1.1. Зонирование пространства квартиры
Областью творчества домашнего архитектора-дизайнера является создание интерьера квартиры, т.е. организация внутреннего пространства и благоустройство её комнат, кухни, прихожей и др. помещений. Решая вопросы обустройства квартиры, архитектор-дизайнер должен продумать, какие именно мебель и оборудование понадобятся, где и как их разместить, каковы должны быть их размеры, конструкция, отделка, цвет, как обеспечить достаточную освещённость того или иного помещения и находящихся в нём предметов и т.д. При этом необходимо учитывать бытовой уклад семьи, вкусы и привычки живущих в квартире людей. Необходимые условия комфортабельности интерьера - удобство и красота. К основным принципам и средствам создания интерьера относятся: зонирование пространства квартиры, подбор и расстановка мебели, цветовое решение интерьера, организация естественного и искусственного освещения, озеленение квартиры.
1.1. Зонирование пространства квартиры
Квартира, жилище - психологическое убежище человека, где он может отключиться от шума, повседневной суеты, отойти от стрессовых ситуаций, сосредоточиться и отдохнуть. Хорошо, если каждый член семьи имеет отдельную комнату, могущую стать как бы частью его внутреннего мира. Однако, чаще всего для занятий любимым делом, приходится довольствоваться уголком в общей комнате или спальне. В этом случае важнейший принцип, лежащий в основе создания выразительного интерьера, - зонирование пространства квартиры. Каждому бытовому процессу выделяют в комнатах определённое место - зону (обеденную, для сна и отдыха, рабочую и т.д.), оборудованную соответствующими приборами и мебелью. Разделение квартиры на зоны определяется её архитектурно-планировочным решением и строительным оборудованием: числом и взаиморасположением помещений, их формой и габаритными размерами; местом расположения окон, дверей, радиаторов отопления, кухонной мойки, плиты и т.п. Важно также стремиться обеспечить удобную связь между зонами, отдельными группами и элементами оборудования. Так, обеденную зону в общей комнате рекомендуется разместить ближе к кухне; при выделении места для зоны отдыха необходимо учитывать, где будет установлен телевизор; зону сна желательно изолировать от зоны отдыха и зоны приготовления пищи. В современных типовых проектах жилых домов для зонирования внутреннего пространства квартиры могут быть предусмотрены раздвижные перегородки, позволяющие превратить одну комнату (например, спальную) в две или, наоборот, преобразовать на время семейных торжеств холл и прилегающую к нему гостиную в одну комнату. Часто кухню объединяют со столовой. Индивидуальными средствами зонирования служат разнообразные приёмы меблировки с использованием встроенной, стеллажной и трансформируемой мебели (шкафов-перегородок, кресел-кроватей, секретеров, кроватей, убирающихся в шкаф, и т.д.), умелое использование элементов декора (декоративных тканей, гобеленов, ковров и т.п.).
1.2. Меблировка квартиры
Одним из главных средств, помогающих благоустроить квартиру в соответствии с интересами и образом жизни членов семьи, является мебель. Насколько удачной будет меблировка квартиры, настолько налаженным будет каждодневный быт семьи. Это тем более важно, что мебель - нечасто сменяемый элемент квартиры.
Рис. 1. Способ моделирования интерьера квартиры.
По характеру использования можно выделить три основные группы мебели:
- Мебель для хранения и размещения различных бытовых вещей - гардеробы, посудные, книжные и универсальные шкафы, витрины и т.п., а также комоды, тумбы, секретеры, серванты и полки;
- Мебель для отдыха, сна - кровати, диваны, диваны-кровати, кушетки, тахты, кресла, стулья и др.;
- Мебель для работы и еды - столы (письменные, журнальные, обеденные, сервировочные, туалетные и т.д.), верстаки.
По конструкции различают мебель: неразборную, в которую входят предметы жёсткой (неразборной) конструкции; сборно-разборную, предметы которой можно легко разобрать на части; универсально-сборную и секционную мебель, состоящую из нескольких отдельных, конструктивно законченных мебельных секций, которые можно устанавливать одна на другую, рядом или использовать как самостоятельные предметы; стеллажную мебель, основой которой являются вертикальные несущие стойки-опоры из дерева или металла, обычно ажурные, между которыми укрепляют отдельные мебельные секции, полки, ящики и др. соединительные элементы в разнообразных сочетаниях; встроенную мебель - пристенные шкафы, шкафы-перегородки, встроенные столы, кровати и др. предметы, конструктивно связанные со стенами помещения и крепящиеся к ним; трансформируемую мебель, предметы которой могут менять своё назначение - диваны-кровати, кресла-кровати, кровати, убирающиеся в шкаф или выдвигающиеся одна из-под другой, столы-тумбы с опускаемыми или раскладными крышками, шкафы-секретеры и т.п.
Рис. 2. Вариант планировки типовой однокомнатной квартиры: 1 - встроенный шкаф в передней; 2 - складывающийся обеденный стол; 3 - платяные шкафы; 4 - секционные шкафы; 5 - кресла с журнальным столом; 6 - двухспальная кровать; 7 - обеденный стол; 8 - комплект кухонного оборудования; 9 - совмещённый санузел.
Архитектор-дизайнер должен знать наиболее важные требования, предъявляемые к меблировке различных зон. В зоне сна и индивидуального отдыха ширина свободного пространства около одной из боковых сторон кровати или тахты должна быть не менее 50 см. В зоне занятий важно предусмотреть достаточное пространство около плоскости стола или откинутой рабочей плоскости секретера. Чтобы человек мог удобно сидеть за столом, а также отодвинуть стул при работе стоя или при выходе из-за стола, ширина этого пространства должна быть не менее 75 см. В зоне общесемейного отдыха расстояние между сиденьями дивана или кресел и журнальным столом должно быть не менее 30 см. Позади кресел необходимо оставлять свободное пространство шириной не менее 20 см.
При организации обеденных зон необходимо учитывать, что расстояние между краем стола и стеной или соседней мебелью должно быть достаточным для размещения сидящего человека и удобного выхода из-за стола. Это расстояние зависит от количества стульев в ряду: при одном стуле - не менее 65 см, при двух стульях в ряду - не менее 75 см (для прохода к дальнему стулу), при трёх или более - 80 см. В зонах, где располагаются шкафы, тумбы и т.п. предметы, необходимо перед передней плоскостью шкафов (тумб) предусмотреть свободное пространство, минимальная ширина которого определяется размером полностью открытых дверей (ящиков) плюс свободное пространство около них не менее 30 см. Перед шкафами с раздвижными дверцами ширина такого свободного пространства должна составлять не менее 50 см.
Особое значение имеет тщательный учёт необходимого свободного пространства при организации зоны приготовления пищи. Эти вопросы будут рассмотрены ниже.
Рис. 3. Вариант планировки типовой двухкомнатной квартиры: 1 - секционные шкафы для верхней одежды; 2 - журнальный стол; 3 - диван и кресла; 4 - телевизор; 5 - обеденный стол; 6 - раздвижные перегородки; 7 - комплект кухонного оборудования; 8 - книжные шкафы; 9 - встроенные шкафы; 10 - двухспальная кровать; 11 - туалетный стол; 12 - детская кроватка; 13 - детский шкафчик; 14 - стиральная машина; 15 - раздельный санузел.
Рис. 4. Вариант планировки типовой трёхкомнатной квартиры: 1 - встроенный шкаф; 2 - вешалка с зеркалом; 3 - комплект кухонного оборудования; 4 - обеденный стол; 5 - табурет; 6 - диван; 7 - журнальный стол; 8 - секционные шкафы; 9 - раздвижной обеденный стол; 10 - раздельный санузел; 11 - платяной шкаф; 12 - двухспальная кровать; 13 - туалетный стол; 14 - кровать; 15 - шкаф для постельного белья; 16 - рабочий стол.
Рис. 5. Вариант планировки типовой четырёхкомнатной квартиры: 1 - встроенные шкафы; 2 - раздвижная перегородка; 3 - комплект кухонного оборудования; 4 - обеденный стол; 5 - туалет с умывальником; 6 - раздвижной обеденный стол; 7 - буфет; 8 - секционные шкафы; 9 - журнальный стол; 10 - кресла; 11 - шкафы для книг и журналов; 12 - платяные шкафы; 13 - двухспальная кровать; 14 - туалетный стол; 15 - кровать; 16 - рабочий стол; 17 - книжный шкаф; 18 - совмещённый санузел; 19 - кладовая.
Чтобы понять, каким образом в комнатах расположить соответствующие предметы и группы мебели, полезно вычертить на бумаге в определённом масштабе (например, 1:50) план комнаты или целой квартиры и на плотной бумаге в том же масштабе - отдельно планы всех предметов обстановки (мебели, приборов и т.д.), а затем вырезать план каждого предмета. Передвигая вырезанные заготовки-планы предметов на плане комнаты (квартиры) добиваются наиболее удобного их размещения (рис. 1). Этот приём может быть полезен и при подборе мебели по составу, габаритным размерам перед её покупкой. На рис. 2-5 приведены примеры планов расстановки мебели в типовых одно-, двух-, трёх- и четырёхкомнатной квартирах.
1.3. Цвет в интерьере
Цвет в интерьере служит эффективным средством создания определённой атмосферы в квартире и определённого настроения у людей. Любой цвет ассоциируется в представлении человека с тёплым и холодным, лёгким и тяжёлым, радостным и мрачным и т.д. Например, тёплыми считаются такие цвета, как красный, оранжевый, жёлтый; холодными - голубой, синий и фиолетовый. Из многочисленных исследований психологов, художников, архитекторов сложились определённые характеристики цветов в связи с их эмоциональным воздействием на человека. Такие цвета, как красный и оранжевый, оказывают на человека возбуждающее действие, повышают его работоспособность. Жёлтый цвет вызывает ассоциацию с солнечным светом, способствует хорошему настроению, бодрости. Зелёный цвет успокаивает, не утомляет, голубой и синий - снижают работоспособность, вызывают чувство печали. Фиолетовый и пурпурный цвета снижают интенсивность жизненных процессов, создают настроение некоторого беспокойства. Коричневый цвет - спокойный, сдержанный - выражает устойчивость, тепло, прочность материала, создаёт спокойное уверенное настроение, но в больших количествах действует угнетающе. Чёрный - мрачный, тяжёлый, таинственный, снижает настроение. Серый - унылый, вызывает скуку. Белый - сдержанность, благородство, способствует оптимистическому настроению.
Рис. 6. Диаграмма, поясняющая психологическую характеристику цвета
Светлые и холодные цвета воспринимаются воздушными и лёгкими, тёмные и тёплые - тяжёлыми (рис. 6). Используя эти свойства, можно с помощью цвета влиять на восприятие пространства жилища. Например, небольшие квартиры, окрашенные в светлые, лёгкие, голубовато-серые тона, кажутся более просторными и, наоборот, тёплые тяжёлые цвета, особенно оранжевый и жёлтый, как бы уменьшают пространство помещений. При выборе цвета для окраски того или иного помещения, оклейки обоями и отделки различными цветными материалами необходимо учитывать его ориентацию по сторонам света. Для помещений, окна которых выходят на юг, юго-запад и юго-восток, рекомендуется выбирать холодные или нейтрально-серые цвета; попадающий в такие помещения прямой солнечный свет, взаимодействуя с холодноватым цветом отделки, даёт в результате спокойный тон. Комнаты, обращённые на север, северо-запад и северо-восток, освещаются в основном рассеянным светом неба, более холодным, чем прямой солнечный свет; такие помещения рекомендуется окрашивать в тёплые тона (рис. 7).
Рис. 7. Цветовое решение интерьера в зависимости от ориентации помещений по сторонам света.
Степень воздействия цвета зависит от размеров цветовой поверхности: чем больше площадь цветовой поверхности, тем сильнее её воздействие. Поэтому формируя цвет в интерьере, в первую очередь подбирают основные цвета больших площадей (стен, пола, потолка, крупной мебели), а затем - цвет обивки мягкой мебели (дивана, тахты, кресел). При выборе цвета других предметов полезно следовать простому правилу: чем ярче цвет предмета, тем меньшую площадь он должен занимать. Пестрота в интерьере нежелательна.
1.4. Освещение квартиры
Освещение квартиры складывается из естественного и искусственного. Естественное освещение создаётся прямыми или рассеянными солнечными лучами. Оно зависит от времени суток и года, географической широты местности, состояния атмосферы и т.д., а также от расположения окон, их размеров и др. В помещениях, окна которых выходят на север и частично на запад и восток, попадает лишь рассеянный свет. Для улучшения естественного освещения таких комнат отделку стен и потолка лучше делать светлой. Плохо освещённые помещения не рекомендуется окрашивать в белый цвет - они будут казаться тусклыми и серыми.
Искусственное освещение создаётся электрическими светильниками (люстрами, торшерами, бра и т.д.). Искусственное освещение позволяет изменять освещённость квартиры за счёт переключения светильников, изменения их положения в пространстве, а также за счёт регулирования светового потока источника света по силе и направлению. Умелое использование этих приёмов может стать активным средством создания определённого психологического настроения в любой зоне комнаты.
Различают четыре вида искусственного освещения: общее (центральное), местное, комбинированное и декоративное. Общее освещение служит для освещения помещения в целом, смягчения резких переходов от света к тени; оно как бы объединяет зрительно отдельные функциональные зоны в общую целостную композицию интерьера. Основная задача светильников общего освещения - осветить всё помещение как можно более равномерно, обеспечив при этом такой уровень освещённости, при котором легко различать окружающие предметы и делать домашние работы, не требующие высокой точности.
Местное освещение создают в тех зонах квартиры, где общее освещение недостаточно, например, для таких занятий, как чтение, вышивание, черчение. Местное освещение требует специальных светильников, устанавливаемых в непосредственной близости к письменному столу, креслу, туалетному столику, чертёжной доске и т.п. Уровень освещённости, обеспечиваемый местным освещением, должен соответствовать характеру выполняемой работы. Например, при занятиях за письменным столом освещённость рабочего места должна быть не менее 300 люкс, при вышивании, вязании, шитье - 400 люкс, рисовании, черчении - 500 люкс, мытье посуды, стирке - 200 люкс. При установке местного освещения и выборе светильников следует избегать прямого попадания света в глаза и резких переходов от света к тени в рабочей зоне (рис. 8). И то и другое приводит к быстрому утомлению глаз, а иногда и к серьёзному повреждению зрения.
Рис. 8. Неправильное и правильное расположение источника света при организации освещения: а - обеденной зоны; б— зоны сна; в - рабочей зоны; г- зоны приготовления пищи; д- сантехнической зоны (около умывальника).
Комбинированное освещение достигается не только одновременным использованием светильников общего и местного освещения, но и при помощи светильников комбинированного действия, создающих в пределах какой-либо функциональной зоны необходимое местное и достаточно интенсивное общее освещение. К светильникам комбинированного освещения относятся, например, многоламповые люстры, имеющие две группы ламп. Одна группа обеспечивает местное, другая – общее освещение. Местное создаётся световым потоком, направленным вниз, общее - световым потоком, направленным вверх или рассеянным во всех направлениях. Обе группы можно включать независимо друг от друга.
Главная цель декоративного освещения - привлечь внимание к конкретному предмету, композиции или оранжировке, посредством световых эффектов подчеркнуть их художественные достоинства. Декоративное освещение используют, например, для подсветки аквариума, группы комнатных растений, картин, полок с книгами и т.п. Своеобразный художественный эффект достигается с помощью люминесцентных ламп при скрытом размещении светильников.
Правильное использование освещения позволяет создать наиболее благоприятные условия в каждом помещении квартиры. В относительно больших комнатах наиболее рациональной является система зонального освещения, когда роль светильников ограничена размерами функциональной зоны. Изменяя величину и направление световых потоков, включая в разных сочетаниях светильники, расположенные в различных зонах, и перемещая их в пространстве, можно в значительных пределах изменять условия освещённости при переходе от одного вида деятельности к другому. При этом достаточный уровень освещённости может быть получен за счёт суммарного светового потока зональных светильников. Одним из главных условий правильного освещения является оптимальное соотношение между числом светильников, их суммарной мощностью и площадью помещения (см. табл.).
Рекомендуемая суммарная мощность светильников для помещений различной площади
Площадь помещения, м2 |
Рекомендуемая суммарная мощность светильников, Вт |
Мощность каждого из составных светильников, Вт, в зависимости от их числа |
|||||
1 шт. |
2 шт. |
3 шт. |
4 шт. |
5 шт. |
6 шт. |
||
до 5 |
75 |
75 |
40 |
|
|
|
|
от 5 до 8 |
100 |
100 |
60 |
40 |
|
|
|
от 8 до 10 |
150 |
150 |
80 |
60 |
40 |
|
|
от 10 до 15 |
200 |
200 |
100 |
75 |
60 |
60 |
|
от 15 до 20 |
300 |
300 |
150 |
100 |
80 |
60 |
40 |
от 20 до 30 |
500 |
— |
300 |
200 |
150 |
100 |
80 |
1.5. Комнатные растения как элемент интерьера
Иногда один-единственный цветок, умело оформленный, способен коренным образом преобразить эстетическую атмосферу помещения, оживить его, стать «главным действующим лицом» в убранстве комнаты. В принципе, растения в сосудах можно содержать во всех помещениях; важно, чтобы они служили завершающим штрихом убранства. Естественно, при этом не следует пренебрегать и их специфическими особенностями. Скажем, в прихожей, где нет или мало прямого естественного света, подойдут пучки сухих цветов, причудливо изогнутые ветки. На кухне, где влажность и температура воздуха очень часто бывают завышены, далеко не все виды растений удаётся вырастить - приходится мириться с содержанием растений на наружном подоконнике. В спальне, детской, рабочем помещении можно себе позволить свободный выбор и растить то, что более всего нравится (рис. 9). По общепринятым понятиям, цветы особенно желательны в наиболее представительной комнате - гостиной. Великолепные цветочные композиции можно создать в нише стены, выступе, изломе, используя конструктивные элементы, которые нам предлагает традиционное сборное строительство (колонны, балки, скосы и т.п.). Не всегдаэстетичные для глаза, эти элементы становятся неузнаваемыми и весьма привлекательными, если украсить их ползучими, вьющимися растениями. Можно найти и другие места для комнатных цветов: над проёмом портала, в центре уголка отдыха, на специальной этажерке или жардиньерке.
Цветы играют важную роль и в цветовом решении интерьера. Так, красные и оранжевые цветы придадут теплоту тёмному, сумрачному помещению, а сине-белые смягчат излишне тёплую тональность комнаты. В тёмных углах комнаты прекрасно выглядит большой букет жёлтых цветов, а на солнечном месте освежающе смотрятся лиловые цветы.
Рис. 9. Комнатные растения в интерьере квартиры и их декоративное оформление.
Для декоративного оформления цветочных композиций используются кашпо, керамические сосуды разных форм и расцветок. Удачно выбранное кашпо является активным элементом в интерьере комнат. Ваза должна иметь хорошие пропорции, форму и цвет. Для современного интерьера лучше всего подходят простые формы - цилиндрические, округлые, кубические. Если ваза имеет пёструю расцветку, она не будет хорошим основанием для яркого букета, потому что в этом случае и ваза, и букет композиционно приобретают одинаковое значение, а это неправильно. Низкие вазоны с посаженной в них подстриженной обычной травой или стелющимися покровными растениями - прекрасный декоративный элемент около зоны отдыха. Можно организовать такие вазоны на разных уровнях, используя для них деревянные подставки и расположить всю композицию около окна; подбирая разные сорта трав, осоки, злаков, можно добиться неожиданного эффекта. Вьющиеся растения иногда красиво смотрятся на фоне кирпичной стены. В ряде случаев устраивают в больших ёмкостях целые альпийские горки с использованием мхов, лишайника, камней, помещая между всем этим низкорослые цветы. Тот, у кого хватит терпения, может оборудовать в своём доме уголок с бонсаем. Этот особый японский метод выращивания карликовых деревьев в комнатных условиях настолько своеобразен, что не терпит рядом ничего другого. Фон подойдёт белый или любой одноцветный. При умелом оформлении оригинальный декоративный элемент по своему воздействию сравним с произведением пластического искусства. Экзотические экземпляры, само собой разумеется, нуждаются в особом уходе, постоянном внимании.
1.6. Общая комната (гостиная)
Общая комната (гостиная) занимает в плане квартиры центральное место и, как правило, отличается от остальных помещений большей площадью. В общей комнате собираются члены семьи и проводят сообща свой досуг. Это может быть работа и развлечения, просто отдых и просмотр телевизионных передач, танцы, обеды и многое другое, зависящее от индивидуальных наклонностей семьи. Поэтому функции общей комнаты, в отличие от других помещений квартиры, многообразны. С учётом этого многообразия общая комната разделяется на пространственные зоны - отдыха, обеденная, рабочая, спальная, иногда детская. В композиции интерьера общей комнаты одна из зон становится ведущей.
Зона отдыха используется в основном в вечернее время, и поэтому положение её по отношению к источнику дневного света может быть любым. Однако если представляется возможность организовать в общей комнате эту зону у окна, то это лучшие условия для отдыха, особенно в летнее время. Организация зоны может быть самой разнообразной, но, как правило, центральным её звеном является группировка кресел, дивана и столиков (рис. 10). Размеры зоны определяются исходя из различных комбинаций расстановки мебели и специального оборудования в соответствии с тем многообразием требований, которое возникает при эксплуатации квартиры. В наше время наиболее широко распространённый вид отдыха - это совместный просмотр телепередач, прослушивание музыки. Поэтому группировка кресел, дивана и столиков должна быть приспособлена к положению телевизора или акустической системы. Существенным в организации зоны отдыха является наличие свободного пространства, необходимость которого обусловлена чисто психологическими потребностями. Возможность свободного обзора, свободы движений благоприятно действует на настроение проживающих. Кроме того, зона отдыха может быть местом для игр детей и танцев. Иногда зона отдыха используется в качестве места для сна. Для этого необходимо предусмотреть возле дивана специальную тумбу для постельных принадлежностей, которая одновременно могла бы служить и ночным столиком. Если площадь общей комнаты достаточная, то зона сна отделяется от места отдыха. Лучше всего, когда её удаётся организовать в специальной нише или алькове.
Рис. 10. Зона отдыха в общей комнате.
В спальной зоне общей комнаты целесообразнее использовать вместо обычной кровати диван или кровати, убираемые в шкафы секционной и встроенной мебели. Достоинством убираемых кроватей является то, что днём они освобождают полностью площадь пола. Поэтому шкафы с такими кроватями могут располагаться в любой части комнаты.
Размещение обеденной зоны в плане общей комнаты обусловлено расположением кухни. Обеденный стол следует располагать в непосредственной близости к кухне со свободным доступом для его обслуживания (рис. 11). В современных решениях общей комнаты при наличии в ней нескольких функциональных зон обеденная зона чаще всего примыкает к одной из стен. Чтобы получить правильное представление о площади, занимаемой обеденной зоной, необходимо предусмотреть в плане стол с полностью выдвинутыми из-под него стульями и учесть при этом возможные варианты положения обеденного стола. Кроме обеденного стола и стульев, в обеденной зоне могут быть шкафы и полки для посуды, сервировочный столик. При наличии хорошо оборудованной кухни посуда может храниться в ней; в общей комнате оставляется лишь та, которая может служить элементом декоративного убранства комнаты. Иногда в стене, разделяющей кухню и общую комнату, устраивается проём для подачи блюд из кухни. В этом случае стол ставится вплотную к стене, а плоскость рабочего стола со стороны кухни служит местом для посуды (рис. 12). Если между кухней и комнатой располагается шкафная перегородка, то передаточным окном служит одно из сквозных её отделений.
Рис. 11. Вариант организации обеденной зоны и зоны отдыха в общей комнате.
Рис. 12. Вариант размещения обеденного стола около кухонной стены (общий вид и план).
Рабочая зона в общей комнате организуется только при недостаточной жилой площади. В тех случаях, когда спальни имеются для каждого члена семьи, рабочие зоны предусматриваются в них. В общей комнате рабочая зона, как правило, устраивается перед окном (желательно при этом, чтобы естественный свет падал на стол с левой стороны). Оборудуется рабочая зона специальным столом, откидными устройствами в секционной мебели или отделениями встроенных шкафов. Для работы необходимо предусмотреть стул или рабочее кресло, а также полки или шкафы для книг и различных инструментов.
Возможности выделения необходимой площади под каждую зону в общей комнате и пространственной обособленности зон зависят от размеров комнаты, а также от расположения дверных и оконных проёмов. Большое значение имеют и пропорции помещения. По конфигурации общие комнаты бывают весьма разнообразны - от глубоких, когда окна расположены по узкой стороне, квадратных и близких к квадратным до вытянутых в длину с расположением окон по длинной стороне. Возможные варианты планировки общей комнаты, членения её пространства на функциональные зоны в зависимости от пропорций комнаты и положения в ней дверных и оконных проёмов изображены на рис. 13. Разделение комнаты на зрительно обособленные зоны достигается соответствующей группировкой мебели, использованием раздвижных перегородок и др. элементов; в глубоких комнатах для обеспечения доступа естественного света в дальнюю от окна зону эти элементы должны быть прозрачными, например в виде решётки или полок со сквозными проёмами. Комнаты с нишами или альковом в эксплуатационном отношении очень удобны и пространственно интересны. Применение раздвижных перегородок в этих случаях особенно уместно, так как они создают дополнительные возможности для изменения пространственных характеристик общей комнаты. В квартирах, расположенных в двух уровнях, наличие внутри- квартирной лестницы в общей комнате обогащает её интерьер, придаёт ему дополнительные качества. Ниша под лестницей обычно используется для организации в ней обеденной зоны или зоны отдыха.
Рис. 13. Схемы разделения общей комнаты на функциональные зоны в зависимости от её пропорций: а - глубокие комнаты с окном, расположенным по узкой стороне; б - квадратные комнаты; в - удлинённая комната с окном, расположенным по длинной стороне. 1 - рабочая зона; 2 - обеденная зона; 3 - зона отдыха.
Цветовое решение общей комнаты представляется непростым: с одной стороны, оно должно способствовать созданию каждодневной спокойной, комфортной обстановки, а с другой, например в дни семейных торжеств,- праздничного, приподнятого настроения. Из этого следует прежде всего то, что основные колеры стен необходимо делать светлыми. Рассмотрим более подробно два возможных варианта отделки и цветового решения общей комнаты. Вариант первый: выбрана гамма золотисто-коричневых тонов, создающих мягкую колористическую гармонию, которая наполняет атмосферу комнаты особым уютом, покоем, теплотой (рис. 14). Стены комнаты могут быть окрашены или оклеены обоями мягкого золотистого цвета; в обивке мягкой мебели, коврах, занавесах наиболее под ходящими оттенками будут цвета терракота и коричневого; отдельные небольшие предметы убранства - настенные декоративные панно, диванные подушки, небольшой ковёр - могут иметь контрастные насыщенные тона краснотерракотового или зелёного тонов. Второй вариант: выбрана гамма холодных серо-голубых тонов. В этом случае стены могут быть светло-серого цвета, обивка диванов и кресел - более насыщенного голубого цвета (рис. 15). Занавес можно выбрать в тон обивке мебели, а ковёр положить светлый. Чтобы избежать монотонности и однообразия, для оживления общей композиции в цветах отдельных предметов должны преобладать оттенки кремовых, белых, золотистого или синего цветов.
Рис. 14. Вариант цветового решения общей комнаты в тёплых тонах.
Рис. 15. Вариант цветового решения общей комнаты в холодных тонах.
Для освещения общей комнаты наиболее подходят люстра общего света и различные источники местного света (торшеры, бра, декоративные напольные лампы и т.п.). Освещение локальными источниками света различных уголков общей комнаты в вечернее время создаёт особый уют, так необходимый для психологической разгрузки после рабочего дня.
1.7. Спальные комнаты
Спальные комнаты относятся к главным составным элементам жилища. Они должны удовлетворять личным запросам человека, быть достаточно изолированными от внешнего шума, чтобы отдых, сон и работа могли протекать спокойно.
В современных жилых домах проектируются спальни трёх типов: спальни для супружеской пары; спальни для двух человек одного пола; спальни одноместные (рис. 16). Принятый во многих странах минимальный размер спальни для одного человека - 6 м2. В нашей стране в последнее время установлен средний размер одноместных спален 8...9 м2, что позволяет создать вполне благоприятные пространственные условия как для взрослого члена семьи, так и для ребёнка. На рис. 17 представлен один из вариантов расположения кроватей с тумбочками в спальнях для двух человек. Организация интерьера таких спален связана с определёнными трудностями, так как требуется предоставить каждому место для сна и работы, место для личных вещей, платьев, белья с удобным доступом к шкафам и ящикам. Поэтому площадь спальни для двух человек увеличивается примерно с 8 до 10...12 м2, а число предметов и оборудования удваивается. Разделить спальню на самостоятельные зоны для каждого обитающего в ней не всегда удаётся.
Рис. 16. Вариант организации интерьера спальни на одного человека (общий вид и план).
Рис. 17. Вариант организации интерьера спальни для двух человек одного пола (общий вид и план).
Обычно решение таких спален сводится к созданию общей зоны сна и отдельных мест для работы.
При организации интерьера в спальне родителей надо учитывать возможность установки в ней детской кроватки, причём место для неё должно быть хорошо освещено и легко доступно (рис. 18). Площадь спальни родителей может быть 12 м2 и более.
Рис. 18. Вариант организации интерьера спальни для родителей и ребёнка (общий вид и план).
Оборудование и мебель в спальных комнатах используется в основном для отдыха и сна. В ней размещают кровать, рабочий столик со стулом, прикроватную тумбочку и шкаф для постельного белья и платьев. К оборудованию спальни могут быть добавлены книжные шкафы; в детской спальне не редко организуют уголок для игр и занятий. Вместо кроватей в спальне может быть установлен диван или диван-кровать; в этом случае необходимо предусмотреть приставные тумбы для хранения постельных принадлежностей. Оборудование спален диванами и кушетками характерно для молодёжи. При этом диван может служить местом для сидения, а спальня использоваться для приёма гостей. Лучшим видом шкафного оборудования спален всех типов считаются встроенные шкафы. В системе встроенных шкафов могут найти место секретеры, заменяющие рабочие столы, а также полки для книг и различные ящики.
В основе цветового решения спален как основного места для отдыха лежат обычно зелёные или зеленовато-голубые тона. Зелёные тона способствуют созданию эмоционально спокойной обстановки, но в то же время мало способствуют созданию уюта. Поэтому, решая спальню в зелёных или зеленовато-голубых тонах, рекомендуется сочетать их с контрастными фонами - красноватыми, оранжевыми (например, белый орнамент на красной занавеске). Людям старшего возраста, желающим создать комфортную уютную обстановку в спальне, можно посоветовать сочетание охристо-жёлтых и оранжевых достаточно светлых тонов со светло-коричневыми и красноватыми.
Освещение спален должно быть не очень яркое, интимное. С этой целью лучше использовать бра по обе стороны кровати или торшер. Если присутствует общий свет, то желательно установить светорегулятор. Единственное место, которое должно быть освещено ярким направленным светом, - это поверхность рабочего стола.
При оборудовании детских спален главная задача - высвободить больше места для игр. Помещения детских спален можно сделать достаточно свободными, поскольку детская мебель имеет меньшие размеры, а прикроватные тумбочки совсем не ставятся (рис. 19). Кроме того, в детских спальнях широко используется складывающаяся мебель, кровати в два яруса (рис. 20). Под верхней койкой двухъярусной кровати могут быть устроены шкафчики. Оборудовать детскую комнату можно и откидными кроватями или кроватями, встраиваемыми в мебель.
Рис. 19. Вариант организации интерьера детской комнаты для двоих (общий вид и план).
Рис. 20. Вариант организации интерьера детской комнаты для двоих с использованием двухъярусной кровати (общий вид и план).
Цветовое решение детских спален должно быть ярким и светлым. Тональность - жёлтая, оранжевая, зелёная, голубая; многочисленные оттенки этих цветов и их сочетания. Стены, полы, драпировки и даже мебель перечисленных тонов с добавлением белого создают звучный и в то же время достаточно спокойный эмоциональный настрой.
В последнее время в детских используется большое количество ламп, прикрепляющихся к столам, полкам и т.д. В центре комнаты делается общее освещение, дающее мягкий ровный свет во всём помещении.
1.8. Кухня
Положение кухни в квартире влияет на всю систему пространственных связей в интерьере. В современном жилищном строительстве наметилась тенденция увеличения кухонного пространства от 4,5 м2 до 8...11 м2. В таком пространстве можно наилучшим образом организовать кухню и наряду с традиционным оборудованием разместить в ней телевизор, цветы, книги. Большая кухня может стать местом приятного времяпрепровождения, своеобразным семейным клубом.
При проектировании интерьера кухни основная цель сводится к такой её организации, которая облегчала бы труд хозяйки и сокращала время работ. Основой для этого являются разумная планировка и рациональное оборудование кухни. Минимальный набор кухонного оборудования отражает только одну сторону функциональных процессов в кухне: приготовление пищи, хранение и уборка посуды; в кухне совершаются и многие другие хозяйственные работы, такие, как шитьё, глажение, иногда стирка и т.д.
В зависимости от пропорций, расположения оконных и дверных проёмов в кухне может быть применена одна из трёх схем размещения оборудования.
В кухнях удлинённой формы с окном на узкой стороне наиболее удобно размещать оборудование вдоль одной из длинных стен (рис. 21). Преимущество этой схемы заключается в легко достигаемой функциональной последовательности рабочих операций, удобстве инженерных подводок, рациональной установке оборудования.
Рис. 21. Однорядное расположение оборудования кухни (общий вид и план).
В случаях, когда оконный проём находится на высоте от пола выше 85 см, возможно расположение оборудования в виде буквы Г (рис. 22). Преимущество такого расположения состоит в том, что окно в линии оборудования даёт хорошее освещение рабочих плоскостей. Компактность этого варианта размещения почти во всех случаях позволяет ставить на кухне обеденный стол.
Рис. 22. Угловое (Г-образное) расположение оборудования кухни (общий вид и план).
В широких кухнях (шириной не менее 2,1 м) и в кухнях, близких к квадратным, удобно располагать оборудование в два ряда по двум противоположным сторонам (рис. 23): в одном ряду - рабочий стол, мойка, плита; во втором ряду - шкафы для продуктов и посуды, холодильник, возможно, вторая мойка. Преимущества этой схемы очевидны: короткая рабочая зона (при соответствующей ширине помещения можно пользоваться обеими полосами оборудования одновременно); имеется свободный подход к окну.
Рис. 23. Двухрядное расположение оборудования кухни (общий вид и план).
Хорошие условия для работы в кухне создаются при прямом или боковом естественном освещении, т.е. тогда, когда оборудование с основными рабочими плоскостями располагается перед окном или вдоль стен, примыкающих к нему. Худшим вариантом планировки кухни считают, когда оборудование размещено вдоль стены, противоположной окну.
Рабочие столы, мойка, плита располагаются на одном уровне. Плоскость эта делается непрерывной; между отдельными крышками не должно быть разрывов, что облегчает труд, позволяет быстро и легко передвигать все предметы - тяжёлые, горячие, скользкие. Для стандартного кухонного оборудования отечественного производства высота рабочих поверхностей принята 85 см (исходя из среднего роста женщин и наиболее удобных условий работы стоя), глубина рабочих плоскостей 60 см. Максимальная ширина - 60...80 см; минимальная - 30...40 см - назначается для дополнительных элементов оборудования, которые устанавливаются в общей линии там, где прерывается естественный ход выполняемых операций. Цоколь высотой 5...10 см по всей длине оборудования заглубляется на 4...5 см для удобной постановки ног.
Третья группа кухонной мебели - высокие шкафы для продуктов, посуды и различного инвентаря. Их размеры увязываются с размерами оборудования первых двух групп.
В зоне приёма пищи размещается обеденный стол, стулья, скамейки или табуретки. Размеры обеденного стола зависят от числа людей, обслуживаемых на кухне, и соответствуют размерам, указанным ранее.
Благоприятные условия работы в кухне создаёт гамма мягких тёплых оттенков - светло-жёлтые стены; мебель, облицованная плёнкой под натуральную древесину; светло-коричневые полы и жёлтые с коричневым занавески (рис. 24, 25, 26). Цветовой акцент переносится на декоративную посуду ярких цветов, украшения из дерева и цветной керамики. С применением белого и красного цветов могут решаться скатерть и занавески, кухонная и столовая посуда. Этот приём создаёт приподнятое настроение и праздничную атмосферу.
Рис. 24. Цветовое решение интерьера кухни в зеленоватых тонах.
Рис. 25. Цветовое решение интерьера кухни в бело-красных тонах.
Рис. 26. Фрагмент интерьера кухни, решённой в бело-фасных тонах.
Вторая группа элементов кухонного оборудования - навесные шкафы. Они навешиваются также в виде сплошной линии. Размеры навесных элементов и уровень их расположения обусловлены требованиями удобства пользования.
Искусственное освещение кухни может быть как общим, так и местным (например, плафон над столом). В качестве подсветки рабочей поверхности стола под навесными шкафами устанавливается деревянная панель, за которой могут быть расположены источники света. Всё шире используются люминесцентные лампы.
1.9. Передняя
Оборудование и интерьер передней имеет немаловажное значение, поскольку это помещение «встречает» вошедшего в квартиру, а также является связующим элементом всех других её помещений. В передней, или прихожей, обычно хранят верхнюю одежду, обувь, хозяйственные и спортивные принадлежности, одеваются перед выходом на улицу и раздеваются, войдя в дом.
Мебель передней обычно включает: гардероб для верхней одежды, встроенный хозяйственный шкаф, зеркало, подзеркальную колонку или тумбу, кресло-пуфик, сушилку для обуви. Для того чтобы можно было пронести мебель и кухонное оборудование через переднюю, её ширина, учитывая находящуюся там мебель, должна быть не менее 1,2 м; если имеется поворот для прохода в жилую комнату, то ширина передней должна составлять не менее 1,3 м.
Двери, ведущие из передней в общую комнату, можно сделать широкими остеклёнными, обычными или раздвижными. Это позволит создать впечатление простора и свободы при входе в квартиру. Художественное решение передней в таком случае удаётся тесно увязать с художественным решением общей комнаты. Передняя со встроенными шкафами всегда воспринимается более свободной, чем оборудованная отдельными элементами. Её интерьер при этом приобретает законченность и целостность.
Цветовое решение передней, лишённой, как правило, естественного освещения, представляет собой интересную задачу. В основном передняя окрашивается в интенсивные насыщенные цвета (рис. 27). Активное применение цвета оправдано при недостаточной её освещённости, а кратковременное пребывание в передней не ведёт к зрительному утомлению. Не рекомендуется применять контрастное сочетание цвета стен и мебели в случае малых размеров передней.
Рис. 27. Фрагмент передней, решённой в насыщенных контрастных цветах.
1.10. Санитарный узел
Помещения санитарного узла предназначены для поддержания чистоты и гигиены. Основными приборами, составляющими оборудование санитарного узла, являются ванна, душ, умывальник, унитаз, биде; необходимо также предусмотреть место для стиральной машины, хранения грязного белья. Поскольку основными элементами интерьера санитарного узла является его оборудование, то оно должно быть единым по стилю, цвету и материалу.
При решении интерьера санитарного узла необходимо учитывать, что, с одной стороны, здесь удовлетворяются чисто физиологические потребности человека, а с другой, он служит для улучшения физического и психического самочувствия. Поэтому санитарный узел должен иметь приятный, эстетичный вид.
Наиболее комфортабельной является ванна для выполнения водных процедур в лежачем положении. Полноценная ванна длиной 170 см, а также ванна, укороченная до 150 см, соответствуют этим требованиям. Обычно в целях экономии места возле ванны с заходом над ней в 10 см монтируется умывальник. По фронту умывальник должен быть шириной не менее 60 см и иметь трапециевидную или овальную форму. Вспомогательные умывальники, которые служат только для мытья рук (устанавливаемые в уборной), могут иметь и меньшие размеры. Унитаз обычно устанавливается как можно ближе к стене. Положение биде по отношению к канализационному стояку может быть любым; важно разместить его так, чтобы занять меньше места и чтобы им было удобно пользоваться. Необходимое размещение зон пользования санитарными приборами приведены на рис. 28, 29. При рациональной расстановке указанных приборов удаётся сделать санузел удобным и достаточно просторным (рис. 30).
Рис. 28. Схема оборудования совмещённого санитарного узла: 1 - ванна; 2 - умывальник; 3 - унитаз; 4 - полотенцесушитель; 5 - бумагодержатель; 6 - вешалка трёхрожковая; 7 - крючки-вешалки.
Рис. 29. Схема оборудования раздельного санитарного узла: все обозначения те же, что и на рис. 28.
Рис. 30. Фрагмент санитарного узла.
Пол в санитарном узле лучше всего делать из керамической плитки. Она является идеальным материалом для ванной комнаты, так как не боится влаги. На такой пол хорошо положить махровые половики подходящих цветов и рисунков. На крышку унитаза, бачок можно также укрепить махровые чехлы, что выглядит очень эффектно. Стены в ванной комнате рекомендуется облицевать керамическими плитками на высоту до 1,5м от пола; лучше всего плитки подбирать светлых тонов - голубых, белых, кремовых. Иногда используются плитки чёрного цвета, что даёт своеобразный эффект. Если к этому интерьеру ещё добавить зеркала, расположенные на противоположной от ванны стене, то получается очень красивый вид. Над цоколем, выложенном плитками, стены окрашиваются белой или, в зависимости от цвета плиток, другой водоэмульсионной краской, так как такие стены лучше поглощают влагу. Потолок в ванной комнате можно сделать полностью светящимся. Выполняется это за счёт подвесного потолка, смонтированного из металлических или пластмассовых реек, а между ними укреплённых матовых стёкол или оргстекла. Внутри располагают светильники дневного света, которые и создают эффект светящейся поверхности потолка (рис. 31). Если всё это дополнить яркими пластмассовыми деталями - вешалками для полотенец, полочками, а также устроить систему шкафов, то интерьер во многом будет выигрышным.
Рис. 31. Пример интерьера ванной комнаты со светящимся подвесным потолком.
Стены уборной также облицовывают керамическими плитками до высоты 1,5м (как в ванной) либо до потолка. Плитка для отделки также должна быть светлых тонов или с цветным орнаментом. Лучше, если интерьер ванной комнаты перекликается с интерьером уборной.
1.11. Балкон, лоджия, терраса
Особое место в благоустройстве квартиры занимает оборудование открытых летних помещений. При относительно небольших размерах функции их довольно разнообразны: здесь могут отдыхать взрослые, спать в дневное время дети; здесь же можно выполнять мелкие хозяйственные работы (например, сушить бельё, проветривать зимние вещи); если позволяют условия, то хранить продукты. Большинство балконов и лоджий имеют приспособления для защиты от солнца.
В состав оборудования и мебели для открытых балконов и лоджий могут входить: складные кресла, шезлонги, кресла-кровати и т.п.; откидные складные столы и кресла; кронштейны для сушки белья, шкаф для продуктов, солнцезащитные экраны, откидном стол-верстак и др. (рис. 32, 33). Мебель должна отличаться компактностью, лёгкостью, прочностью. Она должна легко складываться и убираться на зиму. Лучше всего подходит мебель с трубчатым металлическим каркасом, плетёная или решетчатая деревянная мебель с влагостойким покрытием.
Рис. 32. Пример оборудования балкона.
Рис. 33. Оборудование открытой мастерской в лоджии.
Традиционные украшения балконов и лоджий - цветы, вьющиеся растения. Цветы размещают в деревянных или пластмассовых ящиках или отдельных керамических вазах. Ящики шириной 22...25 см и высотой 25 см могут устанавливаться как с внутренней, так и с наружной стороны ограждения; в любом, случае требуется тщательное их крепление.
Лит.: Блашкевич Р.Н., 3вездина Т.И., Интерьер современной квартиры, М., 1988; Лисициан М.В., Новикова Е.Б., Интерьер общественных и жилых зданий, М., 1973; Милосавлевич Р., Азбука современной квартиры, М., 1980; Рудаков В.Н., Сопоцько А.Ю., Наумов B.C., Объемно-планировочные и конструктивные решения сельского жилого дома, М., 1991.