Сравним: ЗАГАР, но ЗАГОРАТЬ.

Фонетическое написание бывает тогда, когда буква соответствует не сильной позиции фонемы, а звуку, который произносится. Как слышим, так и пишем. На фонетическое написание опираются следующие орфограммы:

— приставки, с окончанием на ЗЕЭС. Перед гласными и звонкими согласными на конце таких приставок произносится звук З, а перед глухими согласными - С. Сравним: бездарный – бестолковый.

— приставки РОЗ (С) – РАЗ(С): под ударением буква О, без ударения А. Сравним: роспись – расписание.

— замена буквы И на букву Ы происходит после приставок, заканчивающихся на согласную: ИГРА – РАЗЫГРАТЬ; ИСКАТЬ – ПОДЫСКАТЬ.

Дифференцирующее написание позволяет различать на письме слова, одинаковые по фонемному составу. Например: ОЖОГ – существительное, ОЖЁГ – глагол; КОМПАНИЯ – группа людей или фирма, КАМПАНИЯ  – общественное движение; БАЛ  – развлекательный вечер, БАЛЛ  – оценка.

С помощью строчной и прописной буквы различают собственные и нарицательные существительные: орёл – Орёл; шарик – Шарик.

На этом типе написания построено правило: Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Например: крашеный пол (прилагательное) - давно крашенный пол (причастие, т.к. есть зависимое слово).

Понятие текста. Признаки текста

Текст — ткань, сплетение, соединение (лат.)

Различные формулировки понятие текста.

Текст – это группа предложений, объединённых общим смыслом и структурой.

Текст – это несколько предложений или абзацев, соединенных в единое целое темой и основной мыслью.

Текст – это совокупность предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Главные признаки текста – это смысловая цельность и структурная связность.

Спорным является вопрос о членимости текста. Существует точка зрения, что одно, даже очень большое, предложение текстом не является. По другой точке зрения, могут быть тексты, состоящие из одного предложения, - афоризмы, пословицы, поговорки.

Текст характеризуется, прежде всего, смысловой цельностью.

• Текст – это высказывание на определённую тему. Тема – это то, что лежит в основе смысла.

• В тексте реализуется  основная мысль говорящего. Это то, ради чего написан текст.

• Текст любого размера – это относительно законченное высказывание.

• К тексту можно подобрать заголовок, отражающий тему или основную мысль.

• Правильно составленный текст имеет границы, начало и конец.

Другой важной составляющей основу структурной связности текста составляет коммуникативная преемственность предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на смысловой базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

При этом с точки зрения актуального членения предложения делятся на две части: относительно известную – ТЕМУ – и новую – РЕМУ. В ТЕМЕ повторяется часть информации из предыдущего предложения. В РЕМЕ содержится новая информация.

Связь предложений в тексте может осуществляться с помощью цепной или параллельной связи.

Связь между предложениями может осуществляться с помощью лексического повтора, местоимений или местоимённых наречий, а также синонимов.

Цепная связь заключается в том, что внутри предложения мысль движется от темы к реме, а движение мысли от предложения к предложению осуществляется благодаря тому, что рема предыдущего предложения становится темой последующего, и о ней сообщаются новые сведения. Все последующее — вытекает из предыдущего.

Пример: Недалеко от моего дома находится парк. В этом парке живут белки (лексический повтор и местоимение). Они берут семечки и орешки из рук людей. (Местоимение). Жители ближайших домов любят кормить забавных зверьков (Синонимы).

Параллельная связь заключается в том, что все предложения в тексте имеют общую тему и разные ремы. В каждом последующем предложении о теме с помощью ремы сообщаются новые сведения.

Основой такой связи служит синтаксический параллелизм: большинство предложений однотипны по структуре. Для текстов с параллельным типом связи характерно также единство видо - временных форм глаголов. Приведём пример стихотворения А. С. Пушкина:

Зима.

Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуяв, плетётся рысью, как-нибудь.

Бразды пушистые взмывая, летит кибитка удалая.

Тема — в первом предложении, остальные предложения – рема.

Или: Приведём пример из стихотворения С. Михалкова:

Кто на лавочке сидел.

Кто на улицу глядел. Толя пел. Борис молчал.

Николай ногой качал.

Дело было вечером.

Делать было нечего.

Тема — в двух последних предложениях. В остальных — рема.

Синтаксический параллелизм: в первых двух предложениях между подлежащим и сказуемым – обстоятельство.

Третье - пятое предложения — нераспространённые. Единство видо-временных форм: все глаголы несовершенного вида, употреблены в прошедшем времени.

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса

Слово — основная единица языка. Вне слов звуки и морфемы невозможны.

Словосочетания и предложения строятся из слов.

В русском языке слова делятся на однозначные и многозначные.

Однозначные слова имеют только одно лексическое значение. Многозначные — два и более лексических значений. (Лексическое значение – это содержание слова, его смысл). Носителями лексического значения являются корни и словообразующие аффиксы.

Например: однозначные слова — магнитофон, компьютер. Одно значение.

Другие возникают в результате развития первичного значения на основании сходства или смежности двух понятий и являются вторичными.

Например: первичное значение слова «пилить» - работать пилой. Второе значение этого слова – постоянно ругать, упрекать – связано с первым по сходству впечатления.

Многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения.

Прямое значение непосредственно связано с тем явлением действительности, которое слово называет.

Переносное значение связано с каким-либо явлением действительности на основании сходства или смежности двух понятий.

Бывают три типа переноса названия с одного предмета или явления на другое: метафора, метонимия, синекдоха.

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления на другое на основании их сходства. Например: золотой браслет – это браслет, сделанный из золота, слово «золотой» употреблено в прямом значении.

Золотая осень – переносное значение, основанное на сходстве по цвету. Золотые руки – переносное значение, основанное на сходстве по ценности.

Метонимия — это перенос названия с одного предмета или явления на другое на основании смежности двух понятий.

Например, одно и то же слово может называть:

• пространство (помещение) и людей, которые в нём находятся: светлая аудитория (прямое) - внимательная аудитория (метонимия);

• ёмкость и её содержимое: Я съела всю тарелку (т. е. то, что находится в тарелке;

Синекдоха — это перенос названия с части предмета на целый предмет или с целого предмета на его часть.

Поясним на примерах. «Эй, борода, подойди сюда» - имеется в виду человек с бородой. По части восстанавливается целое. Или: «Милиция приехала» - приехала не вся милиция, а её отдельные представители. – Название целого переносится на часть.

Омонимы

Одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению слова называются  лексическими омонимами, что в переводе с греческого языка означает «одинаковое имя».

Лексические омонимы принадлежат к одной части речи. Например: ключ, коса, наряд, такса, заставить. Отличие омонимов от многозначных слов заключается в том, что все значения многозначного слова имеют сходство; у омонимов сходство либо утрачено, либо его никогда не было. В словарях многозначные слова записываются 1 раз, омонимы – два или более.

Для сравнения: слова-омонимы «такса» - порода собаки и «такса» - установленная расценка. Между значениями этих слов нет никакого сходства.

Далее, 2 значения слова «окно»: 1) отверстие в стене для света и воздуха; 2) промежуток в учебном расписании. Эти значения связаны общим признаком – ничем не занятый промежуток пространства (окно в комнате) или времени (окно в расписании). Следовательно, «окно» - многозначное слово, но не омоним.

В русском языке, помимо лексических омонимов, существуют ложные омонимы: фонетические, грамматические, графические.

1. Фонетические омонимы – омофоны, совпадающие по звучанию, но не совпадающие по написанию: лук-луг, код-кот, лиса-леса, посветить – посвятить.

2. Грамматические омонимы – омоформы, совпадающие только в отдельных формах. Часто это бывают слова разных частей речи: дали (сущ).- дали (глаг. в прош. времени); три (числит.) – три (глаг. в повелит. наклон.), сев (сущ.) – сев (дееприч.); печь (сущ.) – печь (глагол в инфинитиве).

 Омоформы могут принадлежать и к одной части речи, например 1 лицо глаголов «лететь» и «лечить»: лечу на самолёте – лечу детей.

3. Графические омонимы – омографы, совпадающие по написанию, но не совпадающие по звучанию, потому что ударение в таких словах падает на разные слоги:  замок – замок, мука – мука, кружки – кружки, стрелки – стрелки.

Работая над безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными, можно привлекать омофоны, при этом следует обращать внимание на то, что при подборе проверки необходимо учитывать значение слова.

В известных учебниках предлагается сравнить по звучанию, смыслу и написанию такие слова: пруд-пруд, плод-плот, луг-лук (Рамзаева); обижал-обежал, запевал – запивал, спеши – спеши, леса – леса и др.(Иванов).

Морфологический способ образования слов

В русском языке слова могут образовываться с помощью морфологического или неморфологического способа.

При образовании слов неморфологическим способом морфемы не участвуют.

При морфологическом способе слова образуются при помощи морфем. В этом случае находится производящее слово (от которого произведено новое слово), соотносятся производящая и производная основы и устанавливается производящее средство – морфема, с помощью которой образовано новое слово.

Разновидности морфологического способа образования слов.

Приставочный. Приставка добавляется ко всему производящему слову и не может изменить часть речи: лететь – перелететь, залететь, вылететь, влететь, прилететь, долететь.

 С помощью приставок образуются и другие части речи: группа – подгруппа (сущ.), громкий – негромкий (прилагат.), громко – негромко (наречие).

Суффиксальный. Суффикс добавляется к производящей основе и является единственной морфемой, способной изменить часть речи. Этим способом могут образовываться слова как одной и той же части речи, так и разных. Например: учить – учитель – с помощью суф. ТЕЛЬ от глагола образовано существительное. Учитель – учительница – с помощью суффикса НИЦ от существительного образовано другое существительное. Слово может быть образовано с помощью нулевого суффикса: перелететь – перелёт.

Постфиксальный. Постфикс, как и приставка, добавляется ко всему производящему слову и не меняет части речи. Например: умывать – умываться (постфикс СЯ), какой – какой-то (постфикс ТО).

Приставочно - суффиксальный: локоть – подлокотник (прист. ПОД, суф.НИК); борода – безбородый (прист. БЕЗ, нулевой суффикс).

Приставочно – постфиксальный: бежать – разбежаться (приставка РАЗ, постфикс СЯ).

Суффиксально – постфиксальный: гордый – гордиться (суф. И, постфикс СЯ); труд – трудиться.

Приставочно-суффиксально-постфиксальный: щедрый – расщедриться (прист. РАС, суф.И, постфикс СЯ); банкрот – обанкротиться (прист. О, суф. И, постфикс СЯ).

Бывают две морфологических разновидности образования сложных слов:

1. Сложение —  основа одного слова складывается с целым словом. Например: сухие фрукты – сухофрукты (слово ФРУКТЫ присоединено к основе СУХ) устремлённость к цели - целеустремлённость (слово УСТРЕМЛЁННОСТЬ присоединено к основе ЦЕЛЬ).

2. Сложение с одновременной суффиксацией: носит орденорденоносец (складываются основы ОРДЕН и НОС, добавляется суф.ЕЦ).

 При этом способе может быть нулевой суффикс. Например: Сам летит – самолёт - сложение с нулевой суффиксацией; рыжая борода – рыжебородый.

Морфемный состав слова

Морфема – это наименьшая значимая единица языка, в которой заключено лексическое или грамматическое значение. Слова состоят из морфем.

Морфемы делятся на корневые и служебные.

Корень – это общая часть родственных слов.

Сравним слова: Вода – водить; водить – вождение. В первой паре слов корень ВОД. Однако слова не являются однокоренными, так как лексическое значение корня разное. Это омонимичные корни.

Во второй паре представлены различные варианты одного и того же корня, связанные с историческим чередованием согласных. Это однокоренные слова: вождение – это умение водить.

Корень является обязательной морфемой, присутствующей в каждом слове.

Служебные морфемы называются аффиксами, что в переводе с латинского означает прикреплённый.

 Существуют 2 классификации аффиксов:

1) по расположение по отношению к корню;

 2) по функции.

Аффиксы делятся на:

приставки  (префиксы) – стоят перед корнем (пригород),

суффиксы – стоят после корня перед окончанием или на конце слов (школьный, быстро);

•  постфиксы – стоят после окончания или формообразующего суффикса (умывалась, какой-то);

соединительные гласные (интерфиксы) – стоят между корнями в сложных словах (сухофрукты, юго-запад);

окончание  – стоит на конце слов или перед постфиксом (умывала, умывалась – окончание А).

Значение аффиксов может быть словообразующие и словоизменительные  - формообразующие.

Словообразующие аффиксы предназначены для образования новых слов и имеют лексическое значение.

 К ним относятся:

 а) приставки — город - пригород (место вблизи города);

б) суффиксы школа – школьник (учащийся школы);

 в) постфиксы — умывать – умываться (умывать себя), какой – какой-то (неизвестно какой);

 г) соединительные гласные, которые  выполняют соединительную функцию: сухие фрукты – сухофрукты.

Формообразующие морфемы служат для образования различных форм одного и того же слова и имеют грамматическое значение.

Основной формообразующей морфемой в русском языке является окончание.

 Окончание – это изменяемая морфема, служащая для связи слов в предложении. В окончании может быть заключено несколько грамматических значений. Так в форме существит. «стол» нулевое окончание указывает на муж. род, ед. число, им. пад, а в форме «столах» оконч. АХ указывает на мн. число предл. падеж.

Неизменяемые слова не имеют окончаний. Сравним: окно – окна; пальто.

 Некоторые формы прилагательных и глаголов образуются при помощи формообразующих суффиксов.

 Формообразующие суф. прилагат. – это суф.степеней сравнения: сравнительной степени – ЕЕ, Е, ШЕ (сильный – сильнее; сладкий – слаще; тонкий – тоньше); превосходной степени – ейш, айш, ш ( сильнейший, тончайший, высший).

Некоторые формы глаголов образуются с помощью суффиксов: инфинитив  ТЬ, ТИ (читать, нести); прошедшее время – Л, нулевой суффикс ( несла, нес ); повелит.наклонение - И, нулевой суффикс (беги, брось).

Форма множ.числа в повелит.наклонении образуется при помощи формообразующего постфикса ТЕ (бегите, бросьте).

В каждом слове можно выделить основу — часть слова с лексическим значением. Поэтому в основу не входят формообразующие суффиксы и постфиксы. Например, основа слова «умывалась» - «умыва – ся»; окончание А и суффикс прошедшего времени Л в основу не входят.

Основы можно разделить на непроизводные и производные.

Непроизводные не произведены от основ других слов и равны корню: школа.

 Производные произведены от других основ и включают в себя словообразующие морфемы: пришкольный – находящийся при школе.

Определение рода имён существительных

Что такое род? Род – грамматическая категория имён существительных, каждое из которых относится к одному из трёх родов. Не могут иметь рода существительные во множественном числе.

От рода существительного всегда зависит род и  других частей речи: прилагательных, местоимений-прилагательных, порядковых числительных, глаголов в прошедшем времени, причастий.

Род бывает: семантический, морфологический и синтаксический.

Семантический род  встречается только у существительных, называющих людей и иногда животных мужского и женского пола (семантика пола). Такие существительные образуют родовые пары (корреляты): дядя – тётя, бык- корова и т.п.

Корреляты образуются с помощью суффикса: лев – львица, учитель – учительница – или супплетивно (замена корня): мальчик – девочка, петух – курица.

Морфологически род определяется по окончанию и характеру основы имени существительного. Род также определяют по суффиксам.

 Например, суф. ИК, НИК, ЕЦ характерны для сущ. муж.  рода (плотник, храбрец,); суф. ИЦ, НИЦ, К – для сущ. ж .р. (чернильница, рыбка).

Окончанием А, Я относятся к женскому роду. Например: сторона, земля.

Исключения:

существительные мужского рода с семантикой пола (папа, Серёжа);

10 слов на МЯ и слово ДИТЯ, относящиеся к среднему роду.

Большинство существительных с окончанием О, Е относятся к среднему роду. Например: стекло, пюре.

Исключения: уменьшительно-ласкательные, увеличительные, которые сохраняют род производящего слова. Например: слова ДОМИШКО, ДОМИЩЕ мужского рода, как и слово ДОМ.

Существительные с нулевым окончанием, основа которых заканчивается твёрдым согласным, кроме Ж, Ш, а также существительные с основой на Й относятся к мужскому роду. Например: пост, сарай.

Существительные с нулевым окончанием, основа которых заканчивается на мягкий согласный, кроме Й, а также с основой на Ж, Ш могут относиться как к мужскому, так и к женскому роду. Например: конь – м. р., лошадь – ж. р.

Синтаксический род определяется от окончания зависимого от него существительного. Нужно подставить местоимение мой, моя, мое.

Все словари указывают окончание род. падежа. Сущ. муж. рода в род. падеже имеют окончание А, жен. рода – И. Например: тюль, тюля – муж. род; мозоль - мозоли – ж. р.

Бывают существительными общего рода. Однако слова, обозначающие профессию, кого бы они ни называли, мужского рода. Сравним: Иванов – хороший инженер, Иванова – хороший инженер, Петрова – отличный врач, Соколов — отличный врач.

При определении рода существительных существуют особые закономерности.

• род определяется семантикой пола: мадам – ж. р., месье – м. р.; пани – ж. р., денди – м. р.

• существит., называющие профессию, - муж. рода: известный атташе, знаменитый маэстро.

• большинство неизменяемых существительных, называющих животных, муж. рода: маленький колибри, большой шимпанзе. Исключение: маленькая колибри.

• неизменяемых неодуш. существит. относится к среднему роду: длинное шоссе, красивое кашпо и т.п. Однако здесь существует ряд исключений: кофе – м. р.; пенальти – м. р.; салями – ж. р. В трудных случаях определения рода нужно обращаться к словарю.

• неизменяемые фамилии ведут себя как сущ. общего рода: Петя Долгих заболел (м. р.) – Таня Долгих заболела (ж. р.)

• род неизменяемых аббревиатур определяется родом главного слова: МГУ – м. р. (университет); МВД – ср. род (министерство). Однако нужно помнить, что род изменяемых аббревиатур определяется морфологически – по окончанию и характеру основы. Например: вуз – муж. род – нулевое окончание и твёрдый характер основы.

Грамматическая категория числа

Число – словоизменительная категория имён существительных, связанная с противопоставлением одного предмета неопределённому множеству таких же предметов. В этом заключается семантика числа, которую можно выразить так: «один предмет» - «больше одного предмета».

Однако такая семантика присуща не всем существительным, а только тем, которые называют конкретные считаемые предметы. Такие существительные образуют корреляты (соотносительные пары) по числу.

С помощью окончания, которое и является морфологическим показателем числа, образуются корреляты.

Например: гора – горы; город – города; стол – столы; море – моря. При этом в единственном числе окончание указывает также на род и падеж, во мн. числе – на падеж.

Вывод: в единственном числе возможны окончания А, Я; нулевое, О, Е; во множественном - А, Я; Ы, И; реже встречается окончание Е: дворянин –дворяне, горожанин – горожане.

Окончание И, Ы во множественном числе встречается у существительных всех 3-х родов: м. р. - стол – столы, конь - кони; ж. р.: земля – земли, гора – горы; ср. р.: яблоко – яблоки, плечо – плечи. Окончание  А, Я во множественном числе присуще только существительным мужского и среднего рода. Например: м. р. - город – города, адрес – адреса; ср. р. - поле – поля, облако – облака.

Необходимо обратить внимание на окончание. Окончание может быть как ударным, так и безударным.

Ударение помогает различать омонимичные формы им., вин. пад. мн. числа и род. пад. ед. числа. Сравним: вытрите ноги (вин. пад. мн. числа) - ноги моей больше здесь не будет (род. пад. ед. числа); перепутаны адреса (им. пад. мн. числа) – на конверте нет адреса (род. пад. ед. числа).

При образовании коррелятов по числу, помимо окончания, может добавляться или изменяться суффикс. Например: слонёнок - слонята (суф. ЁНОК заменился на суф.  АТ); звено – звенья (во мн. числе добавился суф. [j])

У некоторых слов происходит замена корня: человек – люди, ребёнок – дети.

Среди конкретных существительных не образуют коррелятов по числу существительные, называющие единственные в своём роде предметы. Они имеют только ед.  число: солнце, луна.

Следует сказать о конкретных существительных, называющих предметы, состоящие из двух и более неделимых частей.

Такие существительные имеют форму только мн. числа. Например: одни ножницы – несколько ножниц. Сравним: зелёная листва (ед. число) – новые ворота (мн. число).

Некоторые существительные имеют форму только одного числа, либо единственного, либо множественного. Например: беготня, темнота (ед.) – сумерки, потёмки (мн.); вещественные: лапша, молоко (ед.) – макароны, сливки (мн.); собирательные: молодёжь, листва, мебель (ед.) – деньги, ребята, девчата (мн.).

Существительные могут приобретать форму другого числа, при этом может меняться лексическое значение или стилистическая окраска. Например: Красота спасёт мир. (абстрактное существит. имеет только ед. число) – красоты природы (слово приобрело конкретное значение и форму мн. числа); Чай – полезный продукт (вещественное существительное, имеющее нейтральную стилистическую окраску, употребляется только в ед. числе ) – Люблю чаи гонять ( фразеологизм, в котором слово употреблено во мн. числе, имеет разговорную стилистическую окраску).

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Часть речи, называющая признак предмета есть имя прилагательное. Прилагательное зависит от существительного.

Прилагательные изменяются по числам, родам и падежам для согласования с существительными. Если меняется признак существительного, меняется этот же признак прилагательного. Пример: красивый дом — красивыми домами. В первом случае прилагат. «красивый» согласуется с сущ. «дом» в ед. числе, муж.  роде, именит. падеже. Во 2-ом - во мн. числе тв. падеже.

» в ед. числе, муж.  роде, именит. падеже. Во 2-ом - во мн. числе тв. падеже.

Прилагательные могут иметь три  три лексико-грамматических разряда: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные указывают  признак предмета. Это может быть цвет, размер, вкус, температура, качество характера человека и т.п. Качественные прилагательные имеют следующие признаки:

• степени сравнения: добрый – добрее, более добрый (сравнит. степень) – добрейший, самый добрый (превосходная степень).

• полная и краткая формы: добрый – добр.

• формы субъективной оценки (уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные и т.п.): добренький.

Относительные прилагательные называют признак одного предмета через отношение к другому предмету: материалу (серебро – серебряный), месту (город – городской), времени (вечер – вечерний) и т.п. Реже эти прилагательные называют признак предмета по отношению к действию (устать – усталый, спеть – спелый). Как видно из примеров, относительные прилагательные имеют только производную основу, т.к. образуются от существительных или глаголов.

Притяжательные прилагательные называют признак предмета по принадлежности человеку, реже животному. Они имеют только производную основу и образуются от существ. при помощи суффиксов ИН, ОВ, ЕВ, ИЙ (j ). Например: мама – мамин; отец – отцов; тесть – тестев; лиса – лисий.

Кроме того, прилагательные могут переходить из одного разряда в другой. Слово при этом приобретает переносное значение. Например: словосочетания —железная дверь – это дверь из железа – относит.прилагат (прямое значение); железный характер – сильный – прилагательное стало качественным и приобрело переносное значение. Медвежий хвост – это хвост медведя – притяжат. прилагат.; медвежья шуба – шуба из шкуры медведя – относит. медвежья услуга – ненужная – качественное.

Главное, что относительные и притяжательные прилагательные, употребляясь в значении качественных, не приобретают их грамматических признаков.

Местоимение

Местоимение — самостоятельная часть речи, включающая в себя слова, которые не называют предметы, их признаки или количества, а только указывает на них, спрашивают о них, обобщают.

Это слова – заместители, заменяющие имена. Это слова – заместители, заменяющие имена.

Признаки местоимений зависят от того, какое имя они заменяют: существительное, прилагательное или числительное. Поэтому местоимения делятся на:

• местоимения - существительные

• местоимения – прилагательные

• местоимения – числительные

Местоимения подразделяются на 9 разрядов:

1. Личные. К ним относятся местоимения – существительные: Я (1л., ед. ч.), МЫ (1л., мн. ч.), ТЫ (2л, ед. ч.), ВЫ (2л., мн. ч.), ОН, ОНА, ОНО (3л., ед. ч.), ОНИ (3л. мн. ч).

2. Возвратное местоимение-существительное СЕБЯ.

3. Притяжательные местоимения – прилагательные, указывающие на принадлежность соответствующему лицу: 1 лицу – МОЙ, НАШ, 2 лицу – ТВОЙ, ВАШ; местоимение СВОЙ может указывать на принадлежность любому из трёх лиц. Для указания на принадлежность 3 лицу используется застывшая форма род.пад. личных местоимений 3 лица – ЕГО, ЕЁ, ИХ.

4. Определительные местоимения – прилагательные: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.

5.Указательные:  ТОТ, ЭТОТ, ОНЫЙ (устар.), ТАКОЙ, ТАКОВ. К указательным относится также местоимение-числительное СТОЛЬКО.

6. Вопросительные, употребляемые в вопросительных предложениях:  КТО, ЧТО; местоимения-прилагательные КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ; местоимение - числительное СКОЛЬКО.

7. Относительные местоимения – это те же вопросительные, но служащие не для создания вопроса, а для связи придаточного предложения с главным в составе сложноподчинённого предложения. Такие местоимения называют союзными словами. Который сейчас час? – используется вопросительное местоимение КОТОРЫЙ. Мы увидели автомобиль, который двигался к нашему дому. – КОТОРЫЙ – относительное местоимение – союзное слово.

8. Неопределенные. НЕКТО, НЕЧТО; КОЕ - ЧТО, КОЕ - ЧТО, ЧТО – ТО, ЧТО - ЛИБО, ЧТО -НИБУДЬ; КТО - ТО, КТО - ЛИБО, КТО - НИБУДЬ; местоимения-прилагательные: НЕКОТОРЫЙ, НЕКИЙ, КАКОЙ (-ТО, ЛИБО, НИБУДЬ), КОЕ - КАКОЙ, ЧЕЙ (-ТО, ЛИБО, НИБУДЬ); местоимение-числительное НЕСКОЛЬКО.

9. Отрицательные. К ним относятся местоимения-существительные НИКТО, НИЧТО; местоимения-прилагательные НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО.

Грамматические признаки местоимений

Местоимения – прилагательные изменяются по числам, родам и падежам для согласования с существит. Например: этот стол – согласование в муж. роде, ед. числе, им. падеже.

Местоимения – существительные изменяются по падежам; личные имеют лицо; ед. или множ. число: ед. число –Я, ТЫ, ОН, ОНО, ОНА; мн. число – МЫ, ВЫ, ОНИ; у местоимений 1, 2 лица синтаксически (по зависимому слову) можно определить род, у местоимений 3 лица число и род определяются по окончанию.

Местоимения – числительные изменяются только по падежам. В именительном (винительном) падеже они управляют существительными, требуя от них родительного падежа; в косвенных падежах местоимения-числительные согласуются с существительными в падеже. Например:

Сколько (им. пад.) яблок (род. пад). лежит на столе? О скольких (предл. пад.) яблоках (предл. падеж) ты говоришь?

Грамматические признаки лица и рода глагола

Лицо и род занимают особое место среди грамматических изменяемых признаков глагола.

По лицам глаголы изменяются в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения; о лице можно говорить также в повелительном наклонении.

По родам глаголы изменяются в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении. При этом, если о лице можно говорить как в ед., так и во мн. числе, то о роде только в ед. числе.

Лицо глагола указывает на отношение действия к участникам речи, т.е. кто совершает действие: говорящий (1 л. ед. числа): я иду; группа лиц, среди которых  есть говорящий (1л. мн. числа) – мы идём; собеседник или собеседники (2 лицо) – Ты идёшь? Вы идёте? Лицо (лица), не принимающее участие в разговоре (3 лицо) - он идёт, дети идут.

При существительных глаголы всегда употребляются в 3 лице: книга лежит, книги лежат.

Показателем лица является личное окончание глагола в ед. и мн. числе. Перечислим эти окончания.

1 л. – у, ю, ём, ем, им

2 л. – ёшь, ешь, ишь, ёте, ете, ите

3 л. – ёт, ет, ут, ют, ат, ят

Морфологическим показателем 2 лица ед. числа в повелительном наклонении является формообразующий суффикс И или нулевой суффикс. Для выражения мн. числа добавляется постфикс ТЕ. Например: приходи, приходите; брось, бросьте.

Морфологическим показателем рода в прошедшем времени является окончание: муж. род – нулевое; ж. р. – А; ср. р. – О. Во мн. числе глаголы по родам не изменяются. В начальной школе род глагола учат определять по роду существительного, с которым оно согласуется.

Существуют безличные глаголы, которые имеют только две личные формы: 3 лица ед. числа наст. или буд. времени и среднего рода прошедшего времени.

Такие глаголы не допускают при себе наличия существительного или местоимения в именит. падеже (подлежащего). Обычно они передают состояние человека или природы: смеркается (смеркалось); мне нездоровится (нездоровилось). Существительное здесь отсутствует.

Сложные предложения. Типы сложных предложений

Предложение является основной единицей языкового общения. С помощью предложений люди общаются, делятся информацией, рассказывают различные истории.

В современном русском языке существуют простые и сложные предложения, которые отличаются друг от друга количеством грамматических основ.

Простое предложение содержит одну грамматическую основу, сложное – две и более.

Простые предложения складываются в сложные предложения, которые  делятся на союзные и бессоюзные.

В сложных бессоюзных предложениях простые предложения связаны между собой по смыслу и интонационно. Например: Степь пестреет цветами: белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеют колокольчики. (3 последних предложения раскрывают содержание первого).

В союзных предложениях части связаны не только по смыслу и интонационно, но и с помощью союзов. В зависимости от типа союза такие предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

В сложносочинённых предложениях части связаны с помощью сочинительных союзов. Например: Наступила осень, и журавли полетели на юг. Наступила осень, но листва на деревьях ещё не осыпалась.

В сложноподчинённых предложениях одна часть зависит от другой. Придаточное предложение связано с главным с помощью подчинительного союза или союзного слова. Отличие союза от союзного слова заключается в том, что союзное слово является членом предложения; его можно выделить с помощью логического ударения. В роли союзных слов используются местоимения и местоимённые наречия.

Сравним 2 предложения. Я знаю, что занятия закончатся в шесть часов вечера. (ЧТО – союз). Я не знаю, что нам задали на завтра. ( Местоимение ЧТО – союзное слово, в предложении является дополнением).

Помимо перечисленных сложных предложений, существуют сложные предложения смешанного типа – сложные синтаксические конструкции.

Их 4 типа.

1. ССК с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Например: Наступила осень, стало холодно, и птицы улетели на юг.

2.  ССК с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Например: Наступила осень, стали часто идти дожди, которые мешали нашим ежедневным прогулкам.

3. ССК с союзной сочинит. и подчинит. связью. Например: Наступила осень, но листья с деревьев ещё не осыпались, потому что было по-летнему тепло. 4. ССК с бессоюзной и союзной сочинит. и подчинит. связью. Например: Наступило лето, начались каникулы, и дети поехали на дачу, которая находилась недалеко от Москвы.

Словосочетание — лексико-синтаксическая единица языка. Виды словосочетаний

Словосочетание – это два или более слов, связанных по смыслу и грамматически.

Словосочетание служит для более точного, чем слово, названия предметов, действий или их признаков, т.е., как и слово, выполняет в языке назывную функцию. Но, в отличие от слова, словосочетание является расчленённым названием. Например: пишу – с помощью слова названо действие; пишу письмо – с помощью словосочетания названо действие и его объект.

Словосочетания принято характеризовать по трём признакам:

1) по принадлежности главного слова к той или иной части речи;

2) по характеру подчинительной связи между главным и зависимым словом;

3) по смысловым отношениям между словами.

Рассмотрим подробнее каждую из этих характеристик.

Словосочетания делятся на ИМЕННЫЕ, ГЛАГОЛЬНЫЕ и НАРЕЧНЫЕ, в зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи

В ИМЕННЫХ словосочетаниях главным словом может быть любое имя или местоимение. Голубое небо, очень красивый, пятеро друзей, кто-то из друзей.

В ГЛАГОЛЬНЫХ словосочетаниях главным словом является глагол. Примеры (с комментарием): читать книгу, читая книгу, читавший книгу.

В НАРЕЧНЫХ словосочетаниях главным словом является наречие. Примеры (с комментарием): очень холодно, очень быстро.

Между главным и зависимым словом существует 3 типа подчинительной связи: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ.

При СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово согласуется с главным в числе, роде и падеже. При изменении одного из признаков главного слова меняется этот же признак у зависимого слова. В роли главного слова может быть только существительное. В роли зависимого слова может быть любая часть речи, способная согласовываться с ним: прилагательное, местоимение-прилагательное, числительное, причастие. Примеры: зелёное яблоко (прилагательное согласуется с сущ. В ед. числе, ср. роде, им. пад.) – зелёные яблоки – согласование во мн. числе им. пад. Примеры с другими частями речи: шестой класс, твой карандаш, летящая птица.

При УПРАВЛЕНИИ главное слово для выражения определённых смысловых отношений требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. Зависимым словом может быть существительное, местоимение-существительное, количественное числительное; главным словом может быть любая самостоятельная часть речи. Характерной особенность — при изменении главного слова зависимое остаётся в той же форме. Примеры (с комментарием): книга сестры, книгой сестры – главное слово может быть в любом падеже, зависимое только в родит. Примеры с другими частями речи: купить книгу, больно до слёз, красный от гнева, пять столов.

При ПРИМЫКАНИИ зависимое слово является неизменяемой частью речи - наречием или неизменяемой формой глагола – инфинитивом, деепричастием. Слова при примыкании связаны только по смыслу. Примеры (с комментарием): учить, играя ( завис. слово – деепричастие), бежать быстро (завис. слово – наречие), пришёл поговорить (завис. слово – инфинитив).

В словосочетании между главным и зависимым словом устанавливаются определённые смысловые отношения: ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ, ОБЪЕКТНЫЕ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ.

Классификация второстепенных членов предложения

В ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ словосочетаниях зависимое слово является согласованным или несогласованным определением. Это зависит от типа подчинительной связи между словами. Примеры: голубая лента (соглас. определ – связь согласование), книга сестры (несоглас. определ. – связь управление), желание поговорить (несоглас. опред. – связь примыкание). Главное слово может быть только существительным.

В ОБЪЕКТНЫХ словосочетаниях зависимое слово является дополнением. Зависимое слово – сущ. или объектный инфинитив. Читать книгу (прям. доп- вин. падеж), любоваться природой (косв. доп. – твор. пад.). Попроси Катю принести книгу (доп. выражено объектным инфинитивом).

В ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫХ словосочетаниях зависимое слово – обстоятельство. Примеры: приехать в понедельник (об-во времени), работать хорошо (об-во образа действия), зашла посоветоваться (об-во цели).

Предложение как основная синтаксическая единица русского языка. Классификация предложений

Предложение — основная синтаксическая единица языка. Предложение – это слово или группа слов,  выражающих относительно законченную мысль.

Особенностью предложения является наличие предикативности.

ПРЕДИКАТИВНОСТЬ – это отношение содержания предложения к объективной действительности: его реальность или нереальность, т. е. только возможность, желательность, необходимость. Предикативность всегда выражается с помощью наклонения и времени глагола. Выразителем предикативности является сказуемое. Например: ИДЁТ ДОЖДЬ. – В предложении сообщается о реальном действии, которое совершается в момент речи – используется глагол в форме изъявительного наклонения настоящего времени. ДОЖДЬ БЫ ПОШЁЛ. – В предложении говорится о желательности действия – используется глагол в форме сослагательного наклонения. ИДИТЕ ДОМОЙ. – В предложении выражается побуждение к действию с помощью глагола в повелительном наклонении.

Одно из отличий предложения от словосочетания — наличие предикативности.

Предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.

В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ предложениях о чем-то сообщается, повествуется.

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ предложения побуждают к действию, выражая приказ или просьбу. Грамматически побудительные предложения оформляются с помощью особой интонации и глагола в повелительном наклонении.

Пример: Сорви, пожалуйста, цветы.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ предложения содержат вопрос и побуждают к ответу. Средства грамматического оформления таких предложений является интонация или интонация и вопросительные слова: местоимения, наречия, частицы. Примеры: Ты выполнил классное задание? (Вопрос передаётся с помощью интонации). Сколько билетов ты купил? (интонация и вопросительное местоимение).

Существуют риторические вопросы, не требующие ответа. Риторические вопросы помогают выразить эмоции, а в художественной литературе используются как одно из изобразительно-выразительных средств. Например: Сколько раз тебе можно повторять?! «Народ освобождён. Но счастлив ли народ?» (Н. А. Некрасов).

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения по эмоциональной окраске разделяются на невосклицательные и восклицательные.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ предложения не только о чём-то сообщают, содержат вопрос или побуждают к действию, но и выражают эмоции. Грамматически восклицательные предложения оформляются с помощью интонации. Примеры: Уроки закончились – повествовательное невосклицат. Предложение. Ура! Уроки закончились! – повествоват. восклицат. предложение. (Используется междометие). Закройте дверь. – Побудит. невосклицат. предлож. Закройте дверь! – Побудит. восклицат предлож. Ты закроешь дверь? – Вопросит. невосклицат. Ты закроешь, наконец, дверь?! – вопросит. восклицат.

Предложения делятся на простые и сложные. Простые предложения содержат одну предикативную основу, сложные – две и более.

Простые предложения бывают двусоставными и односоставными, распространёнными и нераспространёнными, полными и неполными, осложнёнными и неосложнёнными.

Типы сказуемых. Составные глагольные и составные именные сказуемые

Сказуемое – главный член двусоставного предложения, зависимый от подлежащего.

В современном русском языке существуют сказуемые следующих типов: простые глагольные, составные глагольные, составные именные, сложные составные глагольные, сложные составные именные.

СОСТАВНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ состоят из субъектного инфинитива, в котором заключено лексическое значение.

ФАЗОВЫЕ ГЛАГОЛЫ называют фазу действия: начало, конец, продолжительность. Например: Я начала мыть посуду. Я продолжаю учиться.

МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ имеют значение возможности, желательности. Например: Я могу помыть посуду. Мы хотим поехать к морю.

В роли вспомогательных глаголов могут выступать глаголы, выражающие чувства. Например: Я люблю загорать.

СОСТАВНЫЕ ИМЕННЫЕ СКАЗУЕМЫЕ состоят из именной части, в которой заключено лексическое значение, и глагола-связки, в котором заключено грамматическое значение.

Именная часть может быть выражена любым именем, местоимением или причастием, а в безличных предложениях – категорией состояния. Примеры: Лес красив. - Именная часть – имя прилагательное. Таня была отличницей. - Именная часть – существительное. Завтра будет холодно. – Именная часть – категория состояния.

В составном именном сказуемом имются следующие типы связок: незнаменательная (отвлечённая), полузнаменательная, знаменательная.

В НЕЗНАМЕНАТЕЛЬНОЙ СВЯЗКЕ. В роли такой связки используется глагол «быть» в любой из его личных форм. Например: Погода будет хорошая. Незнаменательная связка может быть нулевой, т. к. в современном русском языке глагол «быть» в настоящем времени опускается. Например: Погода хорошая. – Это составное именное сказуемое, состоящее из нулевой незнаменательной связки и именной части, выраженной прилагательным.

Незнаменательную связку «БЫТЬ» не следует путать с глаголом «БЫТЬ» в значении наличия или присутствия, он является простым глагольным сказуемым. Например: Я была в колледже. У меня были книги.

ПОЛУЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ СВЯЗКА выражается глаголами с ослабленным лексическим значением, которые не могут быть простыми глагольными сказуемыми. Это такие глаголы, как СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ЯВЛЯТЬСЯ и т.п. Например: Я стану учителем. Дни становятся короче. – Это составное именное сказуемое, состоящее из полузнаменательной связки «становятся» и именной части, выраженной прилагательным в сравнительной степени.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ СВЯЗКА выражается глаголами со значением движения или состояния, которые могут быть самостоятельным простым глагольным сказуемым, но в определённых случаях выступают в роли связки, так как основная смысловая нагрузка заключена в именной части. Сравним два предложения. 1) Катя пришла поздно. – Здесь «пришла» - простое глагольное сказуемое. 2) Катя пришла расстроенная. – Это составное именное сказуемое, состоящее из знаменательной связки «пришла» и именной части «расстроенная», выраженной полным причастием. В этом предложении важно не то, что Катя пришла, а то, что она расстроенная.

Сложные составные сказуемые. Например: Я хочу стать учителем – сложное составное именное сказуемое, состоящее из именной части «учителем» и составного глагольного сказуемого «хочу стать». Я буду рада тебя видеть» - это сложное составное глагольное сказуемое, состоящее из субъектного инфинитива «видеть» и составного именного сказуемого «буду рада».

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащие. Простое глагольное сказуемое

Подлежащее и сказуемое — главные члены двусоставного предложения.

Подлежащее – главный член предложения, грамматически независимый от других членов предложения. Это то, о чём говорится в предложении.

Сказуемое – главный член двусоставного предложения, грамматически зависимый от подлежащего. Это то, что говорится о подлежащем.

Подлежащее имеет следующие способы выражения:

1. Может быть существительным или местоимением, или другой частью речи. Постовой стоял на дороге. Постовой — субстантивированное прилагательное. Отдыхающие поехали в музей. (Отдыхающие – субстантивированное причастие).

2. Может быть служебной частью речи. Но, Ау. По лесу раздавалось громкое Ау (Междометие АУ в роли подлежащего).

3. Количественные числительные в имен. падеже: Пять не делится на два без остатка.

3. Инфинитив: курить вредно. Обычно такой инфинитив легко заменяется на однокоренное существительное: курение вредно. Другие примеры: читать – моё любимое занятие; учиться – наш долг.

Подлежащее может быть выражено словосочетанием.

Распространёнными являются следующие типы словосочетаний:

• Существит. или местоимение в именит. падеже и существит. или местоим. в творит. падеже. Например: Бабушка с дедушкой поехали в деревню. Таня с Катей разговаривают.

• Количественно-именное сочетание, состоящее из слова со значением количества и существит. в родит. падеже. Например: пять яблок лежит на столе. (подлеж.- пять яблок).

• Фразеологические( устойчивые) обороты: Анютины глазки – мой любимый цветок.

Сказуемое — второй главный член предложения.

Сказуемые бывают простые глагольные, составные глагольные и составные именные.

Остановимся подробнее на простых глагольных сказуемых. Такие сказуемые выражаются глаголом в любой из его личных форм. Например: Снег идёт. – Сказуемое – глагол в форме 3 лица ед. числа настоящего времени изъявит. наклонения. Я буду летчиком –  это простое глагольное сказуемое в форме сложного будущего времени. Я хочу, чтобы урок закончился скорее – сказуемое ЗАКОНЧИЛСЯ БЫ – глагол в форме сослагательного наклонения.

Устойчивые (фразеологические) обороты рассматриваются как простые глагольные сказуемые. Например: Девочки всем перемывают косточки (перемывают косточки, т. е. сплетничают). Он постоянно делает из мухи слона (т. е. преувеличивает) и т. п.

Спряжение глаголов. Определение спряжения глаголов

Спряжение глаголов – это их изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

В русском языке у глаголов  есть два спряжения, которые различаются гласными буквами в личных окончаниях настоящего и будущего времени.

Личные окончания глаголов:

1- е спряжение: Ед. число, множ. число

2 - е спряжение: Ед. число, множ. число

1 лицо – У,  Ю, ЕМ,  У, Ю, ИМ

2 лицо – ЕШЬ ,ЕТЕ,  ИШЬ, ИТЕ

3 лицо – ЕТ, УТ, ЮТ, ИТ, АТ, ЯТ

Существуют 2 способа определения спряжения:

1) по ударному личному окончанию;

2) по инфинитиву.

Чтобы узнать, является ли окончание ударным, нужно проделать следующее:

• Если в глаголе есть ударная приставка ВЫ, её следует отбросить, так как она перетягивает ударение с окончания.

• Поставить глагол в форму 3 лица ед. и множ. числа. Если личные окончания оказываются ударными, они и показывают на спряжение. На форму инфинитива в таком случае смотреть не нужно. Например: вылететь – лететь – он летит, они летят. Окончания ИТ и ЯТ указывают на 2 спряж.; выпить – пить – он пьёт, они пьют. Окончания ЁТ и ЮТ указывают на то, что глагол 1 спряжения.

• Если личное окончание глагола является безударным, спряжение определяют по инфинитиву.

Ко 2 спряж. относятся глаголы с безударными личными окончаниями, которые в неопределённой форме заканчиваются на ИТЬ. Исключением являются глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ, которые относятся к 1 спряж. Кроме этого, ко 2 спряж. относятся ещё 11 глаголов (исключение).

• Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Приставочные глаголы сохраняют спряжение бесприставочных глаголов, от которых они произведены. Правописание глаголов в инфинитиве следует запоминать. Например: клеить, сеять, лаять, строить, лелеять, зависеть, слышать и др.

• Существуют разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ, ХОТЕТЬ и приставочные от них.

• Глаголы особого спряжения – ДАТЬ, ЕСТЬ, НАДОЕСТЬ и производные от них. Эти глаголы при спряжении имеют особые окончания, оставшиеся от древнерусского языка.

Неморфологический способ образования слов

В русском языке слова могут образовываться с помощью морфологического и неморфологического способов.

При образовании слов морфологическим способом участвуют морфемы. При образовании слов неморфологическим способом морфемы не участвуют. Основа производящего слова не меняется. Может измениться часть речи, лексическое значение, раздельное написание замениться на слитное.

Существуют следующие разновидности неморфологического способа образования слов.

 1. Переход одной части речи в другую – конверсия. Часто прилагательные и причастия становятся существительными. Например: дежурный ученик – слово «дежурный» - прилагательное. Дежурный вымыл доску - прилаг. перешло в существит. Учащаяся молодежь – слово «учащийся» - причастие. Внимательные учащиеся – причастие употреблено в значении существительного.

Однако конверсия не всегда сводится к субстантивации. Например: Оглянись вокруг – «вокруг» - наречие. Оглянись вокруг себя – наречие стало предлогом. Всматриваюсь в течение реки в течение пяти минут. В первом случае «в течение» - сущ. с предлогом, во втором – предлог.

2. Слияние словосочетания из двух слов в одно. Часто прилагательные и причастия сливаются с наречиями. Слово при этом может приобретать характер термина. Сравним: дико растущие на склонах гор кусты – это словосочетания, состоящее из причастия и наречия; дикорастущие кусты – это уже одно слово – термин в ботанике.

При неморфологическом способе слияния, в отличие от морфологического, слова сливаются целиком, без всяких изменений и перестановок; соединительные гласные не участвуют. Так в рассмотренном выше примере «дикорастущие» О является суффиксом наречия. А при образовании слова «сумасшедший» слились предлог С, существительное в родит. падеже УМА и причастие СШЕДШИЙ (первоначально было словосочетание – с ума сошедший человек).

3. Слово приобретает новое значение. При этом само слово не меняется. Например, слово «ЯСЛИ» первоначально означало кормушку для молодого домашнего скота. Позднее этим словом стали называть детские учреждения для самых маленьких. Еще примеры: СПУТНИК – 1) попутчик, сопровождающий в пути; 2) космический корабль. ПИОНЕР – 1) первооткрыватель; 2) член детской школьной организации в 20-80 годы ХХ века.

Среди способов образования новых слово особое место занимает АББРЕВИАЦИЯ – образование сложносокращенных слов. Сложносокращенные слова называются АББРЕВИАТУРАМИ.

Существуют аббревиатуры 2-х типов: инициальные и слоговые.

Инициальные в свою очередь делятся на буквенные – складываются первые буквы – и звуковые – складываются первые звуки.

Примеры буквенных аббревиатур: МГУ, МПК, ВДНХ.

Примеры звуковых аббревиатур: вуз, МАИ, ГАИ.

Слоговые аббревиатуры могут образовываться 2-мя способами:

 1) сложение сокращённых основ: Госснаб, продмаг, универмаг.

 2) сложение сокращённой основы с целым словом: сбербанк, культтовары, физкультура.

Существуют аббревиатуры смешанного типа. Например: завуч – зав – сокращённая основа слова «заведующий» уч – первые звуки слов «учебной» - у, «частью» - ч. Следовательно, это инициально - слоговая аббревиатура.

Однородные члены предложения. Знаки препинания между ними

Однородными называются одинаковые по значению члены предложения. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Однородные подлежащие имеют при себе общее сказуемое. Однородные сказуемые относятся к одному подлежащему. Однородные второстепенные члены предложения относятся к одному слову.

Приведём примеры: Уже прилетели скворцы и грачи. – однородные подлежащие. Они поселились в парках и лесах. – однородные обстоятельства места. Однородные определения характеризуют предмет по одному признаку. Например: красные, синие, зелёные нары – однородные определения характеризуют предмет по цвету. Большие красные шары – определения однородными не являются, так как характеризуют предмет с разных сторон (размер и цвет).

Однородные члены предложения связаны между собой сочинительной союзной или бессоюзной связью. Существуют следующие типы сочинительных союзов:

• соединительные: и, да в значении И, и…и, да…да, ни…ни;

• разделительные: или, либо, или…или, либо…либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли;

• противительные: а, но, да в значении НО, однако, зато.

Знаки препинания между однородными членами предложения ставятся в зависимости от типа связи между ними.

При бессоюзной связи запятая между однородными членами предложения ставится: В саду росли красные, белые, розовые гвоздики (однородные определения).

При союзной связи наличие или отсутствие знаков препинания зависит от типа и структуры союза.

Запятая ставится перед одиночными противительными союзами: День был теплый, но ветреный (однородные составные именные сказуемые).

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами запятая не ставится: Прилетели журавли и утки (однородные подлежащие). Купи хлеб или булку (однородные дополнения).

Если однородные члены соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами запятая между ними ставится. Сравним два примера: 1) В саду растут яблони, и груши, и малина, и крыжовник  – запятая ставится между однородными подлежащими перед каждым союзом. 2) Купи или хлеб, или булку, или печенье. – перед первым союзом запятая не ставится, так как до него дополнения не было.

При парном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами. Например: В цирке выступали медведи и слоны, собаки и кошки.

Однородные члены предложения могут быть соединены двойными сопоставительными союзами: как…так и, не столько…сколько, если не…то, хотя и…но и др. Запятая в этом случае ставится только перед второй частью союза. Например: Дожди в Лондоне бывают если не каждый день, то через день. Здесь однородные обстоятельства времени связаны двойным союзом «если не…то», запятая ставится перед второй частью союза.

Падежи. Способы определения падежа

Падеж – грамматическая категория имён существительных, устанавливающая различные смысловые отношения между ними и другими словами в словосочетаниях и предложениях.

Падеж имён прилагательных, числительных, местоимений-прилагательных, причастий зависит от падежа существительного, с которым они согласуются.

Существует несколько способов определения падежа:

·     по 2-м падежным (грамматическим) вопросам;

·      по окончанию в определённом склонении;

·      по предлогу;

·      метод подстановки;

·      по синтаксической роли в предложении

Подробнее об этом.

1. Самым простым способом является способ определения падежа по 2-м падежным вопросам «что?», «кого?».

Как показывают вопросы, этим способом нельзя определить им., родит. и вин. падежи, так как вопрос «что?» у неодушевлённых существительных задаётся к именит. и винит. падежам, а вопрос «кого?» у одушевлённых существительных - к родит. и винит. падежам.

2. По окончанию существительного падеж можно определить только в том случае, если оно в данном склонении не совпадает с другими окончаниями.

Так, в 1-ом склонении по окончанию можно определить все падежи, кроме дат. и предл., у которых одинаковое окончание Е. Это единственное склонение, в котором окончание вин. пад. – У, Ю – не совпадает ни с им. (А, Я), ни с родит.(И, Ы). Сравним: СОСНА (им.) – СОСНЫ (родит.) – СОСНУ (винит).

Во 2-ом склонении этим способом нельзя определить им., родит. и вин. падеж, так как у неодуш. сущ. нулевое окончание в вин. падеже совпадают с имен. пад – стоит СТОЛ – вижу стол ; окончание А у одуш. сущ. в вин. падеже совпадает с родит. пад. –  нет КОНЯ  –  вижу КОНЯ.

Остальные падежи в этом склонении имеют разные окончания, по которым можно определить падеж. Сравним: дат.- У, Ю (коню); твор.-  ОМ,  ЁМ (конём); предл. –  Е (о коне).

В 3-ем склонении по окончанию возможно определить только твор. пад. – Ю (печью). Другие падежи определить нельзя, т.к. окончание вин. падежа совпадает с именит. (Пришла ДОЧЬ – вижу ДОЧЬ); в род., дат. и пред. падежах – окончание - И.

3. По предлогу можно определить падеж, если предлог употребляется только с одним падежом.

Перечислим некоторые из этих предлогов. Род. пад.: У, БЕЗ, ОКОЛО; дат.: К; вин.: ЧЕРЕЗ, ПРО; твор: НАД; предложн.: ПРО.

Если предлог употребляется с 2-мя или 3-мя падежами, падеж по нему определить нельзя. Назовём некоторые из таких предлогов. ПОД – вин. (под стол), твор. (под столом); НА – вин. (на стол) – предл. (на столе); ЗА – вин. (за слол) – твор. (за столом).

2 предлога употребляются с тремя падежами: Сродит. (съехать с горы), вин. (величиной с гору), твор.(поравняться с горой); ПОдат. (идти по дороге); вин. (Море по колено); предлож. (Скучаю по ВАС).

4. Метод подстановки удобен тем, что позволяет различить им. и вин. падежи у одушевлённых существит. 2-го склонения, когда падежные вопросы и окончания этих падежей совпадают. Например: остановить (кого?) коня. Чтобы не ошибиться в определении падежа, нужно подставить сущ. 1 склонения, в котором вин. падеж не совпадает с другими падежами. Например: остановить машину. Окончание У в 1-ом склонении указывает на вин. падеж. Следовательно, у сущ. КОНЯ в словосочетании ОСТАНОВИТЬ КОНЯ тоже винит. падеж.

5. По синтаксической роли в предложении можно отличить вин.падеж от именительного у неодушевлённых существит. 2 склонения и существит. 3 склонения. Сравним: Рабочие строят (что?) дом. Слово ДОМ – дополнение. Следовательно, падеж винительный.

Можно определять падежи, используя слова-подсказчики. Например: родит. – НЕТ (кого? чего?) дат.: ДАТЬ (кому? чему?); винит.: ВИДЕТЬ (кого? что?).

Лексика активного и пассивного запаса

Лексика любого языка включает в себя активный и пассивный запас.

Активный словарь — слова, лишённые оттенков устарелости или новизны.

В пассивный запас входят устаревшие и новые слова.

Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

Историзмы – это слова, ушедшие в пассивный запас в связи с исчезновением предметов или явлений. Например: боярин, опричник, вече, кафтан, камзол; продразверстка, комсомол, октябрёнок, ваучер, перестройка. Эти слова используются в художественной литературе как средство создания исторического колорита определённой исторической эпохи.

Архаизмы – это слова, которые в процессе развития языка заменены более современными словами-синонимами. Например: очи – глаза, зерцало - зеркало, град – город, пиит – поэт.

Архаизмы используются:

• как средство создания речевого колорита определённой исторической эпохи;

• для создания высокого, торжественного стиля. Примеры: «В терновом венце революций грядёт шестнадцатый год». (В.В.Маяковский) «И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит» (А.С.Пушкин)

• как одно из средств создания иронии, сатиры. Например: «Обыватель любопытен: всё узнать бы о пиите» (В. В. Маяковский)

К другой группе пассивного запаса относятся неологизмы – слова, которые в силу новизны называемых ими предметов или явлений не сразу приобретают широкое применение. Однако неологизмы недолго остаются неологизмами. Как только явление перестаёт быть новым, слово переходит в активный словарь, а иногда почти сразу в историзмы. У каждой эпохи свои неологизмы. Например, неологизмы 20-30 годов: комсомол, пионер, колхоз, НЭП, продразверстка; неологизмы 60-70 годов: космонавт, спутник (в значении космический корабль), ракета; неологизмы конца 20 века: компьютер, пользователь, мобильный телефон, СМСКа.

Слова «НЭП», «продразвёрстка», «ваучер» почти сразу перешли в историзмы.

Слова «комсомол», «пионер», «октябрёнок» долго были в активном запасе, в наше время уже историзмы.

Помимо общеязыковых неологизмов, существуют авторские, индивидуально-стилистические неологизмы, которые создаются писателями и являются одним из изобразительно-выразительных средств.

Авторские неологизмы, как правило, не переходят в активный запас. Например: кленёночек (Есенин), свинёнок (Маяковский), серпастый, молоткастый советский паспорт (Маяковский).

Общие сведения о лексикографии. Основные типы словарей современного русского языка

Слово «лексикография» имеет два значения:

 1) «Лексикографи» —  теория и практика составления словарей;

 2) «Лексикографи» — совокупность словарей какого-либо языка.

Словари можно разделить на энциклопедические и лингвистические.

Энциклопедические словари рассказывают о предметах, явлениях, людях, событиях.

Лингвистические словари посвящены словам.

Существуют следующие типы лингвистических словарей.

Толковые словари раскрывают значение слов. В них имеются различного рода пометы: акцентологические (ударение), грамматические (указание на род, окончание родительного падежа и др.), стилистические (разг., простор., высок., книжн.), указание на сферу употребления (диал., жарг., спец), указание на принадлежность к пассивному запасу (устар., стар).

 Наиболее распространённый толковый словарь современного русского языка – однотомный словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Из многотомных словарей следует отметить словарь под ред. Д. Н. Ушакова в 4-х томах – первый толковый словарь, появившийся после Октябрьской революции. Словарь издан в 1935-40 годах ХХ века; Большой академический словарь в 17 томах и Малый академический словарь в 4-х томах.

Словари иностранных слов – разновидность толковых словарей, раскрывающие значение слов, заимствованных из других языков.

Словари синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Этимологические словари рассказывают о происхождении слов.

Фразеологические словари раскрывают значение фразеологизмов, иногда рассказывают об их происхождении.

Орфографические словари указывают правильное написание слова, содержат акцентологические и грамматические пометы.

Орфоэпические словари содержат слова, которые имеют определённые особенности в своём произношении и ударении, а также в образовании грамматических форм.

Словообразовательные словари показывают, как образуются слова, содержат словообразовательные гнёзда различных слов.

В настоящее время, помимо научных изданий словарей, существует много школьных словарей, в том числе и для учащихся младших классов.

Односоставные и двусоставные предложения. Типы личных односоставных предложений

Обязательным компонентом предложения является наличие предикативной основы.

По характеру предикативной (грамматической) основы простые предложения делятся на односоставные и двусоставные.

Двусоставные предложения состоят из подлежащего и сказуемого.

Односоставные предложения имеют только один главный член: либо подлежащее, либо сказуемое.

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим называются назывными или номинативными. Например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок). Назывные предложения могут быть распространены определениями, т. к. дополнение и обстоятельство обычно относятся к сказуемому. Например: Темная ночь.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым делятся на личные и безличные. Структура безличных предложений не допускает возможности подлежащего.

В личных предложениях в подлежащем нет необходимости, т. к. форма глагола-сказуемого чётко указывает на то, какое лицо совершает действие: говорящий – 1 лицо ед. числа; группа лиц, среди которых есть говорящий, - 1 лицо мн. числа; собеседники или собеседники – 2 лицо; группа неопределённых лиц – 3 лицо мн. числа; любое лицо.

Личные предложения делятся на 3 группы: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные.

В определённо-личных предложениях говорится о действии, которое совершает говорящий или собеседник. Сказуемое выражается глаголом в форме 1 или 2 лица настоящего или будущего времени изъявительного наклонения или в форме 2 лица повелительного наклонения. Примеры: Завтра сдадим экзамен (1 л. мн. числа буд. врем.). Приходите завтра (2  л. мн. числа повелит. наклон.).

В неопределённо-личных предложениях говорится о действии, которое совершается группой неопределённых лиц. При этом важно само действие, а не то, кто его совершает. Сказуемое выражается глаголом в форме 3 лица множ. числа настоящ. или будущ. времени, а также формой множ. числа прош. времени. Примеры: В дверь стучат (3 л. мн. число наст. врем.). Вчера повесили расписание (мн. число, прош. времени).

В обобщённо-личных предложениях производитель действия мыслится обобщённо. Поэтому у таких предложений нет собственного способа выражения сказуемого. Оно выражается теми же формами глаголов, что и в предыдущих типах личных предложений. Часто обобщённо-личные предложения являются пословицами, поговорками. Примеры: Без труда не вытянешь и рыбки из пруда (2 л. ед.числа буд. врем.). Береги честь смолоду (2л. ед. числа повелит. наклонения). Хороших людей по делам узнают (3 лицо множ. числа).

Односоставные безличные предложения

Односоставные предложения с главным членом-сказуемым делятся на личные и безличные.

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ имеют только 2 вышеназванных формы. Например: Мне не спится. Не спалось. - Передаётся состояние человека. Других личных форм у этих глаголов быть не может.

ЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ имеют все личные формы, но в определённом контексте становятся безличными. Например: Грозой спалило дерево. Глагол «спалить» можно проспрягать (Я спалю, ты спалишь и т.д.), у него есть все личные формы, но в данном предложении этот глагол употреблён в безличном значении, т. к. речь идёт о действии стихийной силы.

Существуют и другие способы выражения сказуемого в безличном предложении. Все они не предполагают участия лица.

• Глагол «быть» в отрицательной форме. Например: Времени нет, не было и не будет. («Нет» - это глагол «быть» в наст. времени в отрицат. форме).

• Независимый инфинитив. Такой инфинитив не примыкает к другим словам. Например: Мне не прочитать этой книги.

• Категория состояния (Неизменяемая часть речи, называющая состояние человека или природы. Например: На улице холодно. Мне душно. Категория состояния может также иметь модальное значение: надо, можно, нельзя, жаль, необходимо и др.

• Категория состояния в сочетании с инфинитивом. Например: Нужно готовиться к экзаменам. Нельзя бездельничать.

• Краткое страдательное причастие в форме среднего рода прошедшего времени. Например: Не решено ни одной задачи.

Примечание: (прочитать, вникнуть, но не рассказывать)

• Чтобы не спутать категорию состояния и краткое причастие, нужно помнить, что причастие легко заменяется на глагол. Сравни: Не решено ни одной задачи – не решили ни одной задачи.

• Не нужно путать также категорию состояния с наречием (наречие не бывает сказуемым в безличном предложении).

• Категорию состояние и наречие не нужно путать с личными формами глагола, в которых не бывает суффикса Н. Личную форму всегда можно поставить в инфинитив.