1.1.1. Понятие философии. Функции философии
1.2. Социально-исторические типы мировоззрения. Основной вопрос философии
1.2.1. Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание
1.2.2. Мифологическое мировоззрение
1.1. Философия и ее предмет
1.1.1. Понятие философии. Функции философии
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертей или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи?
Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло.
Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека.
Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности.
Говоря о философии нельзя не упомянуть о ее социальных функциях. К ним относятся: методологическая, критическая; конструктивная, идеологическая, интеллектуальная и ряд других функций. Но основная функция философии - мировоззренческая. Дадим наиболее общее представление о мировоззрении в целом, его сущности, структуре, типах и формах, а также о философском мировоззрении как особой форме.
1.1.2. Понятие мировоззрения
Философия - это общая теория мира и человека в нем, - так кратко можно ответить на вопрос, что она представляет собой. Однако существует одно очень важное понятие, необходимое для понимания сути философии. Это мировоззрение. Дело в том, что философия и мировоззрение органично связаны друг с другом они играют особую роль в духовной и практической деятельности человека. Мировоззрение ("взгляд на мир") есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления.
Очевидно, что мировоззрение не сводится лишь к знаниям и представлениям человека о внешнем мире и о самом себе. Это не только картина мира, но и отношение к миру - заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек еще не есть человек и действовать он будет методом "проб и ошибок", т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, мировоззрение -это не только совокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя. Без мировоззрения человек не сможет стать личностью, социальным существом.
Субъектом (носителем) мировоззрения является мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, так как у любого человека имеются индивидуальный опыт и знания о внешнем мире. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (группа, коллектив, социальный слой, общество). В таком случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Изучая художественную литературу, можно говорить, например, о мировоззрении античного человека, мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия, мировоззрении современной молодежи. Можно говорить и о мировоззрении исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Это, например, мировоззрение эпохи Возрождения, Нового времени, общества конца XX века.
1.1.3. Важнейшие структурные составляющие мировоззрения
Структура мировоззрения включает в себя прежде всего знания. Знания являются исходным звеном,"клеточкой" мировоззрения. Знания бывают обыденными ("житейскими") и научными. Если нет знаний, то нет и мировоззрения. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире.
- Убеждения означают твердую уверенность человека в истинности своих знаний и представлений, в правоте своей жизненной позиции. Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека, сформированности его как личности. Разумеется, прочность убеждений отнюдь не означает, что они не могут изменяться и уточняться под воздействием новых знаний и фактов, изменяющейся социальной действительности.
- Вера (рациональная или иррациональная) есть особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности, как действительно существующей, уверенность в успехе дела и в лучшем будущем. Интеллектульная вера основана на знаниях и фактах (например, уверенность в приходе весны, а иррациональная - на домыслах фантазиях и догмах.
- Мировоззрение человека невозможно предоставить без надежды как единства знания и веры, радостного ожидания какого-то события или результата. Духовный мир человека немыслим без любви, если понимать под этим доброе и бескорыстное отношение к внешнему миру, к другим людям, стремление человека к подлинному совершенному.
- Идеал - это образ желаемого будущего как цель и программа действий для человека, выражение его высших целей. Часто ради него люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения. Однако имеются не только высокие, но и низменные, утопические, религиознные и иные идеалы. По мнению А.М.Горького, природа лишила человека возможности передвигаться на четвереньках, но зато вручила ему в качестве посоха идеал как опору в жизни.
В мировоззрение входят также и принципы, т.е. важнейшие руководящие идеи и правила поведения в мире. Большую роль в жизни человека играют его духовные ценности, т.е. идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы мира как положительные или отрицательные для них (добро или зло, прекрасное или безобразное и т.д.).
1.1.4. Уровни мировоззрения
В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
"Коэффициент интеллектуальности" мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрения включают в себя оба эти "полюса". Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение -не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции.
Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжения и многие другие. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в "мрачные" тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на Земле, за судьбы культуры. Вместе с тем людям присущ также целый спектр ("светлых") эмоций: ощущения радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.
Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистическим: эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других: счастливым или несчастным и т. д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находят выражение типовые, преобладающие настроения, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил.
Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.
Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений - так велика их побудительная сила - люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.
Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств. они в тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения - в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе - всего мирового сообщества.
Важное условие (и показатель) переплавки взглядов в убеждения - возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной, познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.
Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с ней - без внутренней критичности, собственного анализа - называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность - скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.
1.2. Социально-исторические типы мировоззрения. Основной вопрос философии
1.2.1. Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание
Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют "жизненной философией". Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально "работающим" сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.
Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны - по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям - его носители. Отсюда широта диапазона "жизненной философии" - от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков .
Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.
Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние творчества Л. И. Толстого, Ф. М. Достоевского на отечественную и мировую философию.
Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую "память веков", убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных "мифов" (например, вульгарно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.
Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. И наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно-практическому миропониманию лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.
Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг мировоззрение, а входящий в него меньший - философия.
В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую мировоззрение обоснованность, как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов философия и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума (характерно в этом отношении название важнейших философских сочинений И. Канта: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения"), воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной форме.
Однако рассмотренная нами градация "обыденное -теоретическое" недостаточна для понимания своеобразия философского мировоззрения. Необходимо также определить место философии среди других социально-исторических типов мировоззрения.
1.2.2. Мифологическое мировоззрение
Как известно, под мировоззрением мы понимаем общую картину мира, т.е. более или менее сложную и систематизированную совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве и (что самое главное) и положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части как человечество. Поэтому основной вопрос мировоззрения включает в себя вопросы о происхождении, сущности, первоначале и будущности мироздания как основы существования человечества. Мировоззрение - нечто большее, чем религия, философия или мифология, будучи плодом всей совокупности знаний и суеверий человечества. Африканские масаи думают, что первичное состояние мира - безжизненная пустыня, охраняемая драконом. Его убил сошедший с неба предок племени, небесный бог - воитель Энгаи. Земля была оплодотворена кровью дракона. Она породила пышный растительный мир. Потом Энгаи создал Солнце, Луну, звезды и первых людей. Они обитали в оазисе, возникшем благодаря собравшейся в одно озеро крови дракона. За проявленное по отношению к предку племени непослушание, непослушные первые люди были изгнаны им в пустыню. Она и стала с тех пор местом жительства масаи. Предок племени, сжалившийся над людьми, спустил им с неба коров, ослов и козлов. В космогоническом мифе африканского народа бауле сказано: "Вначале была только мать богов. О ней известно лишь, что она жила на небе и родила двух сыновей - главного бога Ньянье и его младшего брата - Анангану. И было это давньм-давным-давно (т.е. в "мифологическое время"). Ньянье первым делом создал себе и брату жен. Свою он назвал Ассией, имени другой не знает никто. Потом Ньянье сделал людей, зверей и духов. Долгое время все они жили на небе и плодились. У самого Ньянье и его жены тоже появилось много детей. Наконец, на небе стало совсем тесно. Тогда бог сотворил землю. Он слепил из пыли, смоченной водой, большой круг и положил его в великое болото Ненье, которое находилось под небом и которое теперь еще со всех сторон окружает землю. Поначалу земля была сплошным месивом грязи, и лишь постепенно вода отделилась от суши."
Наивная попытка обосновать представление о первоначальном состоянии земли видна из легенды о лягушке и хамелеоне. Как-то поспорили они о том, кто раньше спустился на землю. "Когда я попал сюда, - сказал хамелеон, - земля была вязкой и илистой, так что по ней можно было едва ступать. С тех пор я приобрел привычку осторожно переставлять ноги. Далее, в мифе рассказывается о нисхождении на землю с неба животных и людей, о переселении туда растений.
Каковы основные черты мифологического мировоззрения, а именно таковым и являлось первоначальное мировоззрение древних людей? Мифологическое мировоззрение строится в основном из образов. Как подчеркивает Гегель, "миф есть всегда форма изложения, которая принадлежала к более древней стадии, вносит чувственные образы, изготовленные для представления, а не для мысли". Однако, образы мифологии необычны, необыденны. Ведь в отличие от народной легенды, миф не привязан к какому-нибудь историческому событию. Это своего рода обобщения. Будучи составной частью мировоззрения, они приобретают новый, в какой-то мере сверхчувственный смысл.
Мифологическое мировоззрение строится в основном на ассоциативных, а не на смысловых связях, которые первобытное сознание неспособно открыть. Ассоциации по сходству, по смежности и контрасту в мифологическом мировоззрении превалируют над смысловыми, объективными связями (открытие которых - все еще незавершенное дело науки). Поэтому в мифологическом мировоззрении несущественное оказывается существенным (например, имя предмета),а несвязанное - связанным.
Из ассоциации по сходству вырастает еще одна особенность мифологического мировоззрения: в нем превалируют умозаключения по аналогии, т.е. выводы, сделанные о свойствах одного предмета на основании его сходства с другим предметом.
Метод аналогии в мифологическом мировоззрении проявляется главным образом в том, что мифологическое мировоззрение формируется путем перенесения на природу чуждых ей свойств человеческого рода. В этом и состоит центральная, главная особенность мифологического мировоззрения.
В результате такого перенесения природа и природные явления антропоморфизируются в широком смысле этого слова. Внешняя человекообразность здесь не обязательна, важно лишь то, что природные явления (небесные тела, ветер, море, пожар и т.п.) и животные представляются наделенными волей и действиями по сознательным мотивам. Полная антроморфизация - результат длительного развития мифологии, ее высшая ступень, антроморфизация - тоже одна из особенностей мифологического мировоззрения.
Но мифологическое мировоззрение строится на основе перенесения на природу не просто свойств человека, а человеческого рода. Родовой социоморфизм, как особенность мифологического мировоззрения, заключается в том, что природа объясняется не только по аналогии с поведением человека, но и по аналогии с родовой структурой общества.
Поскольку мифологическое мировоззрение формируется путем перенесения на природу чуждых ей свойств человеческого рода, возникает сверхприродное, сверхнатуральное (супранатуральное). Таким образом, супранатурализм оказывается одной из особенностей мифологического мировоззрения. На уровне фетишизма и анимализма (преанимизма) это сверхприродное еще смутно и не оформлено, на уровне тотемизма оно раскрывается как род животных. При этом необходимо отметить стихийно-материалистический характер персонатуралистического супранатурализма: мир богов также телесен, как и человеческий род.
Перенесение на природу свойства человеческого рода влечет за собой оживотворение природы (гилозоизм) и ее одушевление (анимизм, панпсихизм),что является неотъемлемой чертой мифологического мировоззрения. Первобытному анимизму присуща стихийная материалистичность. Понятия бездушной материальной вещи и чистого бесплотного духа, будучи результатом абстракции, появляются поздно, на уровне философского сознания. В.Холличер также подчеркивает, что, хотя исторически идеалистическое обособление идей примыкает к анимистической вере в духов, "эта вера сама по себе не была еще собственно дуалистической в полном смысле этого слова, так как дух считался лишь особенно утонченным видом тела". Это верно как в отношении древних, так и в отношении современных слаборазвитых народов.
Знаменитый норвежский путешественник Ф.Нансен, долгое время пробывший в Гренландии, сообщает об эскимосах, думающие, что "душа имеет тот же образ, что и тело, но более воздушной природы", так что эта душа, двойник тела, худеет и толстеет вместе с ним.
Особенностью мифологического мировоззрения является генетизм. В мифологии нет еще понятия пребывающего, субстанционального первоначала. Если в мифологии и говорится о первоначалах, то как о генетических. При этом действует тот же закон перенесения на природу родовой структуры общества. Эволюционистские мифы дополняются креационистскими важнейшей формой мифологического генетизма.
Но так или иначе, мифологическое мировоззрение сводит объяснение к рассказу о происхождении. Мировоззренческий миф есть рассказ, отвечающий на вопрос, как произошло мироздание в целом и в своих частях, откуда что взялось. Это "объяснение" соответствует низкому уровню мифологического сознания, хорошо показывает его "детскость". Л. Фейербах замечает, что "вопрос что? ставит взрослый, вопрос - откуда? - ребенок". Мифологическое мировоззрение как раз и сводится к фантастическому ответу на вопрос: откуда? Откуда произошел мир и населяющие его живые существа? Г.В.Плеханов даже полагал, что основным вопросом, на который отвечает мифология, является вопрос не о том, кто создал человека и животных, а о том, откуда они пришли".
Мифологическое мировоззрение, можно, видимо, определить как такую картину мира, которая строится по принципам мифологического "мышления",т.е. на уровне эмоционально-чувственной ступени познания по законам воображения и методам аналогии, переноса на мироздание основных черт человеческого рода, в результате чего "мы" онтологизируется, а "оно" персонифицируется. Так возникает мифологический надприродный мир, а вместе с тем и основной вопрос мифологического мировоззрения - вопрос о взаимоотношении природного и сверхприродного. Этот вопрос решается мифологическим сознанием в пользу первенства сверхприродного перед природным (природа - результат организующей деятельности богов, человек - их творение). Возможность второго ответа на основной вопрос мифологического мировоззрения означает кризис последнего, а реализация этой возможности - появление философии.
Итак, мы выяснили, что о первоначальных формах мировоззрения можно говорить как о родовых формах мировоззрения. Отсюда вытекают все основные особенности этого мировоззрения и все его формы (фетишизм, анимизм, аниматизм и др.), которые не есть нечто самодовлеющее, а имеют свой исток в особенностях мифологизирующего сознания, которое, в свою очередь, определяется родовым строем, первобытнообщинной формацией. Мифологическое мировоззрение - это мировоззрение родового общества, которое основывается "на незрелости индивидуального человека, еще не оторвавшегося от пуповины естественнородовых связей с другими людьми..."
Развитая мифология содержит в себе мировоззрение, первобытную теорию мира. Возможность и необходимость такой "теории" была заложена в самой сущности человека как такой части природы, которая выступила по отношению к целому как активная, преобразующая сила, созидающая из бесчеловечного стихийного мира очеловеченный мир, из естественной среды - искусственную, и в этом смысле как бы творя мир. Переделывая мир, человек создавал и самого себя как мыслящее существо. С момента выделения человека из природы, раскола ее на активную и пассивную части встала необходимость определения взаимоотношения деятельного человеческого рода и неопределенного в своих границах и деталях предмета приложения этой деятельности. Так зародился основной вопрос мировоззрения - вопрос о соотношении "мы" и "оно". Но, начав выделяться из природы, становясь существом сознательным, человек оказывался тем самым в состоянии глубокого невежества. Между человеческим родом и природой образовалась брешь, которую нужно было чем-то заполнить. Это заполнение и совершается на единственно возможном тогда уровне - на уровне мифологии.
Разумеется, все это происходило постепенно. Мировоззренческие мифы, интересующие нас, и которые мы имеем прежде всего в виду, когда говорим о мифологии, сложились постепенно. Например, у австралийцев и индейцев Южной Америки имеются мифы о происхождении Земли и Вселенной не обнаружено.
Хотя в мифологии отношения между предметами выступают в отчужденной форме отношений между супранатуральными существами, мифологию нельзя отождествлять с религией. Во-первых, религия включает в себя не только мировоззренческую, мифологическую часть, но и культ (обряды), и объединение людей для совместного исполнения обрядов (религия всегда коллективна). Во-вторых, не все мифы были религиозными, не все они обслуживали культ. Поэтому мифологию нельзя сводить к религии, хотя и нельзя забывать о религиозном аспекте мифологии.
Особую проблему представляет собой вопрос о магии. Дж. Фрезер считал, что в магии "дикарь создал мировоззрение, которое является зародышем современного понятия о естественном законе, тогда как религия - это умилостивление или привлечение на свою сторону сил, стоящих выше человека..." Имеется существенное различие не только между магией и религией, но и между магией и мифологией. Мифология останавливается на объяснении, магия же связана с действием, с практикой. Магическое сознание противоречиво: преднаучный аспект (сознание однозначности и объективной необходимости в мире) тесно связан в нем с религиозным и донаучным.
1.2.3. Религиозное мировоззрение
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?
Потащенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему.
С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.
Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея - идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.
Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога -разобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский.
Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог - трансцендентная сущность (над миром).
Современная религия не отвергает достижения науки и подчеркивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль.
Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над другим миром. Христианский бог абсолютно всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.
Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно из противоречий христианской философии: человек свободен и предопределен.
Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог всегда сильнее.
Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое запредельное: небо и адские слои. Время для христианства линейное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа.
Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева согрешили и этот грех выбросил человека из райского сада на землю. Даже младенец грешен первородным грехом.
Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.
Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад. Возникает особая форма общения - доказательство, искусство аргументирование убеждать, - которые привели к строгому систематическому мышлению, что вступило в противоречие с бездоказательной мифологией. Примером современного религиозного мировоззрения является концепция эволюционно-коемического христианства Тейара де Шардена. Она базируется на принципах религиозно-идеологического монизма, эволюционизма и универсализма. Субстанция всего мироздания, по мнению французского мыслителя, является Бог. Бог- это сосредоточье, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинается и к которой сходится вся реальность бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается и пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь мир представляет собой Божественную среду.
Преодоление традиционного для христианства раскола бытия на две субстанции - духовную и материальную, божественную и земную Тейяр осуществляет на основе признания всеобщей одушевленности материи. Согласно взглядам Тейяра, для объяснения возможности происхождения всего существующего из единой субстанции, необходимо допустить, что атомы, электроны и другие элементарные частицы должны иметь какую-то общую основу, "искру духа". Таким образом, по Тейяру, все материальные образования имеют духовную компоненту. Эту духовную компоненту они называют "радиальной энергий". По его мнению, радиальная энергия обуславливает развития материи.
В ходе создания эволюционно-космическои картины мироздания Тейяр заимствует ряд принципов диалектической методологии, и, прежде всего главный принцип этой методологии - принцип развития. Принцип развития конкретизируется в системе Тейяра положениями диалектической методологии о качественном многообразии образующих мир объектов, их подвижности, изменчивости, взаимопереходах, взаимосвязи и развитии. В своей аргументации он часто обращается к естественно научным данным: черпает материал из астрономии, физики, геологии, биологии и других пограничных наук.
Мир, согласно концепции Тейяра де Шардена, постоянно находится в процессе изменения, развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Он отмечает также взаимосвязь количественных и качественных изменений и считает, что появление нового качества нельзя объяснить, если не ввести в естественную историю понятие "скачка", как критической точки изменения состояний, через который последующий этап эволюции отрицает предшествующий. "Во всех областях, - писал Тейяр, - когда кокая либо величина достаточно выросла, она резко меняет свой вид, состояние или природу". Кривая меняет направление движения, плоскость переходит в точку, устойчивое рушится, жидкость кипит, яйцо делится на сегменты. Тейяру также присуще понимание развития как серии "скачков", "узловой линии мер". "Критические точки состояний, ступени наклонной линии. В общем разного рода скачки в ходе развития, по его мнению, " это единственный но зато истинный способ представить себе "первый момент"".
Основными критическими точками процесса развития мира, космогенеза выступают у Тейяра следующие этапы: неорганическая природа ("преджизнь"), органическая материя ("жизнь"), духовный мир ("мысль", "ноосфера") и Бог ("точка Омега"). Но внутри первых двух из этих этапов также происходят количественные и качественные изминения. Так, на этапе "преджизнь" выделяются такие качественные состояния, как атомы, неорганические молекулы, сначала простые, а затем более сложные и крупные, переходящие в "мегамолекулы".
1.2.4. Основные вопросы философии
На протяжении веков философов интересовала природа, о чем свидетельствуют труды Лукреция "О природе вещей", Дж. Бруно "О бесконечности Вселенной и мирах", Д.Дидро "мысли об истолковании природы", Гегеля "Философия природы".
В изучении природы философов интересовали вопросы возникновения и строения мира, первооснова сущего, из которого все возникает, и в которое все превращается.
Интересовал вопрос общественной жизни людей. Труды: Платон "Государство", Аристотель "Политика", Т.Гоббс "О гражданине", Д.Дидро "2 трактата о государственном управлении", Ш.Монтескье "О духе закона", Гегель "Философия права", Энгельс "О происхождении семьи, частной собственности и государства. Но в общественной жизни философы разработали общие политические, теоретические принципы.
Философы думали о наилучшем устройстве общества и завещали другим поколениям найденные ими идеалы нравственности, свободы.
Предметом раздумывании являлся и сам человек, его ум, чувства, язык, мораль. Например, у Сократа главный философский вопрос - человеческая жизнь и смерть, смысл жизни, нравственные добродетели.
Другие труды: Аристотель "О душе", "Этика" Б.Спиноза "Этика", Т.Гоббс "О человеке", Дж.Локк "Опыт о человеческом разуме", Гельвеций "О человеке, о душе", Гегель "Философия религии ".
Философия теоретически сформулировала мышление, как систему самых общих взглядов на мир и место человека в нем. В центре философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром.
Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении материи и сознания. Вопрос об отношении сознания к бытию Энгельс назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны:
1) Что является первичным, определяющим: материальное или духовное?
2) Соотношение материи и сознания с точки зрения того, как человеческое сознание относится к действительности? Способно ли сознание познать мир?
Философы разделились на два лагеря: материалисты и идеалисты. Оба взгляда являются монистическими (исходящими из одного). Но в истории философии существует еще и дуалистическое направление, которое признает материальное и духовное независимо друг от друга.
И материализм, и идеализм прошли в своем развитии несколько форм.
Формы материализма:
1. Стихийный материализм. (период античности: элеаты, атомисты)
2. Метафизический, механистический материализм 17 века.(новое время: эмпиризм, французский материализм).
3. Отечественный материализм 60-х годов 19 века. (западники).
4. Современная форма материализма - диалектический материализм.
Формы идеализма:
1. Объективный идеализм - первичность духовного мира, мира идей, чистой мысли, мирового разума, существующих вне субъекта. Мир людей, вещей - порождение духовного мира. (Платон и Гегель).
2. Субъективный идеализм - первичны человеческие ощущения, человеческое сознание, т. е. что-то субъективное, а материальный мир рассматривается как порождение и результат творческой деятельности субъекта. (Кант).
Отвечая на второй вопрос, философы обосновывали несколько вариантов.
Материалисты считают, что мир познаваем, но процесс познания сложен, диалектически противоречив.
Есть пессимистические системы взглядов: скептицизм, агностицизм. Первый утверждает, что существует два взаимоисключающих мнения: утверждение и отрицание. Агностики принципиально отрицают познаваемость мира.
Кант пришел к выводу о существовании границ познания. Он предупреждал об опасности всезнайства, о том, что есть граница между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? Философ ограничил возможность науки и в пользу веры.
Агностицизм - философское учение согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Этот термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 г. для обозначения философской позиции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками "позитивного знания". Наиболее последовательно в истории философии агностицизм проведен в скептицизме Юма, который полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.
Перечислим дополнительно некоторые философские направления.
Вульгарный материализм - течение в буржуазной философии сер. 19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту эпоху, когда уже сложились исторические условия для преодоления ограниченности предшествовавшего материализма. Они популяризировали достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, отрицали специфику сознания, которое непосредственно сводилось к веществу. Содержание сознания определялось главным образом химическим составом продуктов питания.
Деизм - философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности течения событий.
Дуализм - двойственный. Философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу два начала - дух и материю. Представитель -Декарт.
Монизм - способ, рассматривающий многообразие явления мира, исходящее из одного начала, единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.
Скептицизм - античное, философское направление, основанное Пирроном. Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не допускали возможность (достоверности знания. Отвергали существующие причины явлений, объективное существование добра и зла. Считали всех философов глупцами.
Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой признается только мыслящий субъект, а все остальное существует лишь в сознании индивида.
Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте воли и затем им распоряжающегося.
В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, которые имеют принципиальное значение для философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру: познавательное (гносеология), практическое (праксиология), ценностное (аксиология).
Мыслитель подчеркивал, что без знаний нельзя стать философом, но одних знаний мало, т.к. подлинный философ - практический, воспитывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны согласовываться с высшими целями человеческого разума. Без этого стержня достижения людей теряют смысл. И. Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что есть человек? " Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, их которой можно научиться тому, чтобы быть человеком. Высшая цель для Канта - человек, как цель, а не средство. Пока человечество этого не добилось.
Можно сказать, что в центре внимания философии находится человек с его природным и социальным миром. Спецификой философского знания является:
1. Человечество рассматривается не как объект, а как субъект (творец, деятель).
2. Человек не просто как субъект, а человек в его отношении к миру.
Философия определяет то конкретное и уникальное место, которое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззренческой установки невозможна никакая активно-творческая деятельность человека.
3.Философия отвечает на центральный вопрос, возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании вопроса философии о первичности объекта или субъективности бытия.
- о формах отражения субъектом мира объектов;
- о способах достижения истинности субъективного образа объективного мира.
4. Философия освобождает человеческий ум от скрытых в нем препятствий к адекватному восприятию мира, т.е. выполняет миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и вообще частнонаучного знания.
5.Философия обосновывает свой предмет как универсальный стержень процесса познания вообще.
Вывод:
Философия как особая форма мировоззрения и как сфера духовной деятельности возникла и сформировалась на стыке названных выше форм мировоззрения, в которых представлены те или иные сгустки духовного опыта человечества, она выросла из них как из своих источников, но не утеряла органической связи с ними. Философия родилась из потребности обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира, выявить место человека в мире, определить его отношение к миру. Как же соотносится мировоззрение и философия?
Во-первых, мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на раскрытие наиболее общих принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, методов и форм познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами она решает лишь самые общие ("мировоззренческие") вопросы. К числу таковых относятся прежде всего вопросы о том, что есть мир, что есть человек. На частные же вопросы типа "Какова скорость света?", "Каков состав воды?'' и т.п. ответы дают науки (физика, химия и др.) и иные источники знаний о внешнем мире.
Во-вторых, с помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности и теоретичности (рациональности). С другой стороны, крупные повороты в развитии научного знания, как. правило, приводили и к. смене сложившихся Философских представлений о мире. так было, например, после открытий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.
В-третьих, развитое, богатое по содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских, т.е. наиболее общих вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.
В-четвертых, философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения оно было антропоцентрическим в связи с активным осмыслением в философии феномена человека. Идея человека как некоего центра Вселенной пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.
В-пятых, мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека в различных ее аспектах. Мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, почерпнутые из многих источников - из религии, из обыденного познания, из науки и др. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая прежде всего на вопросы о том: что такое человек, каково его место в мире и для чего он живет. В развитых мировоззренческих системах философия всегда является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не может быть завершенного мировоззрения. Именно поэтому принято считать, что философия является теоретической Основой, ядром мировоззрения. Отсюда и вытекает особая роль философии в духовной жизни человека и общества.
Итак, философия выполняет мировоззренческую функцию. Задача философии состоит прежде всего в том, чтобы, говоря словами Гегеля, "постичь то, что есть" и сформировать целостную картину мира и человека в нем. В этом и заключается основная, или "генеральная" функция философского знания в рамках всей его истории. Решая свой основной вопрос, философия вместе с тем вырабатывает важнейшие подходы и ориентации для осмысления иных мировоззренческих вопросов.