5.1. Понятие "общество": сущность и содержание

5.2. Социальные системы

Вряд ли можно найти в системе социологического знания более дебатируемую проблему. И это не случайно, поскольку от того, как мы понимаем общество, каким конкретным содержанием наполняем эту категорию, зависит построение социологической теории как самостоятельной науки. Именно от ответа на вопрос о том, что такое общество, какова его роль в жизни людей, зависят различия основных парадигм и направлений в социологической науке.

Приступая к изучению темы, можно использовать учебник "Социология" под редакцией академика Г.В.Осипова. – М.: Наука, 1995., учебное пособие "Социология" /Под ред. Э.В.Тадевосяна. – М., 1998, Радугин А.А, Радугин К.А. Социология. Курс лекций по социологии – М., 1999 и другие источники.

5.1. Понятие "общество": сущность и содержание

Утверждение многих исследователей о том, что вся история социологи есть поиск научных подходов и методов построения теории общества, отражающий действительные реалии социальной жизни, не является преувеличением. При этом основная характеристика – многообразие подходов к интерпретации дефиниции "общество". Своеобразный обзор различных решений этой задачи содержится в учебнике Социология под ред. акад. Г.В. Осипова (59).

В самом широком смысле общество можно представить как совокупность людей. Чтобы общество могло быть, – подчеркивал П.А.Сорокин, – нужно, по меньшей мере, двое людей, и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления.

К.Маркс определял общество как продукт взаимодействия людей.

Одним из первых социологов после О.Конта, попытавшихся дать определение общества как некой особой реальности, был Э.Дюркгейм. Он утверждал, что современное общество, основанное на экстенсивном разделении труда, не может быть понято как собрание воль изолированных индивидов, собрание договоров, основанное на личном интересе. Оно представляет органическое единство.

Заметим, что общество, как некое "органическое единство" индивидов, признается практически всеми авторами. Вопрос заключается в том, чем обеспечено это единство? Именно в поиске ответа на этот вопрос "мечутся стрелы и ломаются копья". Так, например, "атомистическая теория" (Дж. Левис) общество представляет как "паутину" межличностных чувств и установок, в центре которой – каждый данный человек, связанный прямо с немногими другими, и косвенно – со всем миром. Крайним выражением этой точки зрения была концепция Г.Зиммеля, утверждавшая, что общество вообще представляет взаимодействие индивидов, которое складывается всегда вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита, или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество других мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против другого, к сочетанию и согласию внутренних состояний, т.е., к оказанию воздействия и, в свою очередь, их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей, побудительных импульсов и целей образуется единство – общество.

Своеобразной модификацией атомистских взглядов является "сетевая" концепция, сформулированная Р.Бергом. В центре ее – действующие индивиды, принимающие решения изолированно друг от друга. Сторонники этой теории в центр внимания ставят личностные атрибуты действующих индивидов, рассматривая их как основные интеграторы, выражающие сущностную характеристику общества.

Американский социолог Т.Парсонс определяет общество "как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы" (48, С. 20).

Таким образом, очевидно, что во всех приведенных определениях общество рассматривается как некая целостность, которую обеспечивают внутренние связи, зависимости и взаимодействия элементов, ее составляющих, т.е. общество предстает перед нами в виде системы.

Значительное место в современных интерпретациях занимают теории социальных групп. По мнению Г.В.Осипова, авторы, по существу, отождествляют понятие "общество" с понятием "человечество"

В этой связи учебник под редакцией Г.В.Осипова предлагает свое определение общества "как определившуюся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивую систему социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемых силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающуюся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ" (59, С. 81).

5.2. Социальные системы

Вопрос о системном характере общества является если не центральной то, во всяком случае, одной из центральных проблем социологической теории. Рассмотрение его необходимо начать с уяснения понятия "система". Советский энциклопедический словарь определяет систему как нечто целое, составленное из частей, т.е. множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Социологический энциклопедический словарь, изданный в 1998 году в Москве, под системой понимает упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой, и образующих некое целостное единство.

Мы живем в многообразном мире систем: неорганических и органических, простых и сложных, открытых и закрытых, физических и абстрактных. В этом мире особое место занимают самые сложные и противоречивые живые материальные системы, которые принято называть социальными. Они охватывают все уровни организации общества: от семьи до человечества. Разобраться в этой сложной теме помогут учебники: Г.В.Осипова.(59, С. 88 – 98); А.А Радугина, К.А. Радугина (53, С. 38 – 44); А.И.Кравченко (37, С. 56 – 93) и другие источники.

А.А.Радугин и К.А.Радугин определяют социальную систему как целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности: социальной группы, социального института, социальной организации, т.е. фактурной основой социальной системы всегда является некое объединение индивидов.

Социальные общности всегда целерациональны, поскольку в основе их формирования и развития лежат либо определенные потребности, либо условия и способы их удовлетворения. Это обстоятельство обусловливает ряд особенностей социальных систем. Во-первых, каждый элемент социальной системы – достаточно сложное образование, в определенном смысле – своеобразная система со своими специфическими внутриэлементными связями и взаимодействиями. Эти обстоятельства отражают два понятия: подсистема и субкультура. Первое подчеркивает сложность, структурное многообразие элементов социального образования; второе отражает своеобразие, уникальность регуляторов внутриэлементного взаимодействия, специфику ценностей соответствующих социальных субъектов.

Во-вторых, сложная иерархия социальных систем и элементов их составляющих обусловила необходимость использования понятия "социетальная система". Этот термин употребляется не только для обозначения сообщества людей в рамках территориально-государственного устройства, но и мирового сообщества. При этом важнейшими элементами социетальной системы будут выступать политические, экономические, социальные и другие институты, каждый из которых является относительно самостоятельной системой со своими строго очерченными функциями.

В-третьих, сущностной характеристикой социальных систем является взаимодействие элементов, осуществляемое на основе меж- и внутриэлементных связей. Под социальной связью понимается набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения определенных целей. Социальные связи устанавливаются объективно и диктуются социальными условиями, в которых живут и действуют люди.

Системное изучение и объяснение общества осуществляется с различных методологических позиций. В лекциях по социологии А.А.Радугина и К.А.Радугина приведено три основных, наиболее распространенных подхода.

    1. Детерминистский. Он наиболее характерен марксистскому направлению в социологии, при котором общество как целостная система есть совокупность следующих структур (подсистем): экономической, политической, социальной и идеологической. Каждая из них находится в причинно-следственных связях и зависимостях от других. При этом основным детерминантом является экономическая подсистема, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. Обратите внимание на недопустимость упрощенного толкования марксового подхода к объяснению социальной системы.
    2. Функционализм. Основные положения этого подхода были в свое время сформулированы Гербертом Спенсером.

Во-первых, общество есть целостный организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

Во-вторых, каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

В-третьих, функции частей общества определяются соответствующими социальными потребностями, и направлены на их удовлетворение.

В-четвертых, нарушение функций одной из частей усложняет функционирование остальных.

В-пятых, общество сохраняет стабильность только тогда, когда в ней постоянно осуществляется социальный контроль со стороны политического управления, органов правопорядка, религиозных институтов и моральных норм.

Развитие функционалистского направления в дальнейшем было осуществлено Р.Мертоном и Т.Парсонсом.

  1. Индивидуализм. На основе методологии индивидуализма социальная система выстраивается как совокупность деятельности социального субъекта. Этот теоретический подход был предложен рядом американских социологов и получил название "символический интеракционизм". Термин был введен в научный оборот Гербертом Блумером, и опирается на три основных суждения.
    1. Люди поступают с вещами на основе тех значений, которые имеют для них эти вещи.
    2. Значения возникают вне социальной интеракции (взаимодействия).
    3. Социальная деятельность вытекает из "всеобщего удовлетворения индивидуальных линий деятельности".

На этой основе социальные системы описываются следующими элементами и связями:

  1. действующий субъект (личность или группа);
  2. вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения;
  3. преследованием какой-либо цели через действия;
  4. манипулирование ресурсами для достижения цели;
  5. более или менее четко обозначенное поведение.

Г.В.Осипов предлагает иную классификацию социальных систем. В ее основе – различные виды связей: личностные, социально-групповые, организационные, институциональные и социетальные. Социальными объектами, соответствующими этим видам связей, выступают индивид, точнее – его сознание и действие, социальная группа, социальная организация, социальный институт и общество. Таким образом, общества могут быть представлены в следующих пяти аспектах: во-первых, как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; во-вторых, как социальное взаимодействие и образование социальных групп; в-третьих, как групповое взаимодействие, в основе которого лежит то или иное общее обстоятельство; в-четвертых, как иерархия социальных позиций, т.е. статусов, и социальных ролей, которые они выполняют на основе данных социальных позиций; в-пятых, как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание деятельности, поведения элементов социальной системы.