Книжный блок вложить в переплёт, примерить (канты переплётных крышек должны одинаково выступать за пределы блока со всех трёх сторон, а корешок - плотно прилегать к корешковой части блока), после чего переплётные крышки положить на мягкую подстилку лицевой стороной вниз и косточкой придать отставу закруглённую форму (эту операцию можно выполнить, изгибая корешок на ребре крышки стола). Затем надо смазать клеем на переплёте места между отставом и сторонками (т.е. расстав), нанести узкие полоски клея на прикорешковые части блока и вставить блок в крышки так, чтобы между корешковой частью блока и отставом образовался зазор около 1 мм. Убедившись, что канты переплёта равномерно выступают за пределы блока, нанести рубчик (для этого косточкой делают небольшую канавку вдоль корешка в месте, где находится расстав) и зажать книгу в тисках; можно также воспользоваться специальными зажимными досками (рис. 18). Через несколько минут раскрывают распрессо- ванный блок и, если книга по сгибу форзаца раскрывается без натяга, приступают к приклеиванию форзацев. Если же форзац натягивается, то во избежание его разрыва следует расклеить и заново приклеить корешковые части переплёта и блока, сместив крышки так, чтобы рубчик вместе со сгибом форзаца создавал гибкий шарнир. Переплётные крышки с блоком помещают передним обрезом к себе и, откинув верхнюю крышку, промазывают внешнюю сторону форзаца клеем, предварительно вложив в сгиб форзаца лист вощёной бумаги большого формата или полиэтиленовую плёнку, чтобы не испачкать клеем блок (рис. 19). Затем прикрывают крышку, прижимают её к листу форзаца, после чего снова открывают и, пригладив форзац косточкой к сторонке, убирают все складки и морщины. Точно так же поступают и со второй сторонкой переплётной крышки, затем запрессовывают книгу для окончательной просушки (рис. 20).

Зажимные доски для формования рубчика

Рис. 18. Зажимные доски для формования рубчика: 1 - отстав; 2 - марля; 3 - рубчик; 4 - тетрадь с форзацем; 5 - картонная сторонка; 6 - покровный материал.

Приклеивание форзаца к переплётной крышке

Рис. 19. Приклеивание форзаца к переплётной крышке.

Сушка книги в прессе

Рис. 20. Сушка книги в прессе.

Для оформления переплёта можно рекомендовать различные способы. Лучше всего воспользоваться типографской обложкой книги (если она сохранилась) и аккуратно наклеить её на сторонки и корешок нового переплёта. Имея определённые навыки в написании шрифтов, можно и самому сделать надпись (автор, заглавие) на переплётах книг подходящими красками при помощи пера и кисти. Шрифтовую надпись на лицевую сторону переплёта наносят, как правило, после того, как книга просохла, в то время как на корешок это лучше сделать сразу после просушки переплётной крышки. Для выполнения надписи обычно пользуются имеющимися в продаже шрифтовыми трафаретами различных размеров, однако при этом необходимо учитывать возможность взаимодействия материала трафарета с компонентами красок. Надёжнее всего сделать трафарет с определённым текстом из полоски бумвинила и приклеить его резиновым клеем на то место, где желательно разместить надпись. Описанный способ позволяет делать одинаковые надписи на однотипных томах (например, на годовых комплектах журналов) и предохранит переплёт от возможных затёков краски под трафарет. После снятия трафарета с переплёта остатки резинового клея легко удаляются резинкой для стирания карандаша.

Для высококачественного и быстрого оформления надписей на переплётах книг можно воспользоваться и «моментальным шрифтом», выпускаемым на листах полупрозрачного материала и представляющим собой своего рода переводные картинки (в данном случае литеры). Литеры поочерёдно прикладывают к поверхности переплётной крышки и продавливают твёрдым штифтом, переводя таким образом с плёнки, на которой они укреплены, на поверхность переплётного материала. Нанесённую «моментальным шрифтом» надпись желательно зафиксировать, покрыв её бесцветным лаком с помощью пульверизатора или тампона из поролона. Такая надпись хорошо держится на ватмане, ткани, натуральной коже, кожзаменителе и др. материалах в течение нескольких лет.

Для получения золотого или серебряного тиснения в домашних условиях можно рекомендовать т.н. бесштампо- вый способ «горячего письма» с использованием отходов переплётной фольги. Тиснение выполняют прибором для выжигания по дереву. Так как процесс переноса красочного слоя фольги на переплётный материал требует температуры 100...140°С, а термоперо (условное название рабочего элемента электровыжигательного прибора) нагревается до более высокой температуры, электро- выжигатель следует включать в сеть через трансформатор, понижающий напряжение сети вдвое, а ручку регулятора нагрева прибора выводить в положение, соответствующее минимальной температуре термопера. Подготовив прибор, фольгу кладут на переплётный материал и равномерно проводят по ней нагретым термопером (степень нажима термопера определяется опытным путём). Чтобы облегчить изготовление оттиска, необходимую надпись (рисунок) предварительно делают на кальке, затем кальку накладывают на фольгу и уже через неё наносят на переплётный материал соответствующее изображение.

При помощи термопера можно также отреставрировать осыпавшуюся или потемневшую надпись на переплёте книги, предварительно скопировав её на кальку. Один край кальки закрепляется липкой лентой на переплёте книги, а под неё с незакреплённого края подкладывается переплётная фольга. По скопированной надписи позолоту переносят непосредственно на места, подлежащие реставрации. Для исправления неудачных штрихов и линий кончиком горячего термопера прикасаются к соответствующему участку тиснения, добиваясь полного схода краски с поверхности переплётного материала.

Способ приготовления переплётной фольги в домашних условиях. Смесь, состоящую из парафина (или воска) и скипидара, взятых в соотношении 9:1 (по массе), нагревают на водяной бане, тщательно перемешивая, до полного расплавления. Готовую смесь наносят широким мягким флейцем на поверхность подложки, в качестве которой обычно используется чертёжная калька, присыпают смесь «бронзовой» или «серебряной» пудрой (может быть приобретена в хозяйственных магазинах), после чего подложку слегка подогревают, чтобы пудра пристала к вощёной поверхности. Убедившись, что покрытие пудрой не имеет просветов (в противном случае припудривание следует повторить), прикатывают резиновым валиком верхний слой и удаляют избыток пудры кистью - красящий слой готов. Затем создают клеевой слой. Для этого поверх красящего слоя наносят из пульверизатора слой лака для волос (он вполне заменяет шеллак, который обычно рекомендуют в пособиях по переплётному делу). Приготовленная таким способом «фольга» даёт практически те же результаты, что и переплётная фольга фабричного производства.