10.1. Организационно-производственная структура ЭТУС

10.2. Организационно-производственная структура территориального центра магистральных связей (ТЦМС) и технического узла магистральных связей (ТУМС)

10.3. Показатели производственно-хозяйственной деятельности ТУМС и ЭТУС

Техническая эксплуатация кабельных, РРЛ, спутниковых и воздушных линий первичной сети осуществляется специально организованными предприятиями и их структурными подразделениями.

Общее руководство технической эксплуатацией осуществляет ОАО “Ростелеком”. Техническое обслуживание магистральных воздушных линий и всех внутризоновых линий связи (кабельных, РРЛ, воздушных) осуществляет эксплуатационно-технический узел связи (ЭТУС) и его структурные подразделения.

ЭТУС подчиняются ОАО “Электросвязь”, а оно, в свою очередь, подчиняется ОАО “Связьинвест”. Техническое обслуживание всех видов линейных и станционных сооружений магистральных кабельных и РРЛ линий осуществляют территориальные центры магистральной связи (ТЦМС) через свои структурные подразделения. ТЦМС входят в состав ОАО “Ростелеком” (рисунок 10.1).

Рисунок 10.1. Структура отрасли связи

Рисунок 10.1. Структура отрасли связи

Основными задачами ТЦМС и ЭТУС являются:

  • обеспечение бесперебойного действия трактов и каналов связи, организованных на линиях связи;
  • проведение планово-предупредительного ремонта (ППР) по всем сооружениям линий связи и стационарного оборудования.

ППР представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий предупредительного характера, направленных на возмещение износа основных фондов, на повышение надежности и устойчивости сооружений связи, на поддержание их качественных характеристик (и восстановление).

ППР предусматривает текущее обслуживание, текущий и капитальный ремонт:

  • контроль за соблюдением правил охраны линий связи сторонними организациями при их строительных работах;
  • финансирование подчиненных кабельных, РРЛ и линейных участков;
  • ведение установленной документации и учет работы линий связи и станционного оборудования.

10.1. Организационно-производственная структура ЭТУС

ЭТУС (рисунок 10.2) занимается техническим обслуживанием, развитием средств связи, текущим и капитальным ремонтом линейных сооружений всех видов связи, находящихся на его балансе. ЭТУС создается в областях, краях, автономных республиках.

Рисунок 10.2. Организационно-производственная структура ЭТУС

Рисунок 10.2. Организационно-производственная структура ЭТУС

Техническое обслуживание воздушных и кабельных линий междугородной связи осуществляют линейно-технические цеха (ЛТЦ), линейные участки (ЛУ) и кабельные участки (КУ).

ЛУ подразделяются на участки электромонтеров (М). Участковые электромонтеры обслуживают магистральные внутриобластные ВЛС, кабельные вводы и вставки, а также воздушные провода СТС, если они подвешены на опорах междугородных линий связи. Протяженность участка определяется с учетом количества проводов и сложности трассы.

Работы по текущему ремонту проводятся дополнительным штатом электромонтеров.

Для выполнения работ по развитию и капитальному ремонту создана группа развития. Для обслуживания магистральных ВЛС в высокогорных районах организуются ремонтно-восстановительные бригады (РВБ), КУ создаются для обслуживания внутризоновых кабельных линий, включая обслуживание кабельных ящиков, шкафов и устройств защиты. КУ делятся на участки электромонтеров. При КУ имеется штат кабельщиков-спайщиков.

Техническое обслуживание ВЛС состоит из текущего и капитального ремонта.

Текущий ремонт включает в себя: профилактические обходы, измерения и устранения повреждений. Профилактические осмотры проводятся по плану, составленному начальником ЛУ. Периодичность осмотра зависит от характера трассы. Ежегодный текущий ремонт электромонтеры выполняют по нарядам начальника ЛУ. К текущему ремонту относится: чистка и замена изоляторов, регулировка проводов, частичная сварка проводов, замена вставок, частичная замена опор – до 25%. Трудоемкие работы электромонтер выполняет с привлечением штатных рабочих.

К капитальному ремонту относятся работы по восстановлению пришедших в неудовлетворительное состояние сооружений до состояния, отвечающего техническим требованиям, замена более 25% опор, проводов, переустройство скрещивания цепей, сплошная регулировка проводов.

Текущее обслуживание организуется способом индивидуальных монтерских участков и централизованным способом обслуживания.

Индивидуальный метод обслуживания имеет ряд недостатков: большие затраты труда (60% рабочего времени - передвижение по участку, труд электромонтеров, работающих в одиночку механизировать сложно). Этот метод распространен при небольшом объеме линий связи.

Более рациональным является централизованный способ обслуживания. Он позволяет быстрее устранять повреждения, повышает производительность труда работников. Этот метод требует необходимого количества транспортных средств, а также организации аварийно-диспетчерской службы, которая осуществляет оперативное руководство и контроль над устранением повреждений, за выполнение планов по текущему и капитальному ремонту, по развитию. Аварийно-диспетчерская служба работает круглосуточно. Устранением повреждений и аварий занимается ремонтно-восстановительная бригада (РВБ).

10.2. Организационно-производственная структура территориального центра магистральных связей (ТЦМС) и технического узла магистральных связей (ТУМС)

ТЦМС (рисунок 10.3) обслуживает магистральную первичную сеть общей протяженностью от трех до трех с половиной тысяч км.

Рисунок 10.3. Организационно-производственная структура территориального центра магистральных связей (ТЦМС) и технического узла магистральных связей (ТУМС)

Рисунок 10.3. Организационно-производственная структура территориального центра магистральных связей (ТЦМС) и технического узла магистральных связей (ТУМС)

Производственная лаборатория ТЦМС занимается анализом повреждений на сети и на основе анализа дает предложения по совершенствованию обслуживания магистральной сети.

Группа ремонта измерительных приборов занимается устранением повреждений измерительных приборов, поступающих из подчиненных ТУМСов.

Группа технической документации ведет всю документацию, связанную с определением места повреждения магистрали, а также готовит документацию по развитию сети.

Мастерские занимаются ремонтом транспортных средств, ТУМС обслуживает кабельную магистраль протяженностью от пятисот до семисот км.

Основное подразделение ТУМС - кабельный участок (КУ) обслуживает магистраль 120 – 210 км.

Усилительный пункт (УП) - занимается обслуживанием переприемного оборудования систем передачи.

РРЛ – переприемная радиорелейная станция входит в состав ТУМС в случае организации магистралей с помощью РРЛ.

РВБ - ремонтно-восстановительная бригада организуется при централизованном методе обслуживания.

Группа измерений – занимается измерением параметров каналов и линейных сооружений представляет результаты измерений в производственную лабораторию ТЦМС.

Группа фиксации занимается разъяснительной работой среди населения и организаций о важности кабельной магистрали, выдает разрешения на строительство вблизи магистрали.

Основным производственным подразделением ТУМС и ЭТУС, осуществляющим техническую эксплуатацию кабельных линий связи является кабельный участок (КУ). КУ может быть объединенным с обслуживаемым усилительным пунктом (ОУП) и может быть выделенным.

В зависимости от объема работ и периодичности эксплуатационно-техническое обслуживание кабельных линий связи подразделяется на текущее и планово-профилактическое.

Текущий ремонт КЛС осуществляет эксплуатационно-технический персонал КУ. Капитальный ремонт осуществляет РВБ с привлечением работников КУ, В зависимости от условия прохождения трассы на КУ может применяться централизованный, децентрализованный и комбинированный методы обслуживания.

При централизованном методе штат кабельщиков-спайщиков и электромонтеров находится в КУ. На КУ организуются бригады:

  • для проведения охранно-разъяснительной работы и текущего обслуживания;
  • для планово-предупредительного ремонта.

Децентрализованный метод применяется, когда невозможен моторизированный осмотр трассы из-за отсутствия дорог или транспорта.

С целью контроля за техническим состоянием на междугородных кабельных ЛС применяются устройства автоматического контроля, которые позволяет получать сигналы о недопустимых отклонениях электрических параметров от нормы и своевременно предотвращать аварии. Автоматический контроль подразделяется на непосредственный (за понижением сопротивления изоляции) и косвенный (за устройствами, содержащими кабель под давлением, устройствами АРУ, телеконтроля и т.д.)

Режим эксплуатации РРЛ станций может быть 2-х видов:

  • на РРЛ обеспечивается только передача программ ТВ, оборудование включается на период передачи по расписанию;
  • на РРЛ, предназначенных для передачи ТВ и многоканальной ТФ связи оборудование работает круглосуточно.

Техническое обслуживание включает: проверку основного и резервного оборудования перед началом работы, наблюдение за состоянием и режимом работы оборудования и стволов, проведение профилактических работ. Техническую эксплуатацию мачт, антенн, волноводов выполняет РВЕ и технический персонал станций. Проводится текущий и капитальный ремонт.

10.3 Показатели производственно-хозяйственной деятельности ТУМС и ЭТУС

Показатели работы предприятий связи можно разделить на три основные группы:

  • количественные показатели;
  • качественные показатели;
  • показатели использования оборудования и линейных сооружений.

Основным количественным показателем является объем услуг, предоставленных потребителю. Объём услуг ТУМС и ЭТУС определяется на основе линейных сооружений и цен на год обслуживания этих сооружений. В номенклатуру объема услуг этих предприятий входят натуральные показатели, измеряемые в км кабеля, км провода, кан-км, стволо-км.

Так как ТУМС и ЭТУС не имеют расчетов с клиентурой, то доходы от основной деятельности отсутствуют и их эксплуатационная деятельность осуществляется за счет доходов, полученных ОАО “Электросвязь”.

Качество работы ТУМС и ЭТУС оценивается следующими показателями:

  • количеством повреждений по воздушным линиям на 100 км цепей;
  • количеством повреждений по кабельным линиям связи на 100 км линии и средней продолжительностью повреждения;
  • продолжительностью перерывов действия стволов РРЛ, продолжительностью простоев на 1000 км телефонных каналов в кан-часах.

Показатели использования оборудования и линейных сооружений определяются отдельно для магистральной первичной сети и зоновых первичных сетей. Показатель, характеризующий степень использования физических цепей:


где Q – объем продукции;
Lф – общая протяженность физических цепей, км-пар.

Показатель использования линейных сооружений (степень уплотнения физических цепей):


где Lk - протяженность линейных сооружений в кан-км.