6.1. Информационные процессы в сфере государственного и муниципального управления
6.1. Информационные процессы в сфере государственного и муниципального управления
Обеспечение информационной безопасности в сфере государственного и муниципального управления (ГМУ) основывается на подробном анализе структуры и содержания ГМУ, а также информационных процессов и используемых при управлении технологий.
Государственное (муниципальное) управление - это процесс выполнения комплекса мероприятий, ориентированных на достижение государственных (муниципальных) целей, которые описываются на языке, отображающем желаемые состояния государства, отраслей, регионов и муниципальных образований. Мероприятия при этом должны соответствовать стратегическим целям и тактическим задачам, быть упорядоченными по времени выполнения и составу участников, а также быть обеспеченными необходимыми ресурсами.
Учитывая большое количество и разнообразие управляющих систем в сфере ГМУ, возьмем за основу рассмотрения региональный уровень органов ГМУ (субъекта РФ и его муниципальных образований) и воспользуемся результатами работы.
Систему органов власти и управления составляют:
- законодательный орган государственной (муниципальной) власти субъекта РФ и представительные органы его муниципальных образований;
- исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и органы муниципального управления;
- иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией субъекта РФ.
Законодательный и исполнительный органы государственной власти субъекта РФ, а также органы муниципального управления взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Федерации и в интересах его населения.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ, - во взаимодействии с региональными органами исполнительной власти и управления. Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих министерств и ведомств РФ с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность. Территориальные органы принимают участие в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации, информируют министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах.
Территориальные органы имеют право запрашивать и получать:
- от органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления - необходимую для осуществления своей деятельности информацию;
- от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности - сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач;
- от органов статистики - информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке.
Информационная сфера субъектов РФ и муниципальных образований представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в этой информационной сфере, региональных (муниципальных) информационных систем и сетей связи, включая телекоммуникационные системы, информационные ресурсы и общественные отношения в информационной сфере, правовое регулирование которых Конституцией РФ отнесено к предметам совместного ведения РФ, ее субъектов и муниципальных образований.
По своей природе и целям подавляющее число процессов в сфере ГМУ являются информационными и составляют замкнутый цикл. К этим процессам относятся:
- получение управляющими субъектами информации;
- переработка и анализ полученной информации;
- принятие управленческих решений;
- доведение их до исполнителей;
- контроль исполнения;
- получение информации о результатах управления.
Применительно к сфере ГМУ информационные процессы можно определить как процессы получения, использования или преобразования информации в ходе выполнения органом ГМУ или его должностным лицом нормативно закрепленной за ним функции или задачи.
Типовыми информационными процессами в сфере ГМУ являются:
- ведение документооборота;
- накопление информации;
- анализ информации;
- прогноз и планирование;
- принятие управленческих решений;
- информирование населения.
Перечисленные процессы в работе рассматриваются только в контексте их реализации с помощью компьютерных систем.
Компьютерная система (КС) - это организационно-техническая система, представляющая собой совокупность следующих взаимосвязанных элементов:
- технических средств обработки и передачи данных (средств вычислительной техники и связи);
- методов и алгоритмов обработки в виде соответствующего программного обеспечения;
- информации (массивов, наборов, баз данных) на различных носителях;
- персонала и пользователей системы, объединенных по организационно-структурному, тематическому, технологическому или другим признакам для выполнения автоматизированной обработки информации с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов информационных отношений.
По терминологии в области защиты информации от несанкционированного доступа КС относится к автоматизированным системам.
Основными носителями и средствами передачи информации в КС являются:
- средства хранения информации (магнитные диски, оптические диски, ОЗУ, ПЗУ и т. д.);
- средства отображения информации (терминалы, принтеры, бумажные носители, графопостроители и т. д.);
- средства передачи информации (аппаратура передачи и приема информации, линии связи, модемы и т. д.).
Рассмотрим более подробно типовые информационные процессы в органах ГМУ.
1. Ведение документооборота. Этот процесс осуществляется в целях:
- обеспечения внутреннего цикла движения организационно-распорядительной и другой требуемой в повседневной работе информации;
- взаимодействия с вышестоящими и подчиненными органами;
- реализации установленных нормативными документами функций в отношении юридических и физических лиц.
Ведение документооборота включает следующие операции:
- прием, подготовку, оформление, учет, согласование, рассылку документов;
- организацию и контроль исполнения принимаемых решений.
2. Накопление информации. Этот процесс осуществляется в целях:
- облегчения поиска требуемой информации;
- сохранения циркулирующей информации. Накопление информации включает следующие операции:
- ввод информации в базы данных;
- создание и копирование файлов документов.
3. Анализ информации и на его основе прогноз и планирование. Этот процесс осуществляется в целях:
- подготовки отчетности для вышестоящих органов;
- обеспечения принятия оперативных решений;
- прогнозирования будущих состояний объекта управления;
- планирования дальнейших управленческих действий.
Данный процесс включает следующие операции:
- выборку требуемой информации по признакам из баз данных или электронных архивов;
- систематизацию и агрегирование отобранных данных;
- визуализацию числовой информации;
- выявление закономерностей, тенденций и т. д.;
- формулирование выводов, прогнозов, планов;
- изготовление аналитических и плановых документов.
Уровни агрегирования информационно-аналитических материалов:
- на муниципальном (городском) уровне информация, как правило, агрегируется в масштабе предприятий и районов;
- на региональном уровне - информация агрегируется по отраслям, городам и районам.
4. Принятие управленческих решений. Этот процесс осуществляется в целях:
- выполнения функций и задач управления;
- регулирования состояния (деятельности) объекта управления. Принятие управленческих решений включает следующие операции:
- сопоставление и обобщение полученной информации;
- выбор наиболее приемлемого для конкретной ситуации варианта возможных действий;
- доведение управленческой информации до исполнителей.
5. Информирование населения. Этот процесс осуществляется в целях:
- отчетности о принятых решениях и результатах работы органов ГМУ;
- повышения уровня информированности населения. Он включает следующие операции:
- публикацию материалов в СМИ;
- ведение сайта в Интернете;
- подготовку ответов на запросы и обращения юридических и физических лиц.
Участвующие в информационных процессах субъекты и объекты вступают между собой в различные информационные отношения.
Информационные отношения - это вид общественных отношений, связанных с информационными процессами - процессами сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации с использованием ЭВМ, их систем и сетей.
В качестве субъектов информационных отношений в сфере ГМУ выступают:
- органы ГМУ всех уровней и направлений;
- госслужащие (чиновники, персонал КС);
- юридические лица (коммерческие и общественные организации);
- граждане.
Различные субъекты в процессе информационных отношений могут выступать в качестве:
- источников (поставщиков) информации;
- пользователей (потребителей) информации;
- собственников (владельцев, распорядителей) информации;
- участников процессов обработки и передачи информации.
6.2. Виды информации и информационных ресурсов в сфере ГМУ
С тематической и функциональной точки зрения информация бывает организационно-распорядительной, нормативно-правовой, планово-финансовой, социально-экономической, индикативной и т. д. По уровню агрегирования - первичной, структурированной, статистической, аналитической и др..
По правовому режиму доступа информация может быть открытой и ограниченного доступа.
Документированная информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Конфиденциальная информация - это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.
Персональные данные - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Персональные данные о гражданах, включаемые в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов РФ, информационных ресурсов местного самоуправления, а также получаемые и собираемые негосударственными организациями, отнесены к категории конфиденциальной информации.
В действующей нормативно-правовой базе РФ существует более 30 видов тайн (видов конфиденциальной информации). Между ними подчас имеются противоречия, нестыковки, пересечения, что объективно требует совершенствования законодательства в данной сфере.
Фиксируемая (накапливаемая) каким-либо способом информация образует информационные ресурсы.
Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других ИС).
Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Государственные информационные ресурсы РФ формируются в соответствии со сферами ведения (федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов Федерации; информационные ресурсы субъектов РФ). Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют ресурсы, включающие документированную информацию, отнесенную законом к категории ограниченного доступа.
6.3. Состояние и перспективы информатизации сферы ГМУ
Согласно Закону "Об информации, информатизации и защите информации", информация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
К сожалению, информатизация сферы ГМУ в России происходит в целом весьма хаотично и со значительным отставанием от требований времени. Так, например, по результатам исследований, проведенных в Санкт-Петербурге, уровень эффективности использования информации в системе управления городом характеризуется следующими данными:
- только 10-15 % информации используется для обоснования и принятия решений;
- соотношение между входной и выходной информацией в различных системах управления составляет от 4:1 до 40:1;
- объем дублирующей информации в системах управления достигает 30 % от ее общего объема.
Такому положению дел способствовало отсутствие системной государственной политики в информационной сфере. Тем не менее определенные положительные сдвиги в этом направлении начинают происходить. Так, в начале 2002 г. правительством РФ утверждена федеральная целевая программа "Электронная Россия" на период 2002-2010 гг. Основной целью программы является повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных технологий, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей.
Для достижения целей программы в сфере ГМУ планируется [18]:
На первом этапе:
- проведение полномасштабного аудита всех информационных активов и ресурсов федеральных органов государственной власти, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ;
- будет сформирована система межведомственной координации деятельности органов государственной власти всех уровней в целях развития и массового распространения информационных технологий, разработаны критерии эффективности бюджетных расходов этой области и создан механизм, обеспечивающий их достижение;
- будут созданы предпосылки для законодательного обеспечения прав граждан на доступ к открытой информации государственных органов власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий;
- начнут реализовываться первые пилотные проекты по переходу к электронному документообороту в государственных и муниципальных органах власти, по развитию инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям для органов государственной власти и местного самоуправления.
На втором этапе:
- будут реализованы организационные мероприятия по расширению и развитию проектов по интерактивному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- будут разработаны и приняты изменения и дополнения к действующим нормативным актам, уравнивающие в правах электронную и бумажную форму представления информации в государственные органы и органы местного самоуправления (в частности, в налоговые и статистические органы, органы регистрации имущественных и других прав и т. п.);
- будет в основном сформирована единая телекоммуникационная инфраструктура для органов государственной власти и местного самоуправления;
- будут разработаны меры, регламентирующие права граждан и обязанности государственных и муниципальных учреждений по принятию к рассмотрению заявок, жалоб и других запросов граждан в электронной форме;
- предполагается расширение сферы обязательного для государственных органов применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и общества, позволяющее гражданам реализовать свои конституционные права на получение информации по нормотворческой деятельности, бюджетному процессу, проведению закупок для государственных нужд, процесса управления государственной собственностью и т. д.;
- будут развиваться системы внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота, включая развитие локальных информационных сетей и интранет, в том числе с использованием открытых международных стандартов;
- будет осуществлена разработка и начата реализация мер по оцифровке и ускоренному переводу в открытый доступ всей не запрещенной к открытому распространению, имеющейся у государственных органов информации;
- будут разработаны и введены в действие необходимые поправки в процессуальное законодательство, позволяющие осуществлять ряд процессуальных действий с использованием информационных технологий;
- будет сформирована основная конфигурация "электронного правительства".
На третьем этапе по результатам предыдущих этапов:
- будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота;
- будет реализовываться концепция представительства органов власти в сети Интернет.
Таким образом, при условии выполнения программы компьютерные технологии к концу первого десятилетия XXI в. станут основой повседневной деятельности органов ГМУ, а компьютерные системы - ее главными инструментами.