4. Как соотносится морфема с другими единицами языка?
5. Морфема, алломорф, вариант морфемы
7. Продуктивность и регулярность аффиксов
8. Краткая характеристика типов морфем
14. Исторические изменения в структуре слова
16. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования к другим разделам языкознания
17. Словообразование в рыночном мире
19. Мотивирующее и мотивированное слово. Словообразовательный формант
20. Словообразовательное значение
21. Методика выбора производящего слова и составления словообразовательной пары
22. Словообразовательное гнездо
25. Морфологические способы словообразования
1. Общее понятие о морфемике
В современном русском языке существует 2 значения термина морфемика:
- Это совокупность всех морфем языка с учетом их типов и иерархии, то есть движение от простого к сложному, от высшего к низшему.
- Это раздел науки о языке, где изучаются типы и состав морфем (звуковой и буквенный), их значения (грамматические и словообразовательные), их отношения между собой и к слову в целом.
Морфемика является составляющей лингвистикой дисциплины, возникла в 1881 году, благодаря исследованиям основателя Казанской лингвистической школы Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ, а также благодаря трудам Василия Алексеевича Богородицкого, Григория Осиповича Винокура, Елены Андреевны Земской, Владимира Владимировича Лопатина, Михаила Викторовича Панова, Александра Николаевича Тихонова, Игоря Степановича Улуханова и других отечественных ученых.
Морфемика изучает систему минимальных, неделимых единиц языка – морфем, а также морфемную структуру слов и их грамматических разновидностей (словоформ).
Морфемика является составляющей раздела языкознания.
2. Задачи морфемики
- Исследование значений морфем и их функций, закономерностей сочетаемости морфем в составе слова.
- Практическое применение теоретических положений при изучении морфемного анализа слова.
Основные единицы морфемики – морфема, морф.
3. Определение морфемы
Как правило, при знакомстве с языком главное внимание уделяется не только на звуковой состав слова, но в большей степени на морфемную структуру языка, т.е. на кратчайшие единицы, имеющие смысловое значение.
К. Г. Паустовский любил рассказывать любопытную историю о маленьком мальчике, который увидев вывеску «Антилопа», воскликнул: «Я знаю, что такое «анти», но не знаю, что означает «лопа».
Этот случай убедительно показывает, что человек стремится раскрывать смысл неизвестных слов путем их членения, мы сравниваем новые слова с известными и стараемся выделить знакомые смысловые части слова. Это означает, что большая часть слов русского языка в нашем сознании делится на части — морфемы.
Другой пример. Возьмем компьютерный термин архивировать, допустим, его значение нам неизвестно, но мы знаем, что такое архив – 1. учреждение, где хранятся документы прошлого; 2. само собрание хранимых документов. В итоге мы поймем, что архивировать файл — значит перевести его в хранилище, т. е. сохранить.
Вывод: определив значение отдельных частей слова, можно понять значение всего слова. Морфема – это и есть минимальная значимая часть слова.
4. Как соотносится морфема с другими единицами языка?
Морфема – может быть рассмотрена в двух планах, т.е. она обладает и формой, и содержанием.
Форма: состоит иззвуков, к-рые обозначены на письме буквами; она же имеет содержание – указывает на конкретный предмет. Своей двуплановостью морфема отличается от фонемы и слога, которые имеют только форму.
Как правило, морфемное деление слова (подо-ш-л-и) обычно не совпадает с его делением на слоги (по-до-шли).
Возможна синонимия слов и морфем: самый красивый – красивейший; русист – специалист по русскому языку.
Морфема четко отличается от слова и предложения. Вот эти отличия:
1) морфема – минимальная единица, а слово и предложение могут члениться на более мелкие значимые единицы;
2) морфема лишена самостоятельности и существует только в слове; вне слова бывает трудно определить не только значение морфемы, но и ее отнесенность к корням или аффиксам (истец, лучистый, таксист). Слово же выступает как самостоятельный элемент предложения;
3) местоположение морфемы в слове строго фиксировано (лес-ок, а не ок-лес), слово же может перемещаться относительно свободно в пределах предложения;
4) морфема – единица воспроизводимая; говорящий берет их из хранящегося в памяти "инвентаря" языковых единиц, а предложения и некоторые слова (окказиональные и потенциальные – прозаседавшиеся – у В.Маяк., образованщина – Солж.; потенц. слова может создать любой говорящий на русском языке по аналогии с уже имеющимися со словами: суперзвезда – суперуспех, супермашина, суперрыба.
Часто, не задумываясь, мы используем морфемы: сокращенно по месту жительства — бакинец, москвич, итальянец.
5. Морфема, алломорф, вариант морфемы
Морфема – это обобщенная единица, которая имеет разновидности – морфы.
Морф также соотносится с морфемой, как звук с фонемой.
Пример: говорить, говорю — два морфа одной коневой морфемы, в словах купить, покупка, покупочка — три морфа одной суффиксальной морфемы.
Различные морфы, представляющие одну и ту же морфему, называют алломорфами (греч. allos – другой, morphe - форма).
Морфема – это ряд чередующихся алломорфов в строгой позиции. При этом алломорфы одной морфемы должны иметь:
1) тождество значения,
2) близость фонемного состава;
3) не встречаемость в одном морфемном окружении.
Пример: алломорфы люб -, любл- обладают одним значением "чувствовать глубокую привязанность к кому-н, чему-н.", близки по фонемному составу, не встречаются в одном морфемном окружении: алломорф любл- встречается только там, где в истории языка корневой б встречался с фонемой j: люблю, влюбленный, влюбляясь. Замена морфом люб - в этих словах невозможна.
Другой пример: нос и носильщик, здесь морфы не определяются как алломорфы, так как принадлежат к разным морфемам, потому что у морфов нет тождества значения: нос – "часть лица человека", нос" (в слове носильщик) означает перемещать что-либо, взяв в руки.
Слова идут и шли, здесь морфы ид- и ш- имеют тождественное значение передвижения, но не обладают близостью фонемного состава, поэтому нельзя назвать алломорфами, это разные морфемы.
Если рассмотреть окончания существительных в словоформах дверями, дверьми, то здесь морфы тождественны по значению (указывают на существительное в форме множ. числа, творит. падежа), близки по фонемному составу, но встречаются в одной и той же морфемной позиции, в конце одной и той же части слова. Их называют не алломорфами, а вариантами морфемы.
Вывод: алломорфы, и варианты морфем обладают тождеством значения и близостью фонемного состава, но варианты морфем встречаются в одной и той же позиции, а алломорфы – в разных.
6. Типы морфем
В составе слова возможны 6 типов морфем: корень, приставка (префикс), суффикс, окончание (флексия), соединительная гласная (интерфикс), постфикс.
Типы аффиксов различаются по месту в слове.
Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.
Часть слова без окончания называется основой.
Корень – это центральная морфема в слове, несущая основное, лексическое значение. Общая часть родственных слов, называемых однокоренными.
Аффикс (лат. прикрепленный) – морфема, уточняющая и конкретизирующая лексическое значение слова или выполняющая в нем грамматические функции.
Основные отличия корня и аффикса:
1) корень – обязательно присутствует в каждом слове, слов без корней не бывает, аффикс – факультативный: есть слова, не имеющие аффиксов (нет, кино, беж, ау, видео);
2) корень обязательно имеет значение, аффикс может его не иметь (пятилетний, старшеклассник);
3) корни могут находиться в любой части речи (добро, добрый, подобреть); аффиксы же обычно соотносятся со словами определенных частей речи: ениj – суффикс отвлеченных существительных (настроение, достижение, промедление), айш- суффикс прилагательных в форме превосходной степени (высочайший, глубочайший); -ут – глагольное окончание (пишут, машут, несут).
Исключение здесь составляют суффиксы субъективной оценки (дяденька, старенький, скромненько);
4) корней в русском языке значительно больше, чем аффиксов.
Пример: «Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой имеет около 5000 морфем, из них более 4400 корней и около 600 аффиксов);
5) корни пополняются новыми морфемами, новые же аффиксы в языке почти не появляются;
6) в тексте корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксы (Так, во фразе Л. Н. Толстого « Где кончается любовь, там начинается ненависть» – 6 корневых морфем, не менее 10 аффиксов);
7) корневые морфемы длиннее, чем аффиксальные;
8) аффиксы бывают нулевыми (брат, сказал); корни нулевыми не бывают.
Аффиксов разграничиваются на слово образовательные и формообразующие (словоизменительные).
Словообразовательные аффиксы служат для образования новых слов, для формирования их основ (про-жить, жи-тель).
С помощью словоизменительных аффиксов образуются грамматические формы слов (жи-ть, жив-ут).
7. Продуктивность и регулярность аффиксов
При анализе слов русского языка можно заметить, что не все аффиксы в равной степени употребительны: некоторые из них принимают активное участие в словообразовательном процессе, другие не участвуют в словообразовании.
С этой точки зрения аффиксы делятся на продуктивные и непродуктивные.
Продуктивными называются морфемы, которые активно участвуют в словопроизводстве и дают новые слова.
В образовании названий лиц мужского пола насчитывается свыше 50 суффиксов: чий (зодчий), -ак, -як (земляк, рыбак), -ик (историк), -чик /-щик (разведчик, ядерщик), -ок (ездок), -онок, -ёнок (внучонок, поваренок), -ар, -яр (овчар, столЯр), -ёр (боксер), -ир (банкир)… Весь список таких суффиксов можно найти в книге Зиновия Ароновича Потихи «Современное русское словообразование».
Непродуктивными называются аффиксы, при помощи которых в настоящее время не образуются новые слова и формы.
Например: Глашатай, завсегдАтай, соглядАтай, ходАтай – вот, пожалуй, все слова в языке с суффиксом –тай/-атай. То же относится к суффиксам – ев (варево, зарево), -знь (жизнь, боязнь, болезнь), -яш (племяш, кудряш).
Это же самое относится и к формообразующим морфемам: все глаголы в 1 лице ед. числа настоящего времени имеют окончание –у / -ю, и лишь 2 глагола имеют в этой форме окончание –м: дам, ем.
Кроме продуктивности / непродуктивности, аффиксы различаются по регулярности.
Регулярность (лат. regula – закон, правило) – это закономерная повторяемость, воспроизводимость аффикса в составе ряда слов однородной структуры. Они образуют определенный словообразовательный или формообразующий тип.
Нерегулярные аффиксы обладают ограниченной (уникальной) сочетаемостью – только с одним определенным корнем; такие аффиксы называются еще унификсами: -енёк (муженек), -анек (куманек), -авец (красавец, мерзавец), -унок (рисунок), –юх (конюх).
Окончания –умя, -емя, -ьмя встречаются только в числительных двумя, тремя, четырьмя. Приставка ко- есть только в слове закоулок, приставка му- только в слове мусор.
Все нерегулярные аффиксы являются одновременно непродуктивными, но не все регулярные аффиксы являются продуктивными. Например, суффикс –от - (быстрота, чистота, доброта) в СРЯ регулярный, т.е. есть определенная словообразовательная модель: от прилагательного при помощи этого суффикса образуется отвлеченное существительное, но новые слова так не образуются, поэтому суффикс непродуктивный.
8. Краткая характеристика типов морфем
Корень – общая неделимая часть родственных слов, способное присоединять к себе другие морфемы.
Обычно корни состоят из 2 – 6 звуков (бер-у, мечт-ать, погод-а), корни, состоящие из 1 звука редки (ш-ла, его, у-й-ти).
В морфемном разборе корень находится при подборе и сопоставлении родственных слов.
Корни различают свободные и связанные корни, исходя из степени морфемной и семантической самостоятельности.
Свободные корни — выступают самостоятельно, вне сочетания с другими значимыми морфемами. Они сами по себе составляют основу слова: лес, добрый, вчера.
Связанные корни (радиксоиды) — употребляться только в сочетании с другими значимыми морфемами: о-де-ть, на-де-ть, об-у-ть, раз-у-ть, в-до-бав-ок.
Приставка (префикс – лат. прикрепленный спереди) – аффикс, который находится перед корнем и выражает словообразовательное или грамматическое значение.
Приставки в глаголах могут означать определенное действие: В-ходить – вы-ходить — словообразовательное значение.
Писать – на-писать – глаголы обозначают одно действие, но бесприставочный является глаголом несовершенного вида и являются формообразующими.
Обычно приставка находится перед корнем, но может быть и перед другой приставкой: без-раз-мерный, по-на-вы-дергивать, по-при-за-думаться.
Чаще всего приставки бывают простыми (без-/бес-, в-/ во-, о-/ об- / обо-), но могут быть и составными (сложными, производными), образованными в результате сочетания 2 приставок. Таких приставок немного: обез-/обес-, недо-, небез-/небес- (обезводить, обессилеть, небезызвестный, небесполезный, недовыполнить, недобрать).
Перед глаголами приставки обычно играют роль дополнительного смысла: во-гнать, вы-гнать, до-гнать, при-гнать.
При смешанных структурах сложных приставок (недо-, обез-, обес-) с простыми, из сочетания которых они образованы, могут возникнуть трудности.
Пример: недо-глядел – т.е. «не учел, не заметил, проглядел»; Он что-то недо-говаривал – т.е. «скрывал, утаивал».
Отличительной чертой приставки недо- является ее целостный, самостоятельный характер, часто слова с этой приставкой без не- не употребляются: недоучесть, недопонять, недоедание, недооценка, недомолвка, недомыслие, недоразумение. Запомнить!
Сложная приставка небез-/небес- используется для образования прилагательных и обозначает неполноту, слабую степень качества: небезвредный – не совсем вредный, небесполезный – в какой-то мере полезный, небезосновательный – имеющий некоторые основания. Небезызвестный – до некоторой степени известный, не безызвестный – известный, т.к. здесь не полностью отрицает неизвестность.
Суффикс — это аффикс, находящийся перед окончанием и служащий для образования новых слов или их грамматических форм.
Обычно суффикс находится после корня или другого суффикса: гост-и-ть, послед-ова-тель-ница.
Характерные особенности суффиксов:
1. Слияние суффикса с определенным окончанием. В лингвистической литературе суффиксы и флексии часто даются как одно целое: -ние, -ификация,-ство. Такие объединения суффикса и окончания называются формантами.
2. Суффикс обладает способностью вместе с окончанием относить слова к той или иной части речи: -ниц(а) (чернильница, хлебница) – предопределяет отнесенность слова к существительным женского рода. Суффикс –ск(ий) (городской, сельский) – к именам прилагательным, суффикс –ну- - к глаголам I спряжения (толкнуть, крикнуть).
3. Следует отличать суффиксы от приставок, суффиксы присоединяются не к слову в целом, а к основе словоформы: от глагола дружить при помощи суффикса –б- образуется существительное дружба, от сущ-го длина образуется прилагательное длинный.
В русском языке есть суффиксы исконно русские и заимствованные суффиксы.
Суффиксы подразделяются на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные суффиксы изменяют лексическое значение производного слова.
Пример: существительные гардероб, газета имеют значение предметности, а образованные от них при помощи суффикса –чик / -щик газетчик, гардеробщик имеют уже значение лица по отношению к объекту, орудию действия.
В русском языке преимущественно употребляются словообразовательные суффиксы.
В морфемном разборе могут быть следующие трудности:
1. В притяжательных прилагательных типа лисий морфема –ий является суффиксом, а не окончанием, следовательно, в форме лисий нулевое окончание, окончание-буква появляется в таком прилагательном при изменении формы слова: лисья, лисьего. А гласная и является в суффиксе –ий беглой.
2. При одинаковом графическом изображении суффиксов и окончаний: сем-ей-й, голуб-ей. Здесь тоже нужно разбираемую форму сравнивать с другими, и только после этого решать, что перед вами: суффикс или окончание.
3. Трудно бывает отграничить один суффикс от другого (мечтательница, бесчувственность, предшественник): 1) выделить все это как один суффикс, 2) выделить как можно больше суффиксов.
В таких случаях необходимо выстроить словообразовательную цепочку, решить, от чего образовано данное слово, и мотивировать свое решение.
Мечтательница – женщина-мечтатель, можно выделить суффикс –ниц-. Мечтатель – это тот, кто мечтает, можно выделить суффикс –тель. Мечтать – иметь в голове мечты – выделяем суффикс –а-.
Русский язык отличается большим разнообразием суффиксальной системы, что способствует многообразию оттенков значений, тонкости стилистических оттенков. Пример: девочка, девушка, деваха, девчина, девчушка, девчушечка, девонька, девица, девчонка, девчоночка, девчурка, девчурочка.
Есть еще одна особенность суффиксов в русском языке: уменьшительность.
Часто в разговорной речи применяются уменьшительные суффиксы, которые являются проявлением неформального стиля речи.
Например: Скамья – это официальный язык, ярлык в магазине, в торговой ведомости, в юридическом обиходе. Уменьшительное «скамейка» – это обычное, общелитературное и нейтрально разговорное. А дважды уменьшительное «скамеечка» – это подчеркнуто разговорное, знак неформальных, дружеских отношений с собеседником.
Отсюда двойная или даже многократная уменьшительность многих слов и огромный запас суффиксов: к, ик, ок, чик, чек, очк, ечк, ичк, ушк, ишк, ышк, ица, ице... Одно и то же слово может уменьшаться на все лады: комната – комнатка – комнатушка – комнатенка; рука – ручка – рученька – ручонка – ручоночка...
Особый оттенок приобретают уменьшительные суффиксы у прилагательных. Они сглаживают и как бы усредняют те оценочные значения: красивый, добрый, умный, а теперь — с уменьшительными суффиксами: красивенький, добренький, умненький. В уменьшительной форме они начинают звучать несколько снисходительно, похвала умеряется, порой даже переходит в насмешку.
9. Постфикс
Постфикс (лат. прикрепленный) – аффикс, находящийся после окончания в абсолютном конце слова.
В русском языке 5 постфиксов: 2 глагольных (-ся / -сь, -те: бороться, борюсь, учите) и 3 местоименных (-то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-нибудь, чей-либо).
Выше перечисленные аффиксы являются словообразовательными.
Так, постфикс – ся придает глаголам переписываться, ссориться значение взаимности, а местоимения и наречия с постфиксами –то, -либо, -нибудь (кто-то, где-либо, когда-нибудь) имеют значение неопределенности.
Постфикс –ся / -сь выполняет словоизменительную функцию: он используется для образования форм страдательного залога. Например: Рабочие строят дом. – Дом строится рабочими.
Словоизменительный постфикс – те в форме повелительного наклонения глагола выражает грамматическое значение множественного числа: думай - те, запоминай - те.
Постфиксы совмещают в себе признаки приставок и суффиксов. Глаголы остаются глаголами, местоимения – местоимениями (начинать – начинаться, какой – какой-либо).
10. Интерфикс
Этим словом называют связанные между собой, но не тождественные понятия:
- соединительные гласные в составе сложных слов;
- межморфемные прокладки.
Основные соединительные гласные –О-, -Е-, также –И-, -ЕХ-, -УХ-, -У-: сорвиголова, четырехэтажный, двухэтажный, полутень.
Межморфемные прокладки — обеспечивают сочетаемость морфем и чаще находятся на границе корня и суффикса. В морфемном разборе в таком случае можно выделить суффикс –шн-, который является вариантом суффикса –н-, а можно выделить суффикс –н- и интерфикс –ш-.
Например: казанский, саратовский, орловский, горьковский.
11. Окончание
Окончание (флексия – лат. сгибание, переход) – изменяемая часть словоформы, служащая для выражения грамматического значения и указывающая на синтаксические отношения слов в предложении.
Окончание занимает в слове конечную позицию, исключение касается только неопределенных местоимений, возвратных глаголов и сложных числительных (кому-нибудь, возвращаюсь, тремястами).
Окончание служит для выражения значения рода, числа, падежа или лица. Например: в словоформе страна –а выражает значение ж.р., ед.ч., им.п.; веселого -ого – значение м., ср. р., ед. ч., р. п.; смотрим –им – значение мн.ч., 1 лица, т.е. окончание имеет комплексный характер.
В некоторых случаях окончание является еще и словообразовательным средством: кум – кума, супруг – супруга, лис – лиса, Александр – Александра.
12. Аффиксоиды
По функции аффиксоиды близки к аффиксам. Они являются частью сложного или сложносокращенного слова, которые регулярно участвуют в словообразовании и тем самым приближаются по своей роли к аффиксам – приставкам и суффиксам.
Примеры префиксоидов: био- (биология, биохимия, биотехнология), псевдо- (псевдодемократ, псевдокультура), суффиксоидов: -лог (политолог, геолог, филолог), -тек- (фильмотека, картотека, библиотека).
13. Основа слова
Основа слова – это обязательный и постоянный элемент морфемной структуры слова, являющийся средством выражения его лексического значения.
В русском языке имеются 2 основных типа морфемного строения русского слова:
- основа + флексия (город, страна, сказал);
- слова, равные основе (весело, хаки, пальто).
Редко при образовании слова используются разнокорневые (супплетивные) основы: ребенок – дети, человек – люди, хорошо – лучше, я – меня.
Основы могут быть членимыми и нечленимыми.
Членимыми называются основы, состоящие минимум из 2 морфем, 1 из которых корневая: градус-ник, на-столь-н-ый.
Нечленимые основы равны корню: красн-ый, ид-ти.
Основы могут быть простые, т. е. содержащие 1 корень, и сложные, содержащие 2 и более корней (сельскохозяйственный, русско-немецко-французский).
14. Исторические изменения в структуре слова
Морфемная структура слова может изменяться, к числу которых относятся:
1) переразложение – изменение морфемных границ в слове, в результате чего основа слова членится на морфемы иначе, чем раньше. Пример: прежнее членение жив-н-ость заменилось членением жив-ность, удилище: уди-лищ-е (удить); раньше: уди-л-ищ-е (удило, ср.: закусить удила).
2) опрощение – превращение членимой основы в нечленимую (в слове вкус уже не выделяется приставка в-, раньше это слово было родственным словам кусать, кусок).
3) усложнение – превращение ранее непроизводной основы в производную (книга – книжка, нога – ножка).
4) замещение – замена одной морфемы другой без изменения общего значения слова: солянка – сол- первоначально имело вид селянка (сельская еда) – сел-.
15. Морфемный разбор
Порядок школьного разбора по составу:
- Определить часть речи разбираемого слова.
- У изменяемых слов изменить форму слова, выделить его окончание.
- Выстроить словообразовательную цепочку, выделить суффиксы и приставки.
- Подобрать однокоренные слова, убедиться в том, что оставшаяся часть – корень. Помнить о том, что в корне могут быть чередования.
Образец школьного разбора по составу:
1) участвовали – глагол,
2) участвовал, участвовала – окончание –и,
3) участвовал – форма прош. вр. от глагола участвовать – суффикс прош. вр. – л,
4) участвовать – это проявлять участие в чем-либо – суффикс –вова-.
5) Участие, участник – корень участ-.
Порядок вузовского морфемного разбора:
1. Часть речи – изменяемая (как изменяется) / неизменяемая.
2. Характеристика окончания:
- по характеру формального выражения (материально выраженное или нулевое),
- по характеру грамматического значения.
3. Характеристика основы:
- членимая / нечленимая,
- простая / сложная,
- прерывистая / непрерывная.
4. Характеристика корня:
- по степени самостоятельности (свободный / связанный),
- по характеру значения (предметный / глагольный / признаковый: качественный и количественный признак),
- по наличию чередований.
5. Характеристика суффиксов:
- по функции (словоизменительный / словообразовательный),
- по значению.
6. Характеристика приставок:
- по структуре (производная / непроизводная),
- по функции (словоизменительная / словообразовательная),
- по значению.
7. Характеристика постфиксов:
- по функции (словоизменительный / словообразовательный).
8. Характеристика интерфикса: соединительная гласная, способствующая образованию слова / незначимая прокладка, обеспечивающая сочетаемость морфем.
Образец морфемного разбора
1) со-труд-ник- – сущ-ное, измен-ся по числам и падежам.
2) Окончание нулевое, выражает грамм. значение м. рода, ед. числа, им. пад.
3) Основа сотрудник членимая, простая, непрерывная.
4) Корень – труд- свободный, предметный, чередование д // ж // жд (труд – тружусь - утруждать).
5) Суффикс – ник- материально выраженный, словообразоват., имеет значение «название лиц по отношению к какому-нибудь предмету».
6) Приставка со- непроизводная, словообразовательная, имеет значение «совместности».
16. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования к другим разделам языкознания
Необходимо строго различать словообразовательные связи современного языка и реальный путь образования слова в прошлом, а также рассматривать словообразовательные средства современного языка в аспекте их продуктивности.
Продуктивными называются аффиксы, используемые для образования новых слов (при помощи суффиксов –ниj-, -чик-/-щик-, -ант, -к-: десантирование, звездолетчик, локаторщик, информант, гандболистка).
Словообразование имеет особое место в системе лингвистических дисциплин, связь словообразования с грамматикой и лексикологией.
Словообразование рассматривается как особый раздел грамматики, наряду с морфологией и синтаксисом.
Грамматика — есть строй языка. Язык имеет: звуковую сторону (фонетика/графика), смысловую (лексика) и строение (словообразование, морфология, синтаксис).
Словообразование – отдельный раздел языкознания, имеет свой предмет исследования: морфемный и словообразовательный; свои задачи:
- изучение минимально значимых частей слова – морфем
- изучение способов образования слов
- изучение словообразовательных ресурсов
- изучение словообразовательной системы русского языка, основные тенденции развития
- освоение методики образования слов.
Связь с морфологией проявляется в том, что новые слова обычно оформляются по существующим в языке моделям, располагаются по грамматическим категориям языка (часть речи, пост. и непост. признаки).
Словообразование и синтаксис связь отражается в словообразовательных возможностях, семантике производных от него слов. Рассмотрим это явление на примере слова «учить».
* учить – в предложении является сказуемым
Соответственно от этого глагола образуется:
- имя действия (учение)
- имя действующего (учитель)
- имя прямого обстоятельства действия (ученик)
- имя косвенного обстоятельства действия (учебник)
- имя места действия (училище).
Словообразование и фонетика
Фонетический и морфологический строй русского языка тесно взаимосвязаны в структуре слова. В процессе словообразования и формообразования одна и та же морфема может видоизменяться по своему звуковому составу и различаться в морфах.
Морф - конкретный представитель одной морфемы в слове.
Словообразование и деривация
Деривация – сам процесс образования языковых единиц любого уровня (морфемы, слога, слова и тд).
Науку о словообразовании называют дериватологией. Сюда относятся процессы образования единиц языка в целом (слов, словосочетаний, предложений).
Словообразование изучает следующие разделы:
- морфемика – изучает морфемы, их значение
- раздел структуры рус.слова (об основах)
- морфонология (рассматривает морфы различ.типа)
- этимология (происхождение словообразовательной структуры слова)
- собственно словообразование (способы, типы, словообразовательные цепочки и гнезда)
17. Словообразование в рыночном мире
Знания о словообразовании в современном мире используются повсеместно.
Филолог – это очень «широкая» специальность, филолога можно встретить везде: не только в учебном заведении, садике и библиотеке, но и в типографии, фирме любого профиля, городской и областной администрации – грамотные люди нужны везде.
18. Понятие производности
Производность — основное понятие словообразования, образуется между однокоренными словами, когда форма и значение одного слова непосредственно предопределены (мотивированы) формой и значением другого слова (речной ← река, ЧГПУ ← Челябинский государственный педагогический университет).
Все слова русского языка делятся (со словообразовательной точки зрения) на производные и непроизводные.
Производные — слова, образованные от других слов: весенний, ручеек. Слова река, речной, речонка производные, а слово река для них является производящим.
Производные слова (дериват) — это основная минимальная единица словообразовательной системы языка. Например: Снежинка ← снег
Производность бывает единственная и множественная. При единственной производности существует только один вариант мотивации производного слова: студентка ← студент, завмаг ← заведующий магазином.
При множественной производности (множественность мотиваций) слово может на равных основаниях соотноситься с несколькими производящими:
невесело ← весело перераспределение ← распределение
← невеселый ← перераспределять
Непроизводными называются слова, которые не образованы от других слов. Среди выделяют 2 группы слов. В одну входят изменяемые слова, состоящие из слова и окончания: весна, ручей, солнце.
Вторую группу составляют неизменяемые слова типа бра, пальто, там, брысь. Слова обеих групп имеют не членимую основу, которая равняется корню.
19. Мотивирующее и мотивированное слово. Словообразовательный формант
Слова «производящее слово» и «производящая основа» близки, но не тождественны.
Мотивирующим словом является производящее слово, от которого реально образовано разбираемое слово. Например: для слова вымогательство производящим и мотивирующим является слово вымогатель: вымогательство – это то действие, которое совершает вымогатель.
Мотивированное слово – это производное слово, значение которого можно объяснить (мотивировать) с помощью однокоренного слова, более простого по составу.
Мотивирующее и мотивированное слова связаны отношениями словообразовательной мотивации.
Мотивирующее и мотивированное слова составляют словообразовательную пару. Мотивированным в этой паре признается слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного. Например: Пекарь – пекарня. Слово пек-ар-н-я, например, формально длиннее (на суфф. –н-) и семантически сложнее: включает в себя компонент «место», значит, именно слово пекарня является мотивированным.
При толковании производных слов можно использовать типовые определения: тот, кто; то, что; такой, который.
Мотивированное слово всегда состоит из 2 частей: основы производящего слова и словообразовательного форманта.
Словообразовательный формант – это то средство, которым производное слово отличается от производящего: автор → соавтор (со-), учить → учиться (-ся). – это то средство, которым производное слово отличается от производящего: автор → соавтор (со-), учить → учиться (-ся).
В русском языке словообразовательными формантами служат:
a. аффиксы,
b. сокращение производящей основы (специалист → спец),
c. сложение или сращение в единое (быстрорастворимый, вагон-ресторан),
d. изменение системы грамматических форм слова (при его переходе из 1 части речи в другую: мороженое: прич. → сущ.), у причастия род был непост. категорией: мороженое мясо, мороженая рыба, мороженый кабачок; у сущ-го род стал пост. категорией – ср. р.
20. Словообразовательное значение
Производные слова выражают широкий спектр словообразовательных значений разных типов. Например: значения лица (льстец, летчик, дирижер – выделите форманты, которые выражают это значение), предметные значения (двигатель, счетчик, кипятильник – форманты), значение места действия или вместилища (раздевалка, зимовье, конюшня, сахарница, кофейник), значения женскости, невзрослости, собирательности или единичности (кассирша, лисенок, клиентура, горошина), разнообразные оценочные значения: уменьшительное, увеличительное, ласкательное, уничижительное (домик, домина, собачонка, умишко) и многие другие значения.
21. Методика выбора производящего слова и составления словообразовательной пары
Существует определенный метод выбора производящего слова и составления словообразовательной пары:
- Определить лексическое значение производного слова.
- Составить мотивационный перифраз (описательное выражение) к производному слову.
- Составить словообразовательную пару, выделить производную и производящую основу.
- Определить словообразовательный формант и его значение.
Например: Обаятельность – свойство обаятельного человека.
Обаятельность ← обаятельный.
Словообразовательный формант – суффикс –ость, придает значение отвлеченного сущ-го.
22. Словообразовательное гнездо
Словообразовательную пару образуют производящее и производное слова. Из них может сложиться словообразовательная цепочка: синий → синеть → посинеть → посинение.
Все производные слова, образованные от одного корня, составляют словообразовательное гнездо: Бор (сосновый и еловый лес) → борок
→ бористый
→ боровой → боровик → боровичок
Словообразовательные гнезда различаются по объему:
1) нулевое гнездо – представленное только 1 словом
2) слабо развернутое гнездо, включающее вершину и 1 производное: майонез – майонезный;
3) сильно развернутое гнездо, включающее 3 и более слов
23. Словообразовательный тип
Словообразовательный тип — основная комплексная единица словообразовательной системы.
В словообразовательный тип входят 3 компонента:
- общность частеречной принадлежности производящих слов;
- общность частеречной принадлежности производных слов;
- общность словообразовательного форманта и словообразовательного значения.
Например, слоненок, медвежонок, негритенок созданы на основе словообразовательного типа (словообразовательной модели), т. е.
1. Основа сущ. + -онок / ёнок = сущ. со знач. детеныша.
2. Зеленоватый, синеватый, розоватый созданы на основе словообразовательного типа основа прил. + -оват-/-еват- = прил. со знач. оттенка цвета.
Словообразовательный тип, показывает строение существующих в языке слов и даёт правило для образования одних слов от других.
24. Способ словообразования
Способ словообразования – 1 из центральных понятий в словообразовании. Оно может быть рассмотрено плане диахронии и в плане синхронии.
С диахронической точки зрения способ словообразования фиксирует историю рождения слова в один из периодов его развития. Например: вратарь ← врата (суфф. способ, посредством форманта -арь); сейчас ← сей час (слияние 2 знаменательных слов).
С синхронической точки зрения способ словообразования определяет, с помощью какого средства выражается словообразовательное значение слова.
Во многих случаях словообразовательное значение собирательности выражается суффиксальным способом при помощи формантов –j-, -в-, -н-, -еств-, -няк, -ат. Например: зверье, листва, родня, студенчество, березняк, старостат.
Чтобы определить способ словообразования, нужно выявить производящую основу и словообразовательный формант.
Приземлиться ← земля (морфол., прист.-суфф.-постфикс.).
25. Морфологические способы словообразования
При морфологических способах словообразования используют морфемы.
В таких словообразованиях структура производного слова отличается от мотивирующей базы (производящего слова или словосочетания): весенний ← весна, подснежник ← снег.
При неморфологических способах не используют аффиксов и не сопровождаются изменением внешнего облика производящей единицы.
К чистым аффиксальным способам относятся префиксация, суффиксация, постфиксация.
Префиксация — образование слова с помощью приставок: петь → запеть, всегда → навсегда. Часто применяется по отношению к глаголам.
Суффиксация —образование слова с помощью суффиксов, это наиболее распространенный способ русского словообразования, характерный для разных частей речи, прежде всего для существительных и прилагательных.
Синий → синева → синь
Нулевая суффиксация — применяется в области отглагольных существительных (разговаривать → разговор, отвечать → ответ, бежать → бег, прогулять → прогул), существительных, образованных от прилагательных (зеленый → зелень, тихий → тишь, новый → новь), и оценочных существительных со значением лица (подлизываться → подлиза, задираться → задира).
Постфиксация — аффиксальный способ, при котором средством выражения словообразовательного значения служит постфикс.
Постфикс, как и приставка, присоединяется к слову в целом и не меняет части речи образуемого слова.
Существуют и комбинированные аффиксальные способы: префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-постфиксально-суффиксальный.
Рассмотрим эти способы.
- Префиксально-суффиксальный способ. Словообразовательным формантом в таком случае является комбинация 2 аффиксов – приставки и суффикса ((снег → подснежник, Урал → Зауралье).
- Префиксация с нулевой суффиксацией. Префиксация и нулевая суффиксация – способ, характерный для образования прилагательных, мотивированных существительными со значений части тела или детали внешности: безглазый, безногий, безрукий.
- Префиксально-постфиксальный применяется в основном с глаголами. Средством выражения словообразовательного значения служит комбинация приставки и постфикса –ся, -сь: дозвониться, изголодаться, проболтаться. Формант присоединяется к целому слову – глаголу.
- Суффиксально-постфиксальный применяется в основном с глаголами. В качестве мотивирующих слов выступают существительные и прилагательные: суета → суетиться, гордый → гордиться, нужда → нуждаться.
- Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ. Применяется в основном с глаголами, мотивирующими словами служат существительные, прилагательные и глаголы: банкрот → обанкротиться, щедрый → расщедриться, шептать → перешептываться.
Сложение — один из распространенных явлений в словообразовании.
При сложении основой является устойчивый порядок компонентов, тенденция к единому ударению, интерфикс.
Сложные слова имеют особый тип словообразовательного значения – соединительное значение, связанное с объединением разных по семантике мотивирующих основ в 1 целостную единицу: север, восток → северо-восток.
Сложение включает несколько разновидностей.
- Сложносоставной способ – сложение самостоятельных слов без помощи интерфикса: вагон-ресторан, плащ-палатка, стоп-кран. Каждое слово имеет самостоятельное значение.
- Чистое сложение – образование производного слова путем соединения при помощи интерфикса 1 или нескольких основ с самостоятельным знаменательным словом: лесостепь, черно-белый. Слова могут быть как равноправными, так и неравноправными смысловыми отношениями (бело-розовый ← белый и розовый, водонепроницаемый ← непроницаемый для воды).
- Образование сложных слов с 1 неизменяемым связанным компонентом интернационального характера: авиа-, теле-, био-, видео-, рок- (авиапочта, телешоу, биодобавки, видеодвойка, рок-концерт).
- Сложносуффиксальный способ. Словообразовательное значение выражается комбинацией сложения и суффикса. Словообразовательными формантами служат интерфикс, суффикс. Этот способ распространен в сфере образования имен существительных и прилагательных: огнетушитель, полнолуние, пятиклассник, трехэтажный, западноевропейский, дальневосточный.
- Сложнопрефиксальный способ: умиротворить, иссиня-черный.
- Префиксально-сложносуффиксальный: повседневный, повсеместный, Причерноморье.
Усечение — сокращение производящей основы по типу аббревиатур (независимо от морфемного шва): специалист – спец, заместитель – зам.
Усечению подвергаются основы существительных и прилагательных: специалист – спец, заведующий – зав, наивный – наив, интенсивный – интенсив. Усечения могут мотивироваться также словосочетанием: декрет - декретный отпуск, фиктив – фиктивный брак, синхрон – синхронный перевод.
Усечение может осложняться суффиксацией: видик, велик, мультик, компик.
Семантическое включение (универбация) — способ образования слова на базе словосочетания: читальный зал → читалка, зачетная книжка → зачетка.
Это очень распространенный способ современного словообразования, им образуются разговорные слова: маршрутка, публичка, девитиэтажка, трехлитровка, стометровка, сберкнижка, пятисотка.
26. Морфонологические явления при словообразовании
При морфологическом словообразовании на стыке производящей основы и аффикса наблюдаются различные звуковые изменения. Например, при сочетании корня рук- с суффиксом –н- в корне наблюдается чередование фонем к // ч, а при сочетании этого же корня с суффиксом –аст- в корне чередования нет: ручной – рукастый.
Морфемы могут приспосабливаться друг к другу, используя следующие словообразовательные средства:
- вставку интерфиксов, благодаря этому удается избежать труднопроизносимых сочетаний фонем на морфемном шве (небоскреб, двухгодичный);
- наложение морфем – частичное совмещение в структуре слова 2 соседних морфов (такси + ист → таксист; пальто + ов → пальтовый, роз-ов-ый + оват → розоватый).
- усечение морфем – это сокращение части корня или аффикса под влиянием присоединяемого аффикса (пальто – пальтецо, итальянец - итальянка);
- наращение – осложнение основы слова при образовании от него производных или словоформ: небо – небеса, дочь – дочери, время – времени, мать – материнский.
- чередования фонем и сочетаний фонем.
Важнейшие исторические чередования
1. е // и (отпер - отпирать)
2. о // ы (посол - посылать)
3. о // а (гореть - гарь)
4. е // о (везти - воз)
5. я // у (звякнуть - звук)
6. е // я // а // и (сесть – сядь – садиться - сидеть)
7. е // ǿ (день - дня)
8. о // ǿ (сон - сна)
9. и // ей // ǿ (лить – лей - лью)
10. ы // ой (мыть - мой)
11. уй // ов (суй - совать)
12. уй // ев (жуй - жевать)
13. я // им (понять - понимать)
14. а // ин (начать - начинать)
15. оро // ра (поворот - вращать)
16. ере // ре (дерево - древо)
17. оло // ла (холод - прохладный)
18. оло // ле (молоко - млекопитающее)
19. г // ж // з (друг – дружу - друзья)
20. к // ч // ц (лик – личность - лицо)
21. г // ж // ч (берегу – бережет - беречь)
22. г // ж // щ (могу – может - мощь)
23. х // ш (сухой - сушить)
24. с // ш (носить - ношу)
25. д // ж // жд (ходить – хожу - хождение)
26. т // ч // щ (свет – свеча - освещение)
27. т // щ (питаться - пища)
28. ст // щ (пустить - пущу)
29. ск // щ (таскать - тащу)
30. д // с (веду - вести)
31. т // с (плету - плести)
32. любой согл. // ǿ (веду – вел, мету - мел)
33. б // бл (любить - люблю)
34. п // пл (лепить - леплю)
35. м // мл (земной - земля)
36. в // вл (ловить - ловлю)
37. ф // фл (графить - графлю)
Причины возникновения морфонологических явлений
- Исторические процессы в области фонетики (чередования с шипящими вызвали законы палатализации, беглость гласных – следствие падения редуцированных): кроха – крошечный, любить – люблю, сон – сна.
- Действие принципа экономии речевых усилий: усечение, наложение и гаплология, пример: коричневый – коричневатый, любопытный – любопытство, Чехов – чеховед.
- Стремление к сохранению прозрачности словообразовательной и морфемной структуры слова: самолет, тюзовский.
- Действие закона благозвучия.
- Действие закона аналогии (усечение, наложение, гаплология, интерфиксация): Орел – орловский.
27. Неморфологические способы образования
Неморфологические способы образования — способы образования производных слов, не сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы.
Неморфологические способы подразделяются на лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфолого-синтаксический способы.
Лексико-синтаксический способ (слияние, сращение) – это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния 2 и более слов: сегодня, сумасшедший, быстрорастворимый, вышеизложенный.
1) наречие + прилагательное или причастие: вечнозеленый, быстрорастворимый, маловысокохудожественные книги.
2) существительное + прилагательное или причастие: фосфорсодержащий, азотсодержащий, умалишенный.
При образовании слова лексико-синтаксическим способом изменяется только 1 часть: вечнозеленый, вечнозеленого, вечнозеленому.
Сложные существительные типа вагон-ресторан образованы путем сложения, потому что во многих из них склоняются обе части: в вагоне-ресторане, к матчу-реваншу, из салона-парикмахерской, от журналиста-международника.
Морфолого-синтаксический способ. Переход из одной части речи в другую.
Часто в русском языке слова могут переходить во все части речи. Продуктивность этих процессов неодинакова.
К продуктивным процессам относятся субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация и интеръективация.
1) Субстантивация (лат. substantivum - существительное) — существительные образуются от прилагательных и причастий: кондитерская, отдыхающие.
Субстантивированные прилагательные и причастия разнообразны по семантике: это обозначения лиц (больной, рядовой, ученый, встречный), помещений (ванная, столовая, гостиная, приемная, операционная), абстрактных понятий (будущее, прекрасное, главное), блюд, кушаний, лекарств (горячее, жаркое, снотворное), денег, платежей (чаевые, командировочные).
2) Адъективация – переход слов в имена прилагательные (первый ряд – первый ученик= лучший).
3) Прономинализация – переход слов в местоимения, прилагательные (известный художник – известная доля свободы = некоторая), числительные (посадить одно дерево – Жили в старину одни люди = некие, какие-то), причастия (данное мне поручение – высказаться по данному вопросу = этому).
4) Адвербиализация – переход слов в наречия, в наречия переходят существительные (жить совсем рядом = близко).
5) Предикативация – переход слов в слова категории состояния. Этому явлению подвергаются наречия и краткие прилагательные (туманно намекнуть – утро туманно – Утром туманно) и существительные (Унылая пора! Очей очарованье!).
6) Препозиционализация – переход слов в предлоги. В предлоги переходят существительные (в течение реки – в течение дня), наречия (стоять вокруг – стоять вокруг нас), деепричастия (благодаря товарища – благодаря помощи товарищей = из-за).
7) Конъюнкционализация – переход слов в союзы. В союзы переходят наречия (Мы точно следовали приметам. – Глаза блестели, точно звезды) и местоимения (Я не знал, что взять с собой. - Невольно в голову приходила мысль, что шелестят звезды – Пауст.).
8) Интеръективация – переход слов в междометия (нести караул – Караул! Грабят).
Морфологические способы словообразования в качестве словообразовательных формантов используют морфемы.
Основные способы морфологического словообразования
Морфологические способы:
1. Аффиксальные:
1) суффиксальный — ушастый - уши
2) нулевая суффиксация — бег - бегать
3) постфиксальный — учиться - учить
4) приставочный — прочитать - читать
5) приставочно-суффиксальный — подосиновик - осина
6) пристав. - суфф.- постфиксальный — расщедриться - щедрый
7) суффиксально-постфиксальный — колоситься - колос
8) приставочно-постфиксальный — докричаться - кричать
9) префиксация с нулевой суффиксацией — изморозь - мороз
2. Сложение
1) чистое сложение — хлебозавод, хлеб, завод
2) сложносоставной способ — вагон-ресторан, вагон, ресторан
3) сложение с элементами интернац. характера — биодобавка, био, добавка
4) сложение + суффиксация — головоломка ← голову ломать
5) сложение + префиксация — умиротворить, мир, творить
6) сложение + преф-я + суфф-я — вполоборота, половина оборота
3. Аббревиация
1) буквенная - ЧГПУ
2) звуковая - ООН
3) слоговая - профком
4) слого-словная - зарплата
5) смешанная - ИМЛИ
6) телескопическая мопед
4. Усечение
специалист ← спец
5. Семантическое включение
зачетка ← зачетная книжка
Словообразовательный разбор
При словообразовательном разборе нужно определить направление производности и установление мотивирующего слова, рассмотреть соотношения мотивирующего и мотивированного слова в формальном и семантическом плане.
В процессе анализа выделяется производящая основа и словообразовательный формант, выявляется словообразовательное значение производного, которое выражается способом словообразования.
Для словообразовательного анализа необходимо брать только слова производные, и только в начальной форме.
Схема словообразовательного разбора
- Мотивирующее слово.
- Мотивация.
- Производящая основа.
- Словообразовательный формант.
- Способ словообразования.
Образец вузовского словообразовательного разбора
Перезваниваться ← звонить
- Мотивирующее слово – звонить.
- Мотивация: перезваниваться – периодически звонить друг другу.
- Производящая основа – звони.
- Словообразоват. формант – комбинация приставки пере-, суффикса –ива-, постфикса. – (УСТНО)
- Способ словообразования – морфологический, преф.-суфф.-постф.
Образец школьного словообразовательного разбора
Водопровод ← воду проводить (сложение)
Подснежник ← снег (приставочно-суффиксальный способ).