5.2.1. Основные принципы построения ЦСИО

5.2.2. Перспективы развития узкополосной ЦСИО

5.2.1. Основные принципы построения ЦСИО

Концепция ЦСИО, определенная рекомендациями МСЭ серии I [17], предполагает:

- стандартизацию услуг и видов обслуживания, предоставляемых абонентам, с той степенью детализации, которая обеспечивает совместимость терминалов при международной связи;

- стандартизацию ограниченного числа интерфейсов пользователь-сеть, посредством которых обеспечивается доступ к услугам ЦСИО;

- стандартизацию функциональных возможностей, необходимых как для поддержки услуг интегрального обслуживания, так и для для взаимодействия с другими сетями.

С учетом этих аспектов МСЭ в рекомендациях серии I определяет ЦСИО как "Сеть, являющуюся развитием цифровой телефонной сети типа ИЦС, обеспечивающую полностью цифровые соединения между оконечными устройствами для поддержки широкого спектра речевых и неречевых услуг, доступ к которым осуществляется через ограниченный набор стандартизованных многофункциональных интерфейсов".

Понятие "пользователь" в терминологии ЦСИО практически заменяет привычное понятие "абонент" по двум причинам. Оно, во-первых, несет более общую смысловую нагрузку и, во-вторых, позволяет подчеркнуть тот факт, что "пользователем ЦСИО" могут являться различные автоматизированные устройства, функционирующие без участия человека.

Услуги ЦСИО принято делить на основные (basic services) и дополнительные услуги (supplementary services). Основные услуги, в свою очередь, подразделяются на две группы. Первая группа – услуги доставки информации (bearer services) – обеспечивает перенос через ЦСИО цифровой информации между интерфейсами корреспондирующих пользователей. Вторая группа – услуги предоставления связи (teleservices) – обеспечивает возможность обмена информацией между пользователями и реализуется совместно техническими средствами ЦСИО и терминального оборудования.

Услуги доставки информации непременно сопровождают услуги предоставления связи, обеспечивая создание в сети определенных условий для обмена информацией, однако они могут иметь и самостоятельное значение, когда пользователь не информирует сеть о нужном ему виде связи, а лишь запрашивает соединение с нужными характеристиками. Если, например, в распоряжении пользователя имеется адаптер, согласованный с интерфейсом ЦСИО и обеспечивающий ввод в канал связи сразу нескольких разных цифровых потоков с относительно небольшими скоростями, то для организации связи с другим пользователем, имеющим такой же адаптер, требуется услуга доставки информации.

Дополнительные услуги самостоятельно не предоставляются, они используются в сочетании с той или иной основной услугой, расширяя возможности и повышая удобства пользования этой услугой.

Все услуги ЦСИО могут быть детально специфицированы с помощью так называемых атрибутов. Такой метод получил название статического описания услуги. Существует, также, и динамический метод описания услуги, реализуемый, чаще всего, соответствующими SDL-диаграммами. С помощью атрибутов пользователь ЦСИО информирует сеть о характере необходимой ему услуги. Используя модель взаимодействия открытых систем, МСЭ рекомендует выделять атрибуты нижних (с первого по третий) и верхних (с четвертого по седьмой) уровней.

Доступ оконечных абонентских устройств пользователя к ЦСИО осуществляется в точке со стандартизованными электрическими и логическими характеристиками. Принципиально важная особенность организации доступа пользователя к ЦСИО состоит в том, что упомянутая точка доступа и, следовательно, физические устройства, формирующие стандартизованный интерфейс пользователь-сеть, располагаются в непосредственной близости от мест размещения терминалов пользователя, то есть в занимаемом им помещении или здании.

Функциональная схема организации доступа терминалов пользователя к станционным устройствам ЦСИО приведена в верхней части рисунка 5.8. Прямоугольниками изображены функциональные блоки оборудования, размещаемого у пользователя и на коммутационной станции. Каждый из показанных блоков не обязательно должен быть воплощен в отдельной конструктивной единице – конкретные аппаратурные реализации могут предусматривать объединение двух или нескольких смежных функциональных блоков в одной конструкции.

На рисунке 5.8 показано семь типов функциональных блоков и пять видов интерфейсов:

- TE1 – терминал (первого типа) со стыковыми характеристиками, отвечающими стандартам МСЭ по ЦСИО;

- TE2 – терминал (второго типа) со стыковыми характеристиками, отвечающими другим стандартам;

- TA – терминальный адаптер, преобразующий стыковые характеристики TE2 в стыковые характеристики ЦСИО;

- NT1, NT2 – сетевые окончания оборудования пользователя; NT2 выполняет функции сопряжения терминалов с сетью, в том числе (если нужно), функции концентрации и/или коммутации в оборудовании пользователя, а NT1 обеспечивает электрическую связь оборудования пользователя со станционным оборудованием по физической линии;

- LT – линейное окончание станционного оборудования, выполняющее функции, аналогичные функциям NT1;

- ET – станционное окончание, по функциям 1-го уровня аналогичное NT2;

- R – интерфейс между TE2 и TA (число таких интерфейсов определяется типами TE2, используемыми в ЦСИО);

- S – четырехпроводный интерфейс пользователь-сеть, через который терминалы пользователя стандартным образом взаимодействуют с ЦСИО;

- T – стандартизованный интерфейс, аналогичный S-интерфейсу (T-интерфейс может быть групповым, то есть общим для нескольких S-интерфейсов);

- U – интерфейс между NT1 и LT, включающий в себя физическую линию;

- V – интерфейс между LT и ET, аналогичный T-интерфейсу (может быть групповым для нескольких T-интерфейсов).

Ключевыми интерфейсами ЦСИО можно считать эталонные точки S и T. Поскольку их характеристики практически идентичны во многих работах используется обозначение S/T. В каждом таком интерфейсе реализуется определенная структура доступа пользователя к сети. Обязательным элементом структуры является дуплексный цифровой канал, используемый для передачи служебной (сигнальной) информации; он именуется D-каналом. Этот же канал может, кроме того, служить для передачи телеметрической информации, а также любой другой информации пользователей в режиме коммутации пакетов. Часть сигнальной информации D-канала используется станцией для коммутации, а часть передается через ЦСИО средствами системы межстанционной сигнализации.

Помимо D-канала структура доступа пользователя к сети предусматривает некоторое количество дуплексных цифровых каналов, предназначенных исключительно для передачи информации пользователей. В узкополосной ЦСИО эти каналы обеспечивают передачу информации со скоростью 64 кбит/с и называются B-каналами. Через сеть информация, содержащаяся в B-каналах, переносится с использованием сетевых средств коммутации и передачи либо в режиме коммутации каналов, либо в режиме коммутации пакетов.

Для узкополосной ЦСИО стандартизованы две структуры доступа – основная и на первичной скорости. Основная структура имеет вид 2B+D, причем D-канал имеет скорость передачи 16 кбит/с. Структура доступа на первичной скорости имеет вид 30B+D, но скорость передачи по D-каналу составляет 64 кбит/с.

Терминалы пользователей подключаются к S-интерфейсу с помощью четырехпроводной шины, число терминалов может быть больше числа каналов в интерфейсе. Основная структура доступа, например, допускает подключение к шине S-интерфейса до 8 терминалов. Существенно, что при этом обеспечивается полная свобода в отношении типов терминалов. Они могут быть как однотипными, так и разнотипными. Терминалы в одном интерфейсе могут принадлежать либо одному, либо нескольким разным абонентам; пользователь может произвольно менять по своему усмотрению количество и типы терминалов, подключенным к шинам S-интерфейса.

Как уже было сказано, для управления операциями по предоставлению связи любому терминалу, подключенному к шине S-интерфейса, используется D-канал. По нему передается информация, на основе которой терминалу предоставляется необходимый для запрашиваемой связи ресурс интерфейса и осуществляется управление ресурсами сети для создания в ней сквозного соединения (физического или виртуального) между вызывающим и вызываемым S-интерфейсами. Процесс управления созданием коммутируемой связи между терминалами пользователей ЦСИО предусматривает выполнение абонентским и станционным оборудованием функций трех нижних уровней модели взаимодействия открытых систем.

Первый уровень объединяет в себе функции, обеспечивающие использование физической среды для создания, поддержания и нарушения соединений физического уровня, то есть условий, в которых обеспечивается передача битов. Второй уровень использует эти соединения для образования в D-канале звеньев, то есть прямых участков связи терминалов и станционных устройств по D-каналу. Этот уровень обеспечивает управление доступом к каналу и упорядоченную передачу по нему служебных данных в виде стандартным образом оформленных кадров с применением помехоустойчивого кодирования. Третий уровень формирует и обрабатывает служебную информацию управления коммутируемыми связями, заполняющую кадры второго уровня, используя звенья для передачи этой информации от пользователя к станции и от станции к пользователю.

Если, например, требуется установить связь в режиме коммутации каналов между терминалом, включенным в определенный S-интерфейс, и терминалом, включенным в другой S-интерфейс, пользователь первого из этих терминалов производит соответствующие действия на панели управления терминала. В результате этих действий образуется запрос связи в виде набора данных, на основе которых сеть может предоставить нужные для связи средства, произвести выбор пути между вызывающим и вызываемым S-интерфейсами и обеспечить предоставление B-канала терминалам в том и в другом интерфейсе. Указанный набор данных используется для формирования сигнальных сообщений, которые передаются в сеть по D-каналу в последовательности, определяемой алгоритмом управления соединением, причем этот алгоритм включает в себя также и передачу обратных сообщений (от сети к вызывающему терминалу и от вызываемого терминала к сети).

Узкополосная ЦСИО является результатом эволюции цифровой телефонной сети; значительная часть имеющихся в этой сети технических средств и функциональных возможностей оказывается необходимой и для обеспечения интегрального обслуживания пользователей. Прежде всего, это те средства, которые обеспечивают предоставление пользователям услуг доставки информации, то есть создание в сети коммутируемых соединений с характеристиками, отвечающими требованиям пользователя. Эти требования формулируются в запросе связи с помощью атрибутов нижних уровней. Возможности цифровой телефонной сети гарантируют создание цифровых соединений в режиме коммутации каналов со скоростью передачи информации 64 кбит/с, в дальнейшем сеть должна достраиваться средствами коммутации пакетов. Далее, это те средства телефонной сети, которые обеспечивают межстанционную сигнализацию по ОКС. Имеющиеся в системе сигнализации N 7 средства при образовании ЦСИО должны быть сразу же дополнены двумя подсистемами – подсистемой пользователя ЦСИО (ISUP) и подсистемой управления сигнальными соединениями (SCCP). Эти подсистемы расширят возможности межстанционной сигнализации телефонной сети до степени, необходимой для реализации функций ЦСИО, в том числе, для переноса через сеть ОКС низкоскоростной информации пользователей в режиме коммутации пакетов. Наконец, это те средства цифровой телефонной сети, с помощью которых реализуются дополнительные услуги; в условиях ЦСИО указанные средства также должны достраиваться новыми модулями, расширяющими перечень дополнительных услуг.

Помимо перечисленных сетевых средств и возможностей для реализации функций ЦСИО в цифровую телефонную сеть потребуется ввести:

- упоминавшиеся выше средства формирования интерфейсов пользователь-сеть;

- средства сопряжения с другими сетями связи;

- средства обеспечения услуг предоставления связи;

- дополнительные средства системы технического обслуживания.

Необходимо отметить, что предложенная МСЭ концепция ЦСИО не связана построением некой новой цифровой сети. Более того, ЦСИО, в границах привычных понятий, самостоятельной сетью не является, так как использует общие с телефонной сетью средства распределения информации. Это утверждение можно проиллюстрировать с помощью фрагмента сети, показанного в нижней части рисунка 5.8. Второе назначение этой части рисунка заключается в иллюстрации возможных вариантов размещения функциональных блоков ЦСИО по физическим элементам сети.

Спрос на услуги ЦСИО сформировался в среде абонентов, относящихся к деловому сектору. По этой причине среди всех типов коммутационных станций услуги ЦСИО первоначально были реализованы в цифровых УПАТС [18]. Подобная УПАТС и показана на рассматриваемом рисунке.

В подавляющем большинстве случаев услугами ЦСИО будет пользоваться существенно меньшая доля абонентов УПАТС по сравнению, например, с группой абонентов, которая ориентируется на традиционные услуги телефонной связи. С этой точки зрения на рисунке 5.8 подключаемое к УПАТС оконечное оборудование разделено на две большие группы: терминалы ЦСИО и аналоговые терминалы. Один из возможных вариантов размещения функциональных блоков в физических элементах ЦСИО заключается в реализации TE1 (или TE2 с TA), NT2 и NT1 в виде единого устройства. В этом случае такое устройства посредством U-интерфейса соединяется с линейным окончанием LT, которое вместе со станционным окончанием ET входит в состав оборудования УПАТС.

УПАТС устанавливает соединения для обеих групп абонентов через единое коммутационное поле. Организация взаимодействия с опорной коммутационной станцией может осуществляться различными способами. В последнее время наметилась тенденция организовывать этот доступ через универсальный интерфейс, именуемый в рекомендациях МСЭ и ETSI стыком V5.1 [19].

Основные аспекты создания ЦСИО достаточно хорошо изложены в технической литературе [20 – 23]. По этой причине оставшаяся часть данного параграфа посвящена проблеме организации ЦСИО в масштабе одной местной сети и на уровне междугородной сети. Такая задача возникает как следствие низкой цифровизации ТФОП и отсутствия в эксплуатируемых цифровых коммутационных станциях перечисленных выше аппаратно-программных средств, необходимых для поддержки услуг ЦСИО.

Для анализа возможных вариантов решения рассматриваемой проблемы будет использована гипотетическая модель ТФОП, представленная на рисунке 5.9. Показанные в овалах фрагменты и их совокупность могут трактоваться как сети различного уровня иерархии. Использованная модель в целом может рассматриваться и как сеть всей страны, и как региональная сеть, включающая одну или более зон ВСС РФ.

Основная идея показанной на рисунке 5.9 модели заключается в организации ЦСИО как "наложенной" сети. На первом этапе построения ЦСИО наложенная сеть может формироваться на базе одной коммутационной станции, способной поддерживать услуги интегрального обслуживания. Место положения этой коммутационной станции названо (на рисунке 5.9) центральным фрагментом наложенной интегральной сети. Основу этого фрагмента составляют:

- собственно цифровая коммутационная станция, способная поддерживать услуги ЦСИО;

- сетевой узел на базе ЦКУ или МВК, функции которого заключаются в установлении полупостоянных соединений коммутационной станции с концентраторами и мультиплексорами ЦСИО;

- земная станция ССС, предназначенная для организации цифровых трактов в тех случаях, когда использование кабельных или радиорелейных линий невозможно или нецелесообразно.

Четыре другие фрагмента ЦСИО образуют звездообразную топологию сети интегрального обслуживания. Эти фрагменты имеют следующие специфические особенности:

- первый фрагмент реализован на базе концентратора ЦСИО, который подключается к коммутационной станции посредством цифровых спутниковых каналов;

- второй фрагмент подразумевает использование мультиплексора основного доступа [20], подключаемого к коммутационной станции проводными средствами связи;

- третий фрагмент также реализован на базе мультиплексора основного доступа, но пучок СЛ, соединяющий его с коммутационной станцией, организован через спутник;

- четвертый фрагмент аналогичен центральному, так как его основу составляет коммутационная станция, поддерживающая услуги ЦСИО.

Такой подход к созданию ЦСИО на начальном этапе ее формирования намечен к реализации во многих странах [24, 25]. Хотя подобные проекты имеют определенные отличия, общей идеей безусловно является широкое использование ССС. Необходимость применения ССС обусловлена тем, что уровень цифровизации первичной сети далеко не всегда соответствует требованиям ЦСИО. Потенциальная возможность их широкого применения на дальнейших этапах формирования ЦСИО обусловлена такими перспективами развития ССС как, например, использование некларковских спутников и обработка информации бортовыми системами [25].

Применительно к районированной ГТС рассмотренная выше модель конкретизирована на рисунке 5.10, где показаны три цифровых и две аналоговые РАТС. Модель ГТС – в отличие от предыдущего варианта – опирается на две коммутационные станции (РАТС3 и РАТС4), поддерживающие услуги ЦСИО. Хотя РАТС5 является цифровой коммутационной станцией, она не обслуживает абонентов ЦСИО. Такое предположение допустимо по ряду причин: отсутствие в составе РАТС5 линейного и станционных окончаний, использование системы сигнализации, отличной от требуемой для ЦСИО и т.п.

Характерная особенность организации ЦСИО на аналого-цифровых местных сетях заключается в том, что ко всем СУ, на территории которых расположены аналоговые РАТС, подведены цифровые тракты. Такое положение, следующее из выполнения правил внедрения цифрового коммутационного оборудования, существенно упрощает задачу реализации ЦСИО. Для связи концентраторов или мультиплексоров с цифровыми коммутационными ЦСИО достаточно произвести процедуры выделения цифровых трактов в соответствующих СУ.

Топология ЦСИО, образованная изложенным выше способом, будет существенно отличаться структуры ГТС. По мере реализации на цифровых коммутационных станциях функций ЦСИО (РАТС5) и замены аналоговых АТС (РАТС3 и РАТС4) структуры обеих сетей будут унифицироваться.

5.2.2. Перспективы развития узкополосной ЦСИО

Для того, чтобы сформулировать ведущие тенденции развития узкополосной ЦСИО, необходимо проанализировать множество технических и экономических факторов. Один из возможных вариантов систематизации этих факторов заключается в следующем подходе:

- анализ преимуществ и недостатков узкополосной ЦСИО с точки зрения абонентов (пользователей), Администрации связи и производителей оборудования электросвязи;

- сравнение технических характеристик ЦСИО и совокупности специализированных (вторичных) сетей, определяющих, в конечном счете, экономические показатели системы электросвязи;

- изучение специфических особенностей ВСС РФ, способствующих и препятствующих реализации ЦСИО как логического этапа эволюции национальной ТФОП.

Сравнение ЦСИО с существующими сетями, приведенное в ряде публикаций сторонниками идеи интегрального обслуживания, ее противниками и специалистами, стремящимися остаться объективными экспертами, имеет несколько специфических оттенков. Наиболее существенный, с точки зрения автора, аспект этого сравнительного анализа может быть проиллюстрирован в терминах математики. Существующие вторичные сети созданы достаточно давно; они, таким образом, могут моделироваться стационарным процессом. Развитие ЦСИО, в таких понятиях, может рассматриваться только как переходный процесс. Численные характеристики таких процессов в математическом анализе, как правило, обрабатываются раздельно. Безусловно, что Omne simile claudet (всякое сравнение хромает), но все же такие аргументы как, например, процент пользователей ЦСИО среди абонентов ТФОП или уровень тарифов вряд ли целесообразно использовать для оценки дальнейших перспектив реализации концепции интегрального обслуживания.

Привлекательность ЦСИО с точки зрения абонентов заключается в трех основных моментах:

- сам факт интегрального обслуживания, значительно расширяющий функциональные возможности пользователей;

- потенциальное снижение затрат на услуги электросвязи в целом;

- возможность применения перспективного терминального оборудования, относящегося к классу Multimedia.

Если первое утверждение достаточно хорошо изложено в технической литературе [20 – 23], касающейся ЦСИО, то два последних момента целесообразно прокомментировать.

Вероятное снижение затрат абонента на услуги электросвязи обусловлено двумя группами причин. Во-первых, одна сеть, предоставляющая широкий спектр услуг, способна обеспечить более низкие тарифы, чем суммарные тарифы нескольких сетей, поддерживающих, в совокупности, такие же функциональные возможности. Во-вторых, повышение скорости передачи дискретной информации при переходе от аналогового канала к цифровому существенно снижает время занятия ресурсов сети, которое, в свою очередь, определяет величину оплаченного трафика и, следовательно, затраты абонента на получение услуг электросвязи.

Возможность подключения терминалов Multimedia будет, вероятно, в самое ближайшее время определять перспективность сети электросвязи. Если концепция ЦСИО ориентирована, по определению, на интегральный доступ к сетевым ресурсам, то основная идея Multimedia заключается в объединении различных типов оконечного оборудования в единый многофункциональный терминал. Многие ведущие производители оборудования электросвязи начали активную деятельность на рынке систем Multimedia [14].

Терминалы Multimedia можно, в самом общем виде, рассматривать как мощный персональный компьютер, дополненный аппаратными и программными средствами передачи речи и видеоинформации. При установлении соединения между терминалами Multimedia на дисплее каждого компьютера появляется – в режиме "окна" – изображение абонента, а остальная часть экрана может быть занята демонстрируемыми документами, графиками или иной информацией. Одновременно устанавливается и разговорный тракт, обеспечивающий возможность пояснения демонстрируемой или передаваемой информации как с помощью микротелефонной трубки, так и посредством устройств громкоговорящей связи.

Одновременная передача речи, видеоинформации и других сообщений требует занятия двух B-каналов, а сложные протоколы функционирования терминалов Multimedia могут быть поддержаны только системой сигнализации по D-каналу. По этой причине распространение этого нового поколения терминалов будет, в значительной степени, определяться темпами реализации услуг ЦСИО.

Использование терминалов Multimedia открывает, фактически, новые возможности в организации труда во многих сферах человеческой деятельности. Максимальный эффект технология Multimedia принесет, по всей видимости, в области обработки информации. Интерес к системам Multimedia настолько велик, что известное (по англоязычной аббревиатуре IEEE) сообщество специалистов по электротехнике, электронике и связи объявило об издании с февраля 1994 года специального журнала IEEE Multimedia Magazine [26].

Абоненты – наряду с преимуществами ЦСИО – могут ощущать и определенные неудобства, присущие интегральному обслуживанию. Отрицательные черты ЦСИО заключаются, в большей степени, в объективно существующей сложности применения новой техники. Это отрицательное последствие ЦСИО может сглаживается при реализации аппаратно-программных средств терминального и сетевого оборудования с учетом человеческих факторов [27].

Сравнение технических характеристик ЦСИО и вторичных сетей, ориентированных на ограниченный спектр услуг, – достаточно сложная задача. Ее решение во многом упирается в проблему выбора критериев сравнения сетей. Анализ поставленной проблемы не входит в круг вопросов, рассматриваемых в данной монографии. Поэтому далее производится качественное сравнение основных услуг электросвязи, при их реализации в рамках ЦСИО, и специализированной сетью. Подобный подход использован, например, в [28], откуда заимствован ряд приведенных ниже примеров.

Среди новых возможностей ЦСИО, касающихся телефонной связи, целесообразно выделить два аспекта. Во-первых, полностью цифровой дуплексный тракт существенно улучшает качество передачи речи, что, свою очередь обеспечивает возможность эффективного использования громкоговорящих терминалов. Такие терминалы позволяют вести телефонный разговор с положенной микротелефонной трубкой, освобождая, таким образом, руки абонента. На профессиональном сленге подобные устройства именуются "Hands free", переводимое, буквально, как "свободные руки". Во-вторых, в ЦСИО введена совершенно новая услуга, заключающаяся в передаче речевого сигнала с полосой 7 кГц. Эта функциональная возможность обеспечивает более естественную передачу голоса. Судя по той активности, с которой разрабатывался соответствующий стандарт в XVIII ИК бывшего МККТТ, услуга по передаче речи с полосой 7 кГц в ОЦК представляет значительный интерес для пользователей ЦСИО.

Скорость обмена данными через ТФОП или в специализированных сетях ПД ограничена, по крайней мере, параметрами аналоговых АЛ. Современные модемы обеспечивают скорость обмена данными величиной 9,6 или, в ряде случаев, 19,2 кбит/с. Использование ОЦК для ПД означает более чем шестикратное снижение времени, необходимого для передачи информации. Такой результат имеет двоякий эффект. Во-первых, значительно уменьшается величина трафика, что весьма существенно при передаче больших объемов данных. Во-вторых, быстрый обмен данными открывает новые возможности в организации различных информационных процессов.

Использование факсимильных аппаратов четвертой группы позволяет передавать одну страницу формата А4 за две-три секунды. За счет установления между корреспондирующими терминалами чисто цифрового тракта улучшается качество факсимильных изображений. Эти же две причины (чисто цифровой тракт и высокая скорость передачи) существенно расширяют возможности Видеотекса.

Цифровые видеотелефонные терминалы могут обеспечивать передачу изображений с качеством, которое существенно превышает уровень, обеспечиваемый аналоговой техникой. Первоначально этот вид услуг в рамках узкополосной ЦСИО многими экспертами не рассматривался как существенный с коммерческой точки зрения. Это объяснялось, в основном, тем, что полоса пропускания ОЦК не может обеспечить передачу сигнала, содержащего закодированное в цифровом виде изображение. По этой причине услуги, касающиеся передачи движущихся изображений, изучались, преимущественно, в рамках широкополосной ЦСИО. Значительные успехи в области сжатия видеоисигналов [29] изменят, по всей видимости, мнение об эффективности услуг, относящихся к видеотелефонной связи.

Ожидается, что некоторые группы абонентов сети арендованных каналов при разумной тарифной политике могут предпочесть услуги ЦСИО. Тем более, что организация полупостоянных соединений – одна из услуг, поддерживаемых ЦСИО. Очевидно, что те абоненты, которые арендовали канал исключительно для организации между терминалами чисто цифрового тракта, являются потенциальными пользователями ЦСИО.

Приведенное сравнение ЦСИО со специализированными сетями электросвязи следует рассматривать только как ряд качественных соображений. Сравнительный анализ должен сопровождаться технико-экономическими расчетами, методика проведения которых, по имеющимся у автора сведениям, еще не разработана. Интересный подход к оценке экономической эффективности ЦСИО предложен, например, в [30]. Упомянутая методика может, вероятно, использоваться и в отечественной практике, но это предложение требует анализа ряда факторов, выходящих за рамки данной монографии.

Специфика системы электросвязи в России, существенная с точки зрения организации ЦСИО, заключается в том, что в масштабе страны существуют только две диалоговые сети: телефонная и телеграфная. Сети ПД с коммутацией пакетов находятся в стадии формирования, и этот процесс может оказаться достаточно длительным. Второй важный аспект, существенный с точки зрения потенциального рынка ЦСИО, заключается в том, что происходящие в экономике России процессы почти мгновенно сформировали уровень спроса на услуги электросвязи, соответствующий развитой стране. Этот спрос, безусловно, порожден существенно меньшей группой пользователей, чем, скажем, суммарное число абонентов ТФОП. С другой стороны, уровень информационного обслуживания этой группы пользователей будет, в значительной мере, определять эффективность системы управления в экономике.

Все варианты создания сети электросвязи для группы абонентов, нуждающихся в самом современном информационном обслуживании, могут быть сведены к трем укрупненным сценариям.

Первый сценарий основан на том, что стопроцентной уверенности в успешном продвижении ЦСИО на рынке телекоммуникаций нет. Сети ПД с коммутацией пакетов успешно работают во многих странах. По этой причине для рассматриваемой группы абонентов целесообразно создать цифровую коммерческую сеть, состоящую, фактически из двух сетей: телефонной и ПД. Такой прагматический подход гарантирует, по всей видимости, минимальный риск, связанный с реализацией цифровой коммерческой сети.

Второй сценарий базируется на создании цифровой коммерческой сети, предоставляющей услуги ЦСИО для передачи всех видов информации: речи, данных, факсимильных сообщений и т.п. Такое решение может оказаться оптимальным, если большинство пользователей будет ориентироваться на применения терминалов Multimedia. Риск, присущий такому решению, может быть оценен только в результате тщательной исследовательской работы.

Третий сценарий представляет собой разумный компромисс между между двумя предыдущими подходами. Не исключено, что третий сценарий может потребовать максимальных затрат на практическую реализацию. Но, скорее всего, именно этот сценарий будет положен в основу цифровой коммерческой сети, создание которой намечено Министерством связи России.

Отсутствие в России общегосударственной сети ПД позволяет считать, что потенциальный рынок ЦСИО превосходит величины, прогнозируемые для развитых стран. А эти прогнозы, в свою очередь, претерпели существенные изменения по сравнению с оптимистическими результатами, опубликованными на начальном этапе создания ЦСИО. Интересно отметить, что ожидаемые темпы роста числа пользователей ЦСИО различны для стран, сети электросвязи которых характеризуются примерно одинаковыми показателями. Это можно проиллюстрировать на рисунке 5.11 [31], на котором показаны прогностические кривые роста ЦСИО во Франции, Германии и Великобритании.

Один из последних прогнозов, приведенный в [32], оценивает долю пользователей ЦСИО в общей емкости ТФОП как 1 – 3 процента в ближайшие несколько лет. По мере падения цен на оборудование и тарифов на услуги ЦСИО, прогнозируемая величина возрастет, но ожидаемый рост не оценивался. В развитых странах Европы к концу 1993 года доля пользователей ЦСИО составила около 1 процента [33]; в 1986 году эта величина оценивалась на уровне пяти процентов. Среди абонентов делового сектора доля пользователей ЦСИО будет, конечно, существенно выше. В Японии к 1996 году число пользователей ЦСИО среди абонентов делового сектора оценивается на уровне 20 – 30 процентов [32]. Определенный оптимизм в отношении ЦСИО поддерживается достаточно неожиданными сферами ее применения. Например, в ряде стран со специфическими климатическими и географическими условиями разрабатываются проекты широкого применения ЦСИО для организации медицинского обслуживания [34].

На основе приведенных выше качественных соображений можно считать, что для реализации ЦСИО в России складываются благоприятные условия. Но все изложенные факторы свидетельствуют только о наличии потенциального спроса на услуги ЦСИО. Для практической реализации сети существует достаточно много препятствий, обусловленных, в первую очередь, уровнем развития первичной и телефонной сетей.

Изложенные выше соображения позволяют сформулировать вероятные тенденции развития узкополосной ЦСИО в России в виде следующих тезисов:

- организация цифровой коммерческой сети, абонентам которой будут предоставляться услуги ЦСИО;

- рост числа пользователей в рамках цифровой коммерческой сети, которое будет сопровождаться расширением спектра предоставляемых услуг;

- предоставление услуг ЦСИО для абонентов ТФОП, осуществляемое по мере ее цифровизации, падения цен на терминальное оборудование и снижения тарифов;

- постепенная эволюция цифровой коммерческой сети в направлении создания широкополосной ЦСИО, краткий анализ реализации которой приведен в следующем разделе.

Национальная ЦСИО (за исключением, возможно, темпов и сценария реализации) должна строиться как с соблюдением международных стандартов, так и с учетом практики, апробированной Администрациями связи развитых стран.