4.1. Указатели административных блоков AU-n

4.2. Указатель транспортного блока TU-3

4.3. Указатель транспортного блока TU-12

4.1. Указатели административных блоков AU-n

Указатели AU-n подразделяются на AU-3 и AU-4. Рассмотрим указатель PTR AU-4, который чаще всего применяется для передачи. Его структура представлена на рисунке 1.40. Указатель AU-4 представлен байтами Н1, Н2.

Флаг новых данных NDF (New Data Flag) может иметь два состояния: 1001 и 0110. Первое состояние указывает на возможность изменения указателя. Второе состояние указывает на невозможность изменения указателя. Из пяти бит D или < минимум три бита должны приниматься с инверсией, т.е. с противоположным состоянием в случае подстройки указателя. Биты SS имеют состояние "10" для AU-4, AU-4-Xc, AU-3. В случае применения сцепления (последовательного или виртуального) значения бит SS могут быть изменены, что в настоящее время не специфицируется.

Рисунок 1.40. Структура указателя PTR AU-4

Рисунок 1.40. Структура указателя PTR AU-4

N – биты флага новых данных NDF; S – биты идентификатора типа AU-n; I – биты сообщения об увеличении значения PTR на единицу; D – биты сообщения об уменьшении значения PTR на единицу

Три байта Н3 и три байта, примыкающие к байтам Н3 справа используются для процедур согласования скоростей. Адресуемое пространство PTR AU-4 составляет в 10 разрядном коде число от 0 до 1023, что недостаточно для идентификации по байтам начала нагрузки VC-4 в AU-4, т.к. число байт AU-4 составляет 2349 (261´ 9). По этой причине идентификатор PTR используется для триад байтов 783 = 2349:3. Адресуемое пространство составит 0…782 для триад байт AU-4 (рисунок 1.41).

Процедуры согласования скоростей в AU-4 необходимы для компенсации изменения фазы VC-4 по отношению к AU-4, что обусловлено различием тактовых частот VC-4 и AU-4, образующихся по различным причинам (изменение длины пути, дрейф частот задающих генераторов и т.д.). Согласование скоростей связано с изменением значений указателей PTR, которые могут возрастать или уменьшаться на единицу. На рисунках 1.42 и 1.43 демонстрируются процедуры изменений указателей при подстройке под фазу VC-4.

Рисунок 1.41. Адресуемое пространство указателя PTR AU-4 (0…782)

Рисунок 1.41. Адресуемое пространство указателя PTR AU-4 (0…782)

1* – байты с единичным заполнением (11111111); Y – байты с заполнением 1001SS11, S-биты не определенные по назначению

Положительное согласование происходит в случае, если частота загрузки VC-4 ниже частоты AU-4. При этом согласовании скоростей байты триады "0" сдвигаются на одну триаду вправо в третьем цикле согласования, а в 4-ом цикле согласования значение PTR AU-4 увеличивается на "1".

Отрицательное согласование происходит в случае, если частота загрузки VC-4 выше частоты AU-4. При этом согласовании скоростей байты триады "0" сдвигаются на одну триаду влево в третьем цикле согласования, а в 4-ом цикле согласования значение PTR AU-4 уменьшается на "1".

Генерация и интерпретация указателя PTR AU-4 происходит в несколько этапов.

Генерация указателя в передатчике:

  • прохождение нормальных операций обработки данных по размещению VC-4 в AU-4, значение флага новых данных NDF "0110";
  • значение указателя может преобразовываться по одной из операций, перечисленных ниже;

в случае требуемого положительного согласования скоростей VC-4 и AU-4 содержимое указателя передается с инверсией бит I и становится возможным положительное выравнивание последовательности с балластным заполнением информационной триады "0". Последовательность указателя увеличивается на "1". Если значение указателя было 782, то он обнуляется "0".

Рисунок 1.42. Положительное согласование скоростей AU-4 и VC-4

Рисунок 1.42. Положительное согласование скоростей AU-4 и VC-4

После этой операции запрещается изменение указателя (возрастание или понижение) в последующих трех циклах.

В случае требуемого отрицательного согласования скоростей VC-4 и AU-4 содержимое указателя передается с инверсией бит D и становится возможным отрицательное выравнивание последовательности с перезаписью вперед данных VC-4. Значение указателя уменьшается на "1". Если предшествующее значение указателя было "0", то становится равным "782". После этой операции защищается изменение указателя (возрастание или уменьшение) в последующих трех циклах.

Новое значение указателя сопровождается изменением флага новых данных на состояние "1001". Такой флаг передается только в первом цикле нового значения указателя. Полный цикл согласования скоростей AU-4 и VC-4 занимает время 500 мкс.

Рисунок 1.43. Отрицательное согласование скоростей AU-4 и VC-4

Рисунок 1.43. Отрицательное согласование скоростей AU-4 и VC-4

Интерпретация указателя в приемнике:

  • нормальное прохождение операций с указателем, обозначающим начало VC-4 в цикле AU-4;
  • какое-либо отклонение в последовательности значения указателя не может быть пропущено, поскольку это новый адрес на приемной стороне должен быть обработан по одной из трех операций, перечисленных ниже;
  • если в значении указателя инвертированы биты, то это признак положительного согласования и последовательность PTR интерпретируется на единицу больше;
  • если в значении указателя инвертированы биты D, то это признак отрицательного согласования и последовательность PTR интерпретируется на единицу меньше;
  • если NDF интерпретируется как для совпадающего нового указателя один раз, то это является индикацией нового значения указателя в приемнике и также может быть интерпретировано как потеря указателя.

4.2. Указатель транспортного блока TU-3

Структура указателя PTR TU-3 аналогична структуре указателя PTR AU-4 (рисунок 1.40). При этом все биты байт Н1 и Н2 имеют одинаковое с AU-4 назначение. Принципиальные различия PTR AU-4 и TU-3 состоят в образуемом пространстве указателя и использовании в TU-3 одного байта Н3 для отрицательного согласования и байта с адресом "0" для положительного согласования (рисунок 1.44). Указатель PTR TU-3 фиксирует начало цикла загрузки VC-3 в TU-3.

Флаг новых данных и метка типа TU-3 идентичны ранее рассмотренным в AU-4. Также аналогично функционирование PTR TU-3 при отрицательном и положительном согласовании VC-3 и TU-3.

Рисунок 1.44. Адресуемое пространство TU-3

Рисунок 1.44. Адресуемое пространство TU-3

Байты Н1, Н2 – указатель PTR TU-3; байт Н3 – для отрицательного согласования скоростей; байт 0 – для положительного согласования скоростей

Рисунок 1.45. Структура AUG с VC-4 и TU-3

Рисунок 1.45. Структура AUG с VC-4 и TU-3

В случае мультиплексирования трех TU-3 в структуру VC-4 и размещение последней в AU-4 и AUG, функции указателей PTR TU-3 сохраняются без изменений (рисунок 1.45).

4.3. Указатель транспортного блока TU-12

К структуре указателя транспортного блока относятся байты V1, V2, V3, V4 (рисунок 1.46).

Структура указателя PTR TU-12 представлена на рисунке 1.47.

Функции флага новых данных NDF аналогичны ранее рассмотренным для PTR AU-4. Идентификация битами S типа TU-n соответствует: TU-11 (11); TU-12 (10); TU-2 (00).

Адресуемое пространство обозначается битами I, D PTR TU-12 и составляет 0…139 (рисунок 1.46). Это пространство начинается после байта V2. Байт 35 этого адресуемого пространства, предусмотренный после V3, обеспечивает положительное согласование скоростей TU-12 и VC-12.

Пример размещения VC-12 в TU-12 приведен на рисунке 1.48. Отрицательное и положительное согласование скоростей TU-12 и VC-12 проходит аналогично ранее рассмотренному для AU-4. При этом полный цикл согласования занимает 2 мс. На рисунке 1.49 показано одно из возможных состояний нагрузки в ТU-12.

Нарисунке 1.50 представлено состояние флага новых данных NDF TU-12.

Рисунок 1.46. Структура TU-12 с байтами указателя

Рисунок 1.46. Структура TU-12 с байтами указателя

Рисунок 1.47. Структура указателя PTR TU-12

Рисунок 1.47. Структура указателя PTR TU-12

N – биты флага новых данных; S – биты идентификаторы типа TU-n; I – биты сообщения об увеличении значения PTR на единицу; D – биты сообщения об уменьшении значения PTR на единицу. Для индикации сцепки используется состояние бит указателя – 1001SS1111111111

Рисунок 1.48. Адресуемое пространство указателя PTR TU-12

Рисунок 1.48. Адресуемое пространство указателя PTR TU-12

Рисунок 1.49. Пример загрузки VC-12 в TU-12

Рисунок 1.49. Пример загрузки VC-12 в TU-12

Рисунок 1.50. Состояния NDF в TU-12

Рисунок 1.50. Состояния NDF в TU-12