2.1. Формование карнизов

2.2. Формование розеток

2.3. Изготовление мастичных лепных изделий

2.4. Реставрация лепных изделий

Отделочные строительные работы, связанные с созданием на фасаде и в интерьере зданий рельефных украшений, формуемых чаще всего из гипса, бетона или строительного раствора (т.н. лепнины). Такие работы, как правило, весьма трудоёмки, технологически сложны и требуют определённого профессионального мастерства. Однако некоторые наиболее простые лепные детали (изделия), относящиеся к декоративной отделке помещений, можно изготовить и не имея специальной подготовки, особенно если использовать для их формования готовые образцы (модели). Потолки комнат, например, можно украсить розеткой, а верхнюю часть стен - лепными карнизами. Лепные детали придадут отделке большую выразительность, а помещению законченный вид.

Получение лепных украшений включает изготовление образца (модели), по которому будут формоваться отливки, и самой формы. Если имеется готовая модель (образец карниза, розетки, барельефа и т.д.), процесс лепки состоит в подготовке формы, заливке в неё формующей массы и укладке (или утапливании) в формовочной смеси модели, предварительно специальным образом обработанной для облегчения снятия её с формы. При отсутствии готовых моделей образцы можно сделать из пластичных и др. материалов - гипса, цемента, глины, дерева, кости, металла и т.д., затем с образцов снимают оттиски и по оттискам готовят форму. Чтобы модели хорошо вынимались из формы, применяют различные смазочные или разделительные составы.

Чем сложнее рисунок орнамента, тем труднее изготовить модель. Модель со сложным орнаментом может выполнить только специалист. Этот процесс требует больших затрат времени, поэтому чаще всего форму отливают с готовой несложной модели. Формы бывают одноразовые и для многократных отливок (последние предпочтительней).

2.1. Формование карнизов

Для изготовления отливок карниза применяется обычный гипс или высокообжиговый гипс - алебастр. Формование выполняют в деревянном ящике-форме длиной не более 0,5...0,7 м, шириной - по выбранной высоте карниза, высотой - по его ширине (рис. 1,а). В ящик закладывается вырезанная из дерева заготовка с рисунком карниза (модель). Деревянная модель должна быть отполирована, покрыта шеллачным лаком и обработана разделительным раствором, в качестве которого обычно используют либо 5-8%-ный раствор мыла в воде (взбитый до пены), либо один из приведённых ниже составов:

скипидар - 70%, воск (стеарин, парафин) - 30%;

керосин - 65%, стеарин - 35%.

Воск (стеарин) расплавляют и в горячий расплав вливают при перемешивании скипидар или керосин.

При формовании карниза применяют также и гипсовые модели. В этом случае рисунок карниза вытягивают на верстаке по отлитому или отпиленному ножовкой гипсовому бруску (в строительстве термин «вытягивание» обычно означает изготовление различных профилированных деталей, т.н. тяг, из строительного раствора, гипса и т.д. с помощью шаблона путём его поступательного или вращательного движения). Сечение и длина бруска должны соответствовать сечению и длине карниза (длина одной детали выбирается не более 0,5...0,7 м). Готовую модель подправляют гипсом и после высыхания покрывают смазкой (разделительным раствором). Для отливки детали карниза гипсовую модель помещают в ящик, укладывают сверху слой затворенного водой гипса, разравнивают и затирают. После схватывания гипса извлекают верхний слепок, а форму используют для следующих отливок, обрабатывая её каждый раз разделительным раствором.

Для стыковки в углах детали пилят ножовкой в стусле - распиловочном ящике с пропилами под прямым и косым углами (рис. 1,б). Сборные детали карнизов (тяги) устанавливают на оштукатуренные или бетонные поверхности. Сначала закрепляют угловые (маячные) элементы, по ним натягивают мелованный шнур и отбивают линии по стенам и потолку (либо только по стенам), по которым устанавливают промежуточные тяги. На гипсовых деталях (с тыльной стороны) и местах их установки делают насечки, смачивают водой, затем наносят на них тонкий слой гипсового раствора (консистенции сметаны), прижимают детали к поверхности и держат несколько минут до момента схватывания гипса.

Изготовление сборных карнизов

Рис. 1. Изготовление сборных карнизов: а - форма для отливки; б - стусло; 1 - деревянная арматура (дрань); 2 - гипсовый раствор.

Тяжёлые изделия необходимо крепить на гвоздях. Для этого в них в нескольких местах делают сквозные отверстия (диаметром не более 2 см) с расширением к лицевой поверхности. В стену против отверстий вбивают гвозди; для предохранения от коррозии гвозди предварительно покрывают быстро сохнущим лаком (например, спиртовым или нитролаком). Поверхность стены и тыльную сторону детали смачивают водой, наносят на смоченные поверхности тонкий слой гипсового раствора, быстро прижимают деталь к стене, держат 2...3 минуты, затем заделывают и зачищают отверстия.

Для крепления крупных деталей в них сначала делают отверстия и вдоль отверстий с лицевой стороны протачивают пазы - бороздки (по 2 около каждого отверстия) глубиной от 1,5 см и более в зависимости от толщины стенок детали. Деталь приставляют к поверхности, намечают места забивки гвоздей, под шляпки которых крепят кусок проволоки так, чтобы оставалось два свободных конца длиной 20...30 см. В отверстия на детали вставляют прикреплённую к гвоздю проволоку, прижимают деталь к поверхности, затем для прочности укладывают в пазы, перекрывая отверстия, отрезки стальной арматурной проволоки диаметром 4...5 мм и оплетают их проволокой; излишки проволоки откусывают кусачками. Затем покрывают концы проволоки лаком, замазывают гипсом и зачищают.

Цементные детали (из цементно-песчаного раствора состава 1:3) крепят только на гвоздях с помощью проволоки, которую замазывают цементно-песчаным раствором, не покрывая лаком.

Установленные сборные карнизы должны быть прямолинейными и расположенными в одной плоскости.

2.2. Формование розеток

При формовании розеток наряду с гипсовыми, деревянными и цементными моделями применяют модели из металла, кости, камня, пластилина и т.д. Они могут быть как готовыми (стандартными), так и выполненными по индивидуальным разработкам. С модели снимают оттиск на форму один раз, после чего готовую форму заполняют составом и формуют отливку.

Различают модели плоские и объёмные, имеющие, как правило, сложный рельеф. Плоские модели можно изготовить путём вытягивания шаблоном. Для этого необходимо отформовать гипсовую плиту размерами 700x700x20 мм, на которую укладывается слой гипсового, глиняного или цементного раствора. В центр плиты вбивается штырь (толщиной не менее 8...10 мм), к нему с помощью проволоки или радиусной рейки крепится профильная доска, на конце которой закреплены салазки (рис. 2). Прижимая профильную доску к раствору, очерчивают круг. Чтобы отверстие на конце деревянной радиусной рейки (которым она надевается на штырь) не растачивалось, на рейку с двух сторон устанавливают стальные пластинки. Очерченный круг обычно бывает с незаполненной серединой, в отличие от розетки, которую заполняют целиком (рис. 3).

Изготовление розетки

Рис. 2. Изготовление розетки: а - шаблон для вытягивания криволинейных тяг; б - вытягивание круга; 1 - салазки; 2 - профильная доска; 3 - радиусная рейка; 4 - профиль из кровельного железа; 5 - гвоздь.

Модель круглой розетки

Рис. 3. Модель круглой розетки: а - профилированное основание; б - вылепленный элемент орнамента; 1 - гипсовая доска; 2 - основание розетки; 3 - шаблон для вытягивания основания; 4 - элемент орнамента.

При изготовлении сложных розеток на гипсовую плиту накладывают трафарет с рисунком розетки, припудривают вырезанные на трафарете отверстия и, сняв трафарет, острым ножом вырезают контур розетки. Готовят форму для отливок, смазывают её 2-3 раза разделительным составом и формуют, заливая гипсовый раствор.

Для формования медальонов и барельефов можно рекомендовать материал, имитирующий слоновую кость; его состав (в процентах);

Столярный клей 40...45

Сульфат бария 2...5

Мел (зубной порошок) 1,5...2

Олифа (натуральная) 5...7

Вода 45...55

Клей размачивают в воде, подогревают на водяной бане до полного исчезновения комков. В однородный клеевой раствор при перемешивании вводят порошкообразные наполнители, после чего добавляют олифу (её можно заменить льняным или частично подсолнечным маслом). Полученную массу заливают в форму, после затвердевания извлекают и выдерживают в течение часа в 20%-ном растворе алюмокалиевых квасцов или 40%-ном растворе формалина. После этого отливку сушат и полируют.

2.3. Изготовление мастичных лепных изделий

В домашних условиях лепные изделия легче всего сделать из папье-маше, т.к. этот материал наиболее точно воспроизводит оттиск с любой модели сложного рельефа. Для получения папье-маше сначала готовят бумажную массу. Газетную бумагу мелко режут, помещают в ёмкость, заливают крутым кипятком и варят 4...6 часов. Затем воду сливают, а содержимое пропускают через мясорубку. Из полученного бумажного теста скатывают небольшие валики, которые после сушки трут на мелкой тёрке.

Папье-маше готовят по одному из приведённых ниже рецептов (состав указан в массовых частях).

Бумажная масса сухая 10

Мел тонкопросеянный (зубной порошок) 3

Столярный Тслей сухой 2

Мука пшеничная 2

Муку заливают сначала холодной водой до образования жидкого теста без комков, а затем горячим раствором столярного клея. Полученный клейстер должен быть жидким (при необходимости в него добавляют горячую воду). Бумажную массу смешивают с мелом, заливают клейстером и всё перемешивают до получения крутого теста.

Бумажная масса сухая 1,5

Мел тонкопросеянный 4

Столярный клей сухой 8

Клей заливают холодной водой, выдерживают 4...6 часов до набухания и распускают в клееварке (на водяной бане). Бумажную массу смешивают с мелом, заливают горячим клеем и перемешивают до консистенции крутого теста, добавляя при необходимости горячую воду.

Бумажная масса сухая 2

Мел тонкопросеянный 6

Столярный клей сухой 12

Канифоль 1

Олифа натуральная 3

Последовательность приготовления та же, что и в рецепте 2. После перемешивания вливают канифоль, растворённую в горячей олифе. По этому рецепту получаются более прочные и водостойкие изделия. Формовочную массу готовят в количестве, рассчитанном на один рабочий день. Готовую массу заворачивают в мокрую тряпку.

Казеин сухой 3

Аммиак (нашатырный спирт 25%-ный) 1

Вода 6

Казеин заливают водой и, периодически помешивая, выдерживают 3...4 часа. Вливают нашатырный спирт, перемешивают и выдерживают ещё 1 час. После этого клей разжижают, вливая в него ещё 3 части воды. На полученном клее замешивают бумажную массу до консистенции густого теста.

Столярный клей жидкий 2

Бура 1

Вода 12

Растворяют буру в воде, доливают к раствору клей, хорошо перемешивают. На этом растворе замешивают гипс до консистенции густого теста.

Отливку изделий выполняют следующим образом: форму изнутри покрывают 2-3 слоями разделительного раствора или припудривают тальком, подсушивают, набивают форму приготовленной смесью, утапливают арматуру (при необходимости) и оставляют до полного высыхания. Высушенное изделие вынимают из формы, зашкуривают неровности и сразу приклеивают по месту (нельзя допускать, чтобы оно пересохло).

Аналогичным способом можно изготовить декоративные плитки для внутренней отделки квартиры, например, используя в качестве модели готовые пластмассовые плиты типа Полиформ или Полидрев, имеющие орнаментальные объёмные рисунки (размеры плит 500 х 500 х 10 мм).

Если изготовить с такой плиты формы, можно получить необходимое количество плит для отделки прихожей или коридора. В одном деревянном ящике можно формовать 2-3 плиты. Ящик лучше всего сколотить из брусков и фанеры или оргалита, отформовать с Полиформа оттиск в двух или трёх отсеках ящика; после просушки формы смазать её разделительным раствором и формовать необходимое количество плит, заполняя формы мастичной массой. Сверху массу прокатывают круглой деревянной палкой по бортам ящика, при необходимости добавляя массу, чтобы получилась ровная поверхность.

Готовые изделия и плиты можно окрашивать в различные цвета из аэрозольных баллончиков.

2.4. Реставрация лепных изделий

Дефектами лепных изделий могут быть утрата отдельных фрагментов, сколы, шелушение краски и т.п.

Для реставрации утраченных деталей лепки снимают подобный утраченному элемент, расчищают, исправляют подмазкой отдельные места, готовят по нему форму и отливают нужное количество деталей.

Если лепные изделия необходимо очистить от набела, их смачивают водой до набухания краски, после чего поверхность осторожно очищают лепным инструментом или жёсткой кистью. Очищенные изделия промывают водой и подправляют при необходимости в отдельных местах гипсовым раствором. Если после формовки готовые гипсовые изделия обработать 30%-ным раствором медного или железного купороса, а после образования плёнки покрыть олифой, гипс будет устойчивым к влаге и при многократной промывке можно будет удалить набел с сохранением рельефа.

Масляную краску с гипсовых изделий можно удалить пастой из просеянного мела и известкового теста, взятых в равных частях и разведённых до рабочей консистенции 20%-ным раствором каустической соды. На поверхность изделия пасту накладывают слоем толщиной 1,5...2 мм и выдерживают в течение 0,5...1,5 часов. Размягчённую краску снимают шпателем, после чего поверхность промывают водой. Хорошо удаляется масляная краска также струёй пара, который быстро размягчает её. Можно удалить масляные покрытия смачиванием поверхности смесью скипидара (1 часть) и нашатырного спирта (2 части). Набухшую краску счищают, поверхность промывают водой.