Следует сразу обратить внимание на различие программирования и информатики, которое кратко можно выразить двумя утверждениями: информатика не есть программирование и - программирование не есть информатика. Информатика изучает свойства информации, способы её представления, хранения, обработки и передачи, а также методы защиты информации от несанкционированного доступа. Программирование же служит для создания программных продуктов, которые, в том числе, могут быть использованы и в интересах работы с информацией. Несомненно, все компьютеризированные информационные системы не могут работать без программных продуктов различного назначения, наиболее важные из которых и будут изучаться в пределах данного курса.

Кроме этого, как и в каждой области знаний, имеются теоретические вопросы информатики и прикладные, связанные с освоением конкретных способов работы с информацией посредством изучения конкретных прикладных программ и систем.

В данном курсе будут изучаться:

  • основы работы на компьютере в операционной системе Windows;
  • основы алгоритмизации и программирования на примере системы программирования Visual Basic For Application;
  • способы создания и редактирования информации, представленной в текстовом виде, на примере текстового редактора MS Word;
  • способы обработки числовой информации на примере электронной таблицы MS Excel;
  • процесс разработки, создания и работы с базами данных на примере системы управления базами данных MS Access;
  • принципы работы локальных и глобальных компьютерных сетей, таких как Интернет.

Проблемы информатизации. Человек в информатизированной среде

Развитие всякого общества немыслимо без переработки информации, определяющей функционирование различных общественных институтов. Развитие современного общества характеризуется всё возрастающими объёмами этой информации, которые уже невозможно переработать традиционными методами. В наше время информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии – как средство повышения производительности и эффективности труда. Это обусловливает невиданные темпы внедрения компьютеризированных информационных технологий во все сферы нашей жизни.

Использование компьютеризированных информационных технологий порождает ряд специфических проблем. Основной из них является лавинное нарастание информации, т.к. в электронном виде её очень легко накапливать и передавать с использованием компьютерных сетей различной степени локализации, таких как интранет, Интернет. Широкий доступ к компьютерным сетям порождает проблему достоверности информации, а также проблему защиты информации от несанкционированного доступа.

Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. Умение свободно работать на персональном компьютере является важнейшей составляющей современной информационной культуры.

Раз уж мы столько раз употребили слово информация, то настало время определиться, какой смысл мы будем вкладывать в это понятие в нашем курсе. В каждой науке есть первичные понятия, которые не определяются через другие. В информатике таким понятием является понятие информации. Поскольку существует очень много предложений, что же считать информацией, то понятно, что единого мнения пока выработать не удалось. Мы же будем рассматривать прикладной аспект информации связанный с обработкой информации с помощью компьютера.

Итак, что можно сказать об информации. Если выразить то наиболее общее что характеризует практически все определения информации получиться, что информация - это содержание некоторого сообщения. Кроме этого можно выделить ещё следующие важнейшие прикладные аспекты информации.

  • Информация всегда передаётся в виде сообщений, т.е. у информации всегда есть материальный носитель.
  • Сообщение – это совокупность знаков или первичных сигналов.
  • Один набор знаков всегда можно отобразить в другой набор знаков, и правило такого отображения называется кодом.
  • Минимальное количество знаков, из которых можно составлять сообщения, равно двум.

Из последнего утверждения, кстати, следует, что минимальный объём информации может быть закодирован одним из двух знаков и такой объём называется одним битом. Таким образом, объём информации, циркулирующий в информационных системах, принято измерять в битах. Это очень маленький объём и поэтому на практике применяются производные единицы:

Байт – 8 бит;

Килобайт – 1024 байт;

Мегабайт – 1024 килобайт;

Гигабайт – 1024 мегабайт;

Терабайт – 1024 гигабайт.

Множитель 1024 равен 210 и отражает тот факт, что компьютеры построены на элементах, перерабатывающих информацию в двоичном коде.

С информацией можно производить различные действия: создавать новую информацию, хранить её, копировать, шифровать, передавать, преобразовывать из одного вида в другой.

Важнейшими характеристиками информации являются её актуальность и достоверность. Актуальность, например, нарушается, когда вам сообщают сведения с такой задержкой по времени, что информация становится бесполезной для принятия решения на её основе.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под информацией, и какими свойствами она обладает?

2. В каких единицах измеряется информация?

3. Какие действия можно осуществлять с информацией?

4. В чём заключается информатизация общества на современном этапе?

5. Какие требования к человеку предъявляет широкая компьютерная информатизация общества?

6. Какие проблемы порождает компьютерная информатизация общества?