Теоретической основой построения камер цветного телевидения является теория трехкомпонентного цветного зрения. Поэтому в большинстве конструкций ТВ камер применяется несколько передающих трубок. Причем обобщенная функциональная схема передающих камер независимо от их назначения является единой (рисунок 4.3).

Система управления 1 обеспечивает формирование в автоматическом режиме или преобразование в ручном режиме команд и управляющих сигналов для:

  • регулирования параметров отдельных систем камеры в процессе передачи по желанию оператора или при изменении условий передачи, например, диафрагмирование при изменении освещенности;
  • поддержания параметров передающей камеры при ее работе в пределах установленных допусков;
  • настройки камеры и диагностики неисправностей.

Оптическая система 2 предназначена для преобразования светового потока, поступающего от объекта наблюдения, который освещен естественным или искусственным источником света, в один или несколько световых потоков для формирования одного или нескольких цветотделенных изображений на светочувствительных поверхностях преобразователей свет-сигнал. Кроме того, оптическая система позволяет производить дистанционное масштабирование изображений, их фокусировку и диафрагмирование. В оптическую систему встроен специальный диапроектор, с помощью которого осуществляется настройка передающей камеры перед началом ее работы. Оптическая система снабжена также механизмом смены нейтральных светофильтров, управляемым дистанционно.

Система преобразования свет-сигнал 3 преобразует оптические изображения, спроецированные на светочувствительные поверхности, в видеосигналы в процессе развертки и осуществляет их предварительное усиление. В систему преобразования свет-сигнал входят также генераторы строчной и кадровой разверток, обеспечивающие получение пилообразных отклоняющих токов в отклоняющих катушках фокусирующе-отклоняющих систем (ФОС). Кроме того, в данную систему входит устройство коррекции нелинейностей отклонения кадровой и строчной разверток. Здесь же формируются строчные центрирующие токи электромагнитных систем ФОС.

Система обработки видеосигналов 4 предназначена для:

  • коррекции искажений, вносимых оптической системой и системой преобразования свет-сигнал, вследствие отклонения их характеристик от идеальных;
  • преобразования сигналов с целью изменения визуального восприятия или выделения определенных деталей и участков изображения, например, для повышения контрастов объектов, компенсации цветовой температуры источника света;
  • преобразования сигналов с целью обеспечения возможности их использования в коммутаторах, видеомагнитофонах, передачи по линиям связи, например, кодирование по одной из систем цветного телевидения.

Рисунок 4.3. Функциональная схема типовой передающей ТВ камеры

Рисунок 4.3. Функциональная схема типовой передающей ТВ камеры

Система синхронизации 5 обеспечивает временное согласование функционирования всех систем и блоков телекамеры путем обмена синхросигналами, командами, а также при работе камеры совместно с внешними устройствами, в том числе при одновременной работе нескольких телекамер.

Система контроля и индикации 6 предназначена для обеспечения визуального и осциллографического контроля состояния камеры и параметров формируемых ею видеосигналов, а также настройки камеры и диагностики неисправностей. В состав данной системы входят электронный видоискатель, предназначенный для технического контроля изображения в процессе настройки, а также для выбора оператором передаваемого сюжета и плана его показа, осуществления оперативной фокусировки объектива в процессе эксплуатации камеры.

Система электропитания 8 обеспечивает формирование разных стабилизированных напряжений, необходимых для отдельных систем передающей ТВ камеры, из напряжения сети переменного тока или автономного источника постоянного тока.

Система звукового сопровождения и служебной связи 10 совместно с микрофоном 7, установленном непосредственно на камере, и микротелефонной трубкой оператора 9 обеспечивает следующие функции:

  • двустороннюю речевую и командную связь оператора камеры с другими творческими и техническими работниками, участвующими в передаче;
  • формирование сигналов звукового сопровождения;
  • прослушивание оператором сигнала звукового сопровождения транслируемой передачи.