4.3.1. Особенности применения цифровых УПАТС

4.3.2. Перспективные системно-сетевые концепции

4.3.1. Особенности применения цифровых УПАТС

Использование УПАТС можно рассматривать как оптимальную организацию доступа к ТФОП на предприятиях любого профиля вне зависимости от численности персонала.

Спрос на современные услуги электросвязи и изменения, происходящие в тарифной политике местных Администраций связи, стимулируют широкое использование УПАТС. С учетом очевидных тенденций эволюции ТФОП предприятия стремятся приобретать только цифровые УПАТС. Производители коммутационной техники, находящиеся на территории бывшего СССР, не могут в настоящее время предложить на рынке оборудования электросвязи современные цифровые УПАТС. По этой причине многие зарубежные фирмы провели или проводят адаптацию и сертификацию своих УПАТС с целью продажи их в России.

Импортные цифровые УПАТС, выпускаемые ведущими производителями коммутационной техники, имеют практически одинаковые функциональные возможности. В этих условиях конкурентоспособность различных типов УПАТС - помимо, естественно, аспектов стоимости - будет определяться реальными эксплуатационными показателями. Эти показатели существенно зависят от варианта включения УПАТС в местные телефонные сети, определяющего, в свою очередь, характеристики качества передачи, вносимое затухание и т.п.

Основным официальным документом, который регламентирует принципы использования УПАТС на ГТС и, отчасти, на СТС, могут считаться "Правила пользования ведомственной телефонной связью" [10]. Этот документ устанавливает два принципа включения УПАТС в местные (ГТС и СТС) телефонные сети:

- в РАТС на ГТС или в оконечные станции ОС и ЦС на СТС на правах выноса (концентратора) при емкости УПАТС (число номеров с правом выхода на ТФОП) до 6000 номеров;

- в транзитные узлы и станции на правах РАТС на ГТС и ОС на СТС при емкости УПАТС свыше 6000 номеров.

Тарифная политика, проводимая до середины 80-х годов, никак не стимулировала использование УПАТС. Административными решениями Министерства связи все предприятия, имевшие более 50 номеров с выходом на ТФОП, обязывались приобрести и установить УПАТС. Эти решения на практике применялись, в основном, только в случаях создания новых предприятий.

Емкость в 50 номеров была определена как граница эффективности (для предприятий Министерства связи) использования УПАТС, рассчитанная в ценах на оборудование электросвязи десятилетней давности.

УПАТС типа Key System на местных телефонных сетях России ранее не применялись. Абонентские ступени декадно-шаговых и координатных АТС, составляющих основу национальной ТФОП, не рассчитаны на включение таких УПАТС. В ряде имевших место включений Key System на ГТС Санкт-Петербурга наблюдались случаи существенной перегрузки абонентской ступени. Это породило отрицательное мнение эксплуатационных и проектных организаций к самой идее использования включения УПАТС в абонентские комплекты телефонных станций.

Разработка возможных вариантов включения Key System в существующие электромеханические АТС требует проведения ряда несложных исследований и измерений. Автору, к сожалению, не известны ни результаты подобной работы, ни сведения по ее организации.

Включение УПАТС типа Key System в абонентские комплекты осуществляется по двухпроводным физическим цепям. Это решение обеспечивает автоматическую исходящую связь. Входящая связь осуществляется через оператора, функции которого могут, в принципе, выполняться любым абонентом УПАТС. Входящая связь через оператора руководством многих предприятий рассматривается как положительная черта УПАТС.

Включение УПАТС на правах выноса осуществляется двумя способами:

- в линейные комплекты трехпроводных физических СЛ, входящих в состав оборудования некоторых типов АТС, что обеспечивает автоматизацию как исходящей, так и входящей связи;

- в комплекты цифровых СЛ, входящих в состав оборудования АТС и предназначенных для подключения стандартных линейных трактов ЦСП типа ИКМ-30.

Первый вариант, который является неперспективным для цифровых УПАТС, в силу ряда субъективных причин стал основным для большинства первых внедренных УПАТС. Такое включение УПАТС, по мнению автора, может иметь (и тому есть косвенные доказательства) негативные последствия для поставщиков оборудования. Эти причины достаточно очевидны и могут быть представлены просто логической цепочкой:

- абоненты УПАТС оценивают качество ее функционирования по реальным показателям качества обслуживания вызовов и передачи информации, зависящим не столько от характеристик коммутационного оборудования, сколько от ее стыка с местной телефонной сетью;

- формируемое же мнение о качестве работы УПАТС распространяется именно на коммутационное оборудование и, в конечном итоге, на всю продукцию соответствующего производителя.

Одна из причин, обусловивших практическую реализацию рассматриваемого варианта, заключается, очевидно, в стремлении руководства предприятия и, отчасти, Администрации местной сети свести к минимуму совокупность работ, связанных с установкой цифровой УПАТС. Действительно, реализация интерфейса УПАТС с РАТС по трехпроводным СЛ позволяет фактически ничего ни делать на стороне РАТС, исключая ситуации, когда число линейных комплектов должно быть увеличено.

Если концепция "наложенной" сети для ГТС была утверждена на уровне Министерства связи и стала обязательным принципом внедрения цифрового коммутационного оборудования, то применительно к УПАТС подобных нормативных документов не существует.

Включение цифровой УПАТС в аналоговые РАТС имеет ряд недостатков, наиболее существенные из которых будут проявляться по мере эволюции местных сетей. Складывающаяся ситуация напоминает чем-то историю с разработкой собственной системы многочастотной сигнализации вместо использования стандартизованной МСЭ системы R2. Последствия такого решения сначала имели только один результат: по своим характеристикам отечественная система сигнализации несколько уступала системе R2 в части достоверности передаваемых сигналов и длительности отдельных этапов установления соединения.

Когда началась закупка импортных цифровых АТС пришлось адаптировать их аппаратно-программные средства под отечественную систему сигнализации, хотя в начале этого процесса было бы разумнее переделать существующие координатные АТС под систему R2. Работы по адаптации неизбежно привели к росту стоимости импортного коммутационного оборудования. В настоящее время новая проблема возникла при разработке концепции создания национальной сети связи с подвижными объектами. Реализация одной из основных функций такой сети, называемой в англоязычной технической литературе "Roaming" (этот вопрос будут рассмотрен в разделе 4.6) возможна на аналоговой сети только при использовании системы сигнализации R2. Поскольку координатные АТС, использующие отечественную многочастотную систему сигнализации, будут использоваться еще не одно десятилетие, связистов, вероятно, ждут еще и другие последствия принятого много лет назад системного решения.

Сейчас достаточно сложно оценить все последствия включения цифровых УПАТС по трехпроводным СЛ. На начальном же этапе внедрения цифровых УПАТС наиболее ощутимым недостатком используемого варианта ее включения в ГТС является повышенное затухание на участке: терминал пользователя - РАТС.

Вероятно административное регулирование принципов включения цифровых УПАТС в местные телефонные было бы, в конечном счете, разумным решением для поставщика УПАТС, ее покупателя и Администрации местной телефонной сети.

Еще один аспект применения цифровых УПАТС связан с планом нумерации. Обычно для выхода с УПАТС на ГТС или СТС используется префикс, состоящий из одной или более цифр. После набора префикса в старых типах УПАТС вызывающий абонент получал второй сигнал "Ответ станции", уведомляющий его о наличии свободной СЛ для выхода на местную телефонную сеть. Для унификации абонентских процедур в качестве такого префикса для новых типов УПАТС рекомендуется цифра "9" [2]. При установке цифровой УПАТС второй сигнал "Ответ станции" может не подаваться, если такое решение не представляется неудобным с точки зрения абонентов.

4.3.2. Перспективные системно-сетевые концепции

В данном разделе рассматриваются варианты включения цифровых УПАТС на ГТС. Особенности сельской электросвязи на принципы применения цифровых УПАТС практически не влияют.

С точки зрения принципов "наложенной" сети наиболее неудачный вариант применения цифровой УПАТС - это ее внедрение на полностью аналоговой ГТС. Этот случай представлен как вариант (а) на рисунке 4.7. Этот же вариант может встречаться и на ГТС, состоящей из аналоговых и цифровых РАТС. Примерами подобной ситуации могут служить:

- невозможность по каким-либо причинам организовать цифровой тракт между УПАТС и цифровой РАТС, имеющей на рисунке 4.7 номер 2;

- желание руководства УПАТС сохранить прежнюю нумерацию и/или Администрации ГТС подключить УПАТС к ближайшей РАТС.

Рассматриваемый вариант подразумевает подключение УПАТС посредством стандартного ИКМ-тракта с установкой оборудования аналого-цифрового преобразования в помещении РАТС.

Более перспективным вариантом является включение, показанное на рисунке 4.7 как сценарий (б). По мере появления на РАТС2 аппаратно-программных средств ОКС, функциональных возможностей ЦСИО и других перспективных технологий абоненты цифровой УПАТС могут получать современные услуги электросвязи в тех же пределах, что и абоненты опорной коммутационной станции.

Вариант (в) на рисунке 4.7 иллюстрирует ситуацию, когда все РАТС гипотетической ГТС являются цифровыми. Но отличие между цифровыми коммутационными станциями заключается в том, что система общеканальной сигнализации, услуги ЦСИО и т.п. реализованы только на РАТС2. Такое положение может сложиться, например, при условии, что РАТС1 и РАТС3 принадлежат к другому (нежели РАТС2) типу коммутационного оборудования.

По мере оснащения всех РАТС аппаратно-программными средствами, поддерживающими современные услуги электросвязи, цифровые УПАТС могут быть включены в ближайшие коммутационные станции местной телефонной сети.

Иногда одно предприятие обслуживает несколько УПАТС. В этом случае создается сеть УПАТС. Принципы построения такой сети и ее взаимодействия с ТФОП изложены в следующем разделе.