5.2.1. Принципы и методы
Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией – учением о знании. Как одна из философских дисциплин она имеет свою специфику. Гносеология, теория познания – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин "гносеология" введен в философию недавно (1854 г.) шотландским философом Дж. Фулером. Гносеология как часть философии изучает сегодня всеобщее в познании, т.е. то, что не определяется видом деятельности. Наряду с познавательными сторонами субъектно-объектных отношений предметом гносеологии могут выступать: специфика научного познания, обыденного повседневного знания, вненаучных видов познавательной деятельности человека и др.
Основными категориями и понятиями гносеологии являются: познание и практика, субъект и объект познания, материальное и духовное, рациональное и иррациональное, эмпирическое и теоретическое познание, творчество и интуиция, вера, заблуждение, метод, факт, гипотеза, теория, принцип, научные проблемы и др. Впрочем, все эти понятия и категории в гносеологии объединены вокруг категории "истина" как центральной.
Основными гносеологическими принципами являются: принцип познаваемости мира, принцип отражения и принцип, определяющий роль практики. Принцип познаваемости означает признание способности человека получать истинные знания об объекте познания. Принцип отражения указывает, что познание есть процесс отражения в сознании человека объективного мира. Согласно принципу определяющей роли практики, целью познания и критерием истинности знания является практика. Все принципы находятся в диалектической взаимосвязи.
Процесс познания не возможен без объекта и субъекта. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Субъектом в гносеологии выступает социально сформированный человек (группа людей, общество, человечество в целом), который обладает культурой, языком, опытом, знаниями, методологией и методами познавательной деятельности. Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных.
- Материально-технический. Производство средств к жизни, труд, практика.
- Духовный (идеальный). Познавательные отношения субъекта и объекта лишь одни из многих.
В свою очередь, процесс познания и получаемые в результате знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируются и воплощаются в различных своих формах. Типология форм знания остается сложной, а порой и дискуссионной проблемой для разных философских направлений в гносеологии. Обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное знания являются основными его формами. В то же время, нельзя оставить без внимания известную концепцию личностного знания, разработанную М. Полани и его последователями.
В познании важная роль принадлежит методу – своеобразному орудию, с помощью которого познается объект. Главная его функция – организация и регуляция деятельности. Среди методов основными можно назвать: вненаучные и научные, всеобщие, которые разделяются на эмпирические и теоретические.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. Она исходит из существования трех основных групп методов: философских, общенаучных и частнонаучных, специальных. В свою очередь, к философским можно отнести диалектический, феноменологический и герменевтический методы.
Содержание философского метода составляют принципы и требования, которые вытекают из диалектики. Основными общенаучными методами являются наблюдение и эксперимент. Среди специальных методов следует выделять подходы и приемы к какой-либо конкретной науке.
Таковы только некоторые актуальные проблемы теории познания как философской дисциплины, свидетельствующие о многообразии и сложности познания человеком окружающего мира. Сложность и разнообразие подходов еще раз доказывают, что процесс познания историчен. В настоящее время расширение предмета теории познания идет одновременно с обновлением и обогащением ее методологического арсенала: гносеологический анализ и аргументация начинают включать определенным образом переосмысленные результаты и методы специальных наук о познании и сознании – социальных и культурологических.
Итак, основные тезисы диалектико-материалистической гносеологии могут быть сформулированы следующим образом.
- Познание - это своеобразная формa духовного производства, процесс отражения действительности.
- Процесс познания детерминирован социокультурными факторами.
- Теория познания как совокупность знаний о познавательном процессе в его всеобщих характеристиках есть вывод, итог истории познания и всей материальной и духовной культуры в целом.
- Важнейший принцип диалектико-материалистической гносеологии - единство диалектики, логики и теории познания.
- Элементы диалектики (ее законы, категории, принципы),будучи отражением всеобщих законов развития объективного мира, являются всеобщими формами мышления, универсальными регулятивами познавательной деятельности в целом.
- Диалектико-материалистическая теория познания - не замкнутая, а открытая, динамичная, постоянно обновляющаяся система.
5.2.2. Основные категории теории познания
Раскрывая специфику познавательного отношения человека к действительности, необходимо уяснить структуру данного отношения, человек живет в мире, осуществляя постоянный информационный энергетический обмен с ним по схеме: воздействие внешнего мира на человека — восприятие — обработка информации — ориентировка — принятие решения — действие (или бездействие), направленное вовне. Данная схема работает как на рациональном, так и на рефлекторно-бессознательном уровнях. Когда в ней не происходит никаких нарушений, когда все ясно и понятно, тогда осуществляется обычное взаимодействие человека с действительностью. Как только данная схема начинает давать сбои и не позволяет принимать ясные и привычные решения и действовать стандартным образом, возникает неопределенность в отношениях человека с миром. Стремясь устранить неопределенность, человек задается вопросами вроде следующих: "Почему так происходит?", "Какие средства нужны для устранения неопределенности?", "Полезно ли будет это устранение?", "Какие последствия могут наступить?" и т.п.
Описанная ситуация называется познавательной. Она может возникнуть как в повседневной жизни, так и в научной практике. Для ее преодоления выдвигаются гипотезы. Поначалу они не истинны и не ложны. Если гипотеза хорошо объясняет неопределенность и дает возможность ее снять, то входит в круг базисного знания, увеличивает его запас. Гипотеза, таким образом, — необходимый элемент механизма развития знания. Прирост знания осуществляется за счет выдвижения и доказательства гипотез.
Действия человека в познавательной ситуации зависят от условий (познания, которые можно назвать познавательным контекстом, последний включает природно-географические, экономические, материально-технические, социокультурные и теоретические моменты. Возможность и успешность познания во многом определяются также (средствами познания, к которым относятся познавательные способности, данные человеку от природы), и материально-технические средства, созданные человеком. Познавательные способности — это индивидуальные качества человека: ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение. Познавательные способности часто называют источниками познания. Кратко рассмотрим основные понятия.
Ощущения — переработанный в коре головного мозга результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека. Существует достаточно много видов ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Многие свойства предметов внешнего мира воспринимаются в результате взаимодействия нескольких органов чувств, например форма. Между актом воздействия предмета на органы чувств и образом практически не существует временного промежутка или он таков, что им можно пренебречь.
Восприятие — целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает как результат синтеза всех конкретных актов ощущения, отдельных свойств воспринимаемого объекта. Характер восприятия определяется как устройством самого объекта, так и возможностями органов чувств, способностью мозга к синтезу и практическим опытом человека.
Представление — чувственный образ ранее воспринимаемого предмета или образ, вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления. Для получения таких образов необходимы память и воображение. Поэтому представления уже относятся к опосредствованному мышлению и связаны с образованием понятий.
Память — свойство нервной системы, связанное со способностью хранения и воспроизведения информации о прошлом. Качество памяти определяется длительностью хранения информации и адекватностью ее воспроизведения. Основными видами памяти являются чувственно-образная и вербально-рациональная. Существуют также моторный, эмоциональный и аффективный виды памяти.
Воображение — способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Воображение связано с отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием, "забеганием вперед" и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения, очень тесно связанного с интуицией. Особыми видами воображения являются мечтания и сновидения.
Логическое мышление — способность к абстрактному, обобщенному и опосредствованному мышлению в форме понятий, суждений, умозаключений и теорий. Эта способность очень тесно связана с языком, так как любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке. Любое значащее слово языка обобщает и выделяет предметы того класса, о котором идет речь. Слова — заместители предметов мысли в языке.
Интеллект иногда выделяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную разумную деятельность, направленная на постижение сущности предметов познания, первичных принципов.
Интуиция — непосредственное постижение истины при помощи прямого усмотрения. Она не имеет дискурсивного характера, дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства. Интуиция бывает двух типов: рациональная (интеллектуальная) и эмпирическая (чувственная).
Воля — способность к выбору цели и ее достижению. В конкретной познавательной деятельности воля имеет большое значение, носит ценностно-целевой характер. Постоянная постановка проблем и стремление к их решению — двигательный механизм человеческого познания. При этом появляется проблема соответствия волевого поведения принятым моральным принципам и правовым нормам, соотношения его с совестью и долгом, ответственностью исследователя, экспериментатора и вообще ученого, стремящегося дать практические рекомендации для общества. Без учета общечеловеческих ценностей волевое поведение может привести к губительным последствиям.
Талант — данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развить, а можно постепенно утратить.
Многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и пр.