Большие расходы на восстановление и развитие промышленности, тяжелое положение в сельском хозяйстве не позволяли осуществить широкие проекты социального развития. Тем не менее вновь было введено обязательное начальное образование, значительно возросло число высших учебных заведений, техникумов и училищ. Государство и предприятия брали на себя основные расходы по содержанию детей в дошкольных учреждениях. К 1956 г. в стране была полностью восстановлена и расширена сеть курортов, санаториев и домов отдыха, пребывание в которых оплачивали профсоюзы.

Несмотря на размах жилищного строительства, решить задачу обеспечения населения благоустроенным жильем не удалось, поскольку в годы воины лишились крова более 25 млн. человек, а вновь построенные 102,8 млн. кп. м жилья в городе и 2,7 млн. домов в деревне не сняли эту проблему; бывшие тыловые регионы также испытывали нужду в строительстве жилья. В Новосибирске, например, в 1946 г. на одного жителя приходилось 2,3 кв. м жилплощади, при этом общий износ жилого фонда составлял от 30 до 40%. Жилищный кризис усугублялся социальным неравенством в распределении квартир. Неотъемлемой чертой городов послевоенного времени стали бараки и коммуналки.

Негативные явления в области денежного обращения были приостановлены реформой 1947 г., одновременно отменялась карточная система и устанавливались единые государственные цены, превышающие довоенные в 3 раза. Основная масса низкооплачиваемых рабочих и служащих после отмены карточной системы смогла приобретать товаров ненамного больше, чем раньше. Доходы трудящихся реально уменьшались из-за ежегодных займов (государственный долг того периода составил 20 млрд. руб.): так, подписывались на облигации, как правило, на сумму месячного оклада.

Трудности послевоенных лет не затрагивали лишь высшие и средние слои партийно-государственного аппарата, узкий слой деятелей науки и культуры.